Выставка в Эрмитаже

Опубликовано star72 -

2004 год

iran ermitage.jpg

В конце июня 2004 года в Эрмитаже была открыта новая выставка «Иран в Эрмитаже», на которую старший научный сотрудник Эрмитажа В. Г. Шкода пригласил младшего настоятеля зороастрийской общины М. Чистякова, хорбада О. Чистякову, редактора журнала Г. Соколову и художника журнала Л. Захарову. Некоторые из представленных на выставке экспонатов удалось сфотографировать.
Предлагаем вниманию читателей небольшой обзор этой выставки.
-------------------------------------------------------

Эрмитаж обладает одной из самых крупных в мире коллекций памятников культуры и искусства Ирана, исключительной по своему богатству, разнообразию, территориальному и временному охвату. Идея создания выставки возникла в связи с проведением в Эрмитаже международной конференции, тема которой «История изучения культуры Ирана на Западе». На выставке было представлено около 300 произведений из фондов музея, большая часть которых ранее не выставлялась и не публиковалась.

Основная цель выставки – отразить историю формирования коллекций иранских памятников в Эрмитаже, дать представление о наиболее значимых из них, показать в исторической перспективе основные направления изучения культуры Ирана в Эрмитаже. На выставке представлены произведения живописи, графики и различные виды прикладного искусства.
Выставку открыли произведения древние и раннесредневековые, созданные до вовлечения Ирана в VII в. в круг стран с господствующей мусульманской религией, повлекшей кардинальные изменения в культуре. Это произведения торевтики VIII–Х вв., сельджукской эпохи ХI в.– первая треть ХIII в., великолепное собрание расписанных люстром и кобальтом изразцов, некогда украшавших мавзолеи во времена правления Сефевидов ХVI в. – первая треть ХVIII в. Большое место в экспозиции заняли памятники культуры и искусства Ирана периода правления Каджорской династии (1785–1925).

iran ermitage2.jpg
Котелок. Хорасан. Вторая половина ХII в.

Формирование коллекции иранского искусства в России началось в ХVIII в. Некоторые ахеменидские, скифские и сарматские вещи эрмитажного собрания происходят из коллекции Петра I. В Сибири и Приуралье в ХVIII–ХIХ вв. были найдены многочисленные изделия восточной торевтики, в том числе сасанидские и согдийские серебряные сосуды. Одни из них происходят из кладов, другие украшали святилища местных угро-финских племен. Иранские геммы приобретались для эрмитажного собрания со времени царствования Екатерины II: при ней была куплена коллекция античных и восточных гемм герцога Орлеанского.

Наибольший интерес для нас, как зороастрийцев, представляют предметы более древних времен, когда в культуре и искусстве Ирана четко прослеживаются зороастрийские черты. Среди них – лубочные изображения легендарных царей «Кеюмарс и Хушенг», «Тахмурас и Джемшид», альбом сасанидских монет с изображениями различных алтарей огня из коллекции генерал-лейтенанта Ж. де Бартоломеи (1875), фрагмент рельефа «Персидский воин» из Персеполя (V в. до н. э., камень), который был подарен Эрмитажу; большое серебряное раннесасанидское блюдо с парфянской надписью III в., в центре которого находится небольшая фигурка барана; настенное серебряное блюдо с позолотой с изображением тигрицы на фоне дерева VI в. На выставке представлены также разнообразные бронзовые основания подсвечников ХII–ХIV вв. из Хорасана, светильник-факел ХVI в., керамические блюда с полихромной росписью, вазы, сосуды для воды, фрагменты изразцов, серебряные и золотые «Звезды ордена Льва и Солнца» с изображениями на эмали льва как символа власти, богатства и процветания, украшенные драгоценными камнями.

ranian_dish_king_at_hunt.jpg
Блюдо "Царь на охоте". Первая половина VII в. Иран Серебро с чернью

Одним из самых впечатляющих экспонатов выставки является большая булава из бывшего Царскосельского Арсенала (конец ХVIII в.). Этот экспонат весьма необычен тем, что на одном конце булавы расположена голова быка, а на другом – небольшая голова пантеры. Ни на одном из ранее встречавшихся изображений булавы головы пантеры не было. Из древних текстов мы знаем, что бык является священным животным, он связан с фравашами, культом предков. В зороастризме бык считается символом гармонии и укрепления материального мира.

biik.gif

Булава с головой быка была предметом силы священников, а может быть, и царей в древние времена. Они могли держать ее в руке во время проведения ритуалов или каких-то очень важных мероприятий.
Представленные экспонаты выставки свидетельствуют о богатстве и разнообразии культурных традиций Ирана, но вместе с тем в них прослеживается и незримое единство, объединяющее все эпохи от древних времен до наших дней.