2002 год
Заратуштра оставил нам также три заповеди, три морально-этических принципа зороастризма, являющихся тремя проявлениями божественного огня. Эти принципы выражаются тремя авестийскими словами: ХУМАТ, ХУКСТ, ХВАРСТ, которые переводятся как Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело. Эти три слова надо постоянно помнить, повторять и следовать им, причем эти понятия должны находиться в непрерывной гармонии. То есть нельзя отказываться ни от одного из них. Они определяют три вселенских начала, лежащих в основе нашего мира и проявляющихся на всех уровнях бытия.
В китайской философии им соответствуют начала ЯН (активное, отдающее, мужское, центробежное, порождающее), ИНЬ (пассивное, принимающее, женское, центростремительное, оформляющее, сохраняющее) и ДЭН (объединяющее начало, середина, связка, трансмутация, качественный переход). При этом ЯН соответствует Благой Мысли, ИНЬ — Благому Делу, ДЭН — Благому Слову. Эти же три начала отражены в христианском понятии о Божественной Троице.
В индуизме эти три начала соответствуют Браме, Вишну и Шиве, как активному и творческому началу, сохраняющему и гармонизирующему началу, а также преобразующему и трансформирующему началу. В зороастризме они соответствуют трем формам мира: миру духа Меног, миру души Ритаг, миру физических тел Гетиг. И эти три заповеди Заратуштры как раз и призывают нас не способствовать увеличению зла в каждом из этих миров, а стремиться восстанавливать гармонию в них.
Благая Мысль — это значит: не греши идеей, не возводи хулу на Святой Дух. Иметь Благую Мысль — это прежде всего иметь веру, не иметь сомнения, потому что грех сомнения вытекает как раз из осквернения Благой Мысли. При этом, естественно, имеется в виду не то, как верить, а, гораздо важнее, во что верить. Человек, конечно, должен развивать в себе частицу Божественного Огня, но ему не следует забывать, что он является частью мироздания. Он должен осознавать мир, но не имеет права противопоставлять себя миру, становиться на путь служителя зла. Любой неверующий человек, вносящий раскол в этот мир на уровне идеи, — осквернитель Благой Мысли.
Благое Слово — это значит: не греши в словах, не оскверняйся чер^з слово, не оскверняй через слово окружающий мир, не служи злу словом. Прежде всего человек не должен лгать, обманывать, искажать действительность сознательно или бессознательно. Ложь — один из самых страшных грехов.
И в конце формулы — Благое Дело. Поступки, дела, воплощенные деяния человека, те дела, по которым человека судят. Хотя дела — это только конечный продукт, рождающийся из мысли, но судят именно по делам, по воплощенному результату и мыслей, и слов. После совершенного дела можно говорить любые слова, оправдываться перед другими, перед самим собой — это уже никого не волнует. При этом, конечно, благое дело не должно оскверняться дурными мыслями и словами.