До нашего времени дошли памятники письменности, говорящие о том, что в древнем Иране во время расцвета зороастризма цари, прежде чем принять важное решение или начать великое дело, советовались с астрологами. Так, например, в «Книге деяний Ардашира сына Папака» говорится:
«Однажды Ардабан призвал мудрецов и звездочетов, которые были при дворе, и спросил (их): «Что вы видите в сочетании семи звезд Большой Медведицы и двенадцати знаков Зодиака? Каково положение и движение планет? Что вы видите относительно времени царствования правителей каждой из стран, а также людей мира, меня, моих детей и людей?»
Глава звездочетов ответил: «Козерог упал, звезда Юпитер опять достигла своей высшей точки и находится в стороне от Марса и Венеры. Большая Медведица и созвездие Льва поддерживают Юпитер.
Из этого ясно, что появится новый господин и правитель убьет многих мелких правителей и опять приведет мир к единодержавному правлению».
Второй глава звездочетов вышел вперед и сказал: «Ясно, что подданный, который в ближайшие три дня убежит от своего господина, достигнет величия и господства и станет победителем и повелителем над своим господином».
Так, астрологи предсказали приход к власти Ардашира.
Фольклорные герои в легендах тех лет тоже часто прибегали к советам астрологов. Почему же мудрецы древности придавали такое большое значение расположению небесных светил?
Древние мудрецы знали, что мир создан целостным, что в мире нет ни одного случайного или лишнего творения. Только зло, не принадлежащее этому миру изначально, является лишним. В нашем мире существует принцип подобия: «То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу». Принцип подобия является краеугольным камнем для каждой эзотерической науки. Из этого принципа следует, что во Вселенной нет ни одного элемента, который существовал бы независимо от всех других элементов мироздания. Этой идее взаимосвязи всех элементов нашлось подтверждение в современной физике: «Состояние каждой элементарной частицы зависит от состояния всех остальных элементарных частиц».
Итак, во Вселенной существует взаимосвязь всех вещей, в том числе взаимосвязь между человеком и Космосом. А раз во Вселенной есть взаимосвязь всех вещей, то, конечно же, тела солнечной системы и звезды Галактики оказывают влияние на характер и судьбу человека, а также на ход земных событий. Расположение планет во время рождения человека является демонстрационной моделью его судьбы. Космос определяет, каким быть человеку, а человек определяет, каким быть всему остальному миру. Человек наделен свободой воли, свободой выбора и несет ответственность за себя и за всю Вселенную. Свобода воли человека и его ответственность за мысли, за слова, за дела определяют существующий миропорядок и вносят в него изменения.
Когда совершив поступок, человек добавил в мире гармонии, то говорят, что он сделал благое дело, а если он нарушил гармонию, то согрешил. Так мы подошли к двум важным принципам Авесты: во-первых, свобода выбора – свобода делать добро или зло, во-вторых, закон воздаяния – ответственность за содеянное, которая предопределяет дальнейшую судьбу человека и судьбу его потомков.
А вот как закон воздаяния освещается в пехлевийском тексте «Десатир» (61–70):
«Мездан (Бог) отделил человека от других животных индивидуальностью души, которая есть свободное и независимое существо, без тела, или любой материальной вещи, неделимая и без местоположения, благодаря которой он (человек) достигнет славы Ангелов. Его знанием Он объединил душу с изначальным телом. Если она делает добро в изначальном теле и обладает полезным знанием, и действует правильно, почитает Бога, и не делает боль безобидным животным; Когда он покинет низшее тело, Я (Бог) введу его в жилище Ангелов, чтобы он мог увидеть Меня с ближайшими Ангелами… И каждый, кто захочет вернуться в нижний мир, и делать добро, согласно его знанию, и словам, и делам, получит что-либо, или как король, или вельможа, или богатство; пока он не встретится с наградой, соответствующей его делам… Те, кто в период благосостояния испытывают боль и печаль, испытывают их из-за их слов и дел в прежнем теле, за которые Наиболее Справедливый теперь наказывает их. Кто бы ни был злоделающим, ему Он первому причиняет боль: болезнь, страдания детей, пока они во чреве матери, и потом, когда они вне его, и самоубийство, и причинение ущерба хищными животными, и смерть, и жизнь, подверженная недостатку от рождения до смерти, это все воздаяния за прошлые дела: и таким же образом, как и добрые».
Исходя из этого, можно сделать вывод, что свобода воли и рок – закон воздаяния – два хозяина судьбы у человека.
Человек рождается в определенное время и в определенном месте. Время и место рождения человека определяют мистерию его жизни. В пехлевийском тексте «Меног-и-Храд» сказано:
«Даже при всей силе и могуществе мудрости и знания невозможно спорить с судьбой. Ибо, когда предопределение вступает в силу, мудрому не достает долга, и ловкий во зле становится умным, трусливый становится храбрецом, а храбрый – трусом, усердный становится ленивым, а лентяй старательно действует. Именно как предопределено по данному делу, так причина и входит в него».
Кроме предопределения человек получает и дар Бога – Хварну – возможность преобразовать мир, восстановить гармонию. В «Меног-и-Храд» про этот дар говорится:
«...Существует судьба и Божественное провидение. Судьба – это то, что предопределено, а Божественное проведение – то, что святые существа даруют, помимо этого по мольбе о благосклонности, повседневному обычаю и заслуге добрых дел.
...Но ахриман, нечестивый, через силу семи планет грабит богатство и всякое другое благо земного существования у добрых и достойных и дает его тем, кто наиболее исполнен зла и недостоинства».
Здесь мы подошли к самой главной проблеме нашего бытия. Все бы было хорошо, жили бы, радовались, получали бы подарки от Бога, но объявился злобный дух – ахриман, который портит мироздание и вымогает у людей то, чем они владеют по праву.
Для того, чтобы победить злого духа, Бог создал мир, а люди пришли в этот мир, чтобы сразиться со злом и победить его. Главная задача авестийской астрологии – это понять, насколько осквернен человек, раз он пришел в оскверненный мир, в который вторгся дух зла, как очистить мир и человека от скверны и восстановить гармонию и что для этого надо сделать конкретному человеку и какие будут последствия того или иного поступка. Задача каждого – вести борьбу со злом и творить добро. Гороскоп рождения показывает диспозицию человека в той битве со злом, которую он ведет в течение своей жизни. По гороскопу можно определить сильные и слабые места человеческой сущности. Слабые места там, где есть порок или искушение, там человек наиболее уязвим для зла. Сильные места там, где человеку дается помощь светлых сил.
В Авесте звезды названы небесным воинством, а знаки Зодиака – заслоном, защищающим землю от зла. Каждый из знаков Зодиака представляет собой место, где разыгрывается определенная мистерия мироздания.
В «Бундахишне» написано:
«Хормазд (Бог) произвел освещение между небом и землей звездами созвездий, а также и теми, что вне созвездий, Луной и Солнцем… Сначала он создал небесную сферу, и назначил ей звезды созвездий, особенно двенадцати зодиакальных, которые от своего первотворения были разделены звездочетами на 28 лунных делений (стоянок). И все подлинно его существа, пребывающие в мире, вверены им (зодиакальным созвездиям и лунным стоянкам), так что, когда разрушитель наступает, они одолевают врага и свои собственные напасти, и создания бывают спасены от своих врагов. По образу и подобию военной армии, предназначенной для битвы, они распорядились каждым отдельным созвездием из этих 6480 тысяч маленьких звезд, как своими помощниками; и среди этих созвездий четыре вождя, назначенных на четыре стороны света, являются главными. По совету этих вождей многие бесчисленные звезды специально определены на различные места, представляя объединенную силу и наделенную им власть этих созвездий. Как сказано: Тиштар – вождь востока, Шатаваэш – вождь запада, Вананд – вождь юга, а Хаптокринд – вождь севера».
Вторгнувшись в мир, злой дух частично осквернил его. Он нарушил планетные орбиты, а планеты стали двойственными – они несут в себе и добро и зло. Двойственная планета, находясь в знаке Зодиака, вызывает к жизни заключенную в нем мистерию. А как эта мистерия реализуется, зависит от свободы выбора и зармы человека.
Кроме гороскопа, по которому можно узнать, где уязвим человек, авестийские астрологи учитывают ритмы изначального неоскверненного времени. Эти ритмы представлены солнечным календарем. По этим ритмам астролог видит, что человеку дарится кроме предопределения «по мольбе о благосклонности, повседневному обычаю и заслуге добрых дел». Этот дар – божия отмеченность – Хварна. Благодаря Хварне человек имеет способность творчества, способность преобразовать мир. Проявление Хварны символически связано с тотемическим животным. По тому, как человек вошел в стереотип поведения своего тотема, можно сказать, есть ли у него божий дар, и как он им пользуется, во благо или во зло.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в учении Авесты астрология – это инструмент видения мира, поводырь в мире, где переплелось добро и зло. Зороастрийцы изучают гороскоп для того, чтобы узнать, как очиститься от греха, как сделать мир лучше.
Алексей Максименко