ДОБРО И ЗЛО В ТЕОСОФИИ Е. П. БЛАВАТСКОЙ

Журнал "Митра" № 11 2004 год
Общий раздел - Взгляд на личности

Теософия занимает промежуточное положение между популярным спиритизмом и научным оккультизмом. Это мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн, которое отрицает вторжение духов в человеческий мир и объясняет медиумические явления как действие еще неизвестных нам естественных сил. Вместе с тем, теософия имеет лишь незначительное сходство с другими религиозными и философскими системами. Основные положения теософии заимствованы из азиатских религий. Родоначальницей теософии является Елена Петровна Блаватская, которая пыталась воссоединить мистику буддизма с элементами оккультизма и неортодоксального христианства.

blavat.jpg
Из биографии

Елена Петровна фон Ган-Роттенштерн, дочь русского полковника графа Петра Алексеевича фон Ган, родилась в ночь с 12 на 13 августа 1831 г, в южнорусском городе Екатеринославе. Елена была очень нервным сомнамбулическим ребенком, страдавшим галлюцинациями и истерическими припадками. Она считала себя окруженной существами которые невидимы для других. Говорят, что в детстве она была нелюбезна, сварлива и упряма, но обнаруживала наклонность к мистике. Своими незаурядными психическими способностями она изумляла домашних и друзей. Крайне своевольная, Елена не признавала никаких авторитетов и была наделена разнообразными дарованиями. У нее были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того, была отважной наездницей, совершала верховые прогулки на полуобъезженных лошадях, тонко чувствовала природу.
В 1848 г. Елена Петровна, в восемнадцатилетнем возрасте, вышла замуж за немолодого уже генерала Блаватского, назначенного незадолго до свадьбы вице-губернатором Еревана, но этот брак так и остался фиктивным. Через 3 года он был расторгнут, и г-жа Блаватская отправилась в далекое путешествие.

blavat3.jpg
Блаватская в молодые годы

Последующие 7 лет, по ее словам, она провела у махатм в Гималаях, которые мудры и прозорливы и обладают способностью читать мысли людей и оказывать внушение на любом расстоянии. Они могут приводить тела в движение или препятствовать их передвижению с помощью волевого импульса. Могут покидать тела на время и путешествовать во времени и в пространстве. Этими Махатмами она и была посвящена в тайны и сама стала адепткой, развила
свои способности медиума. Они отправили ее в мир, якобы, возвестить всем «учение посвященных». По этому поводу сама Е. П. Блаватская говорила: «Я послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритуалистической теории относительно духов».
Она много путешествовала по миру, живя на деньги, которые ей присылал отец. В 1855 году ей удалось проникнуть в Тибет, где она прошла определенные этапы своей оккультной подготовки. В 1870г. Блаватская основала в Каире Спиритическое общество, которое вскоре распалось. В Нью-Йорке она сошлась с ревностным спиритом полковником Генри Олькоттом. 7 сентября 1875 г. Елена Петровна учредила совместно с ним Теософическое общество, целью которого было,
во-первых, «положить основание всеобщему братству», независимо от цвета кожи и вероисповедания;
во-вторых содействовать изучению религиозной литературы, особенно брахманской, буддийской и зороастрийской философии;
в-третьих, исследовать тайны природы, особенно психические силы, дремлющие в человеке.

Основной задачей общества было «собирание и распространение знаний о законах, управляющих Вселенной». Древняя теософия рассматривалась основателями общества, как «родительское древо истины, имевшее многочисленные ветви и побеги в виде религий, больших и малых», именно она послужила, на их взгляд, духовной основой для многих великих философских систем прошлого, таких как неоплатонизм, гностицизм, античные школы мистерий.

В 1877 г. Блаватская издала в Бостоне свое главное произведение «Разоблаченная Изида», где доказывает, что теософия есть лишь тайная, внутренняя сущность религиозных и философских систем древних времен, в магии, спиритизме. По ее собственным словам, большая часть ее книги «исходит от махатм, души которых посещали автора ночью». А на следующее утро она находила у себя множество листков, превышающее то, что она одна могла написать. Первый тираж книги в тысячу экземпляров был распродан в течение двух недель. Раскрывая природу и происхождение магии, корни христианства, ошибки богословия, заблуждения научных авторитетов и трактуя их в свете тайных учений, Е. П. Блаватская утверждает, что через все мистические движения золотой нитью проходят оккультные науки.

В 1878 г. Елена Петровна стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство, но через три года она вместе с полковником Олькоттом уехала в Бомбей, в Индию, где они открыли штаб-квартиру Общества. В октябре 1879 г. они приступили к изданию первого теософического журнала «The Theosophist», редактором которого стала Е. П. Блаватская. В это время она вместе с полковником Олькоттом много путешествовала по Индии, находя все новых и новых сторонников, затем в 1880 г. на Цейлоне оба официально стали буддистами.

blavat_and_olkott_1888.jpg
Блаватская и Олькотт. 1888 год.

Проповедуя новую религию, Блаватская и Олькотт приобрели множество приверженцев. Подобные общества стали основываться повсюду. Ее теософия имела буддийское происхождение. Чтобы привлечь к себе еще большее внимание, Е. П. Блаватская продемонстрировала ряд чудесных явлений: с потолка ее комнаты падали письма от друзей и учителя Кута Хуми; предметы, которые она держала в руке, исчезали, а потом оказывались в тех местах, где она не была вовсе. К ней была направлена проверка ее мистификаций, и выяснилось, что она «самая образованная. остроумная и интересная обманщица, которую только знает история» [9, с. 236]. После разоблачения ее популярность стала пресекаться, многие из теософических обществ распались.
В 1884 г. Блаватская и Олькотт отбыли в Европу. В это время состояние здоровья Елены Петровны ухудшилось, она поселилась в Германии и ушла с головой в работу над «Тайной доктриной», затем переехала в Лондон, где и был завершен ее фундаментальный труд, венчающий всю ее деятельность. Религиозная система теософии, изложенная в «Разоблаченной Изиде», теперь в расширенном виде вышла под заглавием «Тайное учение», при этом учение о карме и перевоплощении было явно заимствовано из буддизма.

В 1887 г. она основала в Лондоне ежемесячный журнал «Lucifer». Надпись на титульном листе гласила, что журнал был задуман, чтобы «осветить предметы, скрытые во мраке». Всего вышло 20 томов этого периодического издания.
В 1889 г. европейская штаб-квартира Общества обосновалась в Лондоне. Здесь же Блаватская продолжила свою литературную деятельность, написала «изложение Этики, Науки и Философии, для изучения которых и было основано Теософическое общество», которое вышло под названием «Ключ к Теософии». Здесь же она закончила свою книгу «Голое Безмолвия», которую называют «жемчужиной» теософической литературы. В нее вошли переводы отрывков из священной восточной книги золотых правил, которую она якобы выучила наизусть за время пребывания в Тибете.
Е. П. Блаватская скончалась 8 мая 1891 г. во время эпидемии гриппа, которая свирепствовала в Англии. Ее останки были преданы сожжению в крематории в Суррее.

Рассмотрим более подробно основные положения теософских воззрений Е. Блаватской и попытаемся пролить свет на ее заблуждения, высветив их настоящую сущность.

Теософия о добре и зле

blavat2.jpg

«Тайная доктрина» Е. П. Блаватской представляет собой своеобразный синтез науки, религии и философии, со свойственной ему подменой понятий добра и зла и смешением их. Так, краеугольным камнем ее теософии является фраза: «Все, ведущее к единству есть добро; все, ведущее к разъединению, есть зло». На первый взгляд, это умозаключение не таит в себе какой-то ловушки, однако в развитии этой идеи мы здесь обнаруживаем, что ее автор претендует на то. что «плод его ума» - «Тайная доктрина» - является «сущностью всех религий: индусов, Зороастра, халдеев, египтян, буддизма, ислама, иудаизма и христианства, как бы представляет их синтез». Е.П. Блаватская считает, что все разрозненные философские и религиозные течения объединяют «оккультные воззрения». Она ловко комбинирует отдельные фрагменты из разных религиозных и философских систем, незаметно меняя при этом первоначальный смысл. В этом легко убедиться, когда начинаешь читать ее произведения. При этом возникает множество вопросов. Всегда ли разъединение есть зло? А как быть тогда с разотождествлением добра и зла?
Четкое разделение этих категорий и выбор между ними - главный принцип зороастрийской религии. С этих позиций мы и будем оценивать оккультное наследие Елены Петровны Блаватской.
Смешивая понятия света и тьмы, она пишет: «Тьма излучает свет, и свет роняет одинокий луч в воды, в глубину лона матери. Луч пронизывает девственное яйцо, луч пробуждает трепет в вечном яйце и зароняет зародыш, не-вечный, который сгущается в мировое яйцо» [1, т. 1, ч. 1, с. 106].
«Одинокий луч» здесь - это «Божественная мысль, или разум, оплодотворяющий хаос», а «мировое яйцо» предстает как первичная форма всего проявленного. И в зороастризме, и в христианстве природа света и природа тьмы различны и диаметрально противоположны друг другу, а все еретические системы и учения как раз и грешат смешением понятий добра и зла. Подобными фразами пронизаны и все работы Блаватской. О подмене понятий свидетельствуют и следующие умозаключения Елены Петровны.

«Естества тьмы есть Абсолютный Свет».

«В положениях восточного оккультизма Тьма есть единая, истинная действительность, основа и корень Света, без которой последний никогда не мог бы проявиться, ни даже существовать. Свет есть Материя, а Тьма - чистый Дух. Тьма, в ее коренном метафизическом основании, есть субъек¬тивный и абсолютный Свет; тогда как последний. во всей его кажущейся лучезарности и сиянии, есть только масса теней, ибо он никогда не может быть вечным и есть лишь простая Иллюзия или Майя» [там же, с. 106].
«Свет создан из Тьмы».

«Дьявол ныне именуется церковью «Тьмою», тогда как в Библии и Книге Иова он назван «Сыном Бога», яркой звездой раннего утра, Люцифером. Первый архангел, рожденный из бездны Хаоса, был преображен церковью в Люцифера или Сатану, потому что он выше и старше Иеговы и должен был быть принесен в жертву Новой Догме» [там же, с. 112].
«Пространство Света, Сын Пространства Тьмы».

С точки зрения зороастризма - смешение добра и зла есть искажение божественной истины, и любое учение, пропагандирующее смешение этих понятий, объявляется еретическим, подобно тому, как манихейское учение, искажающее сущность зороастризма, и учение гностицизма, искажающее христианство, объявлялись в свое время зловреднейшими еретическими лжеучениями.
Образ Бога у Е. П. Блаватской ассоциируется с образом Змея:

«Дух Бога, носящийся над Хаосом, изображался каждым народом в образе Огненного Змея, выдыхающего огонь и свет на предвечные воды до тех пор, пока он не приведет космическую материю в состояние инкубации и не придаст ей кольцеобразную форму змия, закусившего свой хвост - что символизирует не только вечность и бесконечность, но также шаровидную форму всех тел, образованных в пределах Вселенной из этого огненного тумана. Вселенная также как и Земля и Человек, подобно змею периодически сбрасывает старую кожу, чтобы облечься в новую после известного периода отдыха» Там же, с. 160].

По мнению Е. П. Блаватской, в образе Змея воплощается как добро (мудрость), так и зло (вкушение запретного плода). Ведь Змей был «великой эмблемой тайны в Мистериях, был нерасторжимо связан с Древом жизни, которое растет корнями в небеса и ветвями упирается в землю». В сокровенных учениях, пишет она, «семиглавый дракон, каждая голова которого есть звезда Малой Медведицы, ...был, главным образом, и Змием Тьмы, непостижимым и непознаваемым, семь глав которого были семью логосами, отражениями единого и первопроявленного Света - Вселенского Логоса» [там же, с. 126], а «семь сфер посмертного восхождения... превыше всех сфер, где и пребывает, как великий, не имеющий формы Змий Абсолютной Мудрости или само Божество» [там же, с. 135]. Она не сомневается в том, что «...божественная Однородность должна содержать в себе оба естества, как добро, так и зло» [там же, с. 136]. В зороастризме образ змея, трехглавый Ажидахак, однозначно был воплощением мирового зла, созданным Ангроманью «на погибель праведности и мира», который должен быть повержен богатырем Керсаспой в последней решающей битве Добра и Зла. В христианстве подобный миф связан с образом Святого Георгия-Победоносца, убивающего змия.
Рассуждая о природе Бога, Е. П. Блаватская приходит к такому выводу:
«Нельзя утверждать, что Бог есть синтез всей Вселенной, как Вездесущий, Всезнающий и Беско¬нечный, а затем отделить Его от Зла. И так как в мире гораздо больше Зла, нежели Добра, то отсюда логически следует, что, или Бог должен вмещать Зло, или быть прямой причиной его, или же отказаться от своих притязаний на Абсолютность» [там же, с. 138].

Она пишет о том, что древние философы определяли зло как «подоснову» Бога или Добра:
«Зло есть лишь противодействующая слепая сила в Природе: это есть реакция, сопротивление и противоположение - зло для одних, добро для других. Зло не существует само по себе; но есть лишь Тень Света, без которого Свет не существовал бы, даже в наших представлениях. Если бы Зло исчезло, то и Добро исчезло бы с ним с Земли» [там же, с. 139].
Умозаключения Е. П. Блаватской двойственны. С одной стороны, она пишет, что «Дьявол есть лжец и отец лжи», т.е. «воплощенная ложь», а с другой, утверждает, что Дьявол был Сыном Бога и самым прекрасным из Его Архангелов. Получается, что «Отец и Сын есть гигантская, олицетворенная и вечная Ложь». Видимо, для нее эти понятия тождественные. По ее мнению, «в человеческой природе зло указывает лишь на полярность Материи и Духа, на «борьбу на жизнь» между двумя проявленными началами в Пространстве и Времени, которые едины, поскольку корни их находятся в Абсолюте» [там же, с. 142]. Она считает, что добро и зло не могут существовать одно без другого и видит умственную эволюцию в том, что «когда Духовное претворяется в материальное или физическое, Материальность восходит в Духовность», при этом Бог и Дьявол - это Дух и Материя, которая представляет собой «последовательность наших собственных со¬стояний сознания», Дух же есть «представление психической интуиции» [там же, с. 300].

blavat epb_family.jpg

Подобные сравнения мы уже встречали, изучая нравоучения лжепророка Мани и его единомышленников - гностиков. Суть этих учений одна и та же, только преподносится она по-разному. Е. П. Блаватская не открыла в этом направлении ничего нового, она лишь обобщила накопленный материал, придала ему современную форму.
Она пишет: «Эзотерическая философия не признает ни добра, ни зла, как независимо существующие в Природе» [там же, т. 2, ч. 1, с. 198]. И далее: «Не существует дьяволов или совершенно развращенных существ, также как нет и Ангелов абсолютно совершенных, хотя и могут быть Духи Света и Тьмы; таким образом, Люцифер - Дух Носитель Озарения и Свободы Мысли - метафорически является ведущим маяком, который помогает человеку находить свой путь через рифы и отмели жизни, ибо Люцифер есть Логос в своем высшем аспекте и «Противник» в своем низшем - оба эти аспекта отражены в нашем Ego» [там же. с. 199]. По мнению Е. П. Блаватской, «падение Ангелов было следствием их восстания против Кармического Закона» [там же, с. 278], и «именно Сатана является Богом нашей планеты и единым Богом, и это без всякого аллегорического намека на его злобность и развращенность. Ибо он един с Логосом» [там же, с. 286]. Она утверждает, что в древности Сатана и Помазанник Божий были тождественны и приводит отрывки из древних текстов, где говорится о том, что «Сатана есть Судья Справедливости Бога (Кармы). Он держит весы и меч» [там же]. И ему доверены «Вес, Мера и Число», причем «...только на Сатане лежит позор зарождения». Далее она пишет:
«...Когда Церковь проклинает Сатану, она про¬клинает космическое отражение Бога, она проклинает Бога, или же вечно непостижимую мудрость, открывающуюся как Свет и Тень, Добро и Зло в Природе...» [там же, с. 287].

blavat pechat.jpg.jpeg
Печать Блаватской

В своих рассуждениях Е. П. Блаватская доходит до того, что отождествляет «Змия Мудрости» с Ахура Маздой. Она пишет: «Ангроманью есть черная тень Ахура Мазды» [там же, 469]. Название Сатана, по-еврейски «Сатан», означает «противник». Человек, по ее мнению, является вместилищем добра и зла, он и порождает зло, причем делает это сознательно:
«Так называемые «Падшие Ангелы» есть само Человечество, Демон гордости, похоти, возмущения и ненависти не имел бытия до появления физического, сознательного человека. Именно человек породил и вскормил врага и позволил ему развиться в своем сердце. Именно он обесчестил, осквернил Бога, пребывающего в нем самом, сочетав чистый Дух с нечистым Демоном Материи» [там же, с. 336].

В авестийской традиции два противоборствующих начала, Свет и тьма имеют три уровня проявления. Три формы добра и зла соответствуют трем формам нашего триединого мира. В мире Духа (в мире Меног) олицетворением Света является Спента Ман (Святой Дух), «верховный принцип зла - Ангра Майнью действует как Люцифер - похититель света, присваивающий себе роль Творца» [6]. В воплощенном мире, на физическом уровне (мире Гетиг) светлые силы представляет Рапитвина, символизирующая идеальный мир, восстановление утраченной гармонии в земном мире, а силы зла воплощает в себе демоница Аза, нагнетающая страх, ужас и разрушение. В мире Души (мире Ритаг), осуществляющему связь между мирами, силы света представлены Артой (Правда, Истина), а силы тьмы - демоницей Друдж (ложь). Они находятся между собой в противоборстве. Их соотношение и проявление в жизни можно увидеть в гороскопе каждого человека, составленном в авестийской традиции.
Все три лика зла классически воспроизведены у М. Булгакова в его произведении «Мастер и Маргарита», которые представлены в образах: Воланд как воплощение Люцифера, Азазелло как проявление демоницы Азы. Все остальные персонажи являются воплощением Друджи (Черной Луны). Люцифер в буквальном смысле в переводе с латинского означает «носитель света», но, если навести на резкость, то он проявляется не как «носитель», а как «уноситель (похититель) света». В это понятие внесли путаницу еще древние римляне, называя Венеру «Люцифером», На самом деле Люцифер - это антидуховная сущность, самая страшная из дэвов. Точка Люцифера в гороскопе находится в начале Скорпиона и иначе называется «приступы адского холода». Людей, у которых она проявлена, называют «похитителями света». Эту точку можно также назвать «местом вселения Дьявола».

Зороастризм в свете теософии

Рассматривая философию зороастризма в свете эзотерической науки, Е. П. Блаватская заимствовала многие термины из зороастризма и претендовала на то, что именно она понимает истинную сущность этой религии. На самом деле, излагая собственные взгляды, она искажала все ключевые зороастрийские понятия и принципы и часто желаемое выдавала за действительное.
Путешествуя по Индии, Блаватская и полковник Олькотт пытались сблизиться с парсами Индии и внедрить оккультные теософические понятия в их сознание. Несмотря на то, что полковник Олькотт считал зороастризм «одной из самых благородных, простых и возвышенных религий», читая лекции парсам, он сообщал, что их вера покоится «на природной скале оккультного знания», а их пророк постиг многие законы бытия путем мистического проникновения в скрытые тайны человеческой природы. Многое из того, что говорил он, очень импонировало парсам, и вскоре в Бомбее возник процветающий филиал Теософского общества, среди членов которого оказались индуисты и парсы. Под этим влиянием теософы-парсы "стали создавать в своих домах новые ритуалы, большое значение придавали символике и этим фальсифицировали некоторые зороастрийские обряды, о чем пишет Мэри Бойс в своей книге «Зороастрийцы: верования и обычаи».
В журнале «Теософия» (1883, т. 4. №4.9.10:1888, т. X, XI), который издавала Елена Петровна в 80-х гг. XIX в., был опубликован цикл ее статей о зороастризме: «Замечания к статье «Зороастр и его религия», «Зороастризм в свете оккультной философии», «Зороастр в «Истории» и Заратуштра в тайных анналах», «О Древах жизни». Эти статьи были написаны в форме вопросов и ответов для разъяснения некоторых взглядов полковника Олькотта, изложенных им в статье «Дух зороастризма». В своих ответах Елена Петровна не только поясняет отдельные моменты, но и дополняет их своими умозаключениями, в целом подтверждая солидарность с полковником. Для наших читателей будет интересным ознакомиться с основными их положениями, суть которых сводится к следующему.

Учение зороастризма, по ее мнению, зиждется на противостоянии двух Духов - Ормазда и Ахримана. Ахриман (Ариман - у Е. П.) - «это материя, вечная и неуничтожимая, но постоянно меняющаяся», и именно эта «материя - виновник всего зла и разрушитель». А Ормузд, или «Дух - целостный и неизменный, в своем абстрактном Единстве», т.е. хозяин духовного мира. Однако зороастрийская религия считает материальный мир, как и духовный светлым созданием Хормазда - Творца мира. Очень многие еретические учения прежде всего искажают эту истину. Подобные утверждения о том, что материя принадлежит дияволу, приводят часто в конце концов к призывам уничтожать материальный мир, вплоть до призывов к самоубийству, якобы для освобождения чистого духа от нечистого материального тела.

Е. П. Блаватская считает, что «Ормузд и Ариман - две сущности, абсолютные, равные, подобные и одинаково вечные». На самом деле в зороастризме это категорически не равные и не подобные сущности. Духу зла, Ангра Майнью, противостоит не Ахура Мазда, а дух добра Спента Майнью, как выбор в сторону света, т. е. духу разрушения противостоит дух соединения, дух сохранения гармонии мира. Добро и зло - ни в коем случае не равновеликие понятия и даже не сравнимые, тем более не «одинаково вечные». Оптимизм зороастрийской религии заключается в неоспоримой вере во временность существования зла в мире и обязательной победе добра над злом. Ангра Майнью ограничен во времени, и его уничтожение предрешено.
Как основоположник теософии, Блаватская утверждает, что зороастризм - это «монотеизм, пантеизм, политеизм» и даже «атеизм». Происхождение этой религии она обозначает «магией», которая зародилась в незапамятные времена в просторах, охватывающих территорию от Алтая до Гималайских гор, между Персидским заливом и Охотским морем. А так как изначально «магия» была религией «атеистической», она уверена в том, что и эта религия была «атеистической», а Зороастра, которого она называет «седьмым пророком», можно считать «атеистом» в современном смысле слова. Фактически назвать человека атеистом, значит приравнять к безбожнику. Ведь слово «атеизм» образовано от греческого atheos - безбожный. Безусловно, это совершенно не относится к Заратуштре и крайне несправедливо соотносить его с атеизмом. Заратуштра не был основателем религии, но он был ее пророком, который «вдохнул в нее новую жизнь в то время, когда точка весеннего равноденствия переместилась в зодиакальный знак Овна, т.е. приблизительно за 2000 лет до Христа. Ему удалось вернуть религию к первоначальным истокам» и очистить «Закон, который был дан в глубочайшей древности» [7].
Блаватская и Олькотт также считали, что сегодняшние Гаты, которые имеют мобеды в Бомбее, утратили живительный дух, «вернуть который можно усилиями воскрешенных энергий оккультных наук», однако религия парсов жива и «под безжизненной маской современного зороастризма все еще бьется пульс древней магии». Е. П. Блаватская пишет: «В настоящее время Зенд-Авеста представляет собой лишь общую систему, так сказать, мертвую букву законов Зороастра». А парсийские священные книги она называет «осколками некоей религии». По ее мнению, «Зенд-текст является тайным кодом из определенных слов и выражений, изобретенным первыми составителями, ключ к которому находится у посвященных. Веды и Авеста имеют общий источник, а ключом к нему является «Тайная доктрина». Зеды и Авеста используют одинаковые символы, но объясняют их по-разному. Однако «ни брамины, ни зороастрийцы не копировали друг друга». И, разумеется, «Тайная доктрина» с ее манихейскими нагромождениями ни в коей мере не может являться «ключом» к Авесте.
Однако постараемся быть объективными и найти в теософии Е. П. Блаватской хоть какие-то положительные моменты. Так, например, в одной из ее статей говорится о том, что Заратуштра не призывал к кровосмешению, что он говорил о родственных браках, имея в виду совсем другое, нежели это было истолковано потом. В доказательство своей правоты Е. П. Блаватская приводит слова Евтихия, священника и архимандрита одного из константинопольских монастырей (V в.):

«Нимрод узрел огнь, подымающийся из-под земли, и он поклонялся ему; и с этого времени и впредь маги поклонялись огню. И он назначил человека по имени Ардешан священником и слугою Огня. Вскоре после этого из пламени огненного заговорил с ним дьявол (как Иегова из горящего куста говорил с Моисеем?) и произнес: «Ни один человек не может служить Огню или познать Истину моей религии, прежде чем он не совершит кровосмешения со своей матерью, сестрой и дочерью, как ему предписано», и с тех пор священники-маги практиковали кровосмешение, но первым изобретателем сей доктрины был Ардешан».

Итак, что же сие означает? Да просто неверное истолкование мертвой буквы. В тайной доктрине, части которой содержатся в древнеармянских манускриптах или так называемых Месропских манускриптах (Месроп Маштоц (361-440) - армянский просветитель, ученый-монах, создатель армянского алфавита в 404-405 гг.) и по сей день хранящихся в древнем монастыре в Армении (до 312 г. армяне были парсами), Эчмиадзине, о посвященных или магах сказано следующее:
«Кто проникнет в тайны (священного) Огня и сольется с ним (как йоги соединяют свою душу со Вселенской Душой), должен прежде слиться душой и телом с Землею, своей матерью, человечеством. его сестрой, и Наукой, его дочерью».

Нет нужды объяснять символическое значение этого. Каждый знает, как почитал Заратуштра Землю, как он учил добру ко всему; и Знание, или Наука, никогда не станет дочерью или порождением человека, никогда не разовьется из его ума во всей своей чистоте, пока он не постигнет тайны Природы и человека, породившего Науку, или Знание».

Из приведенного отрывка видно, что Е. П. Блаватская пытается защитить пророка от ложных обвинений. Она пишет, что нет никаких прямых свидетельств о том, что пророк призывал к кровосмешению. Это было приписано ему и его истинные слова искажены.
В статье «О Древах жизни» Е. П. Блаватская пы¬тается пролить свет на время жизни пророка. По ее мнению, Заратуштра сам подтверждает то, что было несколько Заратуштр. «Я есмь тот, кто живет и умирает», - гласит надпись на поясе статуи - памятника Заратуштры в круглом пещерном храме Бухары.
Разные исследователи датируют года жизни Заратуштры по-разному: одни принимают его за современника Дария, другие относят его эру «за 500 лет до Троянской войны, Плутарх - за 5000 лет до этого времени, а Плиний - за несколько тысячелетий до Моисея».
В одном древнеирландском манускрипте Заратуштра назван Airgiod - Lamh, т. е. «Золотая Длань» - рука, принимающая и разбрасывающая небесный огонь. «Кто постигнет тайны священных парсийских книг, - пишет Блаватская, - тот постигнет тайну Солнца, Огня и Коня». Белый конь есть символ Солнца. Саошьянт - Спаситель человечества - должен явиться на белом коне в сопровождении воинства добрых гениев на молочно-белых конях. Далее она приводит интересный фрагмент из описания ритуала, проводимого Заратуштрой:
«Во время ритуалов Зороастр освящал вино (ис¬тину), полученное из винограда (притча Иисуса?), розу (фаллос), чашу (чрево) и гранатовое зернышко (Посланника). Роза была посвящена Солнцу. Зороастр удалился в горы Армении (Аримана) дабы говорить с Ормуздом, и когда гору охватило пламя, он остался невредим. Затем на горе Гордион он написал первую Зенд-Авесту».

В древней иранской книге «Десатир», собрании учений 14 древнейших иранских пророков, Заратушт стоит в списке тринадцатым. Пишут, будто он жил от 600 до 5000 лет до Троянской войны, т. е. за 6000 лет до Платона. А Берос, халдейский жрец, заявляет, что Зороастр был основателем индийской династии в Вавилоне 2200 лет до Р. X., тогда как позднейшие местные предания сообщают, что он был сыном Пурушаспы и современником Гуштаспа - отца Дария, жившего за 600 лет до Р. X. Египтолог Бунзен утверждает, что Заратуштра родился в Бактрии до переселения бактрийцев к Инду, которое произошло в 3784 г. до Р. X.
По мнению Блаватской, «Зороастр жил за 1200 или 1300 лет до Р. X., он не мог быть современником Дария Гиштаспа, отца которого путали с Виштаспой, процветавшим шестью веками раньше». Она счита¬ет, что, согласно легенде, на вершине одного из пиков восточного Тянь-Шаня находится «эзотерический ключ к мистическим верованиям, когда-то названным Планетарной Религией, а потом - Культом Солнца или Огня». В этом предании великий Пророк изображается с золотой звездой на сердце, представителем той расы допотопных гигантов, которая упоминается в священных книгах и халдеев, и евреев.
Е. П. Блаватская родилась в 23-й солнечный день, символом которого является паук, а изэд-покровитель - Вайю, дух-хранитель Великой Пустоты. Согласно зороастрийскому календарю, этот день связан со стихийными духами, которые считаются невыбравшими, стоящими вне выбора. Поэтому для людей этого дня очень значимо то, какой выбор в жизни они сделают. Показателями выбора в гороскопе являются Белая Луна и Черная Луна. У Блаватской Белая Луна находилась в Скорпионе, а Черная - в Стрельце и была намного сильнее Белой (по афетике почти в два раза). Это говорит о выборе ее обладателя. Негативные аспекты к Белой Луне подтверждали тот факт, что Блаватская не была в ладах со своим Ангелом-хранителем, хотя и не была лишена от природы магических способностей, однако Черная Луна в Стрельце неуклонно вела ее по пути искажения истинной сути религий и мировоззренческих заблуждений.
Человек 23-го солнечного дня ведом стихийными духами, ему могут быть свойственны чудачества. Это человек с двойным дном, у него всегда есть тайна, он может быть хорошим профессионалом в своем деле. К такому человеку все приходит вовремя. Но женщины этого дня бывают очень опасны, они могут «пожирать» своих партнеров, как паучихи пауков.
Паук плетет свои хитроумные сети и ловит в них мух. Человек этого дня тоже может создавать замысловатые конструкции и улавливать в них любопытные умы. Е. П. Блаватская просиживала в библиотеках за изучением оккультной литературы и на основе мирового философского и религиозного наследия создавала свои произведения. Она написала много сложных книг, в которых не так просто разобраться. Ведь она пыталась как бы обобщить все изученные ею оккультные источники, разные культуры и религии и на их основе создать новую религию - теософию. Однако ее теософия не может быть религией. Это философское учение, синтезированное из разных мировоззренческих концепций, в котором, как в зеркале, отразились ошибки и заблуждения его создателя. Поэтому желание Блаватской сделать теософию религией осталось всего лишь утопией, не имеющей четких критериев и ориентиров в определении ключевых понятий нашего мира. Вопрос о карме как Законе о Воздаянии и Справедливости она рассматривала с буддистских позиций. В ее толковании кармических законов тоже есть ошибки и искажения истинной сути понятий. Например, она coвершенно не учитывает роль предков и наследственности в жизни человека. Неправильно трактует и формирование творческих способностей утверждая, что их закладка происходит в посмертии, и др. К этим вопросам мы еще вернемся в следующих номерах журнала.

Эпоха Рыб завершает период смешения в эволюции человечества, а Эра Водолея неизбежно несет с собой разделение добра и зла и размежевание этих сил в нашем проявленном мире. С началом Эры Водолея вопросы о соотношении добра и зла становятся все более актуальными, а противостояние - более жестким. Отношение к этим понятиям определяет сущность любого философского направления и религиозного течения. Рассматривая с этих позиций теософию Е. П. Блаватской, следует отнести ее, безусловно, к еретическим учениям. Все ее труды свидетельствуют о больших заблуждениях и путанице понятий добра и зла, иллюзиях, самообмане и обмане общества, злоупотреблении свободой в мировоззренческих вопросах. Обобщая изученное, Блаватская не смогла остаться объективной, а пошла на поводу манихейской путаницы, искажая информацию и манипулируя общественным сознанием. Для современного читателя ее книги могут быть лишь наглядным примером манихейской литературы. Всю жизнь Е. П. Блаватская провела в поисках новой религии и попытках ее создания. Однако ее неправильный выбор не позволил ей выйти на светлые источники сокровенных знаний.
В настоящее время книжный рынок наводнен книгами по оккультной философии разных авторов, разных эпох и направлений, среди них - и произведения Е. П. Блаватской, А. Бейли и других, многие из которых, если не большинство, вышли под рубрикой (серией, девизом?): «Нет религии выше истины». Каждый из этих авторов уверен в том, что именно ему принадлежит Истина и именно он несет ее в мир. Хотя на самом деле все они слишком далеки как от Истины, так и от Религии. Религия дана человече¬ству Свыше, Творцом нашего мира, чтобы человече¬ство не переходило ту заветную черту, за которой нет Света, а значит и нет Выбора. Искажение истины в нашем понимании - это ложь. А ложь, в свою очередь, - это орудие зла. И каждый из нас, кто «берется за перо», должен четко осознавать, проводником кого и чего он является: Хормазда или Ахримана, Добра или Зла? Какую баррикаду он защищает и куда ведет свой бастион? Быть где-то посередине, пытаться усидеть на двух стульях одновременно в наступившую эпоху Водолея, когда начинается новая Эра Разделения, уже не придется. Двойственность и «мешанина» уходят в прошлое и неизбежно должны остаться в Эре смешения добра и зла, которая уже на исходе. Каждый из нас должен сделать четкий выбор и определить свое место в будущем, где он и с кем, чтобы идти в ногу со Временем, которое, как известно, не прощает ошибок, но может щедро наградить сполна достойного.

Литература
1. Блаватская Е. П. Тайная доктрина: В 6 т. Л., 1991.
2. Блаватская Е. П. Закон причин и последствий, объясняющий человеческую судьбу (карма). (Печ. по изд. Калуга, 1915). Л., 1991.
3. Блаватская Е. П. Статьи о зороастризме // .htm
4. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.-СПб.: Изд-во «Норинт», 2002.
5. Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. 4-е изд., испр. и доп. СПб., 2003.
6. Глоба П. П. Живой огонь. СПб., 1996.
7. Зенер Р. Ч, Учение магов. М., 1993.
8. Зороастрийские тексты. Изд. подгот. О. М. Чуна-ковой. М., 1997.
9. Иллюстрированная история суеверий и волшеб
ства. Киев, 1993.

blavatskaya goroskop.jpg
Гороскоп рждения Блаватской Е.П.

blavatskaya smert.jpg
Гороскоп смерти Блаватской Е.П.

Статью подготовила Галина Соколова

01 Ахура-Мазда день.
06 Шахревара месяц.
3755 год ЗРЭ

Ахура-Мазда день (Ав. Ахура Мазда) Владыка Мудрости, имя Бога, используемое Заратуштрой.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 05:24
Завтрашний день начнется в: 05:26
Текущее время Узерин-гах, осталось 03:07 часов.
Аивисрутрим-гах будет в 20:41 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники