Первин Мистри
СУДРЕХ И КУШТИ
Навджот (нав — новый, джот — заотра или предназначенный участник) — наиболее священное и значительное событие в жизни зороастрийца. Во время ритуала навджот ребенок, рожденный от родителей- зороастрийцев, получает священное одеяние судрех- кушти, которое является самым основным «атрибутом» религии. После навджота через судрех-кушти зороастрийский ребенок присоединен к праведности с другими зороастрийцами и способен сознательно соединяться с праведным Заратуштрой, Изедами и Ахура Маздой.
Судрех (суд — хороший, благодетельный и рех — путь) — проводник по праведному пути, на который настраивают зороастрийца божественные Изеды и Ахура Мазда. Авестийское название судрсха — «стехрай- сангха» (небесное, божественное одеяние). Ахура Мазда описывается как одетый в лучистый небесный свод и опоясанный поясом, усыпанным звездами [Ясна 30-5]:
«Наиболее Благотворный Дух, который одет в божественный небесный свод...р и [Фравардин Яшт, 2—3]:
«небо..., которое Ахура Мазда носит как украшенное звездами одеяние"
«...Когда архангелы пришли на встречу с Заратуштрой, они были подобны носящим божественные нитяные пояса на талии, и отличительной особенностью принятия законов божественного бытия является ношение сакрального (божественного) нитяного пояса».
Именно изед Сраоша божественным образом призвал царя Пешдада Джамшида носить судрех-кушти, чтобы общаться с Ахура Маздой и отвращать зло от тела, ума и души. Праведный Заратуштра сохранил это божественное указание ношения судрех-кушти и подчеркнул их важность в развитии души на пути Аши, праведности.
Значение числа девять
Создавая материальный мир, Ахура Мазда как «вафуш» [Ясна 29.6] создал «хасти» — постоянные небеса, затем «нисти» — полупреходящий (промежуточный) мир и окончательно наш мир — «гети», который преходящий, изменяемый. Царство хасти состоит из девяти пластов: царств 7 планет, царства неподвижных звезд и местопребывания Ахура Мазды в беспредельном свете. Устройство человека подобно божественным 9 компонентам. Согласно принципу «что вверху, то внизу», в Ясне 55—1 перечислены эти 9 компонентов человека как (1) Фраваши, (2) Баод, (3) Урван (три бессмертных тела, которые соответствуют царству хасти); (4) Кехерп, (5) Тэвиши, (6) Уштан (эти три компонента образуют связь между смертной и бессмертной частями человека и соответствуют царству нисти); (7) Азбедиш, (8) Гаэтха и (9) Тану (эти три компонента являются смертными и разрушаются после смерти тела человека. Они соответствуют царству гети).
9 швов судреха имеют духовное значение. Число 9 напоминает носящему судрех, что он/она являются очень важной частью и производным божественного космоса, который проявляется через 9 соответствующих частей, из который состоит человек.
Судрех
Изготовление судреха
Судрех изготавливается только из белого хлопка. Его необходимо сшить из одного куска ткани; в нем должно быть 9 и только 9 швов; он должен иметь длину до колен носящего судрех.
Белый хлопок действует наиболее эффективно для сдерживания влияния «друдж» (зла, вреда) путем преломления некоторых вредоносных солнечных лучей. Хлопок, природное волокно, сохраняет божественные вибрации мантр, которые образуют защитный экран вокруг тела. Белый цвет — для чистоты, это эмблема нашей религии [Михр Яшт, 31]:
«белый цвет — знак маздаяснийской религии».
Судрех должен быть изготовлен из одного цельного куска ткани, напоминая носящему, что все сущее взаимосвязано и создано Им. Это символизирует всеобщее братство, существующее в природе:
«...необходимо, чтобы (рубашка) была совершенно белой и единой, одна складка которой связана с тем, что Вохуман является одним созданием, которое было первым, а позже от него призывается в откровении покров, сокровенный и скрытый
Судрех должен иметь 9 и только 9 швов. Порванный и залатанный, судрех теряет свою действенность. Дополнительные швы препятствуют тому, чтобы сокровенное свойство «9» выполняло свою полезную работу по божественному развитию души. Большее количество швов препятствует сокровенному проявлению числа «9» через совершение своей благотворной работы по преображению души. 9 швов — это шов кармашка сзади; шов кармашка спереди; 2 шва рукавов; 2 боковых шва; 2 шва, образующих тройной угол вместе с боковым швом; 1 прямой шов.
Кармашек сзади на вороте напоминает носящему судрех о том, что он должен совершать добрые дела. Он помещается в закрытом виде на центре тонкой энергии, локализованном в горле, и действует, как постоянное напоминание произносить добрые слова и говорить правду.
Кармашек спереди очень маленький, расположен около сердца, главного центра духовной энергии, где мы храним наши добрые дела. Наша совесть, голос Сраоши, находится в душе/сердце. Кармашек является хранителем совести. В Дадистан-и Диник [с. 125] говорится, что сердце — «бьющий источник чистоты».
Два шва рукавов напоминают нам, что две силы — Ангра Манью (тьма) и Спснта Манью (свет) появились п одно время. Долг каждого зороастрийца состоит в том, чтобы превратить Ангра Манью в Спента Манью, незнание в мудрость, через выбор пути Аши в каждом действии, решении и произнесении слов. Левый рукав символизирует неправильный путь тьмы, а правый рукав — правильный путь божественного света.
Два боковых шва напоминают носящему судрех, что духовный и материальные миры объединены в одно целое. Хасти и нисти тесно связаны внутри нас и вне нас.
Два шва, образующие три расходящихся вместе с боковым швом, напоминают о трех заповедях — добрые мысли, слова и дела, — и о трех этапах творения, когда были созданы миры хасти, нисти и гети.
Один прямой шов (справа у женщин и слева у мужчин) напоминает о том, что Ахура Мазда — один, хотя он создал различные религии и множество их видов.
Судрех должен быть длиной до колен. Да же при смерти узел связывает колени. Это делается потому, что центр духовной энергии, находящийся около колен, очень важен для развития и освобождения души во время и после жизни.
Весь объем судреха олицетворяет собой полноту законченного целого или вечность (Зерван Акарана). Носящему судрех напоминают, что его жизнь на земле лишь короткая остановка в путешествии души через вечность. Мы вечные странники, принимающие участие в Его бессмертии с помощью наших Урван, Баод и Фраваши. Мы достигнем бессмертия на Пути Праведности через Совершенство.
Кушти
Авестийское слово для обозначения кушти — «айвьаонгхана» — духовный пояс [Хом Яшт, 26]:
«О Хаома!... Мазда принес Тебя, священный, украшенный звездами пояс, изготовленный духами (Изедами) доброй маздаяснийской религии. С того времени, повязав его, Твое повеление делает Твоим пребыванием вершины гор...»
Этим устанавливается первоначальная божественная природа кушти вместе с судрехом. Они символизируют духовное одеяние, и пояс носит Божественная Сущность. Они защищают нас и приводят в созвучие с Ахура Маздой, Его Божественной Силой и праведным Заратуштрой. Пупок или талия является серединой человека, которая разделяет и защищает духовное вдохновение от влияния низших инстинктов. Высшие инстинкты человека — мудрость и совесть — пребывают в его более высоких сферах, тогда как основные эмоции находятся ниже пупка:
сИ от сердца, которое является местом ума и домом жизни, выше находятся глаз, ухо, язык и мозг, которые являются вместилищем зрения, слуха, речи, понимания и рассудка, а ниже находится место пребывания отцовской производительности».
Кушти напоминает, чтобы зороастрийцы концентрировали духовную энергию на высших центрах на верхней части тела. Кушти необходимо носить в добавление к судреху, обмотанным вокруг талии три раза.
Изготовление кушти
Кушти изготавливается из белой шерсти (не хлопок и не другое волокно), взятой от овцы, чтобы напоминать нам быть такими же смиренными, жертвующими собой.
Кушти плетет мужчина или женщина зороастрийцы, предпочтительно из класса священников, непрерывно повторяя мантры из Ясны, Ашем Boxy и Енгхе Хатам. Шерсть сохраняет вибрации мантр, которые направляют нас к праведности.
Плетение начинается со 144 нитей, скрученных по две, которые дают 72 скрученных нити. Обмотанные станком 72 раза, нити делят на 6 прядей, каждая по 12 нитей. После освящения священником кушти окончательно обрабатывают вручную. Его выворачивают наизнанку, и по три кисточки из 24 нитей формируют каждый конец.
Значение чисел
Число 144 означает вечность — 1+4+4=9. 72 (7+2=9) нити символизируют 72 главы Ясны. В Хормазд Яште отмечается, что 72 имени Ахура Мазды дают защиту. Число 72 также связано с небесными астрономическими циклами — за 72 солнечных года ось прецессии проходит один градус. Обычный человек, обладающий хорошим здоровьем, имеет пульс 72 удара в минуту, душе также требуется 72 часа, чтобы воскреснуть в духовном мире после смерти физического тела.
6 прядей олицетворяют 6 гахамбаров, которые соответствуют этапам творения. 24 нити символизируют 24 главы Виспереда. Число 12 означает 12 домов в Зодиаке. Это говорит о том, что тот, кто повязывает Кушти, устанавливает связь с 12 Изедами, которые представляют все эти 12 божественных зодиакальных дворцов.
4 узла напоминают нам о четырех направлениях и четырех элементах, чтобы сохранять их в чистоте — Огонь, Воздух, Вода и Земля. Они также символизируют четыре утверждения: (О Ахура Мазда — создатель всего, (2) добрая маздаяснийская заратуштрианская религия — проявленное слово Ахура Мазды, (3) праведный Заратуштра является Его пророком и (4) каждый должен сознательно осуществлять добрые мысли, слова и дела.
3 кисточки на каждом конце и 3 витка вокруг талии напоминают нам о трех основных принципах: Хумата, Хукхта и Хуварешта (Благая мысль, Благое слово и Благое дело); о трех важных циклах (Зерван Акарана, Зерван Дарего Хвадате и Тхвашс Хвадате); о трех созданиях (минои, хасти и нисти); три части Ахунвара.
Объем пространства внутри кушти символизирует землю и небо, напоминая нам о том, что нужно накапливать добрые дела, так как оба мира взаимосвязаны. Наши действия здесь отражаются в духовном мире.
Это объяснение написано для неверующих, кто не считает судрех-кушти обязательным атрибутом для того, чтобы развиваться на Пути Аши. Для верующих в этом объяснении нет необходимости. Вера, посвящение и послушание являются тремя преимуществами (благами), которые они достигают вместе с духовной пользой.
Важно отмстить, что судрех-кушти не просто «одеяние» или «рубашка», или «пояс». Они предназначены для особого пути, и их носят маздаяснийские зороастрийцы после обряда повязывания пояса перед 15-летием.
Ссылки и цитаты из пехлевийских текстов VII—IX вв. говорят о том, что даже во время худших дней, с которыми встречались зороастрийцы, они чтили ритуал повязывания и судрех-кушти и предпочитали отдать свою жизнь, чем отказаться от своего религиозного принципа.
В этом нет иронии, так как сегодня, когда мы наслаждаемся религиозной свободой, не оскверняем ли мы атрибуты веры наших предков, за которые они умирали? Тогда как наши предки обращались к судрех-кушти как к атрибуту и религиозному одеянию, мы называем их «внешний символ» и «излишний»!
«Я в прежние дни, если кто-либо достигал полных 15 лет и не носил священного пояса, его побивали камнями и отказывали в хлебе и воде».
Такой была их преданность религии! Они предписывали необходимость ношения судрех-кушти повсюду, всю жизнь и даже до смерти:
«...когда ты встаешь из постели, необходимо повязать священный пояс на то же место, и нежелательно сделать шаг без пояса».
«Когда они ложатся ночью, рубашка и пояс должны быть надеты, так как они дают большую защиту для тела и хороши для души».
Пожалуйста, давайте почитать и охранять наше религиозное наследство — судрех-кушти. Они являются принадлежностью каждого зороастрийца и служат связью с Ахура Маздой, праведным Заратуштрой и с общиной, так как они — неотъемлемая часть в любых молитвах, ритуалах и «хамазор» (ритуала соединения огней, символизирующего духовное объединение).
Об авторе статьи
Первин Дж. Мистри изучает религию зороастризма всю свою жизнь. Она публикует свои работы в журналах, участвует в конгрессах и конференциях, содействует выживанию зороастрийской религии в XXI в.
Журнал «Фезана» — зима 1997 г.
http://www.fezana.org/node/196
Перевод с английского языка Тамары Разговоровой