Глава XII О свойствах гор

О свойствах гор он говорит в Авесте, что сначала выросли горы за восемнадцать лет, а (гора) Албурз росла на протяжении восьмисот лет: двести лет (она росла) до стоянки звезд, двести — до стоянки луны, двести — до стоянки солнца, двести — до (стоянки) бесконечного света, тогда как другие горы, числом две тысячи двести сорок четыре, выросли из (горы) Албурз. (Среди них) имеется высокая гора Хугар, Тирак, Албурз, Чикат-Даити, гряда Арезур, гора Хусандом, гора Апарсин, которую называют горой Парса, Заридаз, которая является горой Мануш, гора Агарз, гора Каф, гора Вадгис, гора Хошдастар, гора Арезурбум, гора Роишноманд, гора Падишхваргар, что самая большая в Хварис, гора, которую называют Чин, гора Реванд, гора Дарспед, гора Бакир, гора Васшекафт, гора Сиякоманд, гора Вафр(оманд), гора Спендияд и Кондрасп, гора Аснаванд, <Кондрасп> гора Диздах, гора среди тех, что в Кангдизе, о которых говорят, что они суть спокойствие и радость доброго творца, и (другие) малые горы. Я назову их второй раз: гора Албурз окружает эту землю и связана с небом. Что касается Тирака (горы) Албурз — это та (гора), через которую проходят звезды, луна и солнце, и через нее они возвращаются. Высокая (гора) Хугар — та, с которой, с высоты, (равной росту) тысячи человек, устремляются вниз воды Ардвисура. Гора Хусандом — та, что из блестящего металла — небесного вещества, — в середине моря Фрахвкард, в которое вливается вода с (горы) Хугар. (Гора) Чикат-Даити - это та, что в центре мира, высотой, (равной росту) ста человек, на которой стоит мост Чинвар, и на том месте предъявляют счет душам. <Гора Албурз> Вершина гряды Арезур (находится) у ворот ада, где всегда пристраиваются дэвы. И еще он говорит: “Не считая Албурз, Апарсин — гора наибольшая”. Гору Апарсин называют горой Парса, и начало ее в Систане, а конец — в Хузистане. Гора Мануш — гора, на которой родился Манушчихр. Другие горы в большинстве выросли из этих (гор). И как он говорит: “Земли процветающие (?) располагаются большей частью вокруг (этих) гор”. Гора Агарз — на середине (пути) из Хамадана в Хварезм, и она выросла из горы Апарсин. Гора (Мануш), что на востоке, (находится) на границе с Туркестаном и также связана с Апарсин. Гора Каф выросла из той же горы. Гора Хошдастар (находится) в Систане, гора Арезур — та, что (находится) в области Рума. Гора Падишхваргар — та, что в Табаристане и в области Гилян. Гора Реванд (находится) в Хорасане, на ней воздвигнут огонь Бурзен, и она “Реванд”. потому что “блистательная”. Гора Вадгис — та, что у границы (с областью) Вадгис, и в этой области полно строевого леса (?) и деревьев. Гора Бакир — та, которую Фрасияг из Тура использовал как крепость и поселился в ней, а в дни Йимы в этой славной и cчастливой местности было построено десять тысяч деревень и городов. Гора Васшекафт — та, что в Парсе, — (выросла) из той же горы Апарсин, гора Сиякоманд и гора Вафроманд, что (простираются) вплоть до области Кабул, (также) выросли из нее до горы Чин. Гора Спендияд (находится) в пределах (?) (горы) Реванд. Гора Кондрасп, на вершине которой (озеро) Субар, (находится) в области Туса, гора Кондрасп — в Эранвеже. Гора Аснаванд — в Адурбадагане, гора Роишноманд — та, на которой произросли растения. Малые горы, что во всех местах разных областей и земель и на которых возделывают благодатные пашни, — (их) много по названиям и по числу — выросли из этих самых гор. (Это) гора Ганавад, гора Аспарог, гора Фрахгар, гора Демавенд, гора Равак, гора Зарин, гора Гесбахт, гора Давал, гора Мизин, гора Марак, которые все выросли из горы Апарсин, из которой перечислены другие горы. Что касается горы Давад, она выросла в Хузистане, тоже из (горы) Апарсин. Гора Демавенд — (это) то место, к которому был привязан Беварасп. От той же горы Падишхваргар до горы Кумиш (располагается) гора, которую называют “Мадофрияд”, у которой Виштасп разбил Арджаспа, она находится там посредине равнины. Говорят, в священной войне, когда иранцы терпели поражение, (эта гора) откололась от той горы, скатилась на середину равнины и этим иранцы были спасены, поэтому ее называют “пришедшая на помощь”. Гора Ганавад тоже там, на горной гряде Виштаспа, в месте пребывания огня Бурзенмихр, (на расстоянии) девяти фрасангов на запад. Вершина Равак в Зраваде — это место, которое некоторые так и называют — “Зравад”, а некоторые называют (его) Бишан, некоторые - Калак, потому что от него, по двум сторонам горы, спускаются дороги к <жилищу> крепости, и по этой причине, поскольку она там устроена, (это место) называют “калак” — “крепость”. Это место также называют (находящимся) в области Сарадж. Гора Аспарог установлена в озере Чичаст в Парсе, Фрахгар — в Хорасане, гора Марак - в Ларане. гора Зарин — в Туркестане, гора Бахтан — в Спахане. Другие (горы), что вне этого списка, согласно Авесте маздаяснийской, считают плодородными, и (это) малые горы, что постепенно вырастали на местах.

Глава XIII
О свойствах морей

О свойствах морей он говорит в Авесте, что море Фрахвкард занимает одну треть (земли) на юге, на границе с Албурзом, так что оно хранит в себе воду тысячи озер, таких, как источник Ардвисур, который некоторые называют ключ-озером. Каждое озеро единственное (в своем роде), есть (озера) большие и маленькие, есть некоторые, которые всадник на коне объезжает („вокруг") за (40) дней, что составляет протяженность в тысячу семьсот фрасангов. Из-за тепла и свежести воды <воды> Ардвисура, очищающей больше, чем другие воды. всё постоянно вытекает из источника Ардвисур. На юге горы Албурз <там> построено сто тысяч золотых каналов, и эта вода, теплая и свежая, поступает через канал на высокую (гору) Хугар. На вершине этой горы есть озеро, и в это озеро (вода) втекает, очищается (в нем) и по другому золотому каналу течет и вытекает. На высоте, (равной росту) тысячи человек, от этого канала отходит открытый золотой рукав к горе Хусандом, что в середине моря Фрахвкард. Оттуда часть (воды) для очищения моря (течет) в море, а часть разбрызгивается влагой по всей земле, и все создания Ормазда от нее получают исцеление, и она уничтожает (сухость) (воздуха). Из соленых морей три – главные, а двадцать три — малые. Из трех главных одно — Путик, одно — Камруд. одно — Сияхбун. Из всех трех Путик — наибольшее, в котором есть прилив и отлив, и оно находится в той же области, что и море Фрахвкард, и соединяется с (этим) морем. Между морем Фрахвкард и Путик, (что) рядом с ним имеется море, которое называют озеро Садвес. Густое и тяжелое зловоние <предпочитает> проходит из моря Путик в море Фрахвкард. Сильным высоким (ветром) озеро Садвес изгоняет (зловоние), и всё чистое и прозрачное попадает во Фрахвкард и источник Ардвисур и снова впадает в Путик. Уровень (?) этого моря связан с луной и ветром, и оно приходит и уходит, увеличиваясь и уменьшаясь, (в зависимости) от вращения (луны). Уровень (?) озера Садвес связан со звездой Садвес, (под покровительство) которой (попадают) моря (южной) области, а другие, в северной области, попадают под покровительство Большой Медведицы. Относительно прилива и отлива он говорит, что из-за луны везде постоянно дуют два ветра, местопребывание которых в озере Садвес. Один называют (ветром) нижнего направления, один — верхнего; когда дует (ветер) верхнего — прилив, а когда дует (ветер) нижнего — отлив. Что касается других морей, в них нет (ничего) от <этого свойства> вращения луны и в них не бывает прилива и отлива. Море Камруд — то, которое проходит на севере, в Табаристане, море Сияхбун — в Руме. Из малых морей самое малое — море Каянсе, что в Систане. Сначала в нем не было вредных тварей, змей и лягушек, а вода была слаще, чем в других морях, а потом („во-вторых") (оно стало) соленым. Из-за зловония вблизи (него) нельзя подойти к нему близко, так велики зловоние и соленость из-за сильного порыва („удара") горячего ветра. Когда случится воскресение, (озеро) опять станет сладким. О свойствах рек он говорит в Авесте, что две реки текут с севера, частично („половина") — с Албурза Ормаздова, (частично — с Албурза восточного). Одна течет на запад, эта река (Арак), одна — на восток, это Вехруд.