Зороастрийский пояс

Опубликовано star72 -

Зороастрийский пояс. Символика, обряд повязывания

Пояс «кушти» (или «кусти»), который для зороастрийцев значит не меньше, чем нательный крест для христиан, своей историей уходит в глубочайшую древность. Обычай носить пояс-оберег существовал у всех арийских народов. Пояса, родственные кушти, носят в Индии. Греческие авторы отмечали, что пояс был обязательным атрибутом для скифов. У нас, у славян, пояс тоже считался священным. Достаточно вспомнить, что современные старообрядцы, у которых, благодаря их крайней консервативности, сохранились многие древние обычаи, в обязательном порядке носят пояс с вышитой на нем молитвой, причем этот человек получает пояс от родителей и носит потом его всю жизнь.
Значение кушти трудно переоценить. Это и индивидуальная защита, и подключение к зороастрийскому эгрегору, как пуповина, связывающая ребенка с матерью. Молодые зороастрийцы получали его только по достижении совершеннолетия (в 15 лет), когда, следуя их свободному выбору, жрец одевал на них белую ритуальную рубаху «судрех» (аналог крестильной рубашки у христиан) и повязывал пояс-кушти. Современные парсы совершают обряд судрех-кушти в 7 лет для мальчиков и в 11 лет для девочек. Для иранцев возраст не играет роли.
Пояс зороастрийцев-ортодоксов сплетается особым образом из 72 (по количеству глав в «Ясне») белых шерстяных нитей (в зерванитской традиции пояс может быть не только не однотонным, но и разноцветным, что зависит от того посвящения, которое получает человек) и внешне больше всего напоминает шнур или веревку. Длина пояса должна быть достаточной, чтобы обернуть его трижды неплотно вокруг талии, сделать два двойных узла (итого 4) и чтобы оставшиеся концы не были слишком короткими, но и не мешали нормальной жизнедеятельности. Обряд совершается стоя по направлению к Солнцу или, если его нет, к Луне или источнику света. Верующий повязывает себе пояс чисто вымытыми руками. Во время ритуала нельзя отвлекаться, сходить с места и произносить какие бы то ни было слова, кроме мантр. Если же это все же произошло и пришлось отвлечься, надо повторить весь ритуал с начала.
Как и все повседневные зороастрийские ритуалы, этот ритуал, точнее, его мантрическая часть, зафиксирован в «Хордэ-Авесте» (Младшая Авеста). Эта часть «Авесты» сохранилась в нескольких редакциях, что доказывает, что зороастрийцы в древности не придерживались очень жестких правил чтения мантр. Причем различия касаются прежде
всего пехлевийского текста, который и не являлся в то же время «мантрой» в обычном смысле слова.
Это были просьбы и пожелания на родном языке, и в каждом приходе, у каждого верующего они могли быть свои, шедшие от сердца. Смысл их при этом всегда оставался одинаков, в чем вы сами можете убедиться. Что касается мантр на авестийском языке, которые и являются ритуальными в первую очередь, то это фрагменты из различных частей «Ясны», «Гат Заратуштры» и «Видевдата». Изменения в них, конечно, не вносились, но в различных редакциях используются иногда различные фрагменты. Мы базируемся в основном на авестийских текстах «Ниранг-и-Кусти», «Ниранг-и-Кусти Бастан», «Падьяб-и-Кусти» (которые, в принципе, являются вариантами одного текста в парсийской, т. е. индийской традиции), на исследованиях Дж. Дармстетера, сделанных в прошлом веке, и на тексте ритуала, который используется современными зороастрийцами США и Канады, выходцами из Ирана. Таким образом, условно назовем это индийской и иранской версиями.
В памятке американским зороастрийцам рекомендуется перед повязыванием пояса читать «Срош-бадж», известную авестийскую антидайвовскую молитву, восходящую к «Видевдату». В индийской версии (да и то не во всех редакциях) читается только центральная, основная часть этой молитвы. Мы также ограничимся ею.

Обряд повязывания пояса

К обряду допускаются все желающие стать куштиванами. Ограничения на допуск к ритуалу общие: отсутствие открытых язв и кровотечений, состояние нечестивой Гех у женщин и карантина в связи со смертью близких родственников. Люди, какимто образом соприкоснувшиеся с трупами, перед ритуалом должны пройти обряд очищения (барашнум). В течение трех дней до и трех дней после ритуала кушти желателен пост. В течение трех дней после ритуала священная рубашка не снимается и пояс не развязывается. Учитывайте это, выбирая верхнюю одежду, когда собираетесь на ритуал (в особенности это касается летнего времени).

gjdzpsdfybt gjzcf.jpg
Повязывание пояса

Одежда, необходимая для ритуала.

Священными считаются:
рубашка прямого покроя с длинными рукавами и маленьким кармашком белого цвета из хлопка или льна, которая сшита (желательно вручную и самим повязывающимся или его ближайшими родственниками) специально для ритуала и ненадеванная;
пояс из 72 нитей белого или синего, красного и золотистого (желтого) цветов, из чистой овечьей шерсти, заплетенной в косичку из трех прядей (по 24 нити каждого цвета). Нити желательно брать одинаковой толщины. Длины пояса должно хватить на то, чтобы обернуть талию трижды, завязав при этом два узла спереди и два сзади. Необходимо учитывать, что при плетении конечная длина пояса будет
меньше исходной длины нити, однако, пояс в последствии растягивается, поэтому не нужно оставлять слишком больших концов для завязывания.
Пояс и рубашка освящаются в процессе ритуала.
Нужно также иметь чашечку гранатового сока (из расчета: по три глотка на каждого инициируемого) и чашечку молока. Чашечки нужно брать металлические, лучше серебряные.
Если есть возможность, то лучше иметь для них отдельный поднос, а если нет — можно использовать тот, что предназначен для хлеба. Хлеб должен лежать на вышитом полотенце. У каждого проходящего ритуал должен быть свой хлеб.
Поскольку повязывание пояса — большой праздник и для многих — долгожданный, то отнестись к этому и надо, как к празднику. Комната, где он будет проводиться, должна быть заранее украшена (цветами, гирляндами, шарами — на ваш вкус), а после проведения ритуала можно устроить застолье (по вашим возможностям).
В день ритуала утром нужно хорошо помыться, взять приготовленную заранее одежду и прибыть на место проведения ритуала. Для ритуала кушти необходимо выучить следующие молитвы: «Ахунвар», «Кэм на мазда», «Кэвэрэтхрэмга», «Ахмаи раешча», «Ашем воху».
Ритуал завершается поздравлениями и праздничной трапезой.
В таком литературном памятнике, как законы «Ману», который датируется приблизительно рубежом нашей эры и создавался явно уже в Индии, указывается, что «Священный шнур для брахмана полагается из хлопковых нитей, …кшатрия — из пеньковых нитей, вайшьи — из шерстяных нитей». Об этом пишет в своей книге Н. Р. Гусева «Русский Север —прародина индославов» (М.: Вече, 2003. С. 202).
«Законы Ману» — это свод этикоправовых норм, составленный во II в. до н. э. — I в. н. э. Их цель — тщательно регламентировать частную и общественную жизнь индийца. Там же содержится указание на то, что «год — это один день богов», состоящий из дня и ночи:
«У богов день и ночь — год, разделенный надвое: день — период движения солнца к северу, ночь — период движения к югу». Это подтверждает как бы существование «северной родины ариев». Движение солнца к северу — это «путь богов», а движение к югу — «путь предков». Об этом также пишут М. Г. БонгардЛевин и Э. А. Грантовский в своей книге «От Скифии до Индии» (М.: Мысль, 1983. С. 12).
Во многих христианских молитвах верующие обращаются к Богу, Богородице, например, с такой просьбой: «Госпоже, из тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша». Аналогичные фразы есть в молитвах и к святым водителям.


О ПОЛЬЗЕ ПОЯСА КУШТИ

Предлагаем вниманию читателей небольшой отрывок из ортодоксального зороастрийского сочинения XV в. «Сад Дар» (глава X).

«1. …Поговорим о том, что всем исповедующим эту веру мужчинам и женщинам, достигшим 15 лет, необходимо носить священный нитяной пояс.
2. Необходимо повязать этот священный нитяной пояс и сохранять покорность Владыке, да славится вовеки его имя.
3. Джамшед (1) был первым, кто ввел ношение священного пояса.
4. Ношением его побеждаются многие демоны и демонические сущности.
5. Каждый, кто повязал себе этот пояс, уже не принадлежит ангромайнью, а входит во владения Ахуры Мазды.
6. И также, пока человек носит на себе этот пояс, ему засчитывается часть благих дел и обязанностей, совершенных в семи областях земли.
7. Так, при исполнении хамазор и хама ашо (2), если человек надевает священный пояс, получается следующее: если ктото в Кашмире или Эранвеге, или Кангдезе, или ограде Йимы (3) совершает благое дело, которое мы не можем совершить с хамазор, то нас связывает ношение пояса, и благо может войти и в наши души.
8. Человеку, не носящему пояс, не могут быть поставлены в заслугу благие дела, которые совершил не он сам; поэтому не следует снимать этот священный пояс по любому случаю, чтобы ему досталась доля совершенных правоверными благих дел.
9. Пояс завязывается на четыре узла (4), которые символизируют определенные принципы.
10. Первым узлом человек признает существование, целостность, благость и непревзойденность Творца, благого и милостивого.
11. Вторым узлом человек признает, что благая маздаяснийская вера является божественным словом.
12. Третьим узлом человек признает апостольство и миссию Спитамы Заратуштры.
13. Четвертым узлом человек подтверждает, что он должен думать о благом, говорить о благом и совершать благие дела.
14. Таким образом, он подтверждает, что был создан для целого; и благой верой является та, которую он исповедует.
15. Опять же, когда архангелы явились Заратуштре, на них были повязаны пояса; отличительной чертой и законом Божественной сущности является ношение священного пояса кушти.
16. Такая обязанность накладывается и на мужчин, и на женщин; и неверно ею пренебрегать.»

______________________________________

1. В «Авесте» Джамшед — Йима Кхшайта (Йима Сияющий).
2. Хамазор и хама ашо — часть хвалебной молитвы, которая заканчивает определенные ритуалы. Их прочтение означает, что являющийся благим делом ритуал полностью и удовлетворительным образом закончен. Если благого дела оказывается в данном случае больше, чем нужно для того, чтобы уравновесить грехи человека, то оно может быть вменено в заслугу другому человеку, исповедующему благую веру, нуждающемуся в этом, если он носит пояс кушти.
3 Кашмир — местность в Индии; остальные названия — некоторые из мифических мест расселения арийских народов; Эранвег — авестийская Айрьяна Вайджа («Арийский размах»), легендарная прародина ариев; Кангдез — авест. Канха, авест. город КавиСьяваршана (в эпосе «Шахнаме» — Сиявуш). Ограда Йимы — авест. Вара. По мифам, эти места были настоящим раем на земле. Поздние исследователи пытались отождествлять эти земли с конкретными странами и городами Среднего Востока.
4 То есть два двойных узла спереди и сзади.

МОЛИТВЫ ПРИ ПОВЯЗЫВАНИИ ПОЯСА КУШТИ.

mantra1_0.jpg
mantra2.jpg
mantra3.jpg

Молитвы при повязывании пояса кушти:

0 Радость будет Ахуре Мазде!
Истина — это высшее благо…
Кто, о Мазда, мне хранителем будет,
Если лживый учинит мне обиду,
Кто поддержит твой Огонь с Воху Мано,
Чьи деянья — помощь Аше, Ахура?
Этим знаньем укрепи мою веру!
Кто, победный, защитит твоим словом
Очевидным? В двух мирах дай мне стража.
Пусть же Сраоша с Мыслью Доброй приходит
К тем, о Мазда, к кому ты пожелаешь.
Пусть защитят нас от врага Мазда и Спента Армаити!
Сгинь, дьяволица Друджь; сгинь, дайвовское отродье;
Сгинь, дайвовское семя; сгинь, дайвовское создание!
Прочь, Друджь; сгинь, прочь, Друджь;
Убирайся прочь, Друджь; сгинь на севере
И никогда не приноси смерть в телесный мир Аши!
И поклонение той, что Армаити, и процветание!
Истина — это высшее благо…

О Владыка Ахура Мазда! (3 раза)

Да будет безвластен Агра Майнью, да будет он далеко и надежно отброшен, разбит и уничтожен! Да будет Ангра Майнью разбит и уничтожен вместе со всеми дайвами, друджами, колдунами, нечестивыми кигами и карапанами, жестокими грешниками, лжеучителями, нечестивыми врагами и ведьмами! Да лишатся власти злые правители, да потеряют силу враги, да потеряют они власть!

О Владыка Ахура Мазда!

Во всех грехах раскаиваюсь и отрекаюсь от них: От всех злых мыслей, злых слов и злых дел, которые мною в этом мире подуманы, сказаны, сделаны, которые вольно или невольно порождены мною. В этих грехах мысли, слова и дела, тела и души, земных и духовных я раскаиваюсь и их отвергаю этими тремя словами: я искупаю их!

1 Радость будет Ахуре Мазде, отвращение Ангра Майнью
от творящих благо с желанием лучшего продвижения!
Восславляю Истину:
Истина — это высшее благо…
Как избран Владыка… (2 раза).
Истина — это высшее благо…

2 >Приди мне на помощь, Мазда! (3 раза)
Я маздаясниец. Исповедую себя (как) маздаясниец,
зороастриец, принося клятву и делая выбор.
Присягаю Благой мысли мыслью,
присягаю Благому слову словом,
присягаю Благому делу делом,
присягаю Вере маздаяснийской, прекращающей набеги,
слагающей оружие, поощряющей хвайтвадатху,
праведной, которая из сущих и будущих (вер) величайшая,
наилучшая и прекраснейшая, которая Ахуровская, Заратуштровская.
Ахуре Мазде принадлежит все доброе.
Это присяга Вере маздаяснийской!
Истина — это высшее благо…

Ясна 12, 7–9
Перевод с авестийского
Михаила Чистякова

Разделы