ДОБРО И ЗЛО В ТЕОСОФИИ Е. П. БЛАВАТСКОЙ

Журнал "Митра" № 11 2004 год
Общий раздел - Взгляд на личности

Теософия занимает промежуточное положение между популярным спиритизмом и научным оккультизмом. Это мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн, которое отрицает вторжение духов в человеческий мир и объясняет медиумические явления как действие еще неизвестных нам естественных сил. Вместе с тем, теософия имеет лишь незначительное сходство с другими религиозными и философскими системами. Основные положения теософии заимствованы из азиатских религий. Родоначальницей теософии является Елена Петровна Блаватская, которая пыталась воссоединить мистику буддизма с элементами оккультизма и неортодоксального христианства.

blavat.jpg
Из биографии

Елена Петровна фон Ган-Роттенштерн, дочь русского полковника графа Петра Алексеевича фон Ган, родилась в ночь с 12 на 13 августа 1831 г, в южнорусском городе Екатеринославе. Елена была очень нервным сомнамбулическим ребенком, страдавшим галлюцинациями и истерическими припадками. Она считала себя окруженной существами которые невидимы для других. Говорят, что в детстве она была нелюбезна, сварлива и упряма, но обнаруживала наклонность к мистике. Своими незаурядными психическими способностями она изумляла домашних и друзей. Крайне своевольная, Елена не признавала никаких авторитетов и была наделена разнообразными дарованиями. У нее были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того, была отважной наездницей, совершала верховые прогулки на полуобъезженных лошадях, тонко чувствовала природу.
В 1848 г. Елена Петровна, в восемнадцатилетнем возрасте, вышла замуж за немолодого уже генерала Блаватского, назначенного незадолго до свадьбы вице-губернатором Еревана, но этот брак так и остался фиктивным. Через 3 года он был расторгнут, и г-жа Блаватская отправилась в далекое путешествие.

blavat3.jpg
Блаватская в молодые годы

Последующие 7 лет, по ее словам, она провела у махатм в Гималаях, которые мудры и прозорливы и обладают способностью читать мысли людей и оказывать внушение на любом расстоянии. Они могут приводить тела в движение или препятствовать их передвижению с помощью волевого импульса. Могут покидать тела на время и путешествовать во времени и в пространстве. Этими Махатмами она и была посвящена в тайны и сама стала адепткой, развила
свои способности медиума. Они отправили ее в мир, якобы, возвестить всем «учение посвященных». По этому поводу сама Е. П. Блаватская говорила: «Я послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритуалистической теории относительно духов».
Она много путешествовала по миру, живя на деньги, которые ей присылал отец. В 1855 году ей удалось проникнуть в Тибет, где она прошла определенные этапы своей оккультной подготовки. В 1870г. Блаватская основала в Каире Спиритическое общество, которое вскоре распалось. В Нью-Йорке она сошлась с ревностным спиритом полковником Генри Олькоттом. 7 сентября 1875 г. Елена Петровна учредила совместно с ним Теософическое общество, целью которого было,
во-первых, «положить основание всеобщему братству», независимо от цвета кожи и вероисповедания;
во-вторых содействовать изучению религиозной литературы, особенно брахманской, буддийской и зороастрийской философии;
в-третьих, исследовать тайны природы, особенно психические силы, дремлющие в человеке.

Основной задачей общества было «собирание и распространение знаний о законах, управляющих Вселенной». Древняя теософия рассматривалась основателями общества, как «родительское древо истины, имевшее многочисленные ветви и побеги в виде религий, больших и малых», именно она послужила, на их взгляд, духовной основой для многих великих философских систем прошлого, таких как неоплатонизм, гностицизм, античные школы мистерий.

В 1877 г. Блаватская издала в Бостоне свое главное произведение «Разоблаченная Изида», где доказывает, что теософия есть лишь тайная, внутренняя сущность религиозных и философских систем древних времен, в магии, спиритизме. По ее собственным словам, большая часть ее книги «исходит от махатм, души которых посещали автора ночью». А на следующее утро она находила у себя множество листков, превышающее то, что она одна могла написать. Первый тираж книги в тысячу экземпляров был распродан в течение двух недель. Раскрывая природу и происхождение магии, корни христианства, ошибки богословия, заблуждения научных авторитетов и трактуя их в свете тайных учений, Е. П. Блаватская утверждает, что через все мистические движения золотой нитью проходят оккультные науки.

В 1878 г. Елена Петровна стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство, но через три года она вместе с полковником Олькоттом уехала в Бомбей, в Индию, где они открыли штаб-квартиру Общества. В октябре 1879 г. они приступили к изданию первого теософического журнала «The Theosophist», редактором которого стала Е. П. Блаватская. В это время она вместе с полковником Олькоттом много путешествовала по Индии, находя все новых и новых сторонников, затем в 1880 г. на Цейлоне оба официально стали буддистами.

blavat_and_olkott_1888.jpg
Блаватская и Олькотт. 1888 год.

Проповедуя новую религию, Блаватская и Олькотт приобрели множество приверженцев. Подобные общества стали основываться повсюду. Ее теософия имела буддийское происхождение. Чтобы привлечь к себе еще большее внимание, Е. П. Блаватская продемонстрировала ряд чудесных явлений: с потолка ее комнаты падали письма от друзей и учителя Кута Хуми; предметы, которые она держала в руке, исчезали, а потом оказывались в тех местах, где она не была вовсе. К ней была направлена проверка ее мистификаций, и выяснилось, что она «самая образованная. остроумная и интересная обманщица, которую только знает история» [9, с. 236]. После разоблачения ее популярность стала пресекаться, многие из теософических обществ распались.
В 1884 г. Блаватская и Олькотт отбыли в Европу. В это время состояние здоровья Елены Петровны ухудшилось, она поселилась в Германии и ушла с головой в работу над «Тайной доктриной», затем переехала в Лондон, где и был завершен ее фундаментальный труд, венчающий всю ее деятельность. Религиозная система теософии, изложенная в «Разоблаченной Изиде», теперь в расширенном виде вышла под заглавием «Тайное учение», при этом учение о карме и перевоплощении было явно заимствовано из буддизма.

В 1887 г. она основала в Лондоне ежемесячный журнал «Lucifer». Надпись на титульном листе гласила, что журнал был задуман, чтобы «осветить предметы, скрытые во мраке». Всего вышло 20 томов этого периодического издания.
В 1889 г. европейская штаб-квартира Общества обосновалась в Лондоне. Здесь же Блаватская продолжила свою литературную деятельность, написала «изложение Этики, Науки и Философии, для изучения которых и было основано Теософическое общество», которое вышло под названием «Ключ к Теософии». Здесь же она закончила свою книгу «Голое Безмолвия», которую называют «жемчужиной» теософической литературы. В нее вошли переводы отрывков из священной восточной книги золотых правил, которую она якобы выучила наизусть за время пребывания в Тибете.
Е. П. Блаватская скончалась 8 мая 1891 г. во время эпидемии гриппа, которая свирепствовала в Англии. Ее останки были преданы сожжению в крематории в Суррее.

Рассмотрим более подробно основные положения теософских воззрений Е. Блаватской и попытаемся пролить свет на ее заблуждения, высветив их настоящую сущность.

Теософия о добре и зле

blavat2.jpg

«Тайная доктрина» Е. П. Блаватской представляет собой своеобразный синтез науки, религии и философии, со свойственной ему подменой понятий добра и зла и смешением их. Так, краеугольным камнем ее теософии является фраза: «Все, ведущее к единству есть добро; все, ведущее к разъединению, есть зло». На первый взгляд, это умозаключение не таит в себе какой-то ловушки, однако в развитии этой идеи мы здесь обнаруживаем, что ее автор претендует на то. что «плод его ума» - «Тайная доктрина» - является «сущностью всех религий: индусов, Зороастра, халдеев, египтян, буддизма, ислама, иудаизма и христианства, как бы представляет их синтез». Е.П. Блаватская считает, что все разрозненные философские и религиозные течения объединяют «оккультные воззрения». Она ловко комбинирует отдельные фрагменты из разных религиозных и философских систем, незаметно меняя при этом первоначальный смысл. В этом легко убедиться, когда начинаешь читать ее произведения. При этом возникает множество вопросов. Всегда ли разъединение есть зло? А как быть тогда с разотождествлением добра и зла?
Четкое разделение этих категорий и выбор между ними - главный принцип зороастрийской религии. С этих позиций мы и будем оценивать оккультное наследие Елены Петровны Блаватской.
Смешивая понятия света и тьмы, она пишет: «Тьма излучает свет, и свет роняет одинокий луч в воды, в глубину лона матери. Луч пронизывает девственное яйцо, луч пробуждает трепет в вечном яйце и зароняет зародыш, не-вечный, который сгущается в мировое яйцо» [1, т. 1, ч. 1, с. 106].
«Одинокий луч» здесь - это «Божественная мысль, или разум, оплодотворяющий хаос», а «мировое яйцо» предстает как первичная форма всего проявленного. И в зороастризме, и в христианстве природа света и природа тьмы различны и диаметрально противоположны друг другу, а все еретические системы и учения как раз и грешат смешением понятий добра и зла. Подобными фразами пронизаны и все работы Блаватской. О подмене понятий свидетельствуют и следующие умозаключения Елены Петровны.

«Естества тьмы есть Абсолютный Свет».

«В положениях восточного оккультизма Тьма есть единая, истинная действительность, основа и корень Света, без которой последний никогда не мог бы проявиться, ни даже существовать. Свет есть Материя, а Тьма - чистый Дух. Тьма, в ее коренном метафизическом основании, есть субъек¬тивный и абсолютный Свет; тогда как последний. во всей его кажущейся лучезарности и сиянии, есть только масса теней, ибо он никогда не может быть вечным и есть лишь простая Иллюзия или Майя» [там же, с. 106].
«Свет создан из Тьмы».

«Дьявол ныне именуется церковью «Тьмою», тогда как в Библии и Книге Иова он назван «Сыном Бога», яркой звездой раннего утра, Люцифером. Первый архангел, рожденный из бездны Хаоса, был преображен церковью в Люцифера или Сатану, потому что он выше и старше Иеговы и должен был быть принесен в жертву Новой Догме» [там же, с. 112].
«Пространство Света, Сын Пространства Тьмы».

С точки зрения зороастризма - смешение добра и зла есть искажение божественной истины, и любое учение, пропагандирующее смешение этих понятий, объявляется еретическим, подобно тому, как манихейское учение, искажающее сущность зороастризма, и учение гностицизма, искажающее христианство, объявлялись в свое время зловреднейшими еретическими лжеучениями.
Образ Бога у Е. П. Блаватской ассоциируется с образом Змея:

«Дух Бога, носящийся над Хаосом, изображался каждым народом в образе Огненного Змея, выдыхающего огонь и свет на предвечные воды до тех пор, пока он не приведет космическую материю в состояние инкубации и не придаст ей кольцеобразную форму змия, закусившего свой хвост - что символизирует не только вечность и бесконечность, но также шаровидную форму всех тел, образованных в пределах Вселенной из этого огненного тумана. Вселенная также как и Земля и Человек, подобно змею периодически сбрасывает старую кожу, чтобы облечься в новую после известного периода отдыха» Там же, с. 160].

По мнению Е. П. Блаватской, в образе Змея воплощается как добро (мудрость), так и зло (вкушение запретного плода). Ведь Змей был «великой эмблемой тайны в Мистериях, был нерасторжимо связан с Древом жизни, которое растет корнями в небеса и ветвями упирается в землю». В сокровенных учениях, пишет она, «семиглавый дракон, каждая голова которого есть звезда Малой Медведицы, ...был, главным образом, и Змием Тьмы, непостижимым и непознаваемым, семь глав которого были семью логосами, отражениями единого и первопроявленного Света - Вселенского Логоса» [там же, с. 126], а «семь сфер посмертного восхождения... превыше всех сфер, где и пребывает, как великий, не имеющий формы Змий Абсолютной Мудрости или само Божество» [там же, с. 135]. Она не сомневается в том, что «...божественная Однородность должна содержать в себе оба естества, как добро, так и зло» [там же, с. 136]. В зороастризме образ змея, трехглавый Ажидахак, однозначно был воплощением мирового зла, созданным Ангроманью «на погибель праведности и мира», который должен быть повержен богатырем Керсаспой в последней решающей битве Добра и Зла. В христианстве подобный миф связан с образом Святого Георгия-Победоносца, убивающего змия.
Рассуждая о природе Бога, Е. П. Блаватская приходит к такому выводу:
«Нельзя утверждать, что Бог есть синтез всей Вселенной, как Вездесущий, Всезнающий и Беско¬нечный, а затем отделить Его от Зла. И так как в мире гораздо больше Зла, нежели Добра, то отсюда логически следует, что, или Бог должен вмещать Зло, или быть прямой причиной его, или же отказаться от своих притязаний на Абсолютность» [там же, с. 138].

Она пишет о том, что древние философы определяли зло как «подоснову» Бога или Добра:
«Зло есть лишь противодействующая слепая сила в Природе: это есть реакция, сопротивление и противоположение - зло для одних, добро для других. Зло не существует само по себе; но есть лишь Тень Света, без которого Свет не существовал бы, даже в наших представлениях. Если бы Зло исчезло, то и Добро исчезло бы с ним с Земли» [там же, с. 139].
Умозаключения Е. П. Блаватской двойственны. С одной стороны, она пишет, что «Дьявол есть лжец и отец лжи», т.е. «воплощенная ложь», а с другой, утверждает, что Дьявол был Сыном Бога и самым прекрасным из Его Архангелов. Получается, что «Отец и Сын есть гигантская, олицетворенная и вечная Ложь». Видимо, для нее эти понятия тождественные. По ее мнению, «в человеческой природе зло указывает лишь на полярность Материи и Духа, на «борьбу на жизнь» между двумя проявленными началами в Пространстве и Времени, которые едины, поскольку корни их находятся в Абсолюте» [там же, с. 142]. Она считает, что добро и зло не могут существовать одно без другого и видит умственную эволюцию в том, что «когда Духовное претворяется в материальное или физическое, Материальность восходит в Духовность», при этом Бог и Дьявол - это Дух и Материя, которая представляет собой «последовательность наших собственных со¬стояний сознания», Дух же есть «представление психической интуиции» [там же, с. 300].

blavat epb_family.jpg

Подобные сравнения мы уже встречали, изучая нравоучения лжепророка Мани и его единомышленников - гностиков. Суть этих учений одна и та же, только преподносится она по-разному. Е. П. Блаватская не открыла в этом направлении ничего нового, она лишь обобщила накопленный материал, придала ему современную форму.
Она пишет: «Эзотерическая философия не признает ни добра, ни зла, как независимо существующие в Природе» [там же, т. 2, ч. 1, с. 198]. И далее: «Не существует дьяволов или совершенно развращенных существ, также как нет и Ангелов абсолютно совершенных, хотя и могут быть Духи Света и Тьмы; таким образом, Люцифер - Дух Носитель Озарения и Свободы Мысли - метафорически является ведущим маяком, который помогает человеку находить свой путь через рифы и отмели жизни, ибо Люцифер есть Логос в своем высшем аспекте и «Противник» в своем низшем - оба эти аспекта отражены в нашем Ego» [там же. с. 199]. По мнению Е. П. Блаватской, «падение Ангелов было следствием их восстания против Кармического Закона» [там же, с. 278], и «именно Сатана является Богом нашей планеты и единым Богом, и это без всякого аллегорического намека на его злобность и развращенность. Ибо он един с Логосом» [там же, с. 286]. Она утверждает, что в древности Сатана и Помазанник Божий были тождественны и приводит отрывки из древних текстов, где говорится о том, что «Сатана есть Судья Справедливости Бога (Кармы). Он держит весы и меч» [там же]. И ему доверены «Вес, Мера и Число», причем «...только на Сатане лежит позор зарождения». Далее она пишет:
«...Когда Церковь проклинает Сатану, она про¬клинает космическое отражение Бога, она проклинает Бога, или же вечно непостижимую мудрость, открывающуюся как Свет и Тень, Добро и Зло в Природе...» [там же, с. 287].

blavat pechat.jpg.jpeg
Печать Блаватской

В своих рассуждениях Е. П. Блаватская доходит до того, что отождествляет «Змия Мудрости» с Ахура Маздой. Она пишет: «Ангроманью есть черная тень Ахура Мазды» [там же, 469]. Название Сатана, по-еврейски «Сатан», означает «противник». Человек, по ее мнению, является вместилищем добра и зла, он и порождает зло, причем делает это сознательно:
«Так называемые «Падшие Ангелы» есть само Человечество, Демон гордости, похоти, возмущения и ненависти не имел бытия до появления физического, сознательного человека. Именно человек породил и вскормил врага и позволил ему развиться в своем сердце. Именно он обесчестил, осквернил Бога, пребывающего в нем самом, сочетав чистый Дух с нечистым Демоном Материи» [там же, с. 336].

В авестийской традиции два противоборствующих начала, Свет и тьма имеют три уровня проявления. Три формы добра и зла соответствуют трем формам нашего триединого мира. В мире Духа (в мире Меног) олицетворением Света является Спента Ман (Святой Дух), «верховный принцип зла - Ангра Майнью действует как Люцифер - похититель света, присваивающий себе роль Творца» [6]. В воплощенном мире, на физическом уровне (мире Гетиг) светлые силы представляет Рапитвина, символизирующая идеальный мир, восстановление утраченной гармонии в земном мире, а силы зла воплощает в себе демоница Аза, нагнетающая страх, ужас и разрушение. В мире Души (мире Ритаг), осуществляющему связь между мирами, силы света представлены Артой (Правда, Истина), а силы тьмы - демоницей Друдж (ложь). Они находятся между собой в противоборстве. Их соотношение и проявление в жизни можно увидеть в гороскопе каждого человека, составленном в авестийской традиции.
Все три лика зла классически воспроизведены у М. Булгакова в его произведении «Мастер и Маргарита», которые представлены в образах: Воланд как воплощение Люцифера, Азазелло как проявление демоницы Азы. Все остальные персонажи являются воплощением Друджи (Черной Луны). Люцифер в буквальном смысле в переводе с латинского означает «носитель света», но, если навести на резкость, то он проявляется не как «носитель», а как «уноситель (похититель) света». В это понятие внесли путаницу еще древние римляне, называя Венеру «Люцифером», На самом деле Люцифер - это антидуховная сущность, самая страшная из дэвов. Точка Люцифера в гороскопе находится в начале Скорпиона и иначе называется «приступы адского холода». Людей, у которых она проявлена, называют «похитителями света». Эту точку можно также назвать «местом вселения Дьявола».

Зороастризм в свете теософии

Рассматривая философию зороастризма в свете эзотерической науки, Е. П. Блаватская заимствовала многие термины из зороастризма и претендовала на то, что именно она понимает истинную сущность этой религии. На самом деле, излагая собственные взгляды, она искажала все ключевые зороастрийские понятия и принципы и часто желаемое выдавала за действительное.
Путешествуя по Индии, Блаватская и полковник Олькотт пытались сблизиться с парсами Индии и внедрить оккультные теософические понятия в их сознание. Несмотря на то, что полковник Олькотт считал зороастризм «одной из самых благородных, простых и возвышенных религий», читая лекции парсам, он сообщал, что их вера покоится «на природной скале оккультного знания», а их пророк постиг многие законы бытия путем мистического проникновения в скрытые тайны человеческой природы. Многое из того, что говорил он, очень импонировало парсам, и вскоре в Бомбее возник процветающий филиал Теософского общества, среди членов которого оказались индуисты и парсы. Под этим влиянием теософы-парсы "стали создавать в своих домах новые ритуалы, большое значение придавали символике и этим фальсифицировали некоторые зороастрийские обряды, о чем пишет Мэри Бойс в своей книге «Зороастрийцы: верования и обычаи».
В журнале «Теософия» (1883, т. 4. №4.9.10:1888, т. X, XI), который издавала Елена Петровна в 80-х гг. XIX в., был опубликован цикл ее статей о зороастризме: «Замечания к статье «Зороастр и его религия», «Зороастризм в свете оккультной философии», «Зороастр в «Истории» и Заратуштра в тайных анналах», «О Древах жизни». Эти статьи были написаны в форме вопросов и ответов для разъяснения некоторых взглядов полковника Олькотта, изложенных им в статье «Дух зороастризма». В своих ответах Елена Петровна не только поясняет отдельные моменты, но и дополняет их своими умозаключениями, в целом подтверждая солидарность с полковником. Для наших читателей будет интересным ознакомиться с основными их положениями, суть которых сводится к следующему.

Учение зороастризма, по ее мнению, зиждется на противостоянии двух Духов - Ормазда и Ахримана. Ахриман (Ариман - у Е. П.) - «это материя, вечная и неуничтожимая, но постоянно меняющаяся», и именно эта «материя - виновник всего зла и разрушитель». А Ормузд, или «Дух - целостный и неизменный, в своем абстрактном Единстве», т.е. хозяин духовного мира. Однако зороастрийская религия считает материальный мир, как и духовный светлым созданием Хормазда - Творца мира. Очень многие еретические учения прежде всего искажают эту истину. Подобные утверждения о том, что материя принадлежит дияволу, приводят часто в конце концов к призывам уничтожать материальный мир, вплоть до призывов к самоубийству, якобы для освобождения чистого духа от нечистого материального тела.

Е. П. Блаватская считает, что «Ормузд и Ариман - две сущности, абсолютные, равные, подобные и одинаково вечные». На самом деле в зороастризме это категорически не равные и не подобные сущности. Духу зла, Ангра Майнью, противостоит не Ахура Мазда, а дух добра Спента Майнью, как выбор в сторону света, т. е. духу разрушения противостоит дух соединения, дух сохранения гармонии мира. Добро и зло - ни в коем случае не равновеликие понятия и даже не сравнимые, тем более не «одинаково вечные». Оптимизм зороастрийской религии заключается в неоспоримой вере во временность существования зла в мире и обязательной победе добра над злом. Ангра Майнью ограничен во времени, и его уничтожение предрешено.
Как основоположник теософии, Блаватская утверждает, что зороастризм - это «монотеизм, пантеизм, политеизм» и даже «атеизм». Происхождение этой религии она обозначает «магией», которая зародилась в незапамятные времена в просторах, охватывающих территорию от Алтая до Гималайских гор, между Персидским заливом и Охотским морем. А так как изначально «магия» была религией «атеистической», она уверена в том, что и эта религия была «атеистической», а Зороастра, которого она называет «седьмым пророком», можно считать «атеистом» в современном смысле слова. Фактически назвать человека атеистом, значит приравнять к безбожнику. Ведь слово «атеизм» образовано от греческого atheos - безбожный. Безусловно, это совершенно не относится к Заратуштре и крайне несправедливо соотносить его с атеизмом. Заратуштра не был основателем религии, но он был ее пророком, который «вдохнул в нее новую жизнь в то время, когда точка весеннего равноденствия переместилась в зодиакальный знак Овна, т.е. приблизительно за 2000 лет до Христа. Ему удалось вернуть религию к первоначальным истокам» и очистить «Закон, который был дан в глубочайшей древности» [7].
Блаватская и Олькотт также считали, что сегодняшние Гаты, которые имеют мобеды в Бомбее, утратили живительный дух, «вернуть который можно усилиями воскрешенных энергий оккультных наук», однако религия парсов жива и «под безжизненной маской современного зороастризма все еще бьется пульс древней магии». Е. П. Блаватская пишет: «В настоящее время Зенд-Авеста представляет собой лишь общую систему, так сказать, мертвую букву законов Зороастра». А парсийские священные книги она называет «осколками некоей религии». По ее мнению, «Зенд-текст является тайным кодом из определенных слов и выражений, изобретенным первыми составителями, ключ к которому находится у посвященных. Веды и Авеста имеют общий источник, а ключом к нему является «Тайная доктрина». Зеды и Авеста используют одинаковые символы, но объясняют их по-разному. Однако «ни брамины, ни зороастрийцы не копировали друг друга». И, разумеется, «Тайная доктрина» с ее манихейскими нагромождениями ни в коей мере не может являться «ключом» к Авесте.
Однако постараемся быть объективными и найти в теософии Е. П. Блаватской хоть какие-то положительные моменты. Так, например, в одной из ее статей говорится о том, что Заратуштра не призывал к кровосмешению, что он говорил о родственных браках, имея в виду совсем другое, нежели это было истолковано потом. В доказательство своей правоты Е. П. Блаватская приводит слова Евтихия, священника и архимандрита одного из константинопольских монастырей (V в.):

«Нимрод узрел огнь, подымающийся из-под земли, и он поклонялся ему; и с этого времени и впредь маги поклонялись огню. И он назначил человека по имени Ардешан священником и слугою Огня. Вскоре после этого из пламени огненного заговорил с ним дьявол (как Иегова из горящего куста говорил с Моисеем?) и произнес: «Ни один человек не может служить Огню или познать Истину моей религии, прежде чем он не совершит кровосмешения со своей матерью, сестрой и дочерью, как ему предписано», и с тех пор священники-маги практиковали кровосмешение, но первым изобретателем сей доктрины был Ардешан».

Итак, что же сие означает? Да просто неверное истолкование мертвой буквы. В тайной доктрине, части которой содержатся в древнеармянских манускриптах или так называемых Месропских манускриптах (Месроп Маштоц (361-440) - армянский просветитель, ученый-монах, создатель армянского алфавита в 404-405 гг.) и по сей день хранящихся в древнем монастыре в Армении (до 312 г. армяне были парсами), Эчмиадзине, о посвященных или магах сказано следующее:
«Кто проникнет в тайны (священного) Огня и сольется с ним (как йоги соединяют свою душу со Вселенской Душой), должен прежде слиться душой и телом с Землею, своей матерью, человечеством. его сестрой, и Наукой, его дочерью».

Нет нужды объяснять символическое значение этого. Каждый знает, как почитал Заратуштра Землю, как он учил добру ко всему; и Знание, или Наука, никогда не станет дочерью или порождением человека, никогда не разовьется из его ума во всей своей чистоте, пока он не постигнет тайны Природы и человека, породившего Науку, или Знание».

Из приведенного отрывка видно, что Е. П. Блаватская пытается защитить пророка от ложных обвинений. Она пишет, что нет никаких прямых свидетельств о том, что пророк призывал к кровосмешению. Это было приписано ему и его истинные слова искажены.
В статье «О Древах жизни» Е. П. Блаватская пы¬тается пролить свет на время жизни пророка. По ее мнению, Заратуштра сам подтверждает то, что было несколько Заратуштр. «Я есмь тот, кто живет и умирает», - гласит надпись на поясе статуи - памятника Заратуштры в круглом пещерном храме Бухары.
Разные исследователи датируют года жизни Заратуштры по-разному: одни принимают его за современника Дария, другие относят его эру «за 500 лет до Троянской войны, Плутарх - за 5000 лет до этого времени, а Плиний - за несколько тысячелетий до Моисея».
В одном древнеирландском манускрипте Заратуштра назван Airgiod - Lamh, т. е. «Золотая Длань» - рука, принимающая и разбрасывающая небесный огонь. «Кто постигнет тайны священных парсийских книг, - пишет Блаватская, - тот постигнет тайну Солнца, Огня и Коня». Белый конь есть символ Солнца. Саошьянт - Спаситель человечества - должен явиться на белом коне в сопровождении воинства добрых гениев на молочно-белых конях. Далее она приводит интересный фрагмент из описания ритуала, проводимого Заратуштрой:
«Во время ритуалов Зороастр освящал вино (ис¬тину), полученное из винограда (притча Иисуса?), розу (фаллос), чашу (чрево) и гранатовое зернышко (Посланника). Роза была посвящена Солнцу. Зороастр удалился в горы Армении (Аримана) дабы говорить с Ормуздом, и когда гору охватило пламя, он остался невредим. Затем на горе Гордион он написал первую Зенд-Авесту».

В древней иранской книге «Десатир», собрании учений 14 древнейших иранских пророков, Заратушт стоит в списке тринадцатым. Пишут, будто он жил от 600 до 5000 лет до Троянской войны, т. е. за 6000 лет до Платона. А Берос, халдейский жрец, заявляет, что Зороастр был основателем индийской династии в Вавилоне 2200 лет до Р. X., тогда как позднейшие местные предания сообщают, что он был сыном Пурушаспы и современником Гуштаспа - отца Дария, жившего за 600 лет до Р. X. Египтолог Бунзен утверждает, что Заратуштра родился в Бактрии до переселения бактрийцев к Инду, которое произошло в 3784 г. до Р. X.
По мнению Блаватской, «Зороастр жил за 1200 или 1300 лет до Р. X., он не мог быть современником Дария Гиштаспа, отца которого путали с Виштаспой, процветавшим шестью веками раньше». Она счита¬ет, что, согласно легенде, на вершине одного из пиков восточного Тянь-Шаня находится «эзотерический ключ к мистическим верованиям, когда-то названным Планетарной Религией, а потом - Культом Солнца или Огня». В этом предании великий Пророк изображается с золотой звездой на сердце, представителем той расы допотопных гигантов, которая упоминается в священных книгах и халдеев, и евреев.
Е. П. Блаватская родилась в 23-й солнечный день, символом которого является паук, а изэд-покровитель - Вайю, дух-хранитель Великой Пустоты. Согласно зороастрийскому календарю, этот день связан со стихийными духами, которые считаются невыбравшими, стоящими вне выбора. Поэтому для людей этого дня очень значимо то, какой выбор в жизни они сделают. Показателями выбора в гороскопе являются Белая Луна и Черная Луна. У Блаватской Белая Луна находилась в Скорпионе, а Черная - в Стрельце и была намного сильнее Белой (по афетике почти в два раза). Это говорит о выборе ее обладателя. Негативные аспекты к Белой Луне подтверждали тот факт, что Блаватская не была в ладах со своим Ангелом-хранителем, хотя и не была лишена от природы магических способностей, однако Черная Луна в Стрельце неуклонно вела ее по пути искажения истинной сути религий и мировоззренческих заблуждений.
Человек 23-го солнечного дня ведом стихийными духами, ему могут быть свойственны чудачества. Это человек с двойным дном, у него всегда есть тайна, он может быть хорошим профессионалом в своем деле. К такому человеку все приходит вовремя. Но женщины этого дня бывают очень опасны, они могут «пожирать» своих партнеров, как паучихи пауков.
Паук плетет свои хитроумные сети и ловит в них мух. Человек этого дня тоже может создавать замысловатые конструкции и улавливать в них любопытные умы. Е. П. Блаватская просиживала в библиотеках за изучением оккультной литературы и на основе мирового философского и религиозного наследия создавала свои произведения. Она написала много сложных книг, в которых не так просто разобраться. Ведь она пыталась как бы обобщить все изученные ею оккультные источники, разные культуры и религии и на их основе создать новую религию - теософию. Однако ее теософия не может быть религией. Это философское учение, синтезированное из разных мировоззренческих концепций, в котором, как в зеркале, отразились ошибки и заблуждения его создателя. Поэтому желание Блаватской сделать теософию религией осталось всего лишь утопией, не имеющей четких критериев и ориентиров в определении ключевых понятий нашего мира. Вопрос о карме как Законе о Воздаянии и Справедливости она рассматривала с буддистских позиций. В ее толковании кармических законов тоже есть ошибки и искажения истинной сути понятий. Например, она coвершенно не учитывает роль предков и наследственности в жизни человека. Неправильно трактует и формирование творческих способностей утверждая, что их закладка происходит в посмертии, и др. К этим вопросам мы еще вернемся в следующих номерах журнала.

Эпоха Рыб завершает период смешения в эволюции человечества, а Эра Водолея неизбежно несет с собой разделение добра и зла и размежевание этих сил в нашем проявленном мире. С началом Эры Водолея вопросы о соотношении добра и зла становятся все более актуальными, а противостояние - более жестким. Отношение к этим понятиям определяет сущность любого философского направления и религиозного течения. Рассматривая с этих позиций теософию Е. П. Блаватской, следует отнести ее, безусловно, к еретическим учениям. Все ее труды свидетельствуют о больших заблуждениях и путанице понятий добра и зла, иллюзиях, самообмане и обмане общества, злоупотреблении свободой в мировоззренческих вопросах. Обобщая изученное, Блаватская не смогла остаться объективной, а пошла на поводу манихейской путаницы, искажая информацию и манипулируя общественным сознанием. Для современного читателя ее книги могут быть лишь наглядным примером манихейской литературы. Всю жизнь Е. П. Блаватская провела в поисках новой религии и попытках ее создания. Однако ее неправильный выбор не позволил ей выйти на светлые источники сокровенных знаний.
В настоящее время книжный рынок наводнен книгами по оккультной философии разных авторов, разных эпох и направлений, среди них - и произведения Е. П. Блаватской, А. Бейли и других, многие из которых, если не большинство, вышли под рубрикой (серией, девизом?): «Нет религии выше истины». Каждый из этих авторов уверен в том, что именно ему принадлежит Истина и именно он несет ее в мир. Хотя на самом деле все они слишком далеки как от Истины, так и от Религии. Религия дана человече¬ству Свыше, Творцом нашего мира, чтобы человече¬ство не переходило ту заветную черту, за которой нет Света, а значит и нет Выбора. Искажение истины в нашем понимании - это ложь. А ложь, в свою очередь, - это орудие зла. И каждый из нас, кто «берется за перо», должен четко осознавать, проводником кого и чего он является: Хормазда или Ахримана, Добра или Зла? Какую баррикаду он защищает и куда ведет свой бастион? Быть где-то посередине, пытаться усидеть на двух стульях одновременно в наступившую эпоху Водолея, когда начинается новая Эра Разделения, уже не придется. Двойственность и «мешанина» уходят в прошлое и неизбежно должны остаться в Эре смешения добра и зла, которая уже на исходе. Каждый из нас должен сделать четкий выбор и определить свое место в будущем, где он и с кем, чтобы идти в ногу со Временем, которое, как известно, не прощает ошибок, но может щедро наградить сполна достойного.

Литература
1. Блаватская Е. П. Тайная доктрина: В 6 т. Л., 1991.
2. Блаватская Е. П. Закон причин и последствий, объясняющий человеческую судьбу (карма). (Печ. по изд. Калуга, 1915). Л., 1991.
3. Блаватская Е. П. Статьи о зороастризме // .htm
4. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.-СПб.: Изд-во «Норинт», 2002.
5. Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. 4-е изд., испр. и доп. СПб., 2003.
6. Глоба П. П. Живой огонь. СПб., 1996.
7. Зенер Р. Ч, Учение магов. М., 1993.
8. Зороастрийские тексты. Изд. подгот. О. М. Чуна-ковой. М., 1997.
9. Иллюстрированная история суеверий и волшеб
ства. Киев, 1993.

blavatskaya goroskop.jpg
Гороскоп рждения Блаватской Е.П.

blavatskaya smert.jpg
Гороскоп смерти Блаватской Е.П.

Статью подготовила Галина Соколова

06 Хаурват день.
11 Вохумана месяц.
3754 год ЗРЭ

Хаурват день (Ав. Хаурватат) Цельность (Целостность или Здоровье). Покровитель вод.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:34
Завтрашний день начнется в: 09:32
Текущее время Аивисрутрим-гах, осталось 02:08 часов.
Ушахин-гах будет в 01:10 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники