В любой, наверно, религии представления о конечной судьбе мира и человечества — ещё более «туманная» область, чем представления о загробной жизни. И зороастризм в этом не исключение.
Канонизированные жреческие труды («Бундахишн») не содержат сколько-нибудь связных описаний горнего рая и преисподнего ада — однако такие описания есть в апокрифических сочинениях («Арта-Вираф намак»). Эсхатологических же апокрифов нет, — видимо, была только устная традиция, где между' религией и суеверием невозможно провести грань; а жреческие тексты содержат лишь ссылки на отдельные, подчас третьестепенные, эпизоды, связанные с концом света и «Страшным Судом»; противоречий между интерпретациями, да и просто описаниями одних и тех же сцен разными источниками — противоречий гораздо больше, чем во всех других областях религиозного знания.
«Склеивать» из таких ссылок и описаний более или менее связный пересказ зороастрийского эсхатологического мифа было бы, наверно, не лучшим решением популяризаторской задачи, ибо такой пересказ создал бы искажённое представление о верованиях иранцев. Автор избрал другой путь: выделив основные «сюжетные вехи» мифа, пересказать затем источники отдельно, без всякой корреляции между ними.
«Вехи» таковы. С того дня, как Заратуштра\Зардушт получил откровение от Ормазда и стал пророком (вариант: с момента рождения Заратуштры) мир просуществует ещё 3000 лет. За это время последовательно сменят одна другую три тысячелетних Эры. Первая Эра будет «Эрой Зардушта», две последующие — Эрами двух Спасителей— Хушедара (авест. Ухшйат-Эрета — «Растящий Истину») и Хушедяр- м а х а (авест. Ухшйат-нэмах — «Растящий почитание», или Астват-нэмах «Воплотивший почитание»). Спасители принесут в мир различные религиозные откровения и пресекут зло, исходящее от тех или иных дэвов. По прошествии трёх тысяч лет из озера Кансу (авест. Кансава), в котором Заратуштра оставил семя, выкупается богоизбранная девушка по имени Виспатаурвари; она родит третьего Спасителя Со шнапса (авест. Саошьянт; Астват-Эрета — «Воплотивший Истину») (Прочно установилась традиция всех троих называть Саошьянтами, что не совсем правомерно.). С его приходом Ормазд приступит к действу Фрашкард (авест. Фрошо- керети) — очищению мира от Зла и воскрешению праведников. Зло сгорит в потоках расплавленного металла (огненная ордалия), Ахриман и дэвы будут уничтожены, а благие творения Ормазда обретут вечную жизнь.
Версия «Бундахишна»
Изложено по: «Бундахишн» 30
О сущности Фрашкарда и будущем существовании [вот что] сказано в «Авесте»:
Поскольку Машйа и Машйои, выросшие из земли {в виде ревеневого куста}86(«Бундахишн» 15.2.) , питались сначала водой, потом растениями, затем молоком и затем мясом, люди тоже, когда приходит время [им] умереть, сперва перестают есть мясо, затем отказываются от молока, затем от хлеба, но воду пьют до самой смерти.
И точно так же, когда наступит Эра Хушедара, у людей ухудшится аппетит — настолько, что от одного освящённого хлеба три дня и три ночи люди будут сыты.
Сперва они откажутся от мясной пищи и будут питаться только растениями и молоком, затем отвергнут молоко, а за десять лет до прихода Саошьянта — овощи и будут пить одну только воду; будут обходиться без пищи и не будут при этом умирать.
Затем начнутся приготовления к Фрашкарду.
Это будет трудное дело, но более трудным делом для Ормазда было сотворить мир и людей.
Когда старый мир исчезнет и возникнет новый, это будет уже со-вершенно другой мир. Это не будет [созданием] будущего из прошлого.
Сотворяя мир в первый раз, Ормазд создал кости людей из земли, кровь из воды, волосы из растений [и] жизнь из огня801(Сравн. в «Шайаст-на Шайаст» и «Ривайат» 46.4—5 — внутритекстовый комментарий на с. 89.); и они [кости, кровь, волосы и жизнь] принадлежат им [земле, воде, растениям и огню].
При Фрашкарде сперва возникнут кости Гайомарта, затем — Машйа и Машйои, а затем остального человечества. Через 57 лет после прихода Сошйанса всё будет готово к воскрешению мёртвых, и мёртвые оживут. Кто [был] праведен и кто [был] грешен — каждый человек воскреснет в том месте, где когда-то он встретил свою смерть.
Воссияет Солнце, половина его света отойдёт к Гайомарту, а по-ловина к остальному человечеству. Тела и души воскресших узнают Друг друга, говоря: «Вот мой отец», и «Вот моя мать», и «Вот мой брат», и «Вот моя жена», и «Вот мои остальные близкие родственники».
Затем будет собрание Садвастарана ( С е д в а с т а р а н — вероятно, Исадвастр. Написание объяснению не поддаётся.). На том собрании все воскресшие узрят свои добрые и злые помыслы, речи и дела. И грешник будет выглядеть там, как белая овца среди чёрных. И грешники возопят, сетуя на праведников: если они, праведники, знали Истину, почему же они не просветили заблудших?
И праведники, которые не обращали грешников на истинный путь, устыдятся и будут мучиться от стыда.
Затем праведных отделят от грешных; праведники вознесутся на небеса, а грешники низринутся в ад. Три дня и три ночи и те и другие будут страдать: грешники — от мучений в аду, а праведники — из-за своих грешных друзей и родственников, с которыми их разлучили. Это действо назовётся «Наказанием трёх ночей».
Бессмертные Рату — Агрерат, которого называют Гопатшах, Туе, Пешотану и другие в сопровождении пятнадцати юношей и девиц придут Сошансу на помощь. Гочихар явится из звёздной сферы на землю, и земля содрогнётся, как овца перед волком. Впоследствии огонь и Айрман расплавят металл Шахревара, и он потечёт по земле подобно полноводной реке. Всё злое и грешное уничтожится в очищающем потоке. Но праведникам, вступившим в этот поток, покажется, будто они проходят сквозь тёплое молоко, а для грешников это будет воистину раскалённый металл.
Потом все снова соберутся вместе и предстанут перед Ормаздом.
Сошйанс совершит богослужебный ритуал «Ясна». Будет принесён в жертву бык Хадайаш. Из его жира и сока Хома приготовят напиток бессмертия Хуш ( То же в «Бундахишн» 19.14.); люди выпьют его и сделаются бессмертными на веки вечные. Те, кто умер в зрелом возрасте или в старости, сделаются сорокалетними мужами, а умершие младенцы и дети станут пятнадцатилетними отроками. Каждому мужчине будет дана жена, каждой женщине — муж, но дети у них рождаться не будут.
И каждому воздастся по заслугам за совершённое в прошлой жизни. Кто не молился язатам и не приносил одежды в священный дар, останется голым; поступавших же должным образом Амахраспанды обеспечат одеждами.
Затем Ормазд захватит Ахримана, Вохуман — Акомана, Артва-хишт — Андара, Шахревар — Совара, Спандармаг — Таромата, который есть Накахед, Аурват и Амердад одолеют Тарва и Зарига, прав-дивые — лжецов, Срош — Эшма.
Ормазд взмахнёт поясом кусти и произнесёт «Ахунвар». От этого священнодействия дэв Аз потеряет силу и сокроется в преисподней. Гочихар сгорит в расплавленном металле. Затем поток достигнет ада, и Зло вместе с Тьмой превратятся в пепел и сгинут навсегда.
После этого не будет зимних холодов и снега; земля превратится в цветущую бескрайнюю равнину; исчезнут горы, и даже та гора, что поддерживает мост Чандвар. перестанет существовать.
«Младоавестийская» версия
Изложено по: “Яшт” 19.92—96
Восстанет Астват-Эрета
Из озера Кансава
Гонец Ахура Мазды,
Сын Виспатаурвари,
Размахивая грозно Оружием победным,
Которое Траэтаона
Носил с собой, когда он Убил Дахаку Змея;
Которое Франграсйан Носил, когда убил он Зловерного Зайнигу;
Которым Хаосрава Франграсйана убил;
Которое Виштаспа
Носил, когда сражался
За Истину с врагами, —
И Ложь этим Оружьем
Из праведного мира Навек он изведёт.
Он разума глазами Окинет все творенья Без безобразной Лжи,
Весь мир увидит плотский Глазами благодати,
И сделает бессмертным Взгляд этот плотский мир.
За ним, за Астват-Эретой,
Придут победоносные,
С благими помышленьями И с добрыми словами,
И с добрыми делами,
Благие, добронравные,
Лжи не произносившие Ни раз языком.
Преклонится пред ними
И Ярость кровожадная,
Преодолеет Истина
Ложь злую, безобразную
Пришедшую из Тьмы.
Благая Мысль одержит
Победу над Злой Мыслью,
Речь лживая правдивой
Будет побеждена,
А Целость и Бессмертие
Осилят Голод с Жаждой,
И Голод злой, и Жажду
Они сразят навек,
А злобный Ангхро Майнью,
Своей лишившись власти,
Бессильный убежит [СК].
Версия пехлевийского «Бахман-яшта»
Изложено по: пехлевийский «Бахман-яшт» 3.43—02
После Эры Зардушта начнётся Эра Хушедара.
Хушедар родится в 1600ш.
----------------------------------------------------------
Решительно непонятно, что, кроме года рождения Хушедара, можно видеть в этой цифре. Но в таком случае она совершенно не вписывается в зороастрийскую легендарную хронологию.
----------------------------------------------------------
Когда ему исполнится 30 лет, он встретится с Ормаздом. Получив наставления великого бога, Хушедар прикажет быстроконному Солнцу:
— Остановись!
И быстроконное Солнце неподвижно простоит десять дней и ночей. И Митра широкопастбищный скажет Хушедару:
— О Хушедар! Прикажи Солнцу продолжить свой путь по небу, ибо во всех ксшварах воцарилась беспроглядная тьма.
По приказу Хушедара Солнце вновь поплывёт с востока на запад, и все люди обратятся в веру маздаяснийскую.
Но незадолго перед концом Эры Хушедара приспешники дэвов — туранцы, арабы и румнйцы погасят священный огонь, и вера ослабнет.
В следующую Эру — Эру Хушедар-маха явится праведный герои Пешотану и будет покровительствовать этому миру. Люди к тому вре-мени будут обладать премногими знаниями, особенно в медицине.
Ахриман придёт к горе Демавенд и скажет Дахаку:
— Минули 9000 лет от сотворения мира, и Фретон, одержавший над тобою победу, мёртв. Мир полон людей, среди них много маздаяснийцев, — отчего же ты не восстаёшь? Почему не уничтожаешь благие творения?
И Дахак восстанет и набросится на мир. Он сожрёт греть людей, скота, овец и других творений Ормазда, осквернит воду, огонь и растения и совершит ещё много других пагубных дат.
Огонь, вода и растения воззовут к Ормазду о помощи:
— Верни жизнь Фретону! — воскликнут они. — Пусть он убьёт Дахака!.. Я не буду греть, если Дахак не будет уничтожен, — скажет огонь, а вода вторит ему: — Я не буду течь но земле.
Тогда Ормазд прикажет Срошу и Нерьясангу разбудить Керсаспа.
Трижды прокричат Срош и Нерьясанг над спящим героем, повелевая ему встать, по не разбудят его. Лишь на четвёртый раз Сам- Керсасп8(>° восстанет, отправится на встречу с Дахаком и убьёт его.
Затем Сошйанс сделает осе творения чистыми, и произойдут Воскресение и будущее существование.
Версия пехлевийского «Ривайата»)
Изложено по: «Ривайапп 48.1—72. Начало легенды ем. на с. 304—307.
Через 1500 лет после Зардушта наступит Эра Хушедара.
В день, когда он придёт в к Ормазду, Солнце — язат Михр остановится в зените и простоит неподвижно в течение десяти дней.
Встреча Хушедара с Ормаздом продлится пятьдесят лет. Потом Спаситель пойдёт в телесный мир, к людям. Он очистит веру, разъяснит людям сокровенный смысл ритуалов и обрядов, и [люди] будут поступать согласно “Хатак-мансарик (Наски для «мудрецов» — см. с. 62.)”.
Волки всех разновидностей соберутся в одном месте, и в том месте они сольются воедино, так что получится один гигантский волк — 415 шагов в ширину и 433 шага в длину будет туловище этого чудовища! Маздаяснийцы соберут армию и вступят с этим волком в сражение. Прежде всего они совершат [ритуал] “Ясна” и обретут такую силу, что станут непобедимыми. Затем, но призыву Хушедара, они убьют этого страшного гигантского волка плетьми, кинжалами, копьями, стрелами и прочими оружием. Яд из этого дэва разольется на один парасанг вокруг, и все растения погибнут в пламени яда.
А из тела волка возникнет дэв в виде чёрной саранчи.
Через четыреста лет после прихода Хушедара хлынет проливной дождь с небес. За четыре года до того, как это случится, маздаяснийцы предупредят людей, что надо запасать съестное впрок. Люди поверят им, набьют закрома всяческой провизией, — но дождь не польётся в тот год, и люди подумают, что поклонники Мазды их обманули. То же повторится и на второй год, и на третий; а на четвёртый год люди скажут: «Маздаяснийцы — лгуны! Они стращают нас понапрасну. Ни какого дождя нс будет ни в этом году, ни в следующем; его не будет вообще никогда!» Вот тут-то и хлынет дождь.
Он будет лить почти беспрерывно: прекратится лишь трижды летом и трижды зимой в первый год. дважды летом и дважды зимой на втором году дважды летом и дважды зимой на втором году и один раз летом и один раз зимой — на третьем году.
А на четвёртом году, в месяце Хордад, в день Дай при дне Михр, повалит снег. Маздаяснийцы и другие благие творения Ахуры придут из Вара, построенного Джамом. Все они будут телесно здоровы, все — работящи и праведны, но тот дэв [снег?] будет слишком могуществен. и они нс смогут его убить.
К концу зимы люди и звери будут истощены настолько, что чудом покажется, как это они ещё держатся на ногах, а не падают замертво.
С гор, из долин — отовсюду сбегутся дикие оголодавшие звери. Они придут к людям в надежде, что люди позаботятся о них, как о своих собственных детях. И с небес прозвучит голос Артвахишта:
— Не смейте отныне убивать их, как вы убивали их до сих пор!
Маздаяснийцы внемлют голосу Святого Бессмертного и прекратят убивать животных. Мало-помалу тела животных вновь нальются здоровьем II силой. Никто их больше не будет убивать; а состарившись, они сами будут приходить к людям и говорить:
— Убейте нас и съешьте наши тела, дабы их не пожрал дэв смерти!
И маздаяснийцы будут поступать соответственно.
Когда Эра Хушедара завершится, явится второй Спаситель — Хушедар-мах. Солнце-Михр простоит неподвижно в зените двадцать дней и двадцать ночей.
Как и его предшественник, Хушедар-мах встретится с Ормаздом и получит от него наставления. Встреча продлится тридцать лет.
Явившись в мир, Хушедар-мах принесёт людям авестийские тексты «Датик»867 — и люди будут поступать согласно закону и вере.
Подобно тому, как при Хушедаре в одно место собрались все какие только есть волки, теперь сползутся змеи. Их тела срастутся в единое тело, и получится змей 833 шага шириной и 1666 длиной. Маздаяснийцы опять соберут армию, сразятся со змеем и уничтожат его.
И снова возникнет дэв в виде чёрной саранчи и войдёт в тело двуногого дэва.
Потом Дахак вырвется из оков. Он кинет клич дэвам, возглавит их армаду и проревёт:
— Я поглощу огонь и воду! Я поглощу все растения!
Тогда огонь, вода и растения придут к Ормазду, и пожалуются ему на вред, который причиняют им люди, и взмолятся перед Творцом:
— Пусть восстанет ото сна Фретон и уничтожит Змея Дахака!
Ормазд в сопровождении семерых Амахраспандов придёт к душе
Фретона, и они окажут этому венценосному герою:
— Восстань и уничтожь Дахака!
Но Фретон ответит (Создателю мира:
— Мне не справиться с этим исчадием, Змеем Дахаком. Ступайте к душе Сама Керсаспа.
Тогда Ормазд и Амеша Спента приблизятся к душе Сама Керсаспа, и он восстанет ото сна и уничтожит Дахака.
Дахак перед смертью взревёт гак, что четверть благих животных Ирана разбегутся в ужасе.
Этим закончится Эра Хушедар-маха. Наступит Эра Сошйанса — последнего Спасителя. Тридцать дней и тридцать ночей золотая колес-ница Михра неподвижно просгоит в зените небес.
Когда Сошйанс спустится из царства Бесконечного Света на землю, перед ним предстанет могучий Кей Хосров.
— Кто ты? — спросит его Сошйанс.
Буквально Хушедар-мах спрашиваст: «Кто ты таков, человек, чья душа восседает <...> на верблюде?». Сравн. внутритекстовый комментарий на г. 243—244.
— Я — Кей Хосров, — ответит царь.
— Неужели ты тот Кей Хосров, который уничтожил кашица идолов и истребил дэвопоклонников у озера Чечаст?! — воскликнет Са- ошьянт, н царь скажет ему.
— Да. Я тот самый Кей Хосров.
— Сколь благостное дело совершил ты! — воскликнет Спаситель. — Ибо, если бы не твой подвиг, Ормазд и Амеша Спента не смогли бы теперь очистить этот мир от Зла.
После этого Спаситель спросит царя:
— Это ты уничтожил Фрасийака Тура?
— Да. Это я уничтожил его, — ответит праведный царь.
— Сколь благостное дело совершил ты! Ибо, если бы Фрасийак Тур остался жив, мир не очистился бы от Зла, и невозможна была бы грядущая счастливая жизнь для праведных. Так пойдём же, царь, и сотворим молитву согласно вере маздаяснийской!
Кей Хосров станет земным царём. Царствование его продлится 57 лет. А Сошйанс будет при нём мобедом.
По прошествии 57 лет к Хосрову явится Керсасп. Навстречу ему выйдет воин Тур, вложит стрелу в тетиву своего лука и скажет:
— Восславь веру маздаяснийскую, воспой Гаты и выброси свою палицу. Если ты не сделаешь этого, я выпущу в тебя стрелу.
И от страха перед стрелой Туса Керсасп сотворит молитву и выбросит свою палицу.
Маздаясниицы преисполнятся любви друг к другу. Живые (танут бессмертными, а мёртвых Сошйанс воскресит. Для этого Ормазд сперва сотворит из земли их кости, из воды — кровь, из растений — волосы, а души их будут сотворены из стихии воздуха-Baйa.
Когда тела будут созданы. Спаситель трижды совершит ритуал
«Ясна». После первой молитвы к жизни вернётся пятая часть правед-ников, после второй — треть, а когда молитва будет сотворена в третий раз, все праведники воскреснут. И все узнают друг друга, говоря: «Вот мой отец» и «Вот мой брат», и «Вот моя жена».
Но «Меног-и Храт» 57.7, Сошйанс с Хосровом и теми, кто осуществляет конечное воскрешение и воплощение <...> [воскресят мёртвых] с помощью силы разума
И все насладятся вкусной пищей и другими вещсиии, от которых радость и удовольствие <...> для людей. Тот, кто верит [в ело], будет есть. а тот, кто нс верит, есть не будет.
Мужья получат своих жён, жёны — мужей. А кто в прошлой жизни нс имел семьи, обретёт семью теперь; мужчины и женщины.
После этого умрут все воскресшие грешники и злодеи. Спустя три дня воскреснут те из них, чьи грехи не очень велики и подлежат иску-плению; а кто мыслью, словом или делом чинил вред язатам, забудутся мёртвым сном и останутся лежать. Во сне они увидят благости рая и ужасы ада и раскаются, что не соблюдали заветов маздаяснийской религии. Потом явится Святая Спандармат и скажет:
— Все они подлежат наказанию!
Тогда Шахревар, Дух металлов, изольёт на землю поток расплав-ленной меди. Но для праведников огнекипящий металл будет словно тёплое молоко — медь не причинит им вреда; грешные же тела в мучениях сгорят и навсегда сгинут во всеочищающем пламени.
В «Ривайат» 48.73—107 описывается будущая борьба творений Ормазда с различными дэвами: Бреемо, Жадностью, Яростью (Эшмом) и др. Ересь спрячется от Сошйанса иод землю, Земля попросит Сошйанса избавить сё от недуга, маздаяснийцы изыщут средство — литургию «Ясна» и изгонят дэва. Шахревар вновь будет поливать землю расплавленным металлом. Дэвы скроются в аду, обратятся за помощью к Ахриману, но Злой Дух будет бессилен им помочь. Он отравится к Благому Духу и скажет: «Мои творения утверждают, что ты хочешь уничтожить меня. Пойдем и будем судиться!». Выступит Срош и уничтожит Жадность, а Благой Дух изгонит Злого с небес. В борьбу с дэвами вступят Исадвастр и Огонь. Люди перестанут есть мясо, в их тела проникнет «дух» Первозданного Быка. Бык вернётся к человечеству и будет существовать телесно в телесном мире. Мужчина и женщина возжелают другу друга, но от их соития не будут рождаться дети. Наступит вечная весна, вся земля будет цветущим садом.
Легенда излагается обрывочно. В «Меног-и Храт» 8.13—17 содержится краткая ссылка на неё: «А когда 9000 лет868(буквально: зим[Ч]) завершатся, Ахриман будет уничтожен, и праведный Срош разобьёт Эшма, а Михр, безграничное время [зерван акарана] и дух справедливости, который никого не обманывает, судьба и предопределение разобьют все творения и создания Ахримана и в конце концов даже дэва жадности. И все создания и творения Ормазда опять станут такими же, какими они были сотворены и созданы в самом начале [Ч].