О церемонии Джашан

Submitted by Ramyar on

О ЦЕРЕМОНИИ ДЖАШАН - Эрвад А. Д. Сидва 
О роли совместного проведения ритуала см. также
1. Что такое Джашан?
Джашан - это слово, означающее праздник на персидском. Оно происходит от авестийского слова "Ясна", что означает Молитвы с церемониальными дарами.
Все общины отмечают определенные дни как праздники. В эти праздники обычно люди начинают день с молитв и проводят остаток времени для отдыха и наслаждения. В зороастрийской религии эти праздники известны как "дни Джашана".
2. Цель Джашана (праздника):
Главная цель джашана - освободить человека от повседневной рутины и позволить ему посвятить свой разум и помыслы памятованию о Божественном Ахура Мазде посредством молитв, а также провести время, распространяя религию Ахура Мазды "Религия Ахура Мазды, данная Спитаме Заратуштре", объясняя его божественность.
Как и другие религии отмечают определенные дни, как праздничные, например

(1) Иудеи считают субботу праздником и ходят в синагоги.
(2) Христиане считают воскресенье праздником и ходят в церковь.
(3) Мусульмане считают пятницу выходным днем (Джумма ка дин) и ходят в мечети или Масджиды.
(4) Индуисты прекращают работу на 11-й день и в день Амавы посвящают себя молитвам и ходят в храмы.
(5) Аналогичным образом, зороастрийцы считают День Хормазд (1-й день месяца), Даэ-па-адар (8-й день), Даэ-па-мехер (15-й день) и Даэ-па-дин (24-й день) календаря парсов днями памяти Дадара Ахура Мазды.
Также в дни Ардебехешт (3-й день), Адар (9-й день), Сарош (17-й день) и Бехрам (20-й день) зороастрийцы отправляются в Аташ-Бехрам, Агиари или Дар-э-мехер, чтобы помолиться, поклониться и выразить почтение святому Аташу, сыну Ахура Мазды (Аташ путро Ахурахе Маздао).
Дадар Ахура Мазда является Создателем всей вселенной и передал работу по развитию своего мира духовным Язатам, таким как Амеша-Спенты, Язаты и Фарохары. В наших ежедневных молитвах мы вспоминаем Ахура Мазду и его Амеша-Спента, заявляем о нашем почтении им и молимся о завершении дел и единстве с ними.
"Аша Вахишта, Аша Сраешта, Даресам тава, Пайритхава Джамияма, Хамен тава Хухма". (Хошбом)
День Джашан - это особый день благодарения. Каждый человек упорно трудится день и ночь, изо дня в день, чтобы заработать себе на жизнь и позаботиться о благополучии и процветании своей семьи. Дни Джашана позволяют ему освободиться от этой рутины и заслуженно отдохнуть, а также повеселиться со своей семьей и друзьями. Таким образом, он освобождает себя от мирских забот и начинает следующий день заново с обновленным умом и свежей энергией.

3. Виды Джашана:
В основном Джашаны бывают трех типов:
а) Для поминовения и призывания духа Дадара Ахура Мазды и Амеша-Спента (министров его кабинета), например, месяц Даэ день Хормазд, месяц Адар день Адар, месяц Абан день Абан, месяц Фарвардин день Фарвардин, месяц Тир день Тир.
Например: в месяц Тир день Тир у нас Тиранган Джашан, на котором мы благодарим и призываем благословения Тир-Язата и молимся о том, чтобы дожди шли в подходящее время и чтобы этот мир была плодородным и процветающим.
б) Джашаны шести гахамбаров:
Гахамбар означает благоприятный день для того, чтобы собраться вместе и помолиться о смене времен года. Гахамбар-джашаны также исполняются для того, чтобы поблагодарить Ахура Мазду за благие творения и дары, подаваемые им.
в) Исторические джашаны:
1) Джашан-и-Саде - основан пешдадидским царем Хошангом, который обрел огонь в месяц Бахман, день Абан.
2) Джамшеди Новруз - Этот праздник был основан царем Джамшедом. Ему приснился сон, что большой поток льда (ледник) поглотит весь мир. Поэтому он основал отдельное место, известное как "Варезам Карда", и сохранил в нем всех благих людей, растения, животных и т. д. Вскоре после создания "Варезам Карда" Иран был поглощен льдом, и все творения были уничтожены, за исключением людей и творений, хранящихся в "Варезам Карда". Чтобы подчеркнуть это выживание и поблагодарить Ахура Мазду за эту божественную помощь, он установил Джашан в месяц Фарвардин день Хормазд. Этот день теперь отмечается как Джамшеди Новруз в Иране и Индии 21 марта, когда заканчивается зима и начинается весна.
Преимущества посещения церемоний Джашан:
Следующие качества крайне важны для развития и процветания любого сообщества, народа, нации или страны в целом:
1. Общность.
2. Единство
3. Братство
4. Совместность
Во время Джашана все, великие и малые, богатые и бедные, собираются вместе для выражения благодарности, и, таким образом, Джашан выдвигает на первый план лучшие качества.
Джашан может совершаться в памятование имени ушедших душ (амоше-Раван), а также живых ныне (зинде-Раван). Всякий раз, когда проводится общий Джашан, он совершается не от имени одного человека, а от имени всех (т.е. Хама Анджоман), и при этом, как говорилось выше, все объединяются и забывают разницу между великим и малым, богатым и бедным. Это напоминает всем присутствующим, что все мы - дети Божьи и все равны.
В прежние времена, в день Хормазд месяца Даэ, царь страны устраивал церемонию Джашан во имея Дадара Ахура Мазды. Во время церемонии трон царя оставался пустым, а сам царь обычно сидел на полу со своими жрецами (атраванами), воинами (ратештарами), земледельцами (ваштрийош), торговцами (хутохш) и широкой общественностью, чтобы напомнить всем, что только Дадар Ахура Мазда является Верховным, и даже царь или любой иной не может быть выше его. Все - дети Бога, и все равны и едины в глазах Ахура Мазды.
Практика прочтения имен знаменитых правителей, царей, воинов, Дастуров, Мобедов, Эрвадов и Бехдинов во время чтения молитв показывает, что никто не является незаменимым и каждый, великий или малый, богатый или бедный, сильный или слабый, должен умереть и покориться воле Бога. Против Его воли не устоит никакое величие, ум, сила и т. д.

4. Пояснения относительно предметов, используемых в Джашане:
Во время церемонии джашан не используются никакие иные предметы, кроме непосредственных благих даров Творца, таких, как
i. огонь
ii. вода
iii. молоко
iv. фрукты
V. цветы
vi. Орехи, сухофрукты
vii. сандаловое дерево
viii. лобан (благовония).

Эти предметы являются церемониальными дарами, они безвредны и ароматны. Они напоминают о благих творениях, созданных Ахура Маздой для повседневного использования человечеством, а также о его мастерстве, мудрости и духе. Это причина, по которой наша религия научила нас признавать Его Сверхсилой, Дарующим жизнь и Мудрость.
Значение различных предметов, используемых в церемонии Джашан, приведено ниже:-
i) Огонь, который считается сыном Ахура Мазды, напоминает нам о его важности для поддержания жизни людей. Только через него мы восхваляем Дадара Ахура Мазду "Ахия тава Атро Верефена, Паорийо пайри язамаиде", что означает "Ахура Мазда, через твоего сына Огня мы достигаем тебя первыми". Это позволяет нам осознать, что такое бог и что познать его выше человеческого понимания. Это форма вселенской энергии, которая присутствует в каждой частице мироздания и тесно связана с Ахура Маздой.
ii) Вода является важнейшим элементом, поддерживающим жизнь человека, и поэтому ее присутствие должно напоминать всем о ее значении.
iii) Молоко - Ахура Мазда создал скот и животных во благо человека, и поэтому, чтобы напомнить об их значимости, молоко присутствует на церемонии Джашан.
iv / v /vi) Цветы / фрукты и т.д., Дадар Ахура Мазда также создал растения и деревья во благо человечества, и поэтому размещение цветов, фруктов, орехов и т.д. является напоминанием о нем.
vii/viii) Сандаловое дерево/Лобан, чистый воздух и окружающая атмосфера необходимы для здоровья и процветания живых существ. Аромат сандалового дерева и благовоний очищает воздух и атмосферу вокруг, а благодаря чистоте и благоуханию к месту ритуала привлекаются все божественные сущности, которые, в свою очередь, изгоняют зло, существующее в окружающем мире.

5. Молитвы Джашана :

Молитва Джашана делится на 3 части :
(a) Предисловие (Дибаче)
(b) Карде
(c) Африны.

Первая часть церемонии Джашан начинается с предисловия, которое читает только главный жрец (Заотар), и при этом он размещает два цветка вертикально, как показано ниже, которые похожи на корни дерева, а над ними он размещает по три цветка горизонтально справа и слева, как показано ниже. 
Такое расположение дает нам представление о дереве и его ветвях. Дадар Ахура Мазда - это ствол (Творец), а люди - его ветви (творения). Два вертикальных цветка указывают на то, что во вселенной есть два духа (майнью), то есть "Спента" и "Ангра", которые отличаются своими мыслями, словами и поступками. 1-й, то есть "Спента", означает созидание или жизнь, в то время как 2-й, то есть "ангра", означает разрушение. Всем присутствующим напоминается, что они должны следовать по первому пути, который ведет к праведности, и оставить другой путь, который ведет ко злу.
Вторая часть начинается с "Ахурахе Маздао Райвато Харенангхато", во время которой помогающий священник (Распи) встает, и главный священник передает цветок (№ 1) с правой стороны помогающему священнику, а цветок с левой стороны (№ 2) оставляет у себя. При этом они сначала признают Дадара Ахура Мазду владыкой мира, а затем благословляют царя страны и желают ему долгих лет жизни и процветания в будущем. Они также желают ему силы для защиты всего святого и уничтожения зла.
Вручая цветок помогающему священнику, главный священник напоминает ему, что после прихода в этот мир и прежде чем встать на путь Праведности, он должен изгнать все зло из своего ума и сердца с помощью Вохумана (доброго разума). Держа цветок, он держит ковш (чамах), касаясь его правой руки, которая находится вертикально, указывая на "Прямой путь, который ведет к праведности".
Впоследствии ковш держат на афрингане, и при обмене цветами помогающий священник вторит главному священнику, что перед сыном Ахура Мазды (Огнем) я клянусь, что оставлю путь зла и всегда буду следовать путем Праведности. Затем главный священник передает цветок № 3/4/5 помощнику священника и наставляет его тем что, вступая на путь праведности, он должен будет полностью отказаться от зла
(а) всех его мыслей (Хуматанам);
(б) всех его слов (Хухтанам);
(в) всех его поступков (Хварштанам).
Впоследствии помогающий священник меняет сторону и кладет ковш на другую сторону афрингана, заверяя главного священника, что он отбросил все злые мысли, злые слова и поступки из своего разума, и, принимая цветок № 6, 7, 8, он клянется, что передаст это приобретенное знание о праведности при посредстве добрых мыслей, слов и деяний всем окружающим.
Это косвенно указывает на то, что и сами родители должны встать на правильный путь, то есть на путь праведности, прежде чем проповедовать его своим детям.
Порядок передачи цветов 3, 4, 5, & 6, 7, 8 также указывают на то, что после рождения человек должен прийти в этот материальный мир и встать на путь праведности с помощью добрых мыслей, слов и поступков, а после достижения пути праведности вернуться в духовный мир и стать единым целым с Ахура Маздой. праведность через добрые мысли, слова и поступки (6, 7, 8).
Во время чтения Карде Дахман священник благословляет всех и призывает благословение Ахура Мазды, говоря: "Вайнит Ахми нманэ, Сараошо Асрустим, Ахштист Анакштим, Райтиш Араитим, Армайтиш Таромайтим".(Афринган-е Дахман, 5)
Значение:
Пусть в этом доме/общине/нации/стране
а) Послушание преодолевает непослушание
б) Мир - Раздор.
в) Щедрость - Скупость.
г) Благородство - Высокомерие
Читая карде во время церемонии Джашан, священники призывают благословения
(а) Дадара Ахура Мазды (Творца),
(б) Дахм Язата (Дарующего процветание).
(в) Срош Язата (защитника от зла) и, наконец, во время чтения Афринов ведущий священник благословляет собрание.
Священный огонь обладает вселенской силой (Амаль), черпаемой посредством призывов и молитв. Эта вселенская энергия сначала проникает в двух священников, а затем в другие творения, такие как вода, молоко, цветы, фрукты и т.д., с которыми непосредственно соприкасаются священники во время церемонии. По окончании церемонии среди собравшихся раздаются фрукты и т. д. для приготовления "Чашни". Таким образом, опосредованно присутствующие получают благо от этой вселенской силы (амаль).
Как указывалось выше, благость этой молитвы многогранна. Именно с помощью этой и других молитв, таких как Афринганы, Фарокши, Бадж, Язашне, Вандидад и т. д., призывается божественная сила Дадара Ахура Мазды и Амеша Спентов, чтобы помочь праведным душам продвинуться на их пути к Обители Ахура Мазды, которая также божественна и исполнена вечного света и силы.

Атха джамьяд, ятха афринами

Перевод Д. Амосова.

jashan
Разделы
vk.com comments