ЗОРОАСТРИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (Хоршидиан в Санкт-Петербурге)

Опубликовано star72 -

2009

ЗОРОАСТРИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

На встрече с единоверцами Зороастрийской общины Санкт-Петербурга мобед из Тегерана Ардашир Хоршидиан рассказал о зороастрийской религии, какой она была в далеком прошлом и как живут зороастрийцы в Иране сейчас.

– Именем Ахуры Мазды! Я очень рад быть с вами. Надеюсь, что у нас сложатся хорошие взаимоотношения между общиной Санкт-Петербурга и иранской общиной. Это приведет к взаимному сближению наших взглядов. Зороастрийская вера уже 4 тыс. лет существует в мире. Это первая религия единобожия. Она отличается особым видением мироздания, миросознания. В современном мире зороастрийская религия является одной из самых передовых и прогрессивных, так как она рекомендует руководствоваться благой мыслью, совершать благие поступки и следовать правде, истине. Она подвигает нас к тому, чтобы мы с мудростью воспринимали зло и обеспечивали прогресс в мире, в чем современный мир очень нуждается. Она призывает нас бороться с ложью и негативными поступками.

Зороастрийцы рассеяны по всему миру, и везде они являются религиозным меньшинством.
Большинство зороастрийцев сейчас проживает в Индии и Америке, хотя зороастризм зародился в Иране. В настоящее время у нас насчитывается 45–50 тыс. зороастрийцев. Примерно 25 местных общин. Есть два рода объединений. Одна группа – это общество мобедов, которые исполняют религиозно-культурную миссию. Они являются носителями главного мировоззрения. К ним обращаются по различным религиозным вопросам.
Для руководства культурной и религиозной деятельностью должен быть один центр. У нас такой центр находится в Тегеране. Я его директор, мобедан мобед. Мобедан мобед – это знаток зороастрийской веры, он исполняет такую же функцию, как военачальник в армии. Остальные общины связаны с религиозной практикой – это общины Тегерана, Йезда, Шираза и других городов. В 25 городах имеются такие общины. В разных слоях населения формируются зороастрийские организации. Есть студенческое общество зороастрийцев, организация зороастрийских женщин, молодежные центры. Выпускается журнал молодежного центра. У нас принят общий личностный статус. Например, если в исламе женщина получает половину статуса мужчины, то в зороастризме нет таких различий. Мусульмане могут иметь четыре жены, а зороастрийцы – только одну. Мы можем поступать так, как велит нам наша вера в Иране. На свадьбе женщины не повязывают платки, танцуют. А мусульмане не имеют на это права. У нас личностный независимый статус только в рамках общины, но не там, где мы смешиваемся с мусульманами. На проведение наших праздников мы, как правило, получаем официальное разрешение и празднуем так, как нам велит наша традиция.

Iransk zoroastr v Ermitaje.jpg
Иранские зороастрийцы в Эрмитаже

– Какие периодические издания есть у зороастрийцев в Иране?

– У нас издается несколько журналов. Один из них – «Фравахар» («FARAVAR») – ежеквартальный. Другое издание, наподобие газеты, называется «Амордат» («AMORDAD») и выходит 1 раз в две недели. Слово «AMORDAD» означает «бессмертие», «вечность». А слово «FARAVAR» значит «идущий вперед». В нас находится божественная частица, которая называется «фраваши». Она ведет нас по пути к Богу, чтобы мы «раскрыли крылья» добрых помыслов, добрых слов и добрых дел. Кроме того, у нас есть сайты на фарси, английском и авестийском языках, где можно получить информацию. Вот названия наших сайтов:
http://www.anjomanemobedan.org/
Официальный сайт центра мобедов – на персидском языке. Гаты можно взять оттуда. Дискуссии, выступления по этой тематике мы помещаем здесь. Звуковой трек тоже существует. Есть возможность скачать аудиофайл. На сайте http://www.berasad.com/fa/content/blogsection/11/41/ можно узнать новости общин Ирана. Слово «Берасат» означает «пусть дойдет». В одном прочтении это означает «пусть дойдет до вас», а при перемене одной гласной – «пусть дойдет до Бога». Это информационный сайт. Есть также еще два информационных сайта: один с таким же названием, как название газеты, – http://www.amordaden.blogfa.com/, а другой – http://hamazoor.com/ Все, что поступает на официальные сайты, вначале обсуждается, а потом размещается. Вся информация там проверенная. Некоторые сайты основаны по личной инициативе, за них ответственность несут их редакторы. В основном сайты ведут тегеранские общины.

Jurnal Amordat.jpg
Журнал иранских зороастрийцев «Амордат». Тегеран

– Какие молитвы или Гаты нужно читать для укрепления здоровья?

– В зороастрийской религии нет слова «должен». Зардушт предлагает, а мы выбираем сами. В некоторых религиях есть четкие предписания, что и как делать, а у нас такого нет. Зардушт учит, как жить среди других людей, чтобы мы руководствовались добрыми намерениями (мыслями), чтобы стремились к истине, объединялись с другими людьми, воспитывали в себе вселенское видение. Конечно, все это не отменяется. Но нельзя доводить чувства до автоматизма. Зардушт не предписал отдельной Гаты для сохранения здоровья. Центр мобедов рекомендует внимательно прочитать все Гаты и каждому самому выбрать то, что ему больше подходит. Зардушт говорил, что он употребляет слова – мантры («ман» – мысль, «тра» – призыв), вызывающие мысль, побуждающие мыслить. Имеет смысл читать Гаты, чтобы они вызывали размышление. Я с детства знаком с Гатами и написал книгу «Мировоззрение зороастрийцев» именно по Гатам, что я воспринял из Гат. Если вы будете читать Гаты, у каждого может появиться свое особое их понимание. Сколько бы раз я ни читал Гаты, каждое новое прочтение рождает новые мысли. Гаты – это профилактика фанатизма. Они заставляют мысль лучше работать, быть рождающим мысли, никогда не быть сухим. Зороастризм основан на правде и на истине. Зардушт – тот, кто вещает правду. Все Гаты очень мантровые. Когда вы их читаете, каждый раз к вам приходит что-то новое. Это источник, который никогда не высыхает.

Мы должны отказаться от механического прочтения Гат, повторяя их не осмысленно, как попугаи. Любую глубокую книгу мы должны прочитать не раз, чтобы осознать то, что читаем, так же как пьем из источника. И чем больше из него пьешь, тем он более сладок. Надеюсь, что вы также полюбите Гаты.
Я, приверженец научного мировоззрения, пришел к выводу, что взгляды зороастрийской веры очень актуальны в настоящее время. До сих пор я не нашел никаких недостатков в учении. Оно полностью совпадает с современными представлениями об устройстве мира. Следует быть приверженными своей вере, как своей совести. Сейчас, к сожалению, многие стремятся возвысить себя, свой круг, свое племя, свой народ над другими. Зардушт призывает нас не только проводить культ религии, но и способствовать развитию культуры. Наш культ – это поклонение Мазде. Слово «Маздаясна» состоит из двух частей: «Мазда» – мудрость и «ясна» – поклонение. Мы почитаем «Маздаясну» и являемся приверженцами Ахуры Мазды и противниками приверженцев лжи, кто распространяет фальшь, ложь, старается свергнуть мысль ищущую с ее высот и заставить служить своим прихотям. Когда вы читаете Гаты, каждый выбирает свое.

– Какие храмы огня есть в Иране?

– До прихода ислама у нас было три вида храмовых огней. Первый вид – храмы Варахрама. Воплощение истины – Аша – Огонь. Варахрам защищает ее. Это не божество. Это ангел. Мы обычно не изображаем божества. Это может помочь тем, кто находится на первом этапе зороастризма.
Второй вид храмовых огней состоит из 17 частей: один – огонь предков и плюс еще 16 огней различных слоев общества данного города, где находится такой храм, например: огонь кузнецов, огонь ювелиров, огонь домохозяек, огонь пекарей, огонь мобедов и т. д. Необязательно, чтобы эти люди были зороастрийцами. Раньше города Ирана были меньше и в каждом из них был один такой храм.

В храм Варахрама приносятся огни разных слоев общества и зажигается общий огонь. Уже лет 20 это не делается, так как многие уже утратили свой огонь, например, профессия кузнеца сейчас практически исчезла, а ювелиры не поддерживают свой огонь. Но все, у кого есть огонь, собираются в храме Варахрама. Огонь в таком храме был неким знаменем города. Если бы разные слои общества были представлены флагами, то это привело бы к спорам, какое место занимает тот или иной флаг. А при слиянии различных огней образуется один общий огонь, и он всех объединяет воедино.
Сейчас у нас в Тегеране есть два таких храма огня. Один из них находится в самом Тегеране, а другой – в одном из пригородных районов. В других городах – в Йезде, Исфахане, Ширазе – такой храм один.

После арабского завоевания все наши храмы были превращены в мечети (jame masjed). Любая такая мечеть в городе появилась на месте главного храма Варахрама. Но когда храм огня преобразовывали в мечеть, рука не поднялась разрушить место, где веками горел священный огонь. Когда вы пойдете в соборную мечеть Йезда, Исфахана, Тебриза и другие и попросите показать место огня Варахрама, то вам его обязательно покажут.
В таком храме огня мы собираемся 4 раза в месяц для общей молитвы, где присутствуют представители всех сословий. Подобное происходит сейчас в исламе, они позаимствовали это у нас, зороастрийцев.
Мусульмане потушили все храмовые огни и преобразовали храмы огня в мечети. Только в провинции Фарс был храм Фаранбах (FARANVAG), где удалось сохранить огонь. Он не был потушен благодаря героическим усилиям мобедов. В селении Вардакон, в квартале Миербод (Mesbod) поддерживали огонь под землей, тайно. Это было чрезвычайно тяжело, сопряжено с большой опасностью и риском для жизни. И тем не менее туда приходили зороастрийцы и проверяли, горит ли огонь. Существует целая серия легенд на эту тему. Сердце кровью обливается, когда вспоминаешь об этом.

Hram Ognja.jpg
Храм огня в Йезде

Ислам уже существует 1400 лет. Но 200 лет после завоевания арабов огонь сохранялся. Несмотря на огромные трудности, в течение 150 лет мобедам все же удалось сохранить негаснущий огонь Варахрама под землей. Никто об этом не знал. Все огни, которые зажигали в восстановленных храмах, брали от этого сохраненного огня. Например, в Йезде этот огонь смешивался с огнями всех сословий и так восстанавливался храм Варахрама. Благодаря тому, что мы сохраняем этот огонь, поддерживаем его, каждый зороастриец чувствует свою сопричастность с 4-тысячелетней историей.
Сегодня в Тегеране, Ширазе, Исфахане поочереди поддерживают огонь, чтобы он не погас.
Эти огни не должны гаснуть ни днем, ни ночью. Ночью сохраняются горящие уголья, а днем огонь разжигается. Это самый главный огонь. Его ценность не преходяща. Огонь для зороастрийцев – как крест для христиан, звезда Давида для иудеев, священная земля из Мекки для мусульман при соприкосновении с ней.
Второй вид огня называется Дарбе Михр (Darb Mehr). Его не обязательно поддерживать постоянно. Храмы этого огня маленькие, их много. Они могут быть там, где есть хотя бы один зороастриец. Слово «Mehr» переводится как «любовь». Дарбе Михр – это врата любви, где можно испытывать любовь к миру, к окружающим.

Третий вид храмовых огней находится в местах поклонения. Они называются Пир. Это такие огни, как Чак-Чак. Они больше связаны с женщинами, которые приходят поклониться к огню. Мужчина в переводе с фарси означает «смертный». Если он погибает в бою, за веру, то считается, что он выполнил свой долг, и на месте его смерти не устраивают поклонений. Дочь мы называем словом «духдат». Оно связано с глаголом «шить», т. е. дочь – это та, которая связывает, «сшивает семью» воедино. Похожее значение у английского слова dorche –дочь.

С 15-летнего возраста или с момента женитьбы мальчик становится мужчиной. Он уже готов к тому, чтобы защищать свой народ, веру, семью, он уже готов отдать свою жизнь за это. Женщина по фарси – «зан» –рождающая. Предназначение женщины –не воевать и не быть убитой на поле битвы, а продолжать жизнь. Если женщина погибала на войне, там, где она погибла, строили Пир – место поминовения. Все места поклонения связаны с подвигом женщин. Есть только одно исключение. Когда погиб Ардашир, ему было менее 15 лет, и на этом месте тоже был построен Пир. В такие места люди приходят без мобеда, молятся, вспоминают погибших, завязывают узелки.
При молитве мы ориентируемся на свет. Находясь в храме, обращаемся к огню. А за пределами храма – к Солнцу. В отличие от мусульман, которые молятся только в сторону Мекки.

– Всегда ли должен поддерживаться огонь в храмах?

– Пламя огня горит не всегда. Некоторое время поддерживают горящие угли. Поддержание огня требует определенных навыков. Нужно проводить определенные церемониальные действия по всем правилам. Огонь Варахрама в храме открыт с трех сторон, а с одной стороны прикрыт. За огнем следит мобед. Он читает Авесту и периодически подбрасывает в огонь дрова.

Когда зороастриец входит в храм, он должен снимать обувь, одевать головной убор. Не должен обходить огонь вокруг. Он должен сидеть и смотреть на огонь и читать молитву Ахуре Мазде. Настроиться на то, что этот огонь горел 4 тыс. лет и что пламя этого огня возносит ввысь его мысли. Обретенное от огня тепло нужно отдать окружающим, а всю грязь, все нежелательное, что плохого накопилось, сжечь. И наоборот, чтобы огонь разжигал в его сердце любовь, творчество. Именно в силу того, что зороастрийцы почитают огонь, мусульмане стали называть зороастрийцев «огнепоклонниками».

– Могут ли мобеды сочетать религиозную деятельность с какой-то другой?

– Есть два типа мобедов. Одних мы называем «авестохан», чтец Авесты. Это их главное занятие, а других – «авестодонт», знаток Авесты. У них есть гражданская специальность. Все они ходят на заседания анджомана для обсуждения различных вопросов, новостей, проблем.
Все они стараются, чтобы традиция не прерывалась. Любая религия, если ее не контролировать, может превратиться «в лавку», в магазин. Есть философская, идеологическая часть религии, а есть практика. Здесь не должно быть злоупотреблений. На протяжении истории мобеды писали свои труды. Но слово Заратуштры было неприкосновенно и дошло до нас. Религия зороастризма зиждется на двух главных основаниях – совести и мудрости. Зороастризм не приемлет предрассудки. Мы можем обходиться без них, основываясь на науке и знаниях. Зороастрийцы в Иране – самые образованные и успешные люди. У нас нет неграмотных. Среди зороастрийцев в Иране 200 человек – врачи, 300 – инженеры. 1 тыс. человек – с высшим образованием. Всего зороастрийцев – 50 тыс. человек. У одного члена нашей общины дочь зовут «Знание» (в переводе на русский язык).

Ахура Мазда – всезнающий, всеведающий творец. Все, что он сотворил, основано на мудрости и знании. Каждый зороастриец должен пройти семь ступеней познания. Эти ступени идут не последовательно, а одновременно мы совершенствуем в себе качества Вохумана, Аша-вахишты, Шахривара, Спента Армаити, Хаурвата, Амертата и Спента Мана. Мы должны это передавать и своим детям, чтобы воспитать их достойными, чтобы это вошло в их плоть и кровь, чтобы они владели собой, отказались от лени, не проявляли слабости, любили всех, накапливали знания, чтоб могли подняться на ступень Спента Мана.

– Чем иранские зороастрийцы отличаются от зороастрийцев Индии?

– До прихода ислама в Иран территория его была в 5 раз больше. Все народы, входящие в состав Ирана, вступали в общество зороастрийцев. После прихода ислама ситуация кардинально изменилась. Сейчас у нас нет права пропаганды своей религии в нашей стране. Если мы кого-то из мусульман привлечем в зороастризм, это может для нас плохо кончиться. Раньше в состав Ирана входили Северная Индия, Пакистан, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Сирия и другие страны. А потом арабы разорвали нас на кусочки. Возможно, мы сами тогда сплоховали. Сейчас повсюду находят развалины зороастрийских храмов. Наша религия – не секта, а мировая религия. Зороастрийцы противостояли исламу 300 лет, но потом уже больше не могли это терпеть. И тогда часть иранцев-зороастрийцев на кораблях пересекла Индийский океан и высадилась в Санджане. При высадке на зороастрийцев напали местные жители и их мобеда отвели к махарадже, местному правителю. Мобед сказал ему, что «мы, как сахарный песок, а вы – как молоко. Мы поможем вам стать процветающими». И сейчас Индия очень продвинулась вперед благодаря парсам. Хотя их численность составляет 1/2000 от общего населения Индии, но в то же время около 80% промышленности страны находятся в руках парсов. Но тогда, 1000 лет назад, когда это тпереселение произошло, зороастрийцам поставили условие –не проповедовать свою религию на этой территории. И парсам пришлось пойти на это. Но их община –не секта, закрытая для других, а изолированное сообщество. Исторически процесс распространения зороастризма происходит. Видно, что зороастризм за 1500 лет охватил огромную территорию. Везде находят памятники истории зороастризма. Но до сих пор мы в Иране не имеем права привлекать людей к своей религии. Иначе мы исчезнем с лица Земли. И парсы в Индии тоже вынуждены выполнять поставленное им условие.

Заратуштра учил нас тому, что, во-первых, мы прежде всего люди, и только потом уже иранцы, индусы, россияне… Только недавно, в последние десятилетия, мы с удивлением и радостью обнаружили, что в других странах есть зороастрийские общины. Сейчас зороастрийские общества возродились в Таджикистане, Казахстане, но у них нет связи с Центром мобедов и они религию Заратуштры воспринимают по-своему, смешивают ее со своими традициями, обычаями. Конечно, в этих случаях чистота веры пострадала. Но развивая контакты и связи и опираясь на Гаты, мы сможем сохранить правильное представление о мировоззрении зороастризма, без политического подтекста. Мы развиваем только культурные, религиозные и познавательные направления, избегая политики. Мы не сектанты, но мы живем среди мусульман. Нас заставили селиться более компактно. Еще 200 лет назад нам не разрешали жить в городах. 150 лет назад это стало возможно. Все мои друзья –мусульмане, и я их очень уважаю. С моей точки зрения, каждый, кто следует принципу «добрая мысль, доброе слово, доброе дело», зороастриец.

– Зороастризм – это первая религия, достигшая государственного уровня. Из истории мы знаем, что потом все разрушилось. С чем это было связано? Почему Сасаниды потерпели поражение? Это произошло из-за предательства?

–Возможно, мы пострадали из-за того, что были благородными, добрыми по части помыслов и дела. Но мы этим гордимся! Мы гордимся тем, что когда Кир Великий завоевал Вавилон, а там процветало рабство, он отменил его. Если заглянуть в историю более глубоко, то можно вспомнить, что когда арийцы в более давние времена пришли на эти земли, они приняли тот народ, который там проживал. В противоположность арийцам, пришедшим в Индию, где есть каста неприкасаемых – это те аборигены, которых арийцы завоевали. Идеология зороастризма отличается от всех других. В период завоеваний были и у нас удачи, но мы не могли действовать так грубо и низко, как мусульмане: отрезать руки, ноги, торговать рабами. Мы никогда не считали себя выше других, хотя и были очень сильными. Процесс арабского завоевания следует изучать, исследовать особо. Все не так просто. До зороастризма исповедывался митраизм – вера во вселенскую любовь, вера в Солнце, в Митру. Культ Митры предшествовал зороастризму. По легенде, когда Зардушт стал пророком, он посадил хвойное дерево (кипарис или тую). С тех пор символом зороастризма стал кипарис. В состав Ирана ранее входили 28 наций, и их изображали в виде 28 кипарисов. Когда арабы завоевали Иран, они срубили священное дерево и увезли его к себе. С приходом ислама это дерево погибло и теперь его изображают с согнутой вершиной. Это означает, что Иран стал мусульманским, но не стал арабским и он сохранил свои традиции, свою культуру, и это главное. Столько пролито крови, что это дерево никогда не засохнет и культура Ирана будет жива всегда. Кипарис без верхушки стал символом шиитского Ирана.

fire (1).jpg
Священный огонь зороастрийцев Йезда

– Почему зороастрийцев становится все меньше?

–Я не думаю, что их количество уменьшается, например, в Мексике появилось много зороастрийцев, но мы не можем их всех принять в свою общину. Исламская Республика плохо относится к распространению нашей религии в Иране. Главная наша обязанность –подчиняться закону своей страны. Мы можем наладить контакты, но принять всех в свою общину не можем. У нас есть один депутат, который защищает наши права. Если у нас возникают проблемы, мы действуем через нашего депутата.
Все общины, о которых я говорил, это официальные организации. Мы можем развивать культурные контакты, но не стремимся придавать этому политический характер. Политика вне сферы нашей деятельности. Религия открыта для всех национальностей. Если вы будете обучать детей этим принципам, читать молитву, обращаясь к Солнцу, произносить «Хамазурбим!», это будет способствовать объединению с самым лучшим, что есть в нашей религии.
Мысль о том, что нельзя смешивать религию с политикой, заложена в Авесте. Когда мы боролись с Римом, тогда нам пришлось объединить религию с политикой. Но Зардушт и мобеды занимались только религией.

– Как относятся в Иране к астрологии и другим эзотерическим наукам?

–Если человек хочет стать мобедом, он должен изучить философию как предмет и как мировоззрение христиан, Древнего Рима и т. д. Кроме философии, мобед должен изучать астрономию. Но влияние звезд на судьбу человека мы не принимаем, так как один из принципов нашей веры – борьба с предрассудками. Но если нас убедят в обратном, мы готовы к взаимодействию. То, что доказано наукой, и то, что не отвергнуто наукой, мы принимаем. Но то, что наука отвергает, мы отвергаем. Все, что находит научное подтверждение, мы принимаем. Толкование снов, психиатрию мы изучаем. Гипноз, телепатию принимаем как передачу информации от мозга к мозгу. Происходит обмен энергиями между нами. Но сейчас на этом многие спекулируют и мошенничают, и в Иране постоянно появляется информация об этом. Фактически же это часто просто «игра рук». В таких случаях часть людей может использовать это во благо, а часть –может этим злоупотреблять. Это есть везде. Все эти науки еще недостаточно изучены, например, гадание на кофейной гуще. Есть люди, которые могут читать мысли на расстоянии, что объясняется их особыми свойствами, но, наверное, есть и мошенники. Есть и целители, которые помогают людям, лечат. Нельзя сказать, что этого нет, но нельзя сказать, что все здесь хорошо.
Думаю, в России такая же картина. Астроном и астролог в Иране называются одним словом.
Иранцы первые ввели солнечный календарь и до сих пор им пользуются. Новый год наступает в день весеннего равноденствия. Это все основал и рассчитал Заратуштра. Он был астрономом.

– Служат ли иранские зороастрийцы в армии и защищают ли они свою родину, когда начинается война?

–Некоторые зороастрийцы служат в армии, иногда даже дослуживаются до чина полковника. Зороастрийцы участвовали и сыграли большую роль в ирано-иракской войне. У нас погибло 20 человек. В любые трудные моменты нашей страны мы встанем на ее защиту. Прежде всего мы люди, потом – иранцы, потом –зороастрийцы. Мы не отделяем себя от общества.

na vsytrehe zoroast Spb.jpg
На встрече зороастрийцев Санкт-Петербурга с мобедом из Тегерана Ардаширом Хоршидианом

– Есть ли в Иране медресе для обучения зороастрийских священников?

–У нас нет разрешения на пропаганду своей веры и нет медресе. У нас есть только курсы по религии и философии для зороастрийцев и курсы для самих мобедов. Учеба на курсах занимает 4 года. По окончании обучающиеся сдают экзамены, для них проводится специальная церемония. Все это заканчивается очень торжественно.

– Сейчас ритуал захоронения в зороастризме приобрел некоторые изменения. При захоронениях людей стали бетонировать почву. Получается, что ради недопущения большого греха мы все равно грешим в малом.

–В нашей религии есть основные и второстепенные принципы, как и в других религиях. Христианство, иудаизм, ислам мы относим к религиям семитских народов. В их священных книгах – Библии, Торе, Коране –есть части, связанные с предписаниями на разные случаи жизни. В иудаизме, исламе предписания более строгие. В христианстве – более мягкие. То, что написано в священных книгах, никто не может изменить. В зороастризме такого нет. Наша священная книга – Гаты. Основные предписания, согласно Гатам, сводятся к следующему.

1. Нельзя совершать жертвоприношения.
2. Можно пить вино, но только в разумных пределах, чтобы это не мешало мыслить.
3. Наша религия – это религия выбора.

Нам дается путь, как быть праведным человеком, а не как быть зороастрийцем. Выбор всегда остается за человеком. Когда правил Виштаспа, Заратуштра 4 года вел переговоры,
чтобы получить согласие правителя на распространение своей веры. В результате шах и его визири стали зороастрийцами. После этого Заратуштра создает общину магов и проводит философию своей жизни, обучает своих последователей ритуальным действиям, которых нет ни в Авесте, ни в Гатах. Учит, как завязывать пояс, как читать молитвы и другому, тому, что в жены можно брать не больше одной женщины, наследство должно делиться поровну между наследниками мужского и женского пола. Определяет для всех и ряд других законов.
4. Осуществление молитвы не имеет жесткого регламента, в том числе как хоронить человека. Но главный принцип – сохранять благие стихии (огонь, земля, вода, воздух) чистыми и неоскверненными –должны соблюдать все, в том числе и те, кто перешел в зороастризм из других религий.

На севере Ирана, в горных районах, делали специальные строения, где происходил «суд души». Поверхность земли покрывалась каменными плитами. Мертвых приносили сюда и клали в каменное русло. Тело умершего располагали так, чтобы на него как можно больше попадало солнечных лучей. Внизу были установлены специальные стержни, чтобы они проводили магнетизм. Это была особая инженерная конструкция. Туда прилетали стервятники и поедали плоть. Это не наносило вреда окружающей среде. Благая земля и другие стихии не осквернялись. Нельзя сказать, что это было на 100%, но все таки максимально возможно.

Zoroastriici Spb v Petergofe.jpg
Зороастрийцы Санкт-Петербурга с иранскими гостями в Петергофе

На юге Ирана гораздо жарче и там вынужденно хоронили в могильниках. Для выдающихся людей воздвигали каменные гробницы. Это было дорого, не каждый мог себе это позволить. Тело умершего, по зороастрийским законам, считается оскверненным, и к нему нельзя прикасаться, тем более переносить его на руках. Поэтому в домах зороастрийцев, снаружи, делали специальные возвышения из камня. Если кто-то умирал, умершего помещали на камень. Мы считаем, что камень не входит в состав благих стихий. Более богатые заранее изготавливали для умерших огромные глиняные кувшины, кумры. И если кто-то умирал, его помещали в кумру, чтобы не осквернять землю. Отсюда берет начало всем известный «гроб».

Таким образом, в Иране можно видеть разные способы захоронений в разных краях. В некоторые периоды истории трупы даже сжигали. Но сжигание трупов в Иране отличается от подобного ритуала в Индии. 50 лет назад, если умирал муж, там вместе с ним сжигали и жену. Индира Ганди запретила это. Поэтому ее и убили. После прихода ислама всем пришлось выносить трупы на гору, так как захоронения разоряли, не разрешали кладбища. 50 лет назад нам разрешили иметь свое кладбище. Мы выбрали захоронения в кумрах. Чтоб производить меньшее зло, не осквернять землю, мы бетонируем место погребения. Мертвое тело в любой религии должно быть изолировано. Главное – выбирать минимум плохого. Но всегда надо стараться не загрязнять четыре благих стихии и не хоронить к воде и сельскохозяйственным угодьям ближе 800 м.
В Америке зороастрийцы выкладывают внутренность гроба металлом или другим материалом. Гроб не должен быть из дерева. Неважно, как расписана могила.
А в Германии зороастрийцы чаще всего сжигают мертвых. Для нас это не предосудительно. Главное – быть верным основополагающему принципу в целом, а в мелочах можно и уступить. При этом надо всегда руководствоваться умом и совестью.

– Как относятся зороастрийцы сейчас в Иране к греху номер один, противоестественной половой связи?

–В «Видевдате» противоестественная половая связь называется грехом номер один, не имеющим прощения. Есть Гаты, священные слова, принадлежащие Заратуштре. В Гатах об этой проблеме ничего не говорится. Все другие зороастрийские книги принадлежат уже зороастрийским священникам, жившим после Заратуштры и трактующим его учение. Поэтому информацию из них мы изучаем, принимаем, но не считаем равной Гатам. В Гатах говорится, что человек должен следовать «доброй мысли, доброму слову, доброму делу», избавляясь от всего злого в себе, быть разумным, здоровым и здравомыслящим человеком. Для такого человека противоестественная связь будет действительно противоестественна, сродни болезни. Таких больных людей много в Америке, Европе. У нас в Иране их практически нет. Для доброго человека, который следует зороастризму, важно исполнить завет учения – создать семью, продолжить род, вырастить достойную смену. Так что такой проблемы, чтобы ее называть номер один, у нас нет.

– Считаете ли Вы возможным распространять учение зороастризма в России?

–Обязанность каждого зороастрийца делиться с окружающими своим взглядом на мир. Не надо придавать чересчур большое значение пропаганде. Не стоит оказывать давление на других, чтобы они вступали в ряды зороастрийцев. Зороастризм – не секта, куда нужно притянуть других. Просто делитесь своим мировоззрением, не делайте сравнений, что католики или буддисты лучше или хуже. Некоторые говорят, что если все в мире станут мусульманами, то мир будет прекрасен. Ничего подобного не должно быть. Заратуштра призывает нас приближаться к Богу, познавать его, а не зацикливаться на каких-то частностях. Мы стараемся просто рассказать о нашей вере. Главный путь для человека –путь к истине. Мы должны его пропагандировать, но не принуждать. Например, нельзя говорить, что вот, вы еще не зороастриец, тогда я не буду с вами общаться, что- то делать… Если бы моя книга о зороастризме была переведена на русский язык, то, может быть, это привлекло внимание людей, помогло им познакомиться с зороастризмом.

– Могли бы Вы выступить экспертом, рецензентом научных трудов по зороастризму или стать соавтором каких-то изданий?

–Приход ислама ограничил нашу проповедническую деятельность. Нам приходилось прятать многие книги по зороастризму. Так, мой отец перед своей смертью сказал мне: «Иди, разбери камни вон в той стене, там спрятаны наши книги». В такой вот ситуации представители разных общин были разъединены. Только в последние лет 20 мы вернулись к публичной, общественной жизни. Это произошло благодаря публикациям многих ученых, которые исследовали зороастризм. Они подогрели интерес официальных лиц в Иране и в результате политика к зороастрийцам стала мягче. Я возьму с собой в Иран ваши зороастрийские журналы «Митра», переведу и пойму, что и как. Тогда можно будет говорить о сотрудничестве в публикациях.

От общины г-ну Хоршидиану были подарены все номера журналов «Митра» и книга о Санкт-Петербурге в память о нашем городе и о встрече с единоверцами в России. Г-н Хоршидиан поблагодарил присутствующих за внимание и сказал, что он говорил с единоверцами не от своего имени, а от лица иранских зороастрийцев. Он пожелал всем всего доброго и высказал надежду на новые встречи в будущем.