КАК ПРИГОТОВИТЬ РИТУАЛЬНЫЙ ХЛЕБ

hleb 5.jpg

К хлебу во все времена в России было отношение особое. До сих пор в русском языке живут пословицы и поговорки о хлебе, и каждый, наверняка, слышал в детстве от бабушки, что «выбрасывать хлеб - большой грех». Русское слово «жито» связано с такими словами, как «жизнь», «жить».
На самом деле традиция особого отношения к хлебу уходит корнями во времена единства арийских народов и позднее находит свое отражение во всех религиях потомков ариев - славян, германцев; иранцев, индийцев и других народов. Особенно четко прослеживается сходство в традициях отношения к хлебу у древних славян и иранцев - ариев. У тех и других хлеб и пироги считались ритуальным блюдом, дающим силу и поэтому их приготовление сопровождалось сложными ритуалами.
У древних славян ритуальный хлеб назывался каравай, в честь одноименного божества плодородия (отголоском этих древних обрядов является детская игра в «Каравай»). Приготовление каравая длилось несколько дней и происходило с обязательным участием жрецов. Пекущие каравай просили бога спуститься с неба для того, чтобы помочь им месить тесто и печь.
Приготовление хлеба у зороастрийцев тоже сопровождалось ритуалом, причем наиболее трепетным было отношение к приготовлению хлеба для праздников, так как он служил причастием.
Обязательным атрибутом ритуала замеса и выпечки хлеба является Огонь. Емкость с тестом во время замеса и «подхода» теста должна находиться между трех огней (свечей).
Считалось, что замес ритуального хлеба должен начинать мужчина (дальнейшую работу могут выполнять и женщины, за исключением периодов ритуальной нечистоты). Во время замеса должны читаться специальные молитвы.
Вся посуда, а также место приготовления хлеба должны быть идеально чистыми, а в идеале лучше всего иметь специальную посуду для этого, как всегда и было на Руси.
Тесто для ритуального хлеба не должно включать в себя яйца. Вместо обычных дрожжей должны использоваться пивные дрожжи или особые закваски.

hleb1.jpg

Для каждого из праздников существовал особый вид хлеба и особенности ритуала.
Навруз (Фравардин) - 21-22 марта. Праздник поминания предков и встречи нового года и новой весны. Это день равноденствия, а у древних ариев хлеб всегда был символом Солнца (достаточно вспомнить блины, которые издревле славяне пекли на Масленицу). Поэтому хлеб на этот праздник должен быть круглым и сочетать в себе все шесть животворящих стихий (Огонь, Воздух, Землю, Воду, Растения и Животных), т. е. это большая круглая ватрушка с творогом. Тесто (уже многократно испытанное) может быть таким:
30-50 г свежих дрожжей, полтора литра молока, 250 г масла (старайтесь не использовать маргарин, так как он содержит комбижиры), 5 ложек сахарного песка, соль на кончике ножа, примерно 700-800 г муки.
Начинка делается из творога, протертого через сито, смешанного с сахаром, растопленным сливочным маслом, мелко нарезанными курагой, изюмом, черносливом, вяленой грушей, грецкими орехами. Сверху ватрушки можно выложить из полос теста восьмиконечную звезду с точкой в середине.
Замешивать и выпекать ватрушку нужно в ночь перед праздником, который начинается на восходе Солнца. Во время замеса читаются молитвы, посвященные душам Предков (Фравашам).
Праздник прощания с Рапитвинои (22 июня). Могут выпекаться дрожжевые пирожки с начинкой (только не содержащие мяса, рыбы, яиц), а также ячменные лепешки.
Праздник Седе (23 сентября). Круглый хлеб (несладкий), символизирующий объединение людей. Хлеб выпекается в первой половине дня (с восхода Солнца до полудня).
Праздник Заратуштры (22 декабря). Пирог в виде конусообразной башни из семи круглых коржей. Для коржей можно использовать следующее тесто:
на два стакана муки один стакан сахарного песка, 2 стакана сметаны, 1 чайная ложка соды^ 200 г масла. 2 стакана крахмала.
Таковы рецепты приготовления хлеба для основных праздников. Не стоит покупать хлеб в магазине, а лучше всего печь его самостоятельно, так как свежий, испеченный с любовью и молитвой хлеб несет огромный заряд положительной
энергии.
Светлана Скопинцева,
Москва

Хлеб всему голова (авестийская и русская традиции)

hleb 3.jpg

Уважаемые читатели!
Предлагаем вам поразмышлять на тему "Вселенная. Вера. Род" и присылать в редакцию вестника свои трактовки ниже приведенных пословиц из трехтомника В.Даля "Пословицы русского народа" (М„: Русская книга, 1993) для публикации в последующих номерах "Митры".

* На семи поясах Бог поставил звездное течение.
*Над семью поясами небесными сам Бог, превыше его покров.
*На 1-м поясе небесные ангелы, на 2-м архангелы, на 3-м начала, на 4-м власти, на 5-м силы, на 6-м господства, на 7-м херувимы, серафимы и мночестия...
* Небо - престол Бога, земля - подножие.
*Небо - терем Божий; звезды - окна, откуда
ангелы смотрят.
*По звездам корабли ходят.
* Метлы (кометы) небо подметают пред Божьими стопами.
* Вера спасает. Вера животворит.
* Без добрых дел - вера мертва пред Богом.
* Отцы терпкое поели, а у детей оскомина.
*Как не гнети дерево, оно все вверх растет.
*Где вода, там и верба; где верба, там и вода.
*Где ласточки не летать, а к весне опять прибывать. *Пуд мыла изведешь, а родинки не смоешь.
*Кто волком родился, тому лисой не бывать.

смотри также

Хлеб всему голова (авестийская и русская традиции)