Наследие зороастризма

Современные традиции так или иначе многое заимствовали из зороастризма, чье культурное наследие многопланово, обширно и уходит вглубь тысячелетий к временам легендарной Арьяна Ваэджа. Можно с уверенностью говорить о формировании единого для индоевропейцев Солнечно-Лунного дуализма эпохи перехода от лунного к солнечному календарю времен одомашнивания лошади, опирающегося на цикл беременности лошади 1 год и связью с годовым движением солнца, циклом воспроизводства коровы и человека (10 лунных месяцев, Луна, хранящая семя быка). Солнце - мужское, дневное, война, движение. Лунное - женское, скот, достаток, питание.

Современные религии - христианство, буддизм, ислам, иудаизм сформировались на базе зороастризма как ветви произрастают от ствола древа. К сожалению, далеко не всегда дети вспоминают своего родителя. Чтобы восполнить данный пробел и "связь времен" не прерывалась мы и будем здесь размещать информацию.

Географически зороастрийское наследие в государствах СНГ можно найти у народов проживающих на территории бывшей империи Ахеменидов: Таджикистан, Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Туркменистан, Армения и в некоторых республиках РФ, как жемчужина крепостного зодчества - Дербентская крепость, основанная Хосровом Аноширваном, находящаяся в современном Дагестане.


В течении тысячи лет (558 до н.э. и до 652 н. э) зороастризм был государственной религией 3х Персидских империй: Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской и распространилась в Центральной Азии, на запад до Греции и на востоке в Индии. В течении этих веков Персидское право и особенно после Кира Великого освободило евреев от Вавилонского захвата в 539г. до нашей эры, таким зороастрийская вера и практики проникают в иудаизм а затем из него в христианство и ислам.

Язычество восточных славян

Васильев М. А.

Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира. — М.: Индрик, 1998. — 328 с.

Монография представляет собой комплексное исследование по проблемам, связанным с функциями, обликом, временем и путями проникновения в восточнославянское язычество иранских (сармато-аланских) по своему происхождению богов Хорса и Семаргла, а также с «первой религиозной реформой» (980-988) великого князя Владимира Святославича. Рассматриваются также вопросы о соотношении словен и антов письменных памятников и о новгородской Перыни как гипотетическом месте расположения капища Перуна в годы языческого реформирования Владимира. Книга написана на основе широкого круга источников (письменных, лингвистических, изобразительных и иных), принадлежащих к различным лингво-культурным и религиозным традициям (славянской, иранской, индийской и др.). Автор разбирает преемственность Славянского Хорса и иранского Хваршат (связанного с культом коня, мужским дневным началом, годовым кругом и т. д.)

Христианство

    Комета спасителя Статья о волхвах, принесших дары Христу
    Разбор формирования легенды можно найти самостоятельно, контраргументы, напримерздесь

    Христианство и зороастризм - причины общего сравнительная статья с цитатами текстов

    Зороастризм и Христианство Часть I. Борис Романов.

    Интересные авторские наблюдения и сопоставления. Но выводы остаются целиком на совести автора

    Ислам

      Влияние зороастризма на ислам широко известно. Территориально ислам сформировался и развивался там, где был распространен зороастризм. Первые мечети были организованы на месте зороастрийских храмов огня. Традиционная молитва мусульман пять раз в день своими корнями уходит в молитвы зороастрийев в 5 времен Стражей суток (5 Гахов). Позднее мы поместим более подробный материал о взаимосвязи ислама с зороастризмом.

      Известный ученый Д. Б. Макдональд в "развитие мусульманского богословия, правоведения и конституционной теории" (стр. 133) пишет: "у него был Дастур Диньяр, позднее известный как Салман (Соломон)-е-фарс, ученик зороастрийского жреца, который помог Мухаммеду в написании Корана (Коран ХVI-105)". Мухаммед, Пророк Ислама, родился в Мекке в 570 году н. э. и он посчитал честью, указать, что он родился в царствование Ноширвана шахеншаха зороастрийского Ирана. Мухаммед начал проповедовать в Мекке в 610 г. от р. х. считается, что Пророком был учрежден совет, в котором Дастур Диньяр был важным членом.

      Говорится, что Пророк Мухаммед издал три Ахад-намэ чтобы гарантировать защиту личности, имущества, свободу вероисповедания и освобождение от подушной подати джизии а) Фарруха-Бен-Шакшана (брат Дастура Диньяра), б) Бахрама-бин-Хирадарша и в) потомков Адурбада Махраспанда. Хотя подлинность этих постановлений Мухаммеда и его зятя, Имама Али, трудно доказать исторически, они порождают либеральную политику толерантности, исходящей от пророка. В самом деле "люди Писания" (т. е., те, кто придерживался учения о религии откровения, обозначало зороастрийцев, иудеев и христиан).

      Постановления о троих заратуштрийских сподвижниках пророка впервые стали известны в 1851 году, более чем через двенадцать веков после того, как они были удовлетворены. Сорабджи Джамсетжди Джеджибхои, сын первого Баронета, сэра Джамсетжди Джеджибхои, опубликовал их переводы с арабского текста и их переводов на персидский и хинди. Как говорил ранее, было бы трудно с достоверностью установить подлинность этих грамот.

      Дастур Диньяр Салман-е-фарс был одним из самых почитаемых среди Ашхаб (т. е. сподвижников) Пророка Мухаммада. Пророк, в самом деле, относился к нему как одному из принадлежащих к своему "внутреннему кругу". Согласно Хадису', "Минна агт Салман Аль-Баит", т. е., "Салман-один из нас." Дастур Диньяр пережил пророка и, кажется, он стойко поддерживал Али и его семью во время раскола, последовавшим после оставления земли Мухаммадом. В мистических кругах, считается, что "Коран", по сути, содержит тарикат (духовная дисциплина) и шариат (закон). Эзотерический ислам расцветает благодаря Хазрату Али под влиянием Салмана-э-Фарс.
      В Ахад-намэ представлен брат Салмана-е-фарс, как полагают, была написана Аль ибн Абу Талиб, согласно инструкции от пророка Мухаммеда. Постановлением предоставляются различные права и свободы, а также защита единоверцев из Дастура Диньяра. Пророк, как полагают, сказал: "Кто повинуется этому моему приказу, то он будет получать удовольствие от Бога, а тех, кто ослушается, будет проклят до дня воскресения". В Ahadnameh говорит: "те, кто щедр к ним (т. е. заратуштрийцам) щедр ко мне (т. е. Мухаммад), и они будут получать ничего, кроме хорошего от Бога. И тех, кто их обижает, оскорбляет меня, и я буду его врагом в Судный день. Его наказание-это огонь ада; я снимаю свою защиту от него."

      В том же Ахад-намэ' пророк говорит: "и было сказано в Откровении, полученном мною, что - рай с большим нетерпением желает присутствия Салмана, Салман не хочет идти туда. Действительно он - мой близкий друг и советник, а также для всех мусульман. Салман - один из нашей семьи".

      К сожалению, очень мало мы знаем о Дастур Диньяр из заратуштрийских текстов, за исключением того, что он был также известен как "Бехзад" (благорожденный) и духовный советник из Ноширван-е-Адиль. Мистики верят, что этому заратушрийскому дастуру было суждено существенно повлиять на раннее развитие пятой и последний из основных религий мира (т. е. Ислама).

      Парадоксально, что несмотря на влияние Дастура Диньяра на ранний Ислам и распоряжений Пророка Мухаммада, арабы-мусульмане, в конечном счете уничтожили затуштрийский Иран и единоверцам благочестивого Дастура пришлось бежать из своей родины и искать убежища в Индии.

      Иудаизм

      • Наследие зороастризма в иудаизме можно найти в Устной Торе, что не доступно простому читателю.

      • М.Бойс в своей книге "Зороастрийцы. Верования и обычаи" пишет:
        Вероятно, и жрецы и прихожане охотно обсуждали разные проблемы веры с теми, кто этим интересовался, и постепенно многое из основных вероучении Зороастра распространилось по всем странам – от Египта до Черного моря. Это были представления о том, что существует верховный бог, который является и Творцом, и злые силы, противящиеся и неподвластные ему. Творец произвел на свет множество меньших божеств для того, чтобы справиться с этими злыми силами. Творец создал этот мир с определенной целью, и в настоящем его состоянии этот мир имеет конец, который будет провозглашен приходом Спасителя мира. Тем временем рай и ад существуют, и каждая душа подлежит суду после смерти. В конце времен произойдет воскресение мертвых и будет Последний Суд с полным уничтожением всех грешников. Затем на земле установится царство бога и праведные вступят в это царство, как в сад (называемый персидским словом парадайза[35]), и будут наслаждаться вечным счастьем в присутствии бога, оставаясь бессмертными и телом, и душой.
      • Эти представления были усвоены различными иудейскими сектами в период после вавилонского плена, так как иудеи оказались одним из народов, наиболее восприимчивых к воздействию зороастризма. Они были небольшим меньшинством, твердо придерживавшимся своих верований, но восхищались, очевидно, своими благодетелями-персами, в религии которых они нашли родственные представления.

        Почитание одного верховного бога, вера в приход мессии, или спасителя, вместе со следованием определенному образу жизни, соединявшему возвышенные моральные устремления со строгими нормами поведения (включая законы очищения), – во всем это иудаизм и зороастризм сходились. Схождения, усиленные, по-видимому, еще и уважением подчиненного народа к своим великим покровителям, позволили зороастрийскому учению оказать воздействие на иудаизм. Степень воздействия засвидетельствована лучше всего только источниками парфянского времени...

      • Кроме того элементы иудаизма можно найти в так-называемых зороастрийских ересях: манихейства и производное от манихейства - маздакизма. Особое внимание можно сосредоточить на вавилонских верованиях того времени.
      • Отрывки из Википедии от 3.09.2010:
        Но закон Моисея, рассчитанный на изолирование еврейского народа от древних языческих народов, вскоре оказался недостаточным для изолирования его от новых народов, — сначала персов, потом эллинов, — с которыми ему приходилось сталкиваться. По отношению к персам это казалось необходимым ввиду того, что дуализм Зороастра по духовной сущности своей гораздо ближе подходит к монотеизму евреев, чем семитические культы Ваала и Астарты, и следовательно опасность слияния была больше.

        Заслугой фарисеев в истории еврейского религиозного сознания было охранение иудаизма от поглощения парсизмом или эллинизмом.

      • Отрывок из сионистской рассылки: "Во времена Иерусалимского Храма требования к святости и чистоте были необычайно высоки. Заходить в Храм можно было лишь в состоянии полной чистоты. Нечаянно дотронулся до лягушки или ящерицы – все, вход воспрещен, нужны специальные очистительные процедуры. Сегодня все куда проще и прозаичней..."
        Как известно очистительные процедуры, требования к чистоте сохранились в зороастризме до сих пор.
      • Проект «Наследие». Евреи
      • Влияние иранских религиозных концепций обнаруживается в дуалистических тенденциях, получивших распространение в иудаизме в конце эпохи Второго храма и с наибольшей полнотой отразившихся в литературе Мёртвого моря свитков. Иранского происхождения идея последовательной смены четырех царств в книге Даниэля, которая была составлена, по-видимому, в Иране; также идея конца дней, когда свершится суд над людьми и над всем миром и каждая отдельная душа и все человечество получат воздаяние за содеянное. Под иранским влиянием в иудаизме появляется идея добрых и злых духов, абстрагируются и приобретают космическое значение человеческие свойства (мудрость, грех и т. п.). отсюда

        Индуизм, буддизм Ваджраяны, джайнизм



        Церемония Хома или Хаван (яп. Гома) - молитвенное жертвоприношение перед Огнем с целью рассеяния вредоносного влияния или получения благословений в индуизме является синонимом Яджны и названием и по своему назначению а частично и форме проведения соответствует направленности зороастрийской Ясны и напоминает об основном времени выжимания хаомы в храме в период Хаван Гах а также название части Хом Яшт.
        Процедура включает в себя возжигание и освящение Огня, призыв одного или нескольких небесных покровителей, жертвоприношение символическое или опредмеченное через огонь, как посредник, между чтением мантр и молитв. В индуизме важной отличительной особенностью является возводимый квадратный алтарь в центре сакрального пространства ритуала.
        Различаются по направленности:
      • Аюшья хома - защита ребенка в первые дни после роджения, ритуал долголения и здоровья.
      • Дханавантри хома - ритуал здоровья
      • Дурга Хома - рассеяние злотворного влияния
      • Критья Парихарана - против черного болезнетворного колдовства
      • Ганапатхи хома - для преодоление препятствий
      • Лакшми кубера хома - для процветания и здоровья
      • Мангала Санскартана хома - в честь благоприяного события
      • Махадеви хома - в поддержку супругов или новобрачных
      • Наваграха хома - для ограничения вредоносного влияния планет в гороскопе
      • Пуньяхавачана - при имянаречении
      • Сударшана хома - для овладения мастерством в своем деле
      • Васту хома - в защиту жилища
      • Видья хома - в помощь при получении знаний и в обучении
      • Вишва шантхи хома - для всеобщего мира и гармонии бытия
      • Вираджа хома - при посвящении в сан, в честь принятия обетов и принятии отречения


        В буддизме ваджраяны - важный ритуал с чтением сутр перед огнем и символическим жертвоприношением, часто с участием ударных музыкальных инструментов. После воспевания и возжигания благовоний собравшиеся почтительно обходят алтарь по кругу. Пример ритуала в буддистском храме Японии, Коясан, префектура Осака. Оригинал, источник:

images
goma_0