Размышления о доброй пище.

Зороастрийская религия проникает во все уровни человеческого бытия. Для любого зороастрийца священным является все, что создано Богом: не только духовные ценности, но и все материальные, потому что все это поддерживает человеческую природу в здравии и согласии с миром. Большое значение всегда придавалось продуктам, которые люди употребляли в пищу. Далеко не каждый вид продуктов допускается к ритуальному столу, так как все, что мы едим, имеет глубокое символическое значение. Часто мы, сами не осознавая того, употребляя в пищу тот или иной продукт, пробуждаем в себе такие силы, которые подталкивают нас на те или иные поступки. Так, например, люди, которые любят острое, чаще всего бывают решительными и вспыльчивыми, горячими на голову, а сластены — привязчивыми, нежными и любвеобильными. Те, кто предпочитает мясные продукты, наиболее подвержены болезням и дурным воздействиям, потому что мясо добывается путем убийства живого существа и в нем уже заложена энергия разрушения, оно пробуждает в нас низменное начало.

Зороастрийцы никогда не подавали к ритуальному столу никакой убойной пищи, также не употребляли яйца птиц, так как они являются зародышами будущей жизни. Яйцо в зороастризме — это символ каменного неба, которое разбил Ангроманью, когда вторгся в мир, созданный Ахура Маздой. Поэтому разбивание яйца может символически воспроизводить действия Ангроманью в нашем мире, то есть мы в этом случае играем роль разрушителя. Поедание мяса коровы также может символизировать битву Ангроманью с первозданным быком, когда разрушитель пытался его растерзать.

В главе IX «Избранного из Дад-Спарама» сказано: «...тогда из природы растительного принципа, ко торым он (первобык) владел, 55 видов хлебных злаков и 20 видов лекарственных растений выросло из его различных членов ... и каждое растение, выросшее из какого-то члена, помогает этому члену, так как сказано, что там, где был разбросан на земле костный мозг быка, выросли после этого хлебные злаки, пшеница и кунжут, вика и горох; так что кунжут вслед- ствии присущего ему количества костного мозга, сам является великой вещью для развития костного мозга. И сказано также, что из крови произошла виноградная лоза, великая растительная сущность, и так как само вино есть кровь, то оно наиболее содружествует здоровому качеству крови. И сказано, что из носа произрос боб ... и является разновидностью кунжута, и он существует для других носов. И сказано дальше, что из легких произошли руто-подобные травы, которые заживляют, целебны и применимы при легочных болезнях скота. А тот, что укоренился в сердце, это чабрец, от которого Вохуманово безупречное противостояние смраду Акомана, и он для того, что исходит от больных и зевающих...»

Что касается же других видов пищи, то в главе XVI пехлевийского текста «Меног-и-Храт» написано следующее:
«1. Мудрец спросил Духа Мудрости: 2. „Из пищи, которую люди едят ... какая самая ценная и добрая?"
3. Дух Мудрости отвечал так: 4. „Из пищи, которую едят люди, добрым сотворено молоко коз. 5. Ибо, что касается людей и четвероногих, рожденных от матери, то до времени, пока они начинают есть пищу/питаться сами, их питание и рост происходят от молока.

pichta moloko.jpg

6. И на молоке они могут хорошо жить (жить во здравии) быть здоровыми. 7. И если людей, когда их отнимают от молока матери, перевести полностью на молоко коз, 8. тогда хлеб им не нужен/они могут обходиться без хлеба.9. Так как сказано, что 10. „пища людей, которые живут в Арзахе и Сивахе, Фрададавше и Видадавше, Ворубарсте и Воругарсте1,— молоко коз и коров; 11. иная пища не нужна им». 12. И тот из людей, кто является млекоядным, здоровее и сильнее (других), и даже порождение потомства становится (в этом случае) более безвредным.

pichta pshenica.jpg
13. Из злаков пшеница названа великой и доброй, 14. потому что она — вождь всех зерен. 15. И даже в Авесте ее имя поставлено во главе всех злаков.
16. А из плодов финик и груша названы великими и добрыми...
20. Что касается вина, то очевидно, что через него может выясниться как добрый, так и злой нрав...
pichta vino.jpg

25. Не требует исследования, что 26. тот, кто является человеком доброго нрава, когда пьет вино, уподобляется золотой и серебряной чаше, которая,
сколько бы ни наполняли ее, становится все чище и блестящее. 27. Оно также делает его мысли, слова и дела более добродетельными; 28. и он становится мягче и внимательнее к жене и детям, сотрудникам и друзьям, 29. и более усердным в каждом долге и добром деле.

30. А тот, кто злого нрава, когда пьет вино, думает о себе, что он выше обычного. 31. Он затевает ссору с сотрудниками, обнаруживает наглость, вызывает насмешки и издевательства. 32. И ведет себя высокомерно по отношению к добрым людям. 33. Он расстраивает свою жену и детей, раба и слугу; он рассеивает радость добрых, 35. изгоняет мир и вносит разлад.

36. Но всякий должен быть умерен в питье вина. 37. Ибо умеренное питье вина принесет ему много пользы: 38. так как оно переваривает пищу, 39. разжигает жизненный огонь, 40. увеличивает понимание и интеллект, семя и кровь, 41. удаляет раздражение, 42. и воспламеняет цвет лица, 43. оно заставляет забывать воспоминания/оно стирает воспоминание о (многих) вещах, и доброта занимает (их) место в уме. 45. Кроме того, оно увеличивает поле зрения, слух и речь; 46. и работа, которую надо сделать и отправить, ускоряется. 47. Сон его/в его постели более приятен, и он легче встает. 48. И вследствии этих обстоятельств добрая слава — для тела, праведность — для души и одобрение добрых приходят к нему.

49. А в том, кто пьет вино более, чем умеренно, начинает проявляться множество недостатков, 50. так как уменьшает его мудрость, понимание и интеллект/ум, семя и кровь; 51. оно вредит печени и накапливает болезни, 52. оно изменяет цвет лица, 53. и уменьшает силу и энергию. 54. Почитание и прославление святых существ приходит в забвение. 55. Ослабляется зрение (глаз), слух (ушей) и речь (языка). 56. Он огорчает Хорвадада и Амеродада и питает стремление к лености. 58. Кроме того, то, что ему необходимо сказать и сделать, остается несделанным; 59. и он спит тяжким сном и встает разбитым. 60. И вследствии этих обстоятельств, он сам, его жена, ребенок, друг и родственники расстроены и несчатны, 61. и управитель/владыка беспорядка и враг радуются. 62. А святые существа становятся недовольны им. 63. И подлость/ позор входят в его тело, равно как нечестье/порок омрачает его душу...»

Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод, что еда — это не просто утоление голода и жажды, и не просто получение удовольствия от хорошо приготовленных блюд, но и серьезная работа над собой, над своими желаниями и влечениями. Кому мы уподобимся, какую роль мы будем играть в этом мире разрушителя или творца, могут показать не только наши поступки, но и наши потребности, которые порождают соответствующие проявления.

====================================================================
Тамара Зюрняева

Рецепты блюд к солнечным дням зороастрийского календаря

В первый солнечный день рекомендуется печь блины и пироги. Благоприятное время для начала циклов диет и голодания.

pichta 1.jpg

Пирог с ревенем
Ревень очистить, нарезать кубиками и посыпать сахаром. Пшеничную муку просеять, смешать с картофельной мукой, сахарной пудрой, яйцом, сметаной, содой, растопленным жиром. Тесто хорошо вымесить и разделить на две части: три четверти — для низа пирога — следует раскатать и положить на противень, смазанный маслом, сверху положить ревень, с которого стек сок. Из оставшегося теста делают валики, укладывают на ревень в виде решетки и смазывают сырым яичным желтком. Пекут 50 минут.
Пшеничная мука — 350 г, картофельная мука — 100 г, сахарная пудра — 200 г, яйцо — 1шт., сметана — 50 г, масло или маргарин —- 125 г, очищенный ревень — 1,5 кг, сахар для ревеня — 250 г, сода — 1ч. ложка.

Во второй солнечный день рекомендуется простая и легкая пища: салаты, бутерброды, закуски, но желательно ограничить количество жидкости.

pichta 2.jpg

Бутерброд с маслом и хреном

Корень хрена очистить и измельчить на мелкой терке. К размягченному сливочному маслу добавить по вкусу соль, натертый хрен, мелко нарубленную зелень, тщательно перемешать и нанести тонким слоем на хлеб.
Хлеб ржаной — 160 г, масло сливочное — 60 г, хрен (корень) — 30 г, зелень петрушки.

pichta 3.jpg

Бутерброд с свеклой
Свеклу сварить, очистить и нарезать тонкими кружками, затем посолить, полить уксусом, выдержать в течение 1 — 1,5 часа и откинуть на дуршлаг. Ломтики хлеба намазать сливочным маслом, уложить сверху кружочки свеклы и посыпать рубленной зеленью.

В третий солнечный день очень полезна пища, приготовленная собственными руками, особенно реко мендуется выпечка: пироги, блины, ватрушки, печенье, особенно в форме животных. Очень хорошо испечь пирог с грибами.

pichta 4.jpg

«Лебедь» из заварного теста
С помощью кондитерского мешка через гладкую трубочку заварное тесто отсадить на слегка смазанный маслом лист в виде палочек длиной 3 — 4 см (крылышки лебедя), лепешек и изогнутых букв «г» крендельков (шейка лебедя). После выпечки и охлаждения палочки и лепешки разрезать вдоль, заполнить кремом, собрать готовые изделия — лебедей. Поверхность изделий посыпать сахарной пудрой.
{Продолжение в следующем номере)