<Во имя бога-творца>
О свойствах дерева, которое называют Гокирн, он говорит в Авесте, что (был) первый день, когда в море Фрахвкард, в этом глубоком озере, выросло (дерево), которое называют Гокирн. Оно необходимо как воскреситель, потому что из него готовят (напиток) бессмертия. Злой дух в той глубокой воде создал в качестве соперника (дереву) жабу („лягушку") <соперника>, так что она может навредить Хому. Для сдерживания этой жабы Ормазд создал там десять рыб Kapa, которые постоянно кружат вокруг этого Хома, так что голова одной из тех рыб всегда обращена к жабе. Как и жаба, те рыбы питаются духовной пищей, так что им не нужна (никакая) еда. И они будут соперничать до воскрешения. В некоторых местах (Авесты) эта рыба записана как “голубая Арез”. Как он говорит, та рыба - самое крупное творение Ормазда, а та жаба — самое крупное из (творений) Злого духа, и своими челюстями они раскусывают надвое (те) из творений обоих (духов), которые оказались между ними, за исключением одной рыбы, которой является (рыба) Вас-панчасадваран. И еще он говорит, что эта рыба такая чуткая что она знает, (где) в глубокой воде (находится) кончик иглы, натиранием которого (можно) увеличить или уменьшить воду. Относительно (рыбы) Вас-панчасадваран известно, что она плавает („движется") в море Фрахвкард и ее длина такова, как (расстояние), которое (проходит) человек, если он идет с большой скоростью от рассвета до того, как зайдет солнце; и (ее длина) такова, что она не передвигается относительно своей длины, и она больше (длины) всех (других) тел(?). И еще он говорит, что водяные твари также живут (под) ее особым покровительством. Дерево со многими семенами выросло посреди моря Фрахвкард, и в его семенах — все растения. Некоторые говорят, что (оно) “истинно исцеляющее”, некоторые говорят - “усердно исцеляющее”, некоторые — “всеисцеляющее”. Там, между („внутри") этими деревьями, сотворена гора с пещерами, (числом) девять тысяч девятьсот девяносто девять тысяч мириад, а каждый мириад равен десяти тысячам. На эту гору возложена защита вод, что текут в земли семи кешваров, и источники (вод) оттуда.
Глава XIX
О трехногом осле
О трехногом осле он говорит, что он стоит посреди моря Фрахвкард, и ног у него — три, глаз — шесть, ртов — девять, ушей — два, рог - один, (голова синяя), тело белое, пища духовная, и (он) праведен (?). Два из его шести глаз - на месте глаз, два — на макушке, два — на месте загривка. И силою („жестокостью") этих шести глаз он подавляет и разбивает. (Из) девяти ртов три — на голове, три - на загривке и три — на внутренней части тела (?), а каждый рот величиной с дом. (Сам) он величиной с гору Хунванд, (и) каждая из (его) трех ног, когда он стоит на земле, такова, (что) тысяча овец, если соберутся в стадо, пройдут (под нею), а бабка ноги так велика, что в нее войдут тысяча человек с табуном в тысячу лошадей. Что касается его двух ушей, то он (может) накрыть ими Мазендеран. Один (его) золотой рог подобен (рогу) полому, и на нем выросла тысяча (рогов), некоторые на высоте (?) („месте") верблюда, некоторые - лошади, некоторые — коровы, некоторые — осла, и большие, и маленькие. Тем грогом он очень жестоко разбивает и уничтожает все старания вредных существ. Когда этот осел наклоняет („держит") шею в море (и) опускает (в него) уши, вся вода моря Фрахвкард волнуется волнами и дрожит страна (?) Ганавад. Когда он кричит, все самки водяных тварей - творения Ормазда — беременеют, а все беременные водяные вредные твари, когда слышат этот крик, выкидывают (своих) детенышей. Когда он мочится в море, вся морская вода, что в семи земных кешварах, становится чище, по этой причине все ослы, когда входят в воду, мочатся в нее. Как он говорит: “О трехногий осел! Если бы ты не был создан для воды, вся вода в море пропала бы из-за осквернения ее ядом, который Злой дух внес в воду через смерть творений Ормазда”. Тиштар берет из моря очень много воды с помощью трехногого осла. И известно также об амбре, что это — испражнения трехногого осла, так как, если (у него) много духовной пищи, то тогда влага из жидкой пищи проникает в (его) тело (по) сосудам и с мочой и испражнениями выводится. О быке Хадйош, которого называют Сарсаок, он говорит, что при сотворении основы люди передвигались (на нем) из кешвара (в кешвар), а при воскрешении из него изготовят (напиток (?)) бессмертия. И он говорит, что жизнь в руках того величайшего человека, который на трети земли, вокруг нее, построил больше крепостей, чтобы они пригодились при (воскрешении). О птице Чамрош он говорит, что она (обитает) на вершине (горы) Албурз. Каждые три года из неиранских земель многие собираются для похода на (иранскую) землю, чтобы принести на нее вред и разрушить мир. Тогда божество Бурз. придя из нижней страны озера Аранг (?), поднимает птицу Чамрош, и она летит над вершинами всех высоких гор и собирает все неиранские земли, как птица (собирает) зерно. О (птице) Каршипт говорят, что она может произносить слова, и она принесла веру в то убежище, которое построил Йима, распространила (ее и там произносят Авесту на языке птиц. О быке-рыбе говорят, что она плавает („бывает") по всем морям, и когда она кричит, все рыбы беременеют, а все водяные вредные твари выкидывают (своих) детенышей. Сенмурв (и) летучая мышь дважды упомянуты в другой главе. О птице Ашозишт(?), которая (является) птицей Зобар-вахман (?), а также птицей Шок (?), он говорит, что она передала Авесту на (своем) языке. Когда она говорит, дэвы трепещут и (ничего) там не отбирают (?). (Отрезанные) ногти, если (над ними) не прочитана молитва, дэвы и колдуны хватают и пускают как стрелы в эту птицу, чтобы (ее) убить. Поэтому эта птица хватает и пожирает ногти, когда над ними прочитана молитва, чтобы дэвы не могли их использовать; а если (над ними) молитва не прочитана, она (их) не пожирает, и дэвы могут ими причинить вред. И все другие животные и птицы созданы для противодействия вредным тварям. Как он говорит: “Поскольку все птицы и животные (созданы) для противодействия вредным тварям и колдунам...” И еще он говорит, что из всех смышленых птиц самая смышленая — ворона. О белом соколе он говорит, что он (убивает крылом) змею, (а сорока убивает саранчу) и создана для противодействия ей. “Каркас” с золотым ожерельем (?) - это гриф, который сотворен для пожирания падали, так же как ворон и горный коршун(?). Горный бык, горный козел, газель онагр и другие животные поедают всех змей. И так же, из других (животных), собаки созданы для противодействия (животным) вида волков и защиты овец; лисица создана для противодействия летучим мышам (?) и ...; ласка создана для противодействия змеям и другим вредным тварям, живущим в норах: большая крыса создана для противодействия ... черепахам (?) и змеям. Еж создан для противодействия растаскивающим зерно муравьям. Как он говорит, каждый раз. когда ёж мочится на муравейник, он убивает тысячу муравьев. Когда по земле идут растаскивающие зерно, они ее продырявливают, а когда по ней идет ёж, дыры исчезают, и она становится ровной. Водяной бобр создан для противодействия пиявке (?), что живет в воде. Вывод таков, что (из) всех животных, птиц и рыб каждое создано для противодействия вредным тварям. О грифе он говорит, что даже с высочайшего полета он видит на земле добычу („мясо") <которая> величиной с кулак. А у него под крылом образуется запах мускуса, так что, если при поедании падали <в рот его> от нее исходит (запах) падали, (он засовывает голову под крыло и успокаивается) 0б арабском коне говорят, что, если темной ночью на земле покажется волос, он его увидит. Петух вместе с собакой создан для противодействия дэвам и колдунам. Как он говорит в Авесте: “Из земных творений ради уничтожения демонов с (божеством) Срош сотрудничают петух и собака”. И еще он так говорит: “Так не было бы, если бы я не создал овчарку, которая „пасуш-хаурва", и сторожевую собаку, которая „виш-хаурва"”. Потому что он говорит в Авесте: “(Именно) собака убивает такого демона из тех, что имеются в людях и животных, как (демон) жадности”. И он говорит, что, так как (собака), когда лает, уничтожает всякую порчу и убивает боль, (то) ее мясо и жир (являются) средством для уничтожения в человеке страдания и боли. Ормазд совершенно ничего не сотворил бесполезного, потому что всё создал для (определенной) пользы. А если кто не знает причины (создания), то надо спросить (об этом) у дастуров, ибо их пять (черт) характера созданы для того, чтобы убивать ложь.