Йазд

Опубликовано star72 -

Рано утром мы выехали из Шираза и заехали в одну из мечетей Imamzadeh-ye Ali Ebn-e Hamze. График у нас довольно напряженный, мечетей мы уже видели много. Поэтому когда наш автобус остановился перед ней, я сказал одному из спутников, дремавшему у окна, чтобы он спокойно отдыхал, дескать "чего там, еще одна из многих мечетей". Но когда я прошел внутрь храма, я был поражен! Пришлось скорее бежать в автобус, будить спутника, говоря ему "Иди скорее! Не пожалеешь!"
Действительно особое убранство и оформление, сложенное в виде красивых узоров из множества маленьких зеркал не могло не произвести впечатления. При малейшем движении все стены, потолок начинали мерцать и переливаться отраженным светом. Возникало ощущение, что ты находишься внутри какого-то сказочного пространства совсем неземного.
Посмотрите сами и прикоснитесь взором к этому чуду!

Iran mart 2010 (19).JPG

Iran mart 2010 (20).JPG

Iran mart 2010 (21).JPG

Iran mart 2010 (22).JPG

Iran mart 2010 (23).JPG

Iran mart 2010 (24).JPG

Iran mart 2010 (204).JPG

Iran mart 2010 (143).JPG

Iran mart 2010 (205).JPG

Iran mart 2010 (206).JPG

Данная мечеть как и все другие построена на месте зороастрийского храма. Энергетика места была очень благодатная. Все это вместе создавало необычное душеумиротворяющее состояние, давало легкость и спокойствие на душе. Восторженные этой красотой мы поехали дальше.

Йазд

На пути в Йазд мы посетили величественный кипарис, возраст которого 4000 лет. После пустынного пейзажа вокруг данное колоссальное дерево особенно поразило нас.

Iran mart 2010 (61)_0.JPG

Если вокруг царит совсем не весенняя жара и пекло, то рядом с этим деревом приятная прохлада и свежесть тени. Как бы изменился климат в Иране, если бы в нем росли леса из таких деревьев...
В зороастризме кипарис - священное дерево, связанное с Вохуманом, с Благой Мыслью. Зороастрийцы всегда выращивали кипарисовые рощи, среди которых они проводили свои праздники. Именно кипарис изображен на барельефах Персеполиса. Но, когда в седьмом веке Персия была завоевана арабами, то эти рощи стали вырубаться, чтобы уничтожить символы побежденной культуры. То, что данное дерево смогло сохранится с тех пор можно расценивать как чудо!

Iran mart 2010 (18)_0.JPG

Причудливые изгибы тысячелетий. Кажется невероятным, но скорее всего этот кипарис ровестник самого Заратуштры!

Iran mart 2010 (60)_0.JPG

Стройная Елена Константиновна наиболее подходит для того чтобы оценить величие и размер ствола дерева. :)

Сразу же по приезду в Йазд нас встретил наш дорогой друг Камран Лариан. Встреча была долгожданная и очень радостная! Как приятно снова повидать его!

Iran mart 2010 (25)_0.JPG

Камран очень помог нам в организации данной поездки, решал различные сложные вопросы (например, как переслать предоплату турфирме), рассказывал нам очень много о зороастризме, Йазде. Он всегда наполнял наши сердца сохраненным его предками Огнем традиции зороастризма. А его жизнерадостная улыбка всегда заставляла нас также улыбаться в ответ. :)

Iran mart 2010 (72).JPG

Мы северные люди и не привыкли к такому жаркому солнцу. Поэтому многие из нас как не береглись, но все же чуток обгорели в ходе экскурсий в Персеполисе. Поэтому в Йазде мы уже выглядили так :)

Iran mart 2010 (161)_0.JPG

Сразу же после приезда в Йазд Камран показал нам дахму (башню молчания). Для многих незнакомых с традицией зороастризма эти башни выглядят очень зловеще, ведь они связаны со смертью, здесь выставлялись тела умерших.

Iran mart 2010 (63)_0.JPG

К смерти отношение у зороастрийцев особое. Они считали, что человек - духовное творение Творца, Ахура Мазды. Человек получает тело от своих родителей, предков, фравашей, чтобы выполнить поставленную для него задачу. По преставлению зороастрийцев люди - это воины, которые пришли в этот мир одолеть силы тьмы, помочь силам света восстановить здесь утраченную целостность и гармонию. В нашем мире действуют законы времени, которое неумолимо протекает из прошлого через настоящее в будущее. Данное течение времени является ловушкой для духа зла Ангроманью, который временно оккупировал мироздание, созданное не им. Попадая в этот мир, мы также попадаем под действие его законов. В итоге здесь "все что имеет свое начало, то имеет и свое завершение". Также и наше тело пока здесь не вечно и в свой срок мы покидаем его и возвращаемся в духовный мир. А умершее тело пропитывается эмонациями сил тьмы и считается крайне оскверненным.
Одно из основных требований зороастризма - чистота на всех уровнях. Весь мир, все благие творения должны сохраняться в чистоте.
Именно поэтому для зороастрийцев было немыслимо допустить осквернения благих стихий земли и воды мертвыми телами. Они разрабатывали различные способы, чтобы избежать этого. Дахма - один из способов, в котором на вершине башне складывались умершие. Прилетающие птицы склевывают плоть тела, оставляя только кости, которые высыхают на солнце. Оставшиеся кости уже могли забирать родственники для захоронения.
Камран очень подробно рассказал нам все особенности данного ритуала, который является детально разработанным и учитывающим множество ньюансов.

Iran mart 2010 (162)_0.JPG

С 1980-х по требавнию мусульманских властей зороастрийцы Йазда были вынуждены прекратить подобный вид захоронения. Было организовано зороастрийское кладбище, в котором умерших цементируют в специальные бетонные саркофаги, чтобы избежать осквернения земли.

Iran mart 2010 (62)_0.JPG

Такой замечательный вид на город открылся для нас с вершины дахмы.

Вечером нас ждал приятный сюрприз. Мы приехали на встречу с местными зороастрийцами, среди которых нас ждал и глава Совета Мобадов г-н Хоршидиан. В Тегеране нам не удалось повидаться, но в эти праздничные выходные г-н Хоршидан приехал с семьей к свои родственникам.
Все мы были очень рады встрече!

Iran mart 2010 (65).JPG

Iran mart 2010 (29).JPG
(извините, смимки вышли не резкие :(

После вкушения угощения и долгого радостного общения мы отправились в гостиницу. Все наши гостиницы по своему хороши, имеют свои особенности. Гостиница в Йазде представляет собой нечто вроде постоялого двора, от которого так и веет восточной экзотикой. Маленькие уютные номера хоть и не могут похвастаться европейским уровнем комфорта и обстановки, но всем необходимым они оборудованы. Все они расположены на двух этажах вокруг маленького дворика с садом, бассейном или фонтаном. Ужин в ресторанчике этой гостиницы я буду долго вспоминать. На втором этаже прямо под открытым небом, Луной и множеством звезд мы сидели на коврах, вкушали вкусную иранскую пищу и любовались видом вечернего Йазда.
Небольшое замечание про иранцев. Одному из нас было необходимо позвонить по делу в Россию. Мы пошли искать магазин, где можно купить иранскую "симку". Нам встретились два юных солдата, у которых мы стали узнавать, где найти данный магазин. В ответ они стали предлагать нам позвонить с их телефона. Мы с трудом отказались, объяснив, что такой звонок через чур будет дорогим. Возвращаясь обратно после своих дел и прогулки, мы снова увидели этих ребят, которые с аппетитом ужинали бутербродами. Увидев нас, они обрадовались, словно мы их старые знакомые, и предложили нам разделить с ними трапезу. Мы из вежливости угостились и подивились открытости и дружелюбию иранского народа. Подобные ситуации часто демонстрировали лучшие черты простых иранцев. У нас тоже много добрых людей. Но представить себе картинку, что милиционер на улице предложит позвонить со своего телефона или угостит чем-нибудь, было нелегко.
Следующий день был 26 марта и все зороастрийцы отмечали этот день как центральный среди новогодних праздников и связывали его с днем рождения пророка Заратуштры. Мы были приглашены на праздник и засыпали в эту ночь в радостном предвкушении нового дня.