Оккультная символика Санкт-Петербурга

Лариса Захарова

spb1.gif

«По вере каждому воздай, О, Вохуман, с Ахурою!»
Авеста

Как известно, переломным этапом в истории России стало царствование Петра I. Вершиной деятельности великого царя-реформатора явилось рождение Санкт-Петербурга, города, который должен был стать «окном в Европу», связующим звеном между Западом и Россией, что было очень важно, так как Россия получила выход к Балтийскому морю и превратилась в морскую державу. Санкт-Петербург был рожден так, как ни один другой город мира, он вырос за несколько десятилетий на болотах, где, казалось бы, невозможно было ничего построить:

«Прошло сто лет, и юный град.
Полнощных стран краса и диво.
Из тьмы лесов, из топи блат.
Вознесся пышно, горделиво.

В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темно-зелеными садами.
Её покрылись острова,
И перед младшею столицей.
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей.
Порфироносная вдова».

А.С. Пушкин. Медный всадник.

С рождением Петербурга, ставшего центром реформ, «старое Московское царство кончилось, началась Российская империя — сильное молодое европейское государство» [4. с. 24].

Любой человек, проживший в Петербурге хотя бы несколько дней, будет очарован строгой красотой старинных зданий, гранитных набережных и ажурных арок мостов, почувствует мощную, но очень тонкую энергетику нашего города. Санкт-Петербург наполнен таинствами, пронизан мистикой, здесь оживает история, многое напоминает и о трагическом прошлом — ведь город был построен в невероятно тяжелых условиях, ценой жизней многих тысяч людей. Он был заложен в дельте Невы и с середины прошлого столетия занимал более 100 островов. Местность, где расположился город, относится к региону Рыб, которые являются последним знаком Зодиака и воплощают в себе мистерии всех предыдущих знаков. Именно в Рыбах проигрываются самые таинственные и загадочные мистерии. Управитель знака Нептун на низком уровне может проявиться как фанатизм и одержимость бредовыми идеями и вносит в мир хаос и разрушение. В начале XX в. в полной мере проигрался низкий уровень Нептуна, когда город стал «колыбелью революции», разрушившей вековые традиции прошлого. В высшем же своем проявлении Нептун связан с религией, стремлением к идеалу, мистическим прозрением, интуитивным познанием гармонии мира и выходом на высшую космическую любовь. В настоящее время, когда заканчивается эпоха Рыб, длившаяся 2000 лет, и приближается новая эпоха Водолея, можно наблюдать проявление высшего уровня Нептуна в нашем городе, который становится крупнейшим центром развития различных оккультных наук. И это вполне закономерно, так как Нептун сейчас находится в наилучшем для себя положении — в знаке своей экзальтации — в Водолее.

Мистику города можно познать, почувствовать не только через ландшафт и архитектуру, но и через самые обыкновенные предметы. Многое в городе, к чему мы привыкли и порой не замечаем, несет в себе скрытый смысл, проявляет мистерии, влияющие на судьбы людей, живущих здесь.

Сети рек и каналов, переплетение улиц и площадей, символика на фасадах домов, памятниках и решетках мостов и парков не случайны. Таинственные взаимосвязи объединяют разрозненные элементы в единое целое, отражая изначальные мифы творения мира.

petr1.jpg
Петр Первый

Даже само возникновение города символично. Известно, что первый камень постройки был заложен самим Петром I. 16 мая 1703 г. (по старому стилю), на Заячьем острове, в день Святой Троицы Петр I вырезал два дерна, положил их крестообразно и сказал: «Здесь быть городу». После чего был вырыт ров, куда положили ящик с золотым ковчегом, где находились мощи святого апостола Андрея Первозванного. Их окропили святой водой и сделали надпись об основании нового города. Затем связали верхушки двух тонких берез наподобие ворот надо рвом. Парящий в это время над островом и царем орел опустился с высоты на эти ворота. Один ефрейтор из окружения царя «снял» орла метким выстрелом из ружья. И Петр этому очень обрадовался. Он перевязал ноги орла платком, посадил его к себе на руку и так отплыл с ним на яхте к Канцам [1, с. 10].

spb fonar.jpeg

И по сей день можно встретить изображения орлов, считающихся символом державной власти, могущества и творческого полета, «сидящими» на фонарях, решетках, фасадах домов, в парках Санкт-Петербурга. Как орлы, так и львы, грифоны, лошади, сфинксы встречаются наиболее часто в символике города, многообразной и разноплановой, но в целом представляющей стройный единый ансамбль, где гармонично сочетаются различные архитектурные стили и мифологические животные, невозмутимо наблюдающие за ходом истории, прекрасно уживаются с современным человеком.

В Санкт-Петербурге есть несколько ключевых точек, мест, которые воплощают в себе мистерию мироздания. Мы знаем, что на карту любого города можно наложить зодиакальный круг из 360 градусов, самыми сильными в котором будут «королевские». Так, 30° Водолея, один из самых мощных градусов Зодиака и важнейших для России, так как она находится под знаком Водолея, проецируется в карте города на очень интересную точку — мост Лейтенанта Шмидта. Значение этого градуса в настоящее время усиливается в связи с перемещением в него оси прецессии на стыке двух эпох — Рыб и Водолея и переходом в новое качество. Эпоха Водолея начинается с 2003 года, когда Санкт-Петербургу как раз исполнится 300 лет.

Мост Лейтенанта Шмидта был самым первым постоянным мостом, построенным через Большую Неву. А сейчас он является первым со стороны Запада и «последними воротами» на пути судов, спускающихся по Неве к Балтийскому морю.

Русло Невы делит город на правобережную и левобережные части, соединенные мостами, которых в черте города восемь: Володарский, Финляндский железнодорожный, мост Александра Невского, Большеохтинский, Литейный, Троицкий, Дворцовый и мост Лейтенанта Шмидта. Так, Троицкий мост соединяет Петроградскую сторону (район Овна) и Марсово Поле (район Девы), а мост Лейтенанта Шмидта Василевский остров (район Рыб) и площадь Труда (район Весов). Таким образом, если представить этот отрезок Большой Невы как вертикальную ось зодиакального круга, то можно увидеть, что на карте мосты соединяют попарно симметричные относительно этой оси знаки: Овен и Деву, Весы и Рыбы, характеристики которых как бы сливаются воедино, взаимно дополняя друг друга.

Мост Лейтенанта Шмидта был построен в 1842-1850 гг., под руководством инженера С.В. Кербедза, выпускника Института путей сообщения. Вначале он назывался Благовещенским, затем его переименовали в Николаевский, ныне это мост Лейтенанта Шмидта. Его длина 365 м, ширина 24 м [3], как год в 365 дней по 24 часа в каждом, т.е. расположение моста и его параметры указывают на его связь со временем.

Строительство моста продолжалось 8 лет, он восьмой по счету. А число «8» символизирует преображение, связано с Ураном, управителем знака Водолея, с двумя потоками воды, «живой» и «мертвой», как с двумя потоками времени прошлым и будущим. Мост как бы объединяет их. Через мост сообщаются два знака Зодиака — Весы и Рыбы. Рыбы воплощают в себе мистерию таинства, связанную с уходящей эпохой Рыб. Весы символизируют воздаяние по заслугам. Оба знака принадлежат верхней полусфере Зодиака, связанной с будущим, которое во многом предопределено прошлым.

Живописные чугунные решетки моста выполнены по рисункам архитектора А.П. Брюллова. Возможно, создавая орнамент решетки, архитектор не ориентировался именно на зороастрийскую символику, заимствованную другими культурами. Но символы сами по себе даны человечеству свыше, и в разных культурах и традициях один и тот же символ имеет примерно одинаковый смысл. Так, знак, напоминающий две соединенные свастики, неоднократно использованный в декоре решетки моста Лейтенанта Шмидта, в зороастризме является знаком Зервана, связанным с понятием двух потоков времени. Бесконечного (Зерван Акарана) и Конечного, замкнутого времени (Зерван Карана), в котором мы сейчас живем, созданного для того, чтобы ограничить зло, поймать его в ловушку. Аналогичный символ свастики (в переводе с санскрита — «благоденствие») использовался и в египетской, и в древнеславянской, и в германской традициях. «Часто это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день», означающий «плодородие и возрождение жизни» В Японии это символ долгой жизни и процветания. В Китае — символ бессмертия [5, с 154-155].

spb most nik.jpg
Мост Лейтенанта Шмидта в начале XX в с часовней Николая Чудотворца.

spb4.gif
Фото Л. Кашемировой.

Уникально то, что знаки объединенных свастик присутствуют в решетках моста Лейтенанта Шмидта как раз посередине, по пять с каждой стороны от линии развода. Всего 20 решеток, в каждой по 24 свастики, которые перемежаются со знаками Вохумана в виде сердца (их 16). Это указывает на то, что выход из замкнутого времени, Зерван Карана, разрывание колец кармы возможно для человека, следующего путем Вохумана, Благой мысли. Число «20» связано со знаком Рака и стражем будущего Тиштаром, проявляющемся на границе воды и суши, согласно зороастрийским преданиям, и побеждающего демона засухи и безверия Апаоши. Тиштар связан также и с моделированием будущего. «24» — это число Земли, нашего материального мира, также оно напоминает и о высшем Зодиаке, включающем 12 проявленных и 12 сокровенных знаков. Число «16» относится к знаку Весов, где экзальтирует Сатурн, Хронос в древнегреческой мифологии, божество времени. А образ моста в зороастрийской мифологии это символ перехода из нашего мира в мир иной, по мосту Чинват (мосту перехода) может пройти только праведный человек.

Раньше мост Лейтенанта Шмидта назывался Благовещенским (Благая весть) и соединял 7-ю линию Васильевского острова (число «7» связано с Артой — Истиной) и Благовещенскую площадь (ныне — площадь Труда), где находился Благовещенский собор, позже разрушенный. В христианстве зороастрийскому Вохуману соответствует образ святого Николая Чудотворца, т.е. получается, что благой помысел способен творить чудеса. А на мосту Лейтенанта Шмидта, в то время Николаевском, размещалась часовня Николая Чудотворца. После реконструкции 1937-1938 гг. часовню сняли, а на ее месте соорудили разводную конструкцию, которая ранее находилась около правого берега Невы. Таким образом, корабли, проходя через раскрытые ворота моста, проходят через освященное церковью место, т.е. вход в Россию и из нее как бы освящен благим помыслом.

После реконструкции моста и живописные фонари с него были перенесены на Марсово Поле, где горит сейчас Живой Огонь.

За решетками со знаками Зервана, находящимися в центре, располагаются чугунные решетки (по 28 с каждой стороны, всего 28´4=112) с мифологическими морскими коньками, поддерживающими трезубцы Посейдона, выходящие из веерообразных раковин. Хвосты коней закручиваются в спирали, как бы повторяющие знак бесконечности. Символически хвост связан с прошлым, он как руль дает возможность управлять ситуацией. Сверху и снизу в орнаменте решетки знаки Вохумана. символы милосердия, любви и благоразумия. Кони же — слуги Митры, олицетворяют собой торжество справедливого закона и воздаяние. Трезубец — атрибут власти владыки вод Нептуна (Апам Напата в зороастризме), власти над тайнами. А раковина считается символом свертки и развертки времени.

В зороастрийской традиции Митра, олицетворением которого было Солнце, Апам Напат, высшая ипостась Нептуна, и сам Хормазд, который проявлялся через Юпитер, являющийся также, как и Нептун, управителем знака Рыб, называются «тремя Ахурами». Все вместе они наиболее полноценно раскрывают возможности Создателя нашего мира, символизируют торжество космических законов и в материальном мире, воплощение идеала в воссоединении творчества, религии и закона.

spb5.gif

Орнамент решеток моста несет в себе глубокий смысл. В нем воплощена не только мистерия времени. Наличие здесь элементов, сходных с зороастрийской символикой, а именно знаков Зервана и Вохумана в сочетании с символами Митры (конями) и Апам Напата (трезубцами), подчеркивает их несомненную взаимосвязь, нерасторжимое единство и доминирующую роль при формировании будущего. А возможно, символика моста Лейтенанта Шмидта является предвестником того, что именно зороастрийская религия в переходное время от эпохи Рыб к эпохе Водолея будет возрождена здесь, в России, на своей родине. И именно она будет способствовать ее обновлению и процветанию в будущем веке.

Мост, как смычок скрипки между прошлым и будущим, позволяет услышать и понять музыку космических ритмов, воплощенных в знаке Рыб. А по знаку Весов — любое наше действо взвешивается на весах космических законов. Тайное и явное тесно взаимосвязаны и предопределяют друг друга. Так, путь духовного восхождения предопределен исполнением космических законов. Знак Вохумана в решетке моста символизирует значимость благого помысла в жизни, который дает возможность управлять собственной судьбой, своим временем.

Мост Лейтенанта Шмидта, без сомнения, уникальное место в городе. Здесь много можно увидеть интересного для себя лично и для общества в целом через приметы и небесные знаки. Но, к сожалению, это не каждому дано. Из наблюдений за мостом интересен такой факт. Раньше на нем были установлены 4 якоря, по два симметрично друг другу на каждую сторону. В прошлом году их было еще два, а сейчас остался один. А якорь издавна считается символом зацепки за твердую почву, остановки и предстоящего отдыха. Он же и символ веры. Поэтому хочется надеяться, что именно вера и Благой помысел помогут жителям города с честью выйти из затруднительных ситуаций и благополучно дожить до светлых дней будущего.

Литература

1. Пыляев М.И. Старый Петербург. Репринтное воспроизведение издания 1889 года. Л. 1990. 498 с.
2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопед. справочник /Ред. колл.: Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А. Я. и др. М. 1992 687 с.
3. Мосты и набережные Ленинграда /Сост. П.П. Степнов. Авт. текста Ю.В. Новиков. Л., 1991. 320с.
4. Рассказы о Ленинграде /Авт. -сост Л. Бадинова, Г. Кудырская. М., 1983. 184 с.
5. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996. 430с.
6. Глоба П.П. Тексты лекций. С-Пб., 1990-1998.

Л. Захарова, Митра №3 1999 г.