О Вертрагне

1999г

vertragna.jpg

Любое понятие в зороастрийской религии (как, впрочем, и в любой другой) можно объяснить в различных плоскостях, с разных точек зрения. Это равно касается и понятий этики, и объяснения ритуалов, и мифологических образов от извечного Абсолюта до легендарных героев арийского эпоса. Не является исключением и покровитель наступившего года Вертрагна.
К сожалению, современные исследователи не уделяют достаточного внимания важности этого замечательного Изеда, вплоть до того, что объявляют его архаичным и незороастрийским, отторгнутым, якобы, еще самим Заратуштрой. А мы попытаемся опровергнуть это мнение и разобраться, кто же такой Изед Вертрагна.
Вертрагна – это ангел Победы, и так буквально переводится его имя. Поскольку Заратуштра возвестил о том, что весь мир – это арена битвы добра со злом, где люди должны быть в авангарде борьбы, было бы более чем странно предполагать, что при этом Заратуштра не признавал необходимости победы над злом. А победа над злом – это и есть Вертрагна. Причем не имеет значения, упоминает пророк Вертрагну в своих Гатах или нет. Гаты – это не сборник молитв в обычном смысле, это философское поэтическое произведение, где провозглашается основа религии, ее нравственная суть. Именно поэтому Изеды там практически не упоминаются, а не потому что Заратуштра «отверг» их. При этом Заратуштра использует слова, близкие к слову «Вертрагна», например, в таком антидайвовском стихе:

«Кэ вэртхрэм-джа тхва пой сэнгха йой хэнти...»
«Кто, победный, защитит
твоим словом Дом и паству?...»

вопрошает пророк Творца. Буквальный перевод слова «вэртхраджа» (и к нему же этимологически восходит Вэртхрагна) – «разбивающий защиту», и оно действительно пришло из дозороастрийской религии, но, как видно, было принято Заратуштрой, а не отвергнуто им, правда, с очевидной поправкой: разбивать защиту врага можно ради защиты собственного дома, и то прежде всего словом. Но одним ли словом? Вот другие слова пророка:

«О Ахура, твой Огонь,
сильный в Истине, так нужен нам,
Быстрый, мощный; пусть придет
помощь зримая заступнику.
А лжецу, о Мазда, пусть
будет вред руками нанесен».

Иными словами, враг должен быть наказан не только морально, но и физически. И кто же будет покровителем в этой борьбе, как не Вертрагна? К нему же обращаются воины перед битвой, как воспето это в «Бахрам яште». Но главное – это победа духовная. Огонь на алтаре в зороастрийском храме называют Аташ Бехрам – Огонь Вертрагны, ибо огонь – символ нашей религии, а наша религия – это религия борьбы и победы над злом, в чем нам Вертрагна и помогает.
В годы Вертрагны освобождаются мощные энергии Марса и Плутона. Эти энергии провоцируют вооруженные конфликты, войны, катастрофы. Нынешний год, увы, не исключение. Вертрагна не стоит за этими катастрофами, Вертрагна с теми, кто не впадает в уныние и может постоять за себя и на словах, и на деле.

Арьям.

Михаил Чистяков