Не ветхозаветная, а живая религия.

Опубликовано star72 -

2002 год

16 мая 2002 г. в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт-Петербург, Университетская наб., 3) состоялась конференция «Ежегодные Лавровские чтения», которая была посвящена, как обычно, памяти В.А.Лаврова, выдающегося исследователя Средней Азии. Среди сообщений специалистов в этой области был заслушан небольшой доклад археолога-востоковеда В.Г.Шкоды о Зороастрийской общине в Санкт-Петербурге. Он рассказал о том, что в нашей многоконфессиональной религиозной организации появилась еще одна новая религиозная общность — это Зороастрийская община в Санкт-Петербурге. К факту существования общины В.Г. Шкода выразил двойственное отношение, так как зороастризм в России, по его мнению, -- это «нетрадиционно»: в управление Российской Империи входили иудаизм, христианство, ислам, буддизм и другие религии, но зороастризма на ее территории не было. Зороастрийская община в Санкт-Петербурге была официально зарегистрирована в 1994 г. и объединяет сейчас около 50 человек. Это люди, которые пришли в религию через авестийскую астрологию. В Авестийской школе астрологии при общине — около 200 человек. Общинниками издается зороастрийский журнал «Митра», который был представлен присутствующим.

В.Г.Шкода отметил, что члены Зороастрийской общины, с которыми ему довелось общаться, связывают Аркаим с культурой индоариев, где родился пророк Заратуштра. Эта версия прозвучала и на I Зороастрийском конгрессе, который состоялся в Санкт-Петербурге в 2000 г. По мнению В.Г.Шкоды, «идея Г.Б.Здановича, провозгласившего Аркаим индоарийской варой, — всего лишь гипотеза, которая существует до тех пор, пока ее никто не опроверг».

Изучив материалы, опубликованные в журнале «Митра», исследователь культуры Средней Азии был удивлен, узнав о том, что выступающие на Зороастрийском конгрессе люди называли себя не просто зороастрийцами, но и зерванитами. В.Г.Шкода считает, что мы судим о зороастризме только по пехлевийским текстам, то есть фактически по комментариям к текстам на авестийском языке, который был практически забыт. По мнению ученого, изучающего древнюю традицию с научной точки зрения, «мы знаем зороастризм этнографически, не представляя себе, какой был зороастризм в Сасанидском Иране на самом деле». Ссылаясь на М. Бойс, исследователя зороастризма, В. Г.Шкода отметил, что действительно в далеком прошлом зороастризм был чуть ли не основным видом религии в Иране, а согдийский зороастризм был более авестийским, чисто народным. И именно в Согде, по его мнению, был зерванизм.

Зурван — это «аналог архаического Хроноса». Зерванизм разрешал противоречия между двумя силами — добра и зла, которые соответственно олицетворяли собой Ахура Мазда и Ангра Манью. Тремя верховными божествами согдийского пантеона являлись Адбаг, Зурван и Вешпаркар (аналог Шивы, как написано в согдийской версии «Вессантара Джатака»). Зерванизм также был распространен в Сасанидском Иране.

По мнению В.Г.Шкоды, для человека любой веры свойственен традиционный образ жизни. Человек должен быть воспитан соответствующим об-разом. Например, любой мусульманин соблюдает рамазан. Отличительными знаками у зороастрийцев являются рубашка (судре) и пояс (кусти). Однако современные зороастрийцы даже в Иране, где эти традиции наиболее сильны, сейчас отказываются от этого, стремясь к европеизации.

В.Г.Шкода рассказал участникам конференции о том, что в Зороастрийской общине Санкт- Петербурга проводятся ритуалы повязывания пояса, а также еженедельные службы с чтением зороастрийских молитв «Ангем Воху», «Ахун- вар» и др., отмечаются зороастрийские праздники. За время существования общины была только одна смерть и умершего похоронили, как обычно, так как дахмы у нас нет. Но даже в Тегеране есть сейчас отступления от обычного ритуала похорон у зороастрийцев. Устраиваются арамгахи — обычные могилы, стены которых цементируют.

В репликах участников конференции прозвучало предположение о том, что сейчас в Средней Азии тоже пытаются возродить зороастризм. Недавно, якобы, прошел слух о том, что на Памире собираются строить зороастрийский храм. Председатель конференции, уроженец тех мест, доктор исторических наук Рахмат Рахимов эту информацию не подтвердил. Почти все участники конференции выразили свою солидарность с мнением И.М.Стеблин-Каменского, авторитет которого был очень силен даже в его отсутствие, что в Средней Азии сейчас не проводят никаких ритуалов, и людей, называющих себя зороастрийцами, нет. В. Г.Шкода, неоднократно побывавший в тех местах, также признал тот факт, что он за время своего пребывания там не встречал людей, называющих себя зороастрийцами.

Участники конференции были еще больше удивлены, когда В.Г.Шкода процитировал слова младшего настоятеля Зороастрийской общины Санкт-Петербурга Михаила Чистякова, которые тот произнес на I Зороастрийском конгрессе, о том, что зороастрийцы Санкт-Петербурга собираются создавать свой зороастрийский канон, адаптированный под наши условия.
В.Г.Шкода представил участникам конференции редактора зороастрийского журнала «Митра» Галину Соколову, и ей впервые публично пришлось подтвердить свой религиозный выбор. Присутствующих интересовало, является ли она зороастрийкой «по рождению» или «по убеждению», есть ли в общине зороастрийцы по рождению, и в каких городах России есть люди, считающие себя зороастрийцами.

«В настоящее время есть неофициальные зороастрийские группы в Москве, Полтаве, Минске и других городах,- сообщила Галина Соколова,- В Москве несколько лет тому назад была зарегистрирована Зервано зороастрийская община, но она распалась. В нашей общине только П.П.Глоба -- зороастриец по рождению, я лее считаю себя зороастрийкой по убеждению».
Отношение ученых к факту существования общины в Санкт-Петербурге в целом было очень доброжелательным, но большинство из них настроено на дискуссию, почти все относятся к «новоиспеченным» зороастрийцам «по убеждению» пока с недоверием и несколько скептически.
Свое выступление В.Г.Шкода закончил тем, что он придерживается мнения И.М.Стеблин-Каменского о том, что «зороастрийцами рождаются, а не становятся», его поддержала Виктория Крюкова, которая переводит с авестийского язы ка «Видевдат», одну из составных частей Авесты. На конференции она выступала с докладом о том, как зороастрийцы относились к благим животным, в частности к выдре, собаке и петуху.
* * •
Сейчас наступает время перемен и, возможно, вскоре ученым предстоит изменить свои взгляды на зороастризм только как на древнюю «восточную» религию.
Среди россиян в настоящее время на самом деле очень много людей, являющихся по своей сути зороастрийцами, но не осознающих этого, так как о зороастризме мало кто знает. Любой чело век вне религии, в том числе и ученый, считающий себя христианином или мусульманином, но изучающий другую религиозную традицию, вряд ли сможет быть до конца объективен к тому, что не исповедует. Кроме того, в науке всегда была сильна тенденциозность, инерция, неприятие нового. Пока еще трудно признать очевидные факты. Ученым нужны доказательства. Однако Зороастрийская община в Санкт-Петербурге уже есть. В этом году ей исполнилось 8 лет. Мы никогда не стали бы зороастрийцами, если бы этого не было в нашей генетике. Разве это не доказательство?! С течением времени связь с предка ми и их традицией была разорвана. Сейчас настало время ее восстановить, что, в принципе, и делается. Вначале на уровне осознания себя зороастрийцами, затем в поиске подтверждений.

Нам постоянно приходится делать выбор. Наше настоящее есть всего лишь следствие нашего выбора в прошлом. Соответственно и наш выбор в настоящем определяет и формирует модель нашего будущего. Поэтому нельзя считать зороастризм в Санкт-Петербурге чем-то чужеродным и не свойственным для России. Наше появление здесь и сейчас свидетельствует о том, что когда-то, в далеком прошлом эта традиция была на нашей территории, а теперь мы всего лишь возвращаемся к первоначальному истоку, чтобы обновить то, что устарело со временем, но не потеряло своей ценности.

Для ученых, изучающих зороастризм, свойственен чисто научный подход к религии. На самом деле живой огонь религии несут в себе те люди, которые живут в этой традиции, соблюдают определенные ритуалы, следуют зороастрийским нормам нравственности, отмечают зороастрийские праздники. Наша жизнь неотделима от этих ритмов, и нам понятны многие недоказуемые пока вещи, к чему так недоверчиво относятся ученые-специалисты, изучающие зороастризм с научной точки зрения, но не считающие себя зороастрийцами.

В настоящее время многие парсийские общины столкнулись с проблемой сокращения их численности в связи с тем, что молодежь не вступает в браки внутри общины. Зороастрийцев по рождению становится все меньше. Поэтому сейчас во всем мире наблюдается тенденция к тому, чтобы привлекать в зороастризм людей, не принадлежащих к этой традиции по рождению.
Очень многие древние ритуалы отмирают в виду невозможности их выполнения в современных условиях. Мы живем в социуме и вынуждены приспосабливаться к нынешним условиям бытия. Но какие-то незначительные отступления от ритуала — разве это главное в религии?

Главное — это вера, благие мысли, слова и дела. Мы не собираемся никому доказывать, что мы есть, и настоящие мы зороастрийцы или не настоящие, можем ли мы считаться зороастрийцами или не можем. Мы просто живем в этой традиции, у нас рождаются дети от зороастрийских браков. Это свидетельствует о том, что зороастрийская традиция закрепляется на нашей территории.

Зороастризм всегда был религией живого огня, и он возрождается только благодаря тому, что не остается «ветхозаветной религией» с ее мертвыми предписаниями, а является живой традицией, адаптированной к современным условиям.

Разделы