РЕЛИГИЯ ДОЛЖНА НЕСТИ В СЕБЕ ДУХ ИСТИНЫ

2002 год

Встреча-диалог с гостьей из Германии

Ann.jpg

В декабре 2001 г. зороастрийцы Санкт Петербурга принимали у себя в общине Анну Тесман из Германии. Она родилась в 1977 г. в Алма-Ате, закончила гимназию с гуманитарным отделением. Мечтала стать учительницей, но оказалось, что образование педагога в России можно получить только за плату, если ты проживаешь на территории бывших союзных республик. А бесплатно учиться можно было только в двух учебных заведениях, одно из них — Санкт-Петербургский государственный университет, куда Анна и поступила, на философский факультет, на новое отделение — «Религиоведение». Защитив работу на тему «Зороастризм в современном мире», она два года назад получила диплом бакалавра.

Изучала персидский, древнеперсидский, латинский и другие древние языки. Ее предки по происхождению были немцами, переехавшими в Россию еще в XVIII в., при Екатерине II. Как говорит Анна, «их привлекло то, что в России очень много земли, а в Германии мало». В период перестройки она вместе с родителями и младшей сестрой переехала жить в Германию, на бывшую родину своих предков. Сейчас Анна живет в Хайдельберге и учится в университете. Когда Анна оказалась в этом городе, там был объявлен конкурс на место в создании проекта «Зороастрийские ритуалы в изменяющихся культурных контекстах». Анне повезло, и ее взяли в эту группу, в которой сейчас работает 8 человек, но только трое из них живут в Хайдельберге. Анна рассказывает, что каждый занимается своим делом, но все интересуются зороастризмом. Два раза в месяц они встречаются, делятся своими впечатлениями, обмениваются информацией.

Представители группы ездят по всему миру, где есть зороастрийцы, прежде всего, конечно, в Индию, в Иран, Анна туда тоже собирается. Руководит группой проекта Михаэль Штаусберг. Это уникальный человек, по словам Анны, уже давно изучающий зороастризм, серьезный ученый, он читает до 100 книг в неделю. У него очень много друзей-зороастрийцев по всему миру.
Задача группы проекта — обобщить накопленный опыт зороастрийской религии за последние 50-60 лет. Полученная информация будет опубликована в обобщающем труде «Религия Заратуштры», который планируется выпустить в трех томах.

Первый том уже вышел в 2001 г. Он называется «Состояние зороастризма в современном мире». Второй том будет называться «Современные конфессии и направления в зороастризме». Участников группы проекта интересует не только зороастризм в Иране и Индии, но и в других странах — Канаде, Новой Зеландии, США, а также у нас в России. Сейчас участники проекта работают над вторым томом издания. Но планируется выпустить еще и третий том, который будет посвящен ритуалам в зороастризме.

Чтобы больше узнать об этом, участники группы пригласили к себе дастура Феруза Котваля, парса из Бомбея, и будут с ним работать. Господин Котваль — жрец, человек с четкими внутренними установками, родился он в бедной семье, его отец был солдатом, а жрецом был его дед. Анна рассказала нашим общинникам следующее: «Зороастрийский ритуал очень регламентирован, есть много тонкостей, которые нужно понимать. Ритуал требует от жреца определенной физической подготовки. Каждое действо имеет свое значение. Жрец читает отрывки из Авесты в только ему одному понятном порядке. Как проводится ритуал, господин Котваль описал в своей книге „Ясна-ритуал”».

С точки зрения Анны Тесман, зороастрийская религия довольно закрытая. Ее изучение представляет определенные трудности. Проект Михаэля Штаусберга в большей степени посвящен зороастрийским ритуалам.
Анна сообщила, что книги по зороастризму за границей стоят очень дорого. Цена 1 экз. последней вышедшей книги — 80 марок.

Встреча с гостьей из Германии проходила в виде бурной дискуссии. В ходе обмена информацией было высказано много интересных гипотез и умозаключений, с которыми редакция журнала «Митра» предоставляет читателям возможность ознакомиться. Публикуем эту информацию в виде диалога, чтобы читатели получили наиболее полное впечатление о состоявшейся встрече.

Михаил Чистяков: — Чем вызван Ваш интерес к зороастризму ?
Анна Тесман: — Я родилась в Казахстане, где, по одной из гипотез, занимался проповеднической деятельностью Заратуштра. Возможно, мой интерес вызван этим. Изучение этой традиции для меня — бесконечный поиск. Мои предки 4-5-то поколения были лютеранами, католиками, у них был богатый религиозный опыт.
Дмитрий Амосов: — Скорее всего, Вы занимаете позицию осторожного, внимательного скептицизма?
А.Т.: — Не совсем.
М.Ч.: — Для нас Бог один, но разные пути ведут к Нему. Мы считаем, что все светлые религии ведут к одному Богу. Мы не разделяем Бога зороастрийского, христианского или какого-то другого.
А.Т.: — Почему ваш поиск Бога осуществляется в форме зороастризма?
М. Ч.: — Именно в зороастризме я нашел ответы на свои вопросы. Мы считаем также, что каждый человек имеет право на выбор своего пути к Богу.

Юлия Самоделова: — Вы рассказали нам про свой проект и нам хотелось бы знать, какую позицию занимает ее руководитель Михаэль Штаусберг. Он зороастриец?
А.Т.: — Он ученый, поддерживает связи со многими зороастрийцами мира. Свою докторскую диссертацию он защитил в Швеции (г. Упсала). Сейчас он работает в университете. Док тор Штаусберг много времени посвящает изучению зороастризма. По рождению он католик.

М.Ч.: Вы долго жили в Казахстане. Есть ли там, на ваш взгляд, зороастрийцы?
А.Т.: - В Минске считают, что есть. У меня в Алма Ате был учитель в гимназии по религиоведению археолог Потапов. Не могу сказать, что он был зороастрийцем, но он познакомил меня с этой религией. В Казахстане есть каньоны, скалы с наскальными надписями. Предполагают, что в них есть что-то зороастрийское, а именно огни. Есть в Казахстане и города, похожие на Аркаим.

Ольга Чистякова: — Какие книги о зороастризме изданы в последнее время в Германии?
А.Т.: — Филипп Кренбрук собрал все мнения о зороастризме и опубликовал их в книге «Живой зороастризм» в форме диалога, как интервью на тему «Во что сегодня верят истинные зороастрийцы? »
М.Ч.: - Есть ли зороастрийцы в Германии, где Вы сейчас живете?
А.Т.: — Есть, около 300 человек. Около 80 семей проживают в Гамбурге. Зороастрийцы зарегистрировали свое объединение как клуб «Ve- rain». К сожалению, даже в Германии религиозные объединения не регистрируются. А как у вас решаются подобные вопросы?

М.Ч.: — Наша Зороастрийская община в Санкт-Петербурге — единственная в России, официально зарегистрирована. В Москве несколько лет назад тоже была создана община, но зервано-зороастрийская, с ее регистрацией были определенные сложности, и впоследствии она, к сожалению, распалась. Сейчас в Москве зороастрийцы существуют в форме другой организации. Фактически у них зороастрийская община состоит при астрологической школе. А у нас — астрологическая школа при общине. То есть для нас религия важнее.
А. Т.: — На каких условиях в Санкт-Петербурге может быть предоставлено специальное помещение для зороастрийской общины?

М.Ч.: — Согласно нашим законам о религиозных объединениях, нам могли бы предоставить помещение для общины только в том случае, если бы мы нашли доказательства того, что еще до революции в городе существовало объединение зороастрийцев, которые занимали определенную площадь. Только тогда мы могли бы на что-то рассчитывать. По некоторым сведениям, в Санкт- Петербурге до революции была зороастрийская община, даже производился сбор денег на строительство здания для нее. Но все следы потеряны. В существующих архивах пока не найдено подтверждения этой информации. И у нас нет доказательств наличия зороастрийских «корней» в городе. Поэтому сейчас мы имеем право получить помещение только на общих основаниях: арендовать, купить, построить на свои сбережения. Мы имеем право построить свой храм, но на это пока нет средств. Традиционные праздники в теплое время года мы отмечаем на природе. А когда холодно, собираемся дома у кого-либо из общин пиков, или в арендуемом помещении.
А. Т.: — Когда и как возникла ваша община?

М.Ч.: — Официально она зарегистрирована в 1994 г. Но подготовка этого события уже начиналась где-то с 1991 г., когда Павел Павлович Глоба начинал читать свои лекции по космогенезису на основе зороастрийской книги «Бундахишн».
А. Т.: — Знаком ли Павел Глоба с профессором Здановичем?
М.Ч.: Они знакомы, но редко пересекаются их пути. Павел Глоба опирается на зороастрийскую традицию, а Зданович изучает ее больше как ученый.

А.Т.: — Как связан Аркаим с вами, современными зороастрийцами?
Д.А.; — Аркаим - это некий космический узел, который подтверждает тот факт, что арии
пришли с Севера. У нас многие общинники побывали там как паломники, совершая круиз на Урал. Каждый год организуется летний тур «По местам Заратуштры» Пермской астрологической школой.

Любовь Голосова: — Я дважды побывала в Аркаиме и могу сказать, что профессор Зданович очень бережно относится к той местности, где находится Аркаим. Он проводит большую работу по ее изучению, наблюдает, как возрождается благая земля. Ведь Аркаим — это ландшафтный заповедник. Сейчас там стали расти такие растения, какие росли до революции. И у людей происходит процесс восстановления генетической памяти.

А.Т.: — Как вы соотносите зерванизм с зороастризмом?
М.Ч.: — Мы считаем зерванизм сокровенным учением в зороастризме. И мы не разделяем зороастризм и зерванизм. Зерван есть в Авесте, есть и в других древних текстах. Только в Гатах о Зерване как таковом Заратуштра не упоминает. Но зерванизм — это зороастризм и есть. А как Вы к этому относитесь?
А.Т.: — В основе зерванизма лежит «близнечный миф».
Л.Г.: — Новгородская область — это озерный край. Местность Санкт-Петербурга — тоже озерный край. В слове «озерный» есть очень важный корень «зер». А мы знаем, что Зерван связан с зеркалом, с зеркальной девой Вакшьей. Поэтому я связываю Зерван с зеркалами, с озерами. Получается, что мы живем в зерванитской местности.

Ю.С.: — Наш мир — отражение Зервана. Но Зерван — непознаваемая субстанция, так как он более многомерен, чем мы, наш мир.
А.Т.: — Как вы относитесь к Заратуштре?
М.Ч.: — Заратуштра — это предшественник, «предок» Иисуса Христа, предтеча всех Спасителей, он и есть первый Спаситель, человек, который принес учение о добре и зле, нравственный закон. Заратуштра провел реформу в религии. Он жрец, мантран, он пел Авесту до Гат. Его отец тоже был жрецом. Заратуштра внес кардинальные коррективы в религию.

Ю.С.: — Любая религия со временем видоизменяется и нуждается в обновлении. Тогда и приходит человек и реформирует ее, как это и сделал в свое время Заратуштра. А со временем возникает суеверие. Чтобы его не было, для этого и нужен человек-пророк, реформатор.
Д.Л.; — Религиозное учение должно обновляться, чтобы оно соответствовало духу времени.
Ю.С.: — Чтобы религия несла в себе дух истины.
Л.Г.: — Заратуштра вдохнул в старую религию новую жизнь. По одной из версий Заратуштра мог родиться на Валдайской возвышенности (на реке Рангха), а откровение получил на Урале, т. е. там получил свое «духовное рождение».

А.Т..* — Какие зороастрийские тексты вы считаете самыми важными для себя?
М.Ч.: — Я перевожу с авестийского языка на русский язык классические в основном тексты. Это издание д-ра Гельднера. Хордэ Авеста мною почти полностью переведена. Недавно мы выпустили «карманный молитвенник» на авестийском языке, с небольшими русскими вставками. В нем собраны все основные молитвы, которые нужно читать зороастрийцам каждый день.
А.Т.: — Расскажите немного о вашем друге Аташбанде из Индии. 

М.Ч.: - Мы познакомились с ним на нашем Зороастрийском конгрессе, куда пригласили его в качестве участника. Сейчас Аташбанд переехал жить в Киев. Он является одним из основателей зороастрийского колледжа в Индии. Он парс, жрец, но не привязан к какому-либо одному храму. В России он работает менеджером.
Л.Т.: — Есть ли в вашей общине потомственные зороастрийцы?

Ю.С.: — Мой прадед жил в Румынии. Он был настоящим зороастрийцем. Но в целях самосохранения вынужден был покрестить своих детей. Мой дед был очень образованным человеком. Он окончил Бухарестский университет, духовную семинарию. Знал 8 языков, умел писать и левой, и правой рукой. Хоpoшo разбирался в медицине, сам лечил своих детей, которых у них с бабушкой было 8. Владел техникой гипноза. Имя его Штефан, по-русски Степан. Потом он вместе с семьей переехал в Молдавию. А мой отец после службы в Советской Армии поехал по комсомольской путевке строить Братскую ГЭС, где и познакомился с моей матерью, которая приехала тогда из Карелии тоже по комсомольской путевке.
А есть ли у Вас в Германии потомственные зороастрийцы?

А.Т.: — В Германии есть так называемые «конвертируемые зороастрийцы», т. е. зороастрийцы по убеждениям, а не по рождению. Их концентрация находится в Гамбурге.
М.Ч.: — Вообще зороастризм — это довольно-таки закрытая религия. И парсы, например, признают преимущественно только своих, тех, кто по рождению зороастриец. Но в Тегеране, по свидетельствам некоторых очевидцев, к русским «особое отношение».
А. Т.: — Какое место занимает астрология в вашей религии?

Д. А.: — Не случайно культивирование зороастризма в России было связано с изучением астрологии. Вся Авеста космична. Добро и зло существуют во времени, и с человеком происходят определенные события не беспорядочно. В этом есть свои закономерности. И камень на голову так просто никому не упадет. Добро и зло — как шахматные фигуры. Они поляризованы. С помощью астрологии можно четко определить, как проявится и то, и другое. Есть единый процесс избавления от вирусов зла, в котором осознанный выбор человека играет решающую роль. Астрология — это огромное целостное учение. В генетической памяти людей сохранились огромные древние пласты информации. Есть косвенные исторические свидетельства того, что древние арии пришли с Севера.

Ю.С.: — У нас в России, на Карельском перешейке найдены следы древней арийской цивилизации. Сейчас уже вышли книги, где содержатся доказательства того, что греки очень многое позаимствовали из авестийской мифологии.
Д.А»: — Например, «пчела Персефоны» — заимствованный миф. В античных мифах говорится, что «Золотой век» находится где-то за Бореем. Все прибрежные земли несут в себе информацию о жизни древних ариев на Севере.
А.Т.: — Рассчитываете ли вы время с помощью астрологии для начала каких-то важных мероприятий?
Ю.С.: — Конечно. Так, например, наш первый конгресс был проведен в момент соединения двух важнейших планет — Юпитера и Сатурна в Тельце. Это мероприятие совпало с днем рождения города.

А.Т.: — Были ли разногласия на конгрессе среди зороастрийцев?
М.Ч.: — Нет, никаких разногласий не было. Самой главкой задачей конгресса было объединить зороастрийцев стран СНГ и скоординировать их действия в разных городах.
Л.Г.: — Миф о близнецах проигрывается и в мистерии нашего города. Санкт-Петербург и Новгород — города-близнецы. Санкт-Петербург находится под покровительством звезды мертвой воды - Садальсууд, а Новгород — под покровительством звезды живой воды — Садальмелик. Задача зороастрийцев Санкт-Петербурга — объединить разрозненные «мертвые» ткани древней традиции. А вероятно, зороастрийцам Новгорода предстоит вдохнуть в нее живую струю. Река Нева в Санкт-Петербурге — это протока Ладоги к заливу. И когда бывают наводнения, вода в Неве течет в двух направлениях: по течению и против него. То есть именно в нашем городе закручивается энергетический поток свастики Зервана — круговорот мертвой и живой воды.

М.Ч.: — Для нас астрология — не самоцель, а ключ к познанию мира. Религия для нас важнее. Иногда человек пребывает в иллюзиях. А с помощью астрологии можно получить объективную информацию. Ведь все происходит ритмически. Зная эти ритмы, можно скоординировать свои действия. Но у нас часто бывают подтверждения событий «задним числом». В любом случае мы делаем «вероятностный прогноз». Какие-то важные ситуации мы обсуждаем коллективно, на астрологических семинарах.
А. Т.: — Занимаетесь ли вы спортом? Американцы, например, устраивают зороастрийские олимпийские игры.
О.Ч.: — Спортом у нас занимается каждый индивидуально. Например, староста общины увлекается айкидо. А летом мы с детьми выезжаем коллективно на Валдайскую возвышенность, где устраиваем и спортивные игры.

А.Т.: — Сколько зороастрийцев в вашей общине имеют пояс кусти и какого он цвета?
О.Ч.: — У нас в общине 21 человек носят пояс кусти. Михаил повязал пояса также еще пяти полтавчанам. А Юлия Самоделова, хорбад общины, повязала пояса уже 16 зороастрийцам в Минске и Москве. Первые пояса кусти плели те, кому их потом и повязывали, или хорбады. Пояса у нас трехцветные (желтый, красный и синий). Но сейчас наши единоверцы присылают нам белые, более тонкие пояса, и у некоторых они уже повязаны. Обряд повязания пояса кусти для нас священен. Это подключение к эгрегору, к религии. Никаких ограничений у нас при этом нет.
Л. Г.: Красивый ли город, где Вы сейчас живете?

А. Т.: - Хайдельберг — идеальный традиционный немецкий город.
Там есть замок, есть река и есть рынок, т. е. все то, что нужно для древнего города. У Хайдельберга богатая история. Там был и Ломоносов. Сейчас в городе проживает много американцев — почти 5 тыс. человек, так как американцы в Германии очень популярны. Вообще восточная и западная части Германии очень различаются, по сути, они до сих пор остаются двумя разными государствами.
Галина Соколова: — Скучаете ли Вы по России, ведь Вы здесь родились?
Л.Г.; — Нет, ведь я нахожусь на родине своих предков вместе с родителями. Если бы их не было, тогда, конечно, «мучила» бы ностальгия.
Сколько хорбадов в вашей общине и кто их назначал?
О.Ч.; — Шесть человек. Всем хорбадам, кроме Старостина Константина, пояса повязывал Павел Павлович Глоба, настоятель общины. Константину — Михаил Чистяков. Но всех хорбадов назначал П. П. Глоба.

А.Т.: — Какой тираж у вашего журнала и где он распространяется?
Г.С.: — Тираж журнала пока небольшой — 500 экз. В основном мы распространяем его в тех городах, где есть авестийские астрологические школы, созданные П. П. Глобой в Минске, Москве, Полтаве, Киеве. Есть определенные трудности с распространением журнала по ряду причин. Так как, во-первых, он ориентирован на людей, изучающих авестийскую астрологию и интересующихся зороастризмом. Во-вторых, насыщен специфической терминологией, имеет научный уклон, и поэтому круг его читателей довольно узок. Человеку «не нашего круга», далекому от астрологии и зороастризма, трудно читать журнал, в нем много непонятного. В третьих, у людей, исповедующих христианство, он часто вызывает неприятие. Мы, зороастрийцы, более терпимо относимся к другим религиям.
А.Т.: — До принятия зороастризма кем вы были, какую религию исповедовали?
Г.С.: — Большинство из нас были крещены в православной церкви. Некоторые были атеистами. Теперь, после повязания пояса кусти, все мы как «дважды рожденные», т.е. прошли двойную религиозную инициацию.

А. Т.: — Посещаете ли вы христианские храмы и если да, то с какой целью?
М.Ч.: — Мои предки были христианами, и я хожу в храм, чтобы помянуть их, поставить им свечку и не считаю это чем-то зазорным или не допустимым для себя.

Служба в общине. Фото А.Тесман

Недавно мы получили письмо из Германии от Анны Тесман. Она желает всем зороастрийцам нашей общины процветания и много радости и сообщает следующую информацию о положении зороастрийцев в Германии:

«По приблизительным сведениям в Германии проживают около 77 зороастрийских семей (примерно 300-500 человек) в 32 городах (я ссылаюсь на исследования моего коллеги — Thorsten Storck, 2000), самая большая зороастрийская община Германии находится в Гамбурге (18 семей). Это так называемый Zarathustrischer Vereinе. V. По происхождению все члены общины являются иранцами, к ним примыкают еще несколько парсов. Второй город по численности проживающих в нем зороастрийцев — Дюссельдорф (10 семей). Насколько я знаю, у них нет своей страницы в Интернете, постоянного места сбора у них тоже нет, для проведения праздников каждый раз арендуются различные помещения. К сожалению, местные власти отказались регистрировать общину в качестве религиозной организации.

Известно, что на празднование Ноуруза рассылаются приглашения во все города Германии и за границу. Зороастрийцы Германии как минимум один раз в год встречаются в Гамбурге».
В настоящее время группа, в которой работает Анна, готовится к проведению научной конференции по зороастризму и организации выставки «Наследники Заратуштры: зороастрийские ритуалы в фотографиях иранских и индийских фотографов» в местном этнографическом музее.