Предисловие

Предисловие к первому изданию

Человек не может жить без религии. Свами Вивекананда, обращаясь к американской аудитории, сказал однажды: «Уберите из человеческого общества религию - что останется? Дикари в лесу». Нельзя рассматривать религию в отрыве от повседневной жизни. Она должна составлять важнейшую часть нашего физического и духовного развития. Религия - это благочестивая и добродетельная жизнь. Верное определение религии дано в Авесте, особенно в Гатах, священных гимнах Рату Заратуштры и в нашей важнейшей древнеиранской книге Динкард. Это определение звучит так: религия - это изъявление воли, основанное на понимании истины и на некоторых знаниях, которые подводят человека к осознанию своей зависимости от Бога, создавшего человека и принимающего его в конце его жизни, к выполнению долга по отношению к Богу, человечеству и к себе. Многие стихи из Гат и других книг Авесты убеждают нас в том, что человеческая природа жаждет удовлетворения религиозного инстинкта. «Религия — это культ человеколюбия, любовь к человечеству в целом и к тому, кто везде и кто лучше всех, - говорит Джон Стюарт Милн.
В обществе без религии невозможно развитие, и в конце концов оно погибает. Только религиозный человек может благоденствовать в мире, а что справедливо для отдельной личности, то справедливо и для человеческих сообществ и наций. Каждый шаг человека в этом мире - шаг к Господу или от Него. Поэтому, совершая каждый шаг в своей жизни, человек должен оставаться праведным. Нарушая заповеди Ахуры, человек наносит вред себе. Совершенно необходимо каждый день начинать искренней молитвой Создателю. Молитва поможет там, где не поможет разум. Нужно выйти за пределы материального. Понять Бога можно только созерцанием и медитацией. Надо отказаться от удовольствий, если они разрушают душу. В основе наших отношений со всеми должны лежать истина и честность. Истинная и лучшая религия - та, которая служит человечеству.
Неверно думать, что счастье в удовлетворении желаний. Материальное благосостояние и собственность приносят отраду и утешение, но вовсе не обязательно дают сердцу душевный покой и удовлетворенность, которые и являются сущностью жизни. Только религия способна принести бесконечное блаженство (ушта). В тяжелую минуту даже Альберт Эйнштейн доказал справедливость этой мысли. Ему принадлежат такие слова: «Почему мы лишены счастья, несмотря на огромный технический прогресс, давший нам столько удобств, но не давший душевного равновесия?»
В религии главное условие - вера. Вера важнее всего в понимании Бога. Основа всех религий - ВЕРА в Бога и Пророка. ВЕРА также непременное условие зороастризма. Религия святого Заратуштры учит вере в Трансцендентную Реальность, учит интуитивно постигать веру. Вера в Ахуру разгоняет страхи, дает мужество и героизм. Вера побеждает там, где не справляется рассудок. Религиозная вера - это крепость для многих в момент невзгод. Наполеон Бонапарт в последние дни своего заточения на острове Св. Елены еще раз подтвердил свою веру в Христа: «Все схоластические постулаты, как разрушенное здание, падают перед одним-единственным словом - вера». Упор, который великие религии делают на праведных поступках, особенно важен в наше время, когда наблюдается неуклонный упадок жизненных ценностей, порядочности, ухудшается качество жизни, усиливаются страхи и ярость, ненависть и неприязнь. Имам Мухаммед Газали, учение которого ставит его в один ряд с величайшими философами мира, заявил, что «человек без веры - все равно что человек без надежды, потерянный в океане сомнений и сумятицы».
Религия Заратуштры не просто представляет собой нормы нравственности, как многие думают. Это Наука Наук и божественное, духовное знание, лежащее в основе всех отраслей знания. Это образ жизни, Путь, предписанный для Души, рожденной в Зороастризме. Святой Заратуштра владел точным знанием как земной, так и духовной жизни. Он был исключительно одаренным духовно, интеллектуально и морально и значительно превосходил окружающих во всем. Заратуштра первым наставлял своих собратьев, что любой человек в обычных условиях может сохранять моральную и религиозную добропорядочность. Ученый дастур Растамджи Эдулджи Дастур Пешотан Санджана говорит: «Он (Заратуштра) знал о душе абсолютно все, и результатом этих знаний стали его моральная и религиозная добропорядочность. Заратуштра был величайшей духовной силой, рожденной нашим миром. Он - колосс, религиозный гений. Он был величайшим законодателем, величайшим Учителем, величайшим пророком и тем единственным, кто в точности явил миру намерения и волю Ахура-Мазды. И не было ему равных ни в человеческой, ни в божественной духовности». (Книга Книг парсов - Зенд-Авеста, стр. 87).
В 3аратуштре мы имеем образцового учителя. Он говорил, как человек, обладающий властью. Он учил людей духовным и моральным законам сообразно их пониманию. Он покорял людей силой разума, благочестием, молитвами и истиной своих божественных учений. Он собственным примером освящал труд. Многие истины и принципы религии Спитамы Заратуштры можно найти в священных книгах других великих религий мира. Он истинный эмиссар Бога, Ахура-Мазды, и Спаситель человечества. Современные парсы гордятся им, его наследием, своей великой верой.
В Пакистане наблюдается устойчивый спрос на литературу по зороастризму, особым спросом такие книги пользовались в то время, когда существовал запрет на ввоз книг из Индии. Я преподаю теологию Зороастризма в школах и колледжах г. Карачи уже более четверти века и могу с уверенностью сказать, что религиозные знания — важнейшая составляющая образования и начального, и среднего, и университетского, и должны входить в обязательную программу. Надеюсь, моя работа поможет студентам понять наши религиозные обряды и обычаи. «За каждым обычаем стоит какая-то национальная идея, придающая единообразие самой благородной из добродетелей», говорит Г.Н. Манкен. В этой книге я рассуждаю о том же, что и в моих выступлениях, но делаю это более подробно.
Хочу выразить признательность всем авторам, которых я цитирую в этой книге. Говоря об обрядах, я часто ссылаюсь на книгу «Религиозные обряды и обычаи парсов» (в тексте название сокращено до RCCP) великого ученого-богослова д- ра сэра Дживанджи Джамшеджи Моди, второе издание - 1937 г. Я часто цитирую из «Истории Зороастризма» ученого-богослова д-ра Манекджи Нуссерванджи Дала, перепечатанной в Индии в 1938 г., из книги «Религия Заратуштры», пересмотренного издания 1965 г. д-ра Тарапоревала, а для моей исследовательской лекции о «Трех забытых религиях» — из хроники «Маздак, иранский социалист» дастура д-ра Хошанга Джамаспа, опубликованной в 1918 г. Обществом Гат в Бомбее.
Особую признательность выражаю г-ну Ферозу Бучому, проверившему рукопись до ее опубликования. Также хочу выразить признательность моему бывшему ученику д-ру Мисс Рода Дж. Ваниа, г-ну Т. Р. Сетна и г-ну Ф. Дадачанджи за их ценные предложения. Благодарю г-на Дади Р. Сурти за адаптацию плана Башни Молчания к объему настоящей работы и оформление обложки.
Также благодарю жену мою Дину и моих детей за помощь в составлении этой книги.
Буду считать свою книгу достигнувшей цели, если она поможет читателю получить базовые знания о нашей религии и обычаях. Надеюсь, книга окажется полезной как нашим студентам, так и их родителям, а также парсам во всем мире, где бы они ни жили, и многим нашим добрым друзьям, желающим поближе нас узнать.
Да благословят Ахура-Мазда, Рату Заратуштра, все святые и все мудрецы наше такое маленькое сообщество во веки веков! Аминь!
Г.Д. Сидхва 24.06.1978 г.

Предисловие ко второму изданию

Современный человек не удовлетворяется настоящими догматами религии. Он ищет духовную и этическую философию, которая удовлетворила бы его внутренние потребности. Он ищет истину и реальность, жаждет реализовать свои духовные возможности. Сегодня сильно стремление выработать истинный дух религии
применительно к современности. Слово «религия» означает связь человека с человеком и с Богом. Таким образом, она является связующей силой, а не разрушительной. Святой Заратуштра дал миру новое и необычное толкование религии. Он создал новое слово «ДАЭНА», означающее внутреннее «я». Для него религия не была простым почитанием божества, а инструментом самоанализа, заглядывания «внутрь», самопознания, инструментом таинственных отношений с Божественным Духом внутри и вне себя. Заратуштра призывал использовать наш просвещенный ум, наши Богом данные возможности для того, чтобы разобраться в себе и найти собственный духовный путь.
Я издал эту книгу в 1978 г., чтобы помочь нам найти наш духовный путь. И очень рад, что все экземпляры были распроданы, а спрос остался. Второе издание выходит в свет по просьбе молодежи и множества наших добрых иностранных друзей. Пользуясь случаем, пересматриваю и дополняю первое издание.
Еще раз выражаю признательность г-ну Дади Р. Сурти, известному архитектору, в этот раз за эскизы церемонии Джашан и Судрэх.
Молюсь, чтобы эта последняя версия встретила такой же теплый прием.

Г.Д. Сидхва 21.03.1985 г.