Любовь Голосова
«Родился в рубашке»: — говорят про людей, отмеченных удачливостью, счастьем. Рождение младенца в сорочке считается очень благоприятным знаком. Проходя через обряд повязывания пояса-кушти, мы заново рождаемся для новой жизни в доброй маздаяснийской религии. Для этого обряда вместе с поясом готовится и священная рубашка-судрех, которая после повязывания не снимается три дня. Судрех — это сакральная одежда, защищающая тело от вторжения злых сил и способствующая развитию тела доброго, здорового. Чтобы способствовать достижению таких благих целей, она шьется на руках из натурального материала белого цвета в благоприятное время, длиной она должна быть по колено, а на груди на счастливой стороне обязательно должна иметь потайной карман для взращивания добрых мыслей.
Рубаха — подольница. Олонецкая губерния
В былые времена эта рубашка была повседневной, нательной. Видевдатом (законом против дайвов) ее предписывалось носить три дня и потом стирать. Мы используем судрех для проведения ритуалов, у парсов и ныне судрех — нательная рубашка, хотя со временем сильно изменилась и изготавливается теперь фабрично. Наша повседневная современная одежда утратила свою сакральность и сильно отличается от одеяний даже наших бабушек, многие из которых носили эти рубахи-судрех «ив мир, и в пир, и в добрые люди». Очень интересно проследить традицию рубашки в славянской культуре, имеющей общий исток с иранской традицией — арийской. В 30-дневном солнечном арийском календаре рубашка является предметом силы 12-го солнечного дня. Этот день посвящен владычице Мах — Луне, дающей жизнь, защищающей дом, охраняющей сны.
Славянская рубаха дошла до нас в неизменном виде с незапамятных времен. Ее можно видеть на рисунках первых летописей, на самых древних иконах. Рубаха — основа любого костюма славянина, первая и самая главная одежда, обряжение всех. Особо отмеченные люди в ней рождаются, новорожденного заворачивают сразу же в рубаху отца или матери в зависимости от пола и три дня ждут прихода трех различных Судсниц, ведающих долей младенца. Главное славянское божество, определяющее сроки жизни, последующую участь, именуется У суд. Если обратиться к высокому древнеславянскому слогу, когда речи — рекут, то можно просто по-славянски объяснить иранское наименование сакральной рубахи судрех и обязательное ее несниманис в первые три дня после повязывания.
Славянская рубаха имеет фасон практически один на всех — пол, возраст, местность проживания обозначаются в ней деталям, в основном орнаментом. Этот крой, официально именуемый — архаичный, туникообразный — неизменен на протяжении обозримого тысячелетия. В научной этнографии считается, что традиционный русский костюм сложился к XII—XIII вв., он характерен для женщин народа-земледельца и, вплоть до начала XVIII в., удовлетворял все слои общества, его носили цари и бояре, купцы, ремесленники и крестьяне. С приходом реформ Петра I приверженность традиционному костюму сохранили лишь крестьяне, вплоть до начала XX в., хотя мужские рубахи-косоворотки носились еще в 30-х годах XX в. Рубаха носилась женщинами самостоятельно (в ряде случаев) и как основа костюма — с сарафаном, поневой, юбкой-андараком, кубельком (похоже на платье). Для детей, юношей и девушек это была единственная одежда часто до вступления в брак. Мужской костюм был совсем единообразен по всей территории — рубахи и штаны.
Основу кроя такой архаичной рубахи составлял цельный кусок ткани шириной, заданной ткацким станком. Он перегибался пополам — линия перегиба в готовой рубахе приходилась на плечи, в центре перегиба вырезался круг для шеи и спереди делался небольшой разрез на груди, для женщин — всегда по центру, для мужчин — чаще всего с левой стороны (косоворотки). Женские и детские рубахи имели длину до пят, мужские — до колен (они носились только с поясом и поддерживались им до середины бедра). Рукава изготавливались также из прямоугольных цельных тканин, самый архаичный вариант рубахи, именуемый кулем, не имел ластовицы — ромбовидной вставки подмышки, все остальные рубахи имели такую вставку-ластовицу-ромб (повсеместно очень часто красного цвета) подмышки.
Рубаха — это самое общеупотребительное название, оно происходит от корня «руб», соответствующего самым главным составляющим бытия человека. В данном контексте это отрез, кусок ткани — родственен глаголу «рубить» — можно сравнить со словом «сруб» — основой жилища. Изготавливая рубаху, человек «рубил» своему телу непосредственное жилище- дом — ведь нет ничего ближе к телу, чем своя рубаха. Попытаемся понять порядок построения рубахи.
Рубаха с прямым разрезом ворота, косоворотка и деталь — бок рубахи с ластовицей
В архаичном покрое рубахи виден запрет на прерывание того, что было напрядено, соткано в определенном временном интервале. Нить прядения и ткачества прерывалась один раз — для «рубки» круга-горловины со всевозможными магическими предостережениями, и вырезанный круг протаскивался вовнутрь рубахи, символически повторяя как бы всю рубаху. Для того чтобы в круг-воротушку, соответствующую знаку Тельца (Таран), можно было бы внести свою голову — знак Овна (Варак), надо было сделать разрез на груди — в знаке Рака (Калаканга), т.е. изготовление рубахи начинается с перегиба холста в знаке, соответствующем сакральной обители Луны (Мах). Круг ткани изымался для шеи — в знаке Тельца (Таран), в котором Луна (Мах) экзальтирует, разрез для прохождения головы, соответствующей знаку Овна (Варак), делался в знаке Рака (Калаканга), в котором Луна (Мах) обитает на бытовом уровне. В задействованных трех знаках зодиака Мах-Луна имеет выраженные проявления. Рукава пришиваются к знаку Близнецов (Допат-кар — имеющие два тела). Это движение про- тивосолонь и посолонь можно запомнить для дальнейшего рассмотрения.
Сшитая рубаха украшалась сложным орнаментом. Шить рубахи старались в особое время (часто перед большими праздниками). Одежда делилась на повседневную, праздничную и обрядовую (свадебная, похоронная, молельная), она отличалась способом изготовления, цветом, манерой ношения. Так, женская похоронная одежда, смертяная рубаха, изготавливалась вручную из белого холста, стежки швов направлялись от себя, нити при шитье не закреплялись, узлы не завязывались. Особенно украшались венчальные рубахи, рубахи молодых женщин, праздничные рубахи, рубахи для жатвы, последние очень берегли, так как их подол был украшен как-то особенно сложно и их передавали из поколения в поколение. Выделялись также годушные рубахи, специально изготовленные для годовых, цикличных праздников. Известная русская поговорка гласит: «Погодой год припоминается».
Что же припоминали наши предки, облачаясь в свои рубахи, сотканные из бесконечных трудов поколений предков-фравашей? Ведь известно: «Всякое семя знает свое время».
Нашим пращурам в прядении и ткачестве покровительствовала богиня Макошь. Макошь упоминается в древнерусских литературных источниках. Среди древних кумиров в Киеве единственным женским бо-жеством была Макошь. Образ Макоши восходит к образу Ардвисуры-Анахиты, в приближенные к нам православные времена он развился в образ Параскевы-Пятницы. Макошь часто называют «мокрой» богиней. От корня мак — макать, мочить, но, может быть, она связана и с Мах-Луной. Ардвисурс-Анахитс в древнем арийском солнечном календаре посвящен 15- й солнечный день.
Обратимся к древнему русскому народному земледельческому календарю в поисках общих арийских корней. Рассмотрим приметы и рекомендации по вы ращиванию льна (реже конопли), прядению и ткачеству в годовом цикле Солнца.
Арийский год начинается с первого восхода Солн ца в 1° Овна в весеннее равноденствие — 21 марта. На-кануне, 20 марта, в последний день уходящего года, после захода Солнца двери неба открываются, к нам спускаются предки-фраваши на 10 дней праздника.
20 марта в большинстве регионов России соответ-ствует дню Василия-Капельника, когда следят за при-метами на урожай льна. «Если капель с сосулек — то урожай льна будет хороший». Вторую примету на урожай льна наблюдали на восходе Солнца 25 марта (Феофанов день). Для хорошего урожая льна этот день в европейской части России должен был начинаться туманами. 25 марта — это 5-й день праздника Фравардина, посвященный богатырям и героям, бо-ровшимся со злыми духами, и предкам, помогавшим им в этой борьбе. 5-му солнечному дню покровительствует Спента-Армаити — святое благочестие, святая земля, облагороженная трудами предков. В основе символа Спента-Армаити - • ромб бело серебристого цвета на желтом фоне. Солнце в этот день проходит по 5° Овна, в описании которого есть такая фраза: «Два человека, один из них рубит». Год заканчивается и начинается смотрением примет на «рубку» будущих рубах.
В новом году первый раз день Ардвисуры-Анахиты наступает 4 апреля (день Василия, но уже Солнечника). Этот день особенно рекомендовался для отбеливания готовых холстов на снегу. Женщины обращались к Солнцу и просили: «Отбели наши холсты белее снега». День Василия Солнечника соотвстству ет 15° Овна, градусу храбреца с выбритой головой и распростертыми руками. (Макошь считалась женщиной с большой головой и длинными руками).
В месяце Аша-Вахишты первая примета, связанная со льном, холстами, звучит 2 мая (в день Ивана- Ветхопещерника). В этот день женщины обновляли навину (навина — новый холст, навь — мир ушедших предков, снов и т. д.). Они выставляли ее напоказ Солнцу, приговаривая: «Вот тебе, матушка-весна, новая навина». А на следующий день, 3 мая, они поминали «окликами» умерших родителей и предков. 2 мая отмечается праздник Аша-Вахишты, праздник праведности, лучшего распорядка, праздник неги. Он соответствует 13° Тельца. Женщины к этому дню упо-рядочивали и настилали дорогу белую, ведь ткацкий станок стоял средь избы и белую дорогу стелил.
Сеяние льна совершалось в месяце Хаурвате, месяце целительства, восстановления утраченной гармонии. Сначала, 22 мая, в 3-й солнечный день Аша-Вахишты (день Николы Вешнего) молодежь ритуальной «вечеринкой» в складчину с употреблением яиц зазы-вала плодоносящие силы для хорошего урожая льна:
"Батюшка Никола,
Дай дождя большого
На нашу рожь,
На бабий лен
Поливай ведром"
24 мая, в день Мокея-Мокрого, опять у Спента-Ар- маити (5-й солнечный день), святой земли предков, просили приметы, где сеять лен. Если этот день был дождлив, то все лето могло быть ненастным, тогда лен сеяли на высоких местах. Солнце в этот день обычно проходит 4° Близнецов, где экзальтируется восходящий лунный узел.
27 мая — день Сидора-Огуречнина — решающий день для сеяния льна. Здесь общая рекомендация для сеяния льна такова: «Сей лен при теплом ветре после полудня во время цветения рябины». С этим днем связывалось окончание северных ветров — северов, последних дуновений зимы. «Прошли Сидоры — про-шли и сиверы». На ночь вывешивалась мокрая холстина, если она не замерзала, то считалось, что лето будет теплым. Это первый рекомендуемый срок сева льна. Солнце в этот день проходит по 7° Близнецов, градусу целительства, который описывается так: «Человек, лежащий с раскинутыми руками...» Основной же массив льна сеется, конечно же, в 15-й солнечный день Ардвисуры-Анахиты — 3 июня в день Елены (Олены), леносейки. Солнце же в этот день проходит часто по 13° Близнецов, разрушительному. Но, если «посеешь лен на Алену — будут длинные льны». Может быть, они доведут до 13° Стрельца (Нимаспа) — праздника объединения огней? В этот день также начинали сеять коноплю.
Хороший урожай льна и конопли предвещает пас-мурный день 14 июня (Устинов день), когда Солнце проходит по 24° Близнецов, градусу экзальтации Вак- шьи. Весь лен старались отсеять к 17 июня, последнему рекомендованному дню в средней полосе России. Это 29-й солнечный день Мантра-Спента, когда можно увидеть целительский сон от предков. Солнце проходит по 28° Близнецов — градусу целительства, изгнания Муштара. Следующую примету смотрели в праздник Рапитвины (Солнце в 1° Рака) — 21 июня — в 3-й солнечный день месяца Тиштрии, ведь лен сеяли, когда жар полуденного Солнца — Рапитвины уже прошел. Это день Федора-Стратилата. Росы, начавшиеся с этого дня, предвещали хороший урожай льна и конопли.
Ко дню Ардвисуры-Анахиты месяца Амертата — 2 августа, дню Ильи Пророка (Перуна в дохристианской традиции) старались расстелить первый обмолоченный сноп льна. Стелили с такой песней: «Лежи ленок, потом встань да в зеркало поглядись. Не улежался, так ляг и еще полежи, только удайся белым, да мягонь- ким». Лен выделывается до полуфабриката, пригодного к дальнейшей обработке, расстиланием и мочением его. Была поговорка: «Льны в августе смотри». Например, росы 4 августа в день Марии-Магдалины, Ма- рии-Ягодницы, могли испортить лен. Расстил льна ста-рались закончить к «отлетке» перед бабьим летом. «Отлетка» — 11 сентября — день Иоанна Предтечи. Этот день гонит птиц за море далече, к другим берегам, он лето уводит, а осёни — отец крестный. 14 сен тября наступало бабье лето — лучшая пора осени, 28- й солнечный день календаря. С этого дня начинаются молодежные посиделки. Пращуры советовали: «Лен стели на «отлетку» к бабьему лету, а поднимать начинай с Казанской». Казанская — 4 ноября — Солнце проходит по 13° Скорпиона (Хаздема), в день праздника Апам-Напата, повелителя Космических вод и Мирового океана (зерванитский праздник). В 13° Тельца (на оппозиции к 13° Скорпиона) обновлялась навина. Про Казанскую в народе говорили так: «До Казанской не зима, а с Казанской не осень», «Казанская морозом дорожку кажет», «С Казанской тепло, морозу не указ». Лен убран, природный цикл завершен.
Подготовка к ткачеству начиналась 18 октября в Хоритин день. «Хоритины — первые холстины». Во 2-й солнечный день, покровителем которого является Вохуман (благая мысль), месяца Апам-Напата, доста-вали ткацкие станки, собирали их, насновывали кроены, задавали ритм ткачества.
В день Параскевы-Льницы, 27 октября, обрабаты-вали лен на волокно и наблюдали звездные приметы. Солнце проходит по 5° Скорпиона.
За зимнюю пряжу принимались 14 ноября. Это 29-й солнечный день. Солнце проходит по 23—24° Скорпиона. Этот день часто совпадает с началом зо- роастрийского поста, когда Солнце проходит по со-жженному пути. Первый день поста связан с искушением человека демоном Андрой, проявляющегося через функции антиСатурна (безверие, цинизм, бессове-стность). К прядению приступали в день противостояния этому демону с помощью изеда Аша- Вахишты. Народные поговорки про этот день, день Кузьмы и Демьяна, такие: «Демьян, окамени воды», «Кузьма и Демьян с гвоздем», «Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать». Хотя «расковывание» часто приходилось на Михайлов день — 21 ноября, который совпадал с окончанием поста при переходе Солнца в зодиакальный знак Стрельца (Нимаспа), первые семь градусов которого символизируют дни выхода из круга воплощений, победу над смертью. Этим, 29-м солнечным днем месяца Апам-Напата заканчивается годовой цикл примет, каким-либо образом связанных со льном, прядением, ткачеством.
Выявленный годовой ритм связан с Ардвисурой Анахитой, Спснта Армаити и Аша-Вахиштой.. Он поддерживает нашу неразрывную связь с предками, помогает праведно общаться с ними через сон, не прибегая к нечистой силе. Мы же спим в рубахах, снимая пояс.
Долгорукавка (славянская)
Трудами праведными в упорядоченное время соз-данное тканье сохранялось веками, «нетленно», в пря-мом смысле оно обладало магическими целительски- ми свойствами. Каждое действие над ним служило от-ражением каких-либо космических законов мирозда-ния. Мы, в своей суете душевной и простоте, которая «хуже воровства», даже нсГзадумываемся над еще та-ким близким, но уже ушедшим бытием наших бабуль с их сундуками. Названий рубах не счесть, для каждого случая — что-то особенное. Например, рубаха сорочка. Может быть, это рубаха, в которую обряжа-лись для встречи «сорока сорок» — 22 марта, второго дня нового года, когда птицы из-за морей возвращаются (куда они отправились в «отлетку»), напоминая о золотом веке человечества, о перволю- дях, Машии и Машиане, их падении и возможности восстановления гармонии.
Есть еще рубаха-станина, станушка. Беленый холст — млечный путь, звездный стан — стан женщины, мир ритмом льна постигающей. Рубаха-воротушка называ-лась так по украшенному вороту. Самой магической ру-бахой считалась рубаха-долгорукавка, убивальница, пассивная рубаха. Рукава се не ниже дола, а то и до 3 метров. В ней девицы перед венцом «убивались» на де-вичниках по своему девству. Под венец также в ней шли, но рукава держали обручами. В них же танцсва ли, распустив рукава, магические танцы на пирах.
Целительная сила рубах употреблялась в основном для лечения детских болезней. От всяких переполохов, исполохов, чаще всего во сне рубаху надевают задом на перед, потом снимают вместе с болезнью и смывают ее с рубахи. Для предотвращения же болезней дети ходят в рубахах, перешитых из родительских до 5—7 лет. А если рубаху, в которой крестили первого ребенка надевать по очереди на всех последующих детей, то все в семье будут любить друг друга. «Больные» рубахи с больных детей сжигаются над Купаль
Оригинальная одежда парса
ским костром старой женщиной. Увидев на небе огнен-ного змея, следует сказать ему: «Тпру» — узнать о бу-дущем и отпустить его, разорвав рубаху вниз от ворота. Во сне же видеть будто надеваешь на себя белую рубаху — к счастью, снимать се с себя — знак об-манутых надежд. А кто при первом соловье рубаху скинет — того блохи кусать не будут. Очень значимая поговорка, если учесть, что градус соловья венчает весь зодиак, Солнце по нему проходит 20 марта — в день Василия-Капельника — с чего и было начато рассмот рсние древней мудрости народа земледельца.
Библиографический список
1. Глоба II. П. Когда наступит день. Минск, 1997.
2. Глоба П. П. Зоодиак. Минск, 1999.
3. Глоба П. П. Характеристика зодиакальных гра-дусов. Минск, 1997.
4. Забылин М. Русский народ, М., 1992.
5. Народы и культуры. Русские / РАН. Ин-т этно-логии и антропологии им. Н. Н. Миклухо Маклая. М.: Наука, 1997.
6. Русский народный земледельческий календарь «Погодой год припоминается». Красноярск, 1994.
7. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия / Сост. Н. Соснина, И. Шангина. СПб., 1988.
8. Семенова М. Мы — славяне. СПб., 1997.