2002 год
С 1998 г. в лаборатории научной реставрации произведений прикладного искусства из органических материалов Государственного Эрмитажа производилась реставрация уникальных памятников скифской эпохи — комплекса находок из Филипповских курганов на Южном Урале, включающего в себя прежде всего золотых оленей, железные мечи с золотыми украшениями, чаши с разнообразными золотыми оковками и костяную фигурку всадника.
Особую сложность для реставраторов представляли фигуры оленей, многие из которых были сильно деформированы, имели утраченные или несохранившиеся части золотых и серебряных накладок, деревянных оснований. После долгих поисков и экспериментов была решена главная задача — «поставить оленей на ноги» в вертикальной плоскости.
Олень. VII-VI вв. до н.э.
Курган у станины Костромская. Золото
Филипповские курганы — один из выдающихся памятников культуры древних кочевки ков Евразии и самое яркое открытие конца XX в. в России. Эти курганы, известные археологам очень давно, находятся на водоразделе двух больших рек — Урала и Илека, в 100 км от Оренбурга. Это некрополь родового, возможно, племенного клана, занимавшего на рубеже V-IV в. до н. э. доминирующее положение.
Филипповские курганы сопоставимы по своему значению со знаменитыми «царскими» курганами Северного Причерноморья, Казахстана и Алтая. Общность материала уральских, причерноморских, сибирских, центрально-азиатских курганов свидетельствует о культурных, политических контактах и, возможно, прямой генетической связи населявших их когда-то народов.
В общей сложности коллекция Филипповского кургана насчитывает около 600 предметов. В целом всю коллекцию из драгоценных металлов можно разделить на несколько групп: скульптуры оленей, вырезанные из дерева и обитые золотыми и серебряными листами, золотые украшения деревянной посуды, золотая и серебряная посуда, накладки и нашивки, оружие и конское снаряжение, женские украшения.
Олень был одним из самых почитаемых животных не только у кочевых племен Евразии, но и у многих других азиатских и европейских народов. Образ этого животного распространен в древнем искусстве, что является отражением существования различных представлений - тотемических, мифологических, сказочных, религиозных — о месте оленя в жизни человека и общества. Одним из наиболее известных мотивов является связь оленя с Мировым Древом.
В богатых курганах находят изображения оленей, выполненные из золота, бронзы, камня, кости и других материалов. Большая группа каменных изваяний Центральной Азии была названа археологами «оленными камнями» из-за выбитых на них изображений этих животных.
Самыми уникальными находками 1-го Филипповского кургана являются фигуры оленей, впечатляющих своими размерами, сложностью художественного решения и технического исполнения. До сих нор ничего подобного рте было обнаружено в курганах ранних кочевников Евразии. Их назначение остается загадочным. Они относятся к культурному феномену, получившему название «скифо-сибирского звериного стиля». Звериный стиль был неотъемлемой частью мира евразийских номадов, органично входя во все сферы существования кочевников, сопровождая их жизнь и смерть. Украшения оружия и конского снаряжения, одежды и ритуальной посуды, принадлежность погребального обряда и татуировки насыщены звериными образами. Изображения животных выступают в виде отдельных фигур и в качестве элементов композиций, большая часть из которых передает символически противоборству жизни и смерти. Это важная особенность художественного языка скифо-сибирского звериного стиля, любое зооморфное изображение играет роль знака и несет в себе определенную информацию.
Среди образов оленей — изображения самцов с огромными рогами, завершающимися головками хищных птиц, вписанными в причудливый рисунок ветвистых роговых отростков, превращенных в орнамент. Также часто изображают оленей «летящими», но это не значит, что они летят. Это просто определенная стадия прыжка. На мелких бляшках и оковках сосудов представлены головки и фигурки косуль, молодых оленей и самок, рога которых имеют всего несколько отростков. Композиции разнообразны. Животные изображаются в разных позах: стоящими, летящими. Птицы чаще изображаются с распростертыми крыльями, или в профиль, с головой повернутой назад. Основным изображением головы является, как правило, большой глаз и загнутый клюв. Их размещение в пространстве обусловлено формой декорируемого предмета.
Золотые олени Евразии. Прорисовка Л.Захаровой
В числе признаков филипповских изображений оленей выделяются: статичность фигур и гипертрофированные удлиненные горбоносые морды, переданные с явным нарушением естественных пропорций, придающим им сходство с волком; прямая постановка короткой шеи; доминанта ветвистых рогов, решенных в виде сложных волютообразных симметричных композиций. Отростки оленьих рогов трактованы в нескольких случаях в виде головок хищных птиц или грифонов.
Изобразительное решение оленей Филипповского кургана сопоставимо с многочисленными оленными изображениями, представленными в других памятниках Скифского времени — на Северном Кавказе, в Южной Сибири и на Алтае.
Луристанский бронзовый олень. IX-VIII вв. до н.э.
Археологический музей. Тегеран
***
Выставка «Золотые олени Евразии» проводилась в январе 2002 г. Государственным Эрмитажем совместно с Центром этнографических исследований Уфимского научного центра Российской Академии наук. Это было как раз накануне начала нового зороастрийского года, священным тотемом которого считается Олень. Именно Олень открывает первый год нового цикла зороастрийского календаря. Его покровителем является сам Творец нашего Мира - Ахура Мазда. Таким образом, Олень, как олицетворение могущества Творца, очень почитаем у зороастрийцев. А золотой олень считается высшей ипостасью зодиакального знака Козерога, священным изедом которого является Даэна, вера маздаяснийская. Олень в зороастризме символизирует гигантский заряд энергии, благородство, власть, творческую силу, харизму, высшую отмеченность, вдохновение, прорицательный дар, магическое воздействие на других и умение вести за собой, неожиданный поворот событий, богатство.
Выставка золотых оленей в Санкт-Петербурге именно накануне следующего года Оленя очень символична и является благоприятным знаком и для города, и для страны, и для нас, зороастрийцев. Ведь для нас Олень — это символ царского достоинства и творческого преображения. Своими рогами он упирается в небо и соединяет нас с Богом.
Будем надеяться, что золотые олени в Эрмитаже являются предвестником удачи в новом году, выведут нас на тропу Арты, путь объединения и личного, и общественного, и частного, и целостного. Ведь задача Арты — поддерживать мир в равновесии, не давая забыть о своей индивидуальности. Это сила, рождающая мир и дающая возможность развития и очищения.
ЗОРОАСТРИЙСКИЕ ТЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
Осенью 2001 г. в Санкт-Петербургском союзе художников прошла выставка иранского каллиграфа г-на Джаввада Бахтияри, а также современного прикладного искусства Ирана. Для нас эта выставка была интересна прежде всего тем, что наряду с преобладающим исламскими направлением в искусстве, там были представлены и произведения современных мастеров с зороастрийской тематикой. На серебряных блюдах и других предметах запечатлены изображения Фравахара, Изедов, сцены царских церемоний, зороастрийская символика и мифологические животные. На выставке также можно было ознакомиться с богато проиллюстрированными редкими книгами о древних зороастрийских городах Персеполе, Пасаргадах и др.
На последней странице обложки нашего журнала представлен один из экспонатов этой выставки.