Внешние литургические службы

«Humatanam hukhtanam hvarshtanam, yadacha Anyadacha varezyamnanamcha vaverezananamcha Mahi aibi-jaretaro nae-nae-staro yathana vohunam mahi".
«Мы поклоняемся и учим добрым мыслям, добрым словам и добрым делам, которые сделаны и которые еще будут сделаны, здесь и повсюду. Так что мы также принадлежим добру»
(Афринган)

Внешние литургические службы могут выполняться в любом обычном месте или частном доме и любым священником, даже тем, кто не соблюдает Барешнум.
Эти службы следующие:
1. Афринган
2. Фарокши
3. Сатум.

1. АФРИНГАН
Слово «Афринган» происходит от авестийского корня «фри», что значит «воспевать», «любить». Это молитва, выражающая любовь и хвалу, обычно читается двумя священниками. Подобно церемонии Бадж, эта церемония проводится в честь духовных и материальных существ, созданных Богом, или в память усопших. Она также читается в честь Зиндераван (души живого человека). Во время этой церемонии перед Зоти ставится поднос с фруктами, цветами, молоком, водой и т.д. На протяжении всей церемонии горит огонь.
Каждый Афринган читается в трех частях: 1). Дибаче, или Предисловие. 2) Собственно Афринган на авестийском языке и 3) Пазенд Африн.

1. Дибаче, на языке Пазенд, читается перед каждым отдельным Кардех (разделом) Афрингана. Начиная церемонию, Зоти объявляет, что предназначает этот обряд для «копилки» Бога. Его молитвы должны пойти в сокровищницу Ахура-Мазды. Он должен молиться за все вокруг него.
Он также вспоминает и зачитывает ряд имен, начиная со Святого Пророка Заратуштры и членов его семьи, потом переходит к святым, великим царям, божествам, героям и вождям древних времен, а затем нового времени, включая тех великих и благородных зороастрийцев, кто создал общину и сохранил ее. Таким образом, с глубоким уважением поминаются имена святых фраваши Заратуштры Спитамы, Нияканы, имена предков и другие.

2. Затем присоединяется часть под названием Атравакши из собственно Афрингана, которая состоит из двух подразделов:
A. Изменяемая часть, содержащая формулу Гах и Кшнуман небесного существа, которому посвящена эта часть.
B. Неизменяемая часть, призывающая благословения на голову правителя страны.

Зоти заканчивает священнодействие чтением «Африн» (или «благословений») на языке Пазенд.

2. ФАРОКШИ

Оригинальным термином Авесты является «фраваши». Более поздние формы этого слова - Фарохар, Фарокши и Ардафраваш. Это дух-покровитель, вдохновляющий человека. Согласно Авесте, Фраваши - один из трех духовных элементов человеческой личности. Церемония состоит из чтения Сатум (Ясна, Ха 26) и раздела Фравардин Яшт из Авесты. Как и Афринган, эта часть читается над плодами, цветами, молоком и т.д. перед огнем.
Слово «фраваши» происходит от авестийского префикса «фра», означающего «вперед», и корня «вакш» («расти»). Д-р Дж. Дж. Моди говорит о фраваши следующее:
«Из этимологии слова и из того, что написано о нем в Авесте, мы знаем, что фраваши - это дух-покровитель, который присущ всем, одушевленным и неодушевленным (объектам), который защищает от разложения и позволяет расти, цвести и преуспевать. Каждый хороший объект в природе имеет свой фраваши, который защищает его и помогает развиваться» (RCCP, стр. 386).

Фраваши - не только призраки или защищающие нас духи предков, как ошибочно трактуют это понятие некоторые западные ученые. Это божественные сущности Вселенной, которые присутствуют в каждом атоме всего сущего. Благоговение перед фраваши - это благоговение перед Господом. В Фравадин Яште присутствует мысль о том, что фраваши - это активные космические силы природы. Чтобы они могли изливать силу своего благоволения на землю, их нужно приветствовать и поминать. Это вечные духовные сущности, которые работают во всей вселенной и внутри человека.

Последние десять дней года специально отведены для поклонения этим сущностям. Благоговейное поминание и призывание фраваши приносит благо живым и обеспечивает
им надежную помощь в тяжелые времена. Первый месяц иранского календаря получил название в честь фраваши. Кроме того, их памяти посвящается девятнадцатый день каждого месяца.

Фраваши - это руководитель, философ и друг человека. Именно Фраваши или Фарохар человека направляют «Урвана» (или «душу») и не дают ей .загрязняться неумеренными радостями чувственного восприятия. С начала времен они заняты работой по восстановлению жизни духа. Это чистая, незапятнанная духовная сущность, никогда не загрязняемая материальностью, смертью или ошибками. Они являются первообразами, и существует большое сходство между концепцией «фраваши» и «идеями» греческого мистика Платона, который возможно, вдохновился духовной философией фраваши, как она изложена в Авесте.

3. САТУМ

Слово «сатум» (иногда ошибочно произносимое как «астам») происходит от авестийского корня «сту», означающего «славить». Это молитва, читаемая за едой в честь умерших, Гимн Славы для всех фраваши. В ней поминаются мертвые и их добрые дела. Ясна (Ха 26) читается как главная часть церемонии.
В тишине читается Пазенд Ниранг или Дибаче. Священник называет имя конкретного человека, в чью память читается Сатум. Вместе с первым именем также вспоминаются и называются имена других ушедших. Эта молитва читается главным образом в день смерти человека каждый месяц и в годовщину смерти (Бадж). Когда чтение молитвы заканчивается, члены семьи кладут в огонь кусочки сандалового дерева и ладана и молятся, чтобы души покойных пребывали в вечном покое и блаженстве.