ТИШТРИЯ – АНГЕЛ ДОЖДЯ

Опубликовано star72 -

-------------------------------------------------------------
Статья подготовлена по книгам, переведённым с фарси Бобрицкой Т.Ч. под редакцией Малаховой Н.М. (на русском языке книги не издавались):

Монак джи Нуширван джи Дехала «Зороастрийское боговедение от древнейших времён до наших дней». Перевод на фарси мобада Ростама Шахзади. – Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998).
ﺧﺪﺍﺷﻧﺎﺴﻰ ﺯﺮﺗﺷﻰ ﺍﺰ ﺒﺎﺴﺗﺎﻧی ﺗﺭﻳﻥ ﺯﻤﺎﻦ ﺗﺎ تاﻜﻧﻭﻥ. ﻧﻭﺷﺗﻪﻯ ﻣﺎﻧﮏ ﺠﻰ ﻧﻭﺷﻳﺭﻭﺍﻥ ﺠﻰ ﺪﻫﺎﻻ (ﺪﺴﺗﻭﺭ ﺒﺯﺭگ پاﺭﺳﻳﺎﻥ و پاﺍﮐﺳﺗﺎﻥ). بر گردان ﺒﻪ فارسی ﺪﺳﺗﻭﺭ ﺮﺴﺗﻢ ﺷﻬﺯﺍﺩﻯ. – تهران ، ﻤﻭﺴﺴﻪﻯ ﺍﻧﺗﺷﺎﺮﺍﺗﻯ – ﻓﺭﻫﻧﮔﻰ ﻓﺭﻭﻫﺭ، ١٣٧٧.
Манучехр Манучехрпур «Узнаем и будем гордиться. Кратко о концепциях зороастрийской религии». – Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998).
ﺒﺩﺍﻧﻳﻡ ﻭ ﺴﺭﺑﻠﻧﺪ ﺒﺎﺷﻳﻢ. فشرده ای از آموزشهای دین زرتشت. ﺪﻜﺗﺭ ﻣﻧﻭﭼﻬﺭ ﻣﻧﻭﭼﻬﺭﭙﻭﺭ. – ﺗﻫﺮاﻦ: ﻤﻭﺴﺴﻪﻯ ﺍﻧﺗﺷﺎﺮﺍﺗﻯ – ﻓﺭﻫﻧﮔﻰ ﻓﺭﻭﻫﺭ، ١٣٧٧.
Курош Никнам «От Ноуруза до Ноуруза. Обычаи и традиционные обряды зороастрийцев». – Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1379 (2000).
ﺍﺯ ﻧﻭﺭﻭﺯ ﺗﺎ ﻧﻭﺭﻭﺯ. آیین ها و مراسم سنتی زرتشتیان. ﻧﻭﺷﺗﻪﻯ ﮐﻭﺭﺲ ﻧﻳﮏﻧﺎﻢ. – ﺗﻫﺮاﻦ: ﻤﻭﺴﺴﻪﻯ ﺍﻧﺗﺷﺎﺮﺍﺗﻯ – ﻓﺭﻫﻧﮔﻰ ﻓﺭﻭﻫﺭ، ١٣٧٩.
Ферейдун Джонейди «Зерван: измерение времени». – Нишабур: «Бониаде Нишабур», 1358 (1979).
نیشبور: بنیاد نیشبور، ١٣٥٨. – زروان: اندازه گیری زمان / فریدون جنیدی.
--------------------------------------------------------------

tishtar dojdi.jpg

Зороастрийский пантеон богов: Тиштрия

Авестийский Тиштрия (на пехлеви Тиштар, в современном фарси Тир) – один из тех изедов (ангелов) зороастрийского пантеона божественных сущностей, которые в своё время настолько выросли в своём высоком духовном звании, что их статус стал считаться выше статуса Амеша-Спента, а вера людей в их возможности стала культовой.
Наряду с Тиштрией столь огромным почитанием пользовались Ардвисура Анахита, Митра/Мехр, Вертрагна/Бахрам и Фраваши (души лучших предков). Именно им посвящались огромные хвалебные гимны/яшты, что особенно заметно в более молодых авестийских письменах. Им же приносились наибольшие пожертвования (как правило, это были огонь, благовония, различные хлеба и фрукты).
Даже некоторые из особых качеств самого Ахура-Мазды тоже были отданы этим божествам, и они стали прославляться вместе с Ахура-Маздой в одном с ним яште, то есть стали божествами, которые придут на помощь человеку только в том случае, если тот призовёт их, будет прославлять и принесёт им что-нибудь в дар. Считалось также, что прославляя изедов гимнами и принося им дары, люди смогут придать им больше сил для борьбы со злом.
Так, например, изед дождя Тиштар, обращаясь к Ахура-Мазде, сетует на людей за то, что те путём славословий (хвалебных гимнов) не приумножают его силы для противостояния диву засухи Апаоше. Аналогичное явление наблюдается в отношении Митры (изеда законности и порядка) и Фраваши (духов-хранителей людей), которые лишь в том случае готовы защищать людей, если те будут прославлять их гимнами и преподносить пожертвования.
Даже сам Ахура-Мазда не только протягивает руку помощи этим божествам, но и в некоторых случаях приглашает их к сотрудничеству и на совет. Так, в Фравардин-яште Ахура-Мазда признаётся в том, что без помощи и сотрудничества Фравашей творение мира было бы для него трудным, хотя в другом месте текста сказано, что все изеды, пришедшие ему на помощь, являются его же собственными творениями. В других текстах читаем, что Ахура-Мазда постановил: «Тиштар и Митра, так же как и он сам, достойны поклонения, хвалебных гимнов и приношения пожертвований» (Тир-яшт, гата 52; Мехр-яшт, гата 1). Однажды Тиштар просит помощи у самого Ахура-Мазды, и Ахура-Мазда, принеся ему свои «пожертвования», укрепляет его силы, чтобы тот восстал для битвы с дивом Апаошем (Тир-яшт, гата 25).

tishtar dojdi 2.jpg
Облака Тиштара – главное оружие Изеда Дождя

В Древнем Иране во время засухи (а засуха в летний сезон может длиться месяца три-четыре) люди возносили хвалу Тиштару и приносили ему пожертвования, прося о ниспослании дождя. Считалось, что таким образом они придавали Тиштару силу, чтобы он мог сразиться с демоном засухи Апаошем и победить его. Эта битва описана в Тиштар-яште, в ней Тиштару помогает сам Господь Ахура-Мазда, а также все Форухары и Амеша-Спента, изеды Мехр, Аша-Вангхои и Паранди, в других текстах – Хом (Хаома) и Дин (Даэна).
Заметим, религия зороастризма отличается от многих других верований тем, что все её божества, будучи наделёнными своими особыми свойствами и полномочиями, абсолютно взаимозаменяемы, могут дополнять и замещать друг друга.
Например, в деле обеспечения земли и людей дождевой влагой соратником Тиштара является изед Апам-Напат, чьё имя переводится как «центр вод», «источник вод», который подобно Тиштару связан с ветром, туманом, облаками, тучами и дождём (Тир-яшт, 33-35). Существует и взаимосвязь изеда Тиштара с владычицей небесных вод Ардвисурой Анахитой – как известно, колесницу богини Анахиты везут четыре равно прекрасные лошади: ветер, облако, дождь и роса (все они являются атрибутами Тиштара).
В Тир-яште Тиштар превозносится как мудрый, могущественный и великий хранитель воды, дождя и облаков (дождевых туч). Здесь же к нему излагается просьба о том, чтобы дождь не пожалел своей милости для людей, чтобы он прибавил воды, поднял её уровень в источниках, реках и морях, потому как растения, животные и люди – все всегда ждут его благосклонности (Тир-яшт, п. 5-6).
Особые качества Тиштара – озеленяющий и благоустраивающий поля, дарящий благо и счастье, излучающий свет, дальнозоркий, исцеляющий. Обязанность Тиштара – брать воду из морей, смешивать её с семенами растений и проливать по всей поверхности земли. Мешая дуть горячим ветрам, Тиштар препятствует высыханию растений.
Апаоша, див засухи и неурожая, препятствует Тиштару. Появляясь в виде урагана, он поднимает с земли пыль, песок и камни, устраивает пылевые и песчаные бури, а во время проливания дождя уносит прочь дождевые облака («Бондахеш» р.7 и 28; «Задспарам» р.6). Иранцы считают, что даже алчные глаза правителей и несправедливых судей не дают тучам проливаться дождём («Динкард» т.3).

apaoshi 1.jpg
Злодеяния дива Апаоши: Песчаная буря. Иран

В текстах Вендидада (р.19, п.40) упоминается ещё один демон засухи – Сепанджхагра, с которым боролись ангел дождя Тиштар и его помощник ангел Вазишта – «искорка огня», или молния в булаве Тиштара.

molnia.jpg
Ангел Вазишта – «искорка огня», молния в булаве Тиштара

В Тир-яште так воссоздаётся картина битвы между демоном засухи Апаошем и ангелом дождя Тиштаром:
«Когда Тиштар выступил, чтобы пролиться дождём, див Апаоша набросился на него и помешал ему сделать это. В результате, Тиштар, ангел-стрелок, попросил Ахура-Мазду устранить это зло, и, в конце концов, ангел дождя победил дива засухи, и тот удалился прочь» (Яшт 8, п.22,29).

Согласно классификации всех изедов (имеется в виду их разделение на «небесных», отвечающих за духовную и нравственную сторону жизни людей, и «земных», помогающих людям в их мирских делах и заботах) изед Тиштар относится ко второй группе – земным изедам, которые должны заботиться о материальной стороне жизни людей.
В текстах «Тир-яшт» и «Мехр-яшт» говорится о том, что изеды Тиштар и Митра, сопровождаемые Рамманом (изедом веселья и земных радостей жизни) и Вайю (изедом воздуха и ветра), одаривают людей спокойным и добротным жилищем, дают им полезные, целительные растения и много насущного хлеба, поднимают уровень воды в морях и реках, делают людей красивыми, сильными и благородными, наделяют их добрым именем.
Считается, что из всех изедов, охраняющих земной мир, наиболее могущественным, отважным, активным, ловким и побеждающим является изед Митра (Мехр-яшт, п. 98, 135).
Вместе с ним во всех делах рука об руку идёт Тиштар: «Изеды Паранди и Митра представляют широкие пастбища, а Тиштар (Сириус) – ангел дождя, изобилия и благополучия» (Тиштар-яшт, п. 38 и Мехр-яшт, п. 66). При описании лика Митры его сопоставляют с ярчайшей на небе звездой Сириус, связанной с дождём и изедом дождя Тиштаром: «Митра – величайший изед, имеющий тело, светящееся как месяц, и лицо, сверкающее как звезда Тиштар» (Мехр-яшт, п.142); «Лицо Митры сияет как звезда Тиштар, а его колесница, красивейшая из всех колесниц, украшенная райскими звёздами, никогда не останавливается» (Мехр-яшт, п.143).
Тиштар-Сириус – это одна из ярчайших звёзд, которая связана с дождём, и упоминается как ярчайшая на небе после сияния Солнца (Хоршида) и Луны (Мах).

sirius.jpg
Звезда Тиштрия/Сириус (справа вверху – Процион, ниже его – созвездие Ориона)

В Авесте божественная звезда Тиштар считается главой всех звёзд, а главными её соратниками являются звёзды Вананд, Сатавайес и Хафторангха. Все они служат стражами неба: Тиштар (Сириус) – стражем востока, Сатавайес – стражем запада, Вананд – стражем юга, а звёзды Хафторангха (Большой Медведицы) – стражами севера.
Согласно Вананд-яшту (№ 21): «Вананд – это звезда, святое творение Мазды, предводитель правдивости, исцеляющая, враг пресмыкающихся, вредных насекомых и вредных животных». Есть строки, посвящённые звезде Вананд, и в Тиштар-яште (п.12): «Возносим хвалу Вананду – звезде, творению Мазды, во имя мощи, которой он обладает, во имя его достойной победы, во имя его победы над врагами и его победы над нуждой и несчастьем».
Ещё одна из божественных звёзд, упоминаемых в Авесте, Сатавайес (Шатаваэш). Её имя реже встречается в письменах, и она не имеет своего отдельного яшта, но тоже является союзником Тиштара, создаёт и повышает уровень вод в море Воурукаша, воды коего омывают побережья семи каршваров, орошают территорию ариев и поят своей живительной влагой растения и животных (Тищтар-яшт, п. 9, 13, 43).
Священным созвездием, сотрудничающим с Тиштаром, называется Хафторангха, или Большая Медведица, чьё имя обозначает и созвездие, и изеда. В Фарвардин-яште (п.6) так говорится о главных звёздах этого священного созвездия: «Прославляем благие Форухары (ангелов) святой силы, многие из которых охраняют звёзды Большой Медведицы».

Издревле считается, что звёзды являются хранителями генофонда, и каждой воплощённой на земле душе соответствует своя звезда. Согласно текстам Тир-яшта стражи неба, возглавляемые звездой Тиштар/Сириус, вместе с Фраваши разносят живительную влагу к арийским селениям, поэтому Тиштара и называют «дождевой звездой». Но главная суть мифа заключается в том, что под дождём Тиштара, проливающегося на землю, подразумевается непрекращающийся поток человеческих душ – Фраваши, воплощающихся в те-лесной форме, а звёзды – хранители семени вод, земли и растений, то есть всех материальных форм.

ДЕНЬ ТИШТРИИ: 13-й день каждого солнечного месяца

Согласно древнеиранским верованиям каждый 13-й день каждого месяца зороастрийского календаря связан с изедом Тиштар и звездой Тиштар (Сириус) – самой яркой на небе, а мистерия дня – с битвой изеда Тиштара и дива Апаоша.
По легенде между изедом дождя Тиштаром и дивом засухи Апаошем, которому помогает див Сепанджхагра, происходят страшные битвы. В течение каждого такого сражения Тиштар трижды меняет своё обличие – сначала он выступает в виде прекрасного 15-летнего юноши, затем в виде золотой коровы и, наконец, в облике белой лошади. В противовес Тиштару див Апаоша всегда является в облике чёрного коня (див засухи – это по сути див смерти).
В самый разгар битвы на помощь Тиштару приходит изед Азар (Огонь), который в булаву Тиштара помещает молнию (огонь Вазишты). Этой булавой Тиштар ударяет дива Сепанджхагру, и тот испускает громогласный крик (гром). Тиштар одерживает долгожданную победу, даруя земле влагу, а вместе с ней – жизнь всем творениям Ахуры.
Далее Тиштару помогает изед Бад (Ветер), посылая ветер на море. Море Фарахкфард взмывает высоко вверх, вырастая словно гора, и от него образуются тучи. Изед Бад, дуя ветром, распространяет тучи по всему свету. С небес проливается дождь, на земле появляются ручьи, образуются реки и моря, которые делят весь мир на семь каршваров.
Грозовая битва со злом (засухой=смертью) изеда Тиштара, посылающего с небес стрелы молний и проливающегося живительным дождём на земле, – это и есть мистерия 13-го солнечного дня, а вместе с тем (в переносном смысле) и задача людей, рождённых в этот день.
Как известно, каждый день солнечного календаря связан с некими навыками и полезными делами. Адарбад Мехраспенд так говорит о 13-м солнечном дне: «В день Тир обучай ребёнка правильно вести сражение, стрелять из лука и скакать на лошади». Возможно, это связано с тем, что именно в день Тир месяца Тир (то есть в праздник Тиреган) произошло знаменитое метание стрелы легендарного героя Араша-лучника, чей подвиг освободил иранские земли от нашествия врагов («Словарь убедительных доводов»).
Но не только воинскими подвигами славится Тиштар. Имеются у него и обыденные обязанности по сохранению материального мира. Вот, к примеру, как поэтично описывается мирная миссия этого «ангела дождя», каждое летнее утро выступающего капельками росы на цветах и травах:

rosa.jpg
На невест луга утренний ветер надел драгоценности,
Которые были вынуты облаком из самых глубин моря.

Саади,великий персидский поэт-философ

«СИЗДАХ-НОУРУЗ»

День Тиштара в месяц Фравардин, (13-ое фравардина)

Согласно древним верованиям, для того чтобы в новом году Тиштар одержал победу над дивом Апаошем (не наступила засуха), люди должны были прославлять изеда Тиштара в его первый день в новом году. Поэтому после наступления Ноуруза, в день «Сиздах-Ноуруз», посвящённый Тиштару (13-й день Ноуруза), все устремлялись к берегам ручейков, рек, озёр и других природных источников воды, где веселились и обливались водой, прося Ахура-Мазду и Тиштрию о ниспослании дождя. Оно и понятно – к этому времени в Иране уже всё активно зеленело и расцветало.
Традиция – «тринадцатое на природе» – сохранилась до сих пор. Поэтому каждый год ранним утром в день изеда Тиштара в месяц Фравардин зороастрийцы «сворачивают» скатерть Ноуруза и уезжают на природу, взяв с собой немного еды, аджиля и сладостей, оставшихся от праздничного стола. Они пускают на воду ручейков свою зелень («шеша»), которая 12 дней украшала новогодний стол Хафт-син, и загадывают желание о том, чтобы следующий год был полон радости и благополучия.

ЛЕГЕНДА ОБ АРАШЕ-ЛУЧНИКЕ И ПРАЗДНИКЕ ТИРЕГАН

arash-iranian-archer.jpg
Араш-лучник, легендарный иранский воин

Это было в древние времена, когда царь Турана Афрасияб разбил в Мазандаране (области на севере Ирана) войска иранского царя Манучехра, и уже буквально поедал глазами лежавшую перед ним иранскую землю. Чтобы не пустить туранцев в Иран, Манучехр заключил с Афрасиябом договор о том, что один из иранских воинов, поднявшись на гору Дамаванд, выпустит в небо стрелу, и куда та стрела упадёт, там и будет граница между Ираном и Тураном. Афрасияб согласился, полагая, что стрела не может улететь далеко.
Героем стал Араш-лучник, который на рассвете следующего дня поднялся на вершину самой высокой скалы, натянул лук и выпустил стрелу, вложив в неё всю свою душу, переполненную любовью к родной земле. Он отдал этой стреле столько сил, что сразу же после выстрела свалился с ног и умер. Два дня летела стрела по небу и упала на землю далеко от иранской земли – рядом с рекой Амударья, которая и стала границей между Ираном и Тураном. В те дни иранцы и радовались, и плакали: радовались победе и оплакивали героя. С тех пор в те летние дни месяца Тир последователи древних традиций отмечают праздник Тиреган – во имя победы иранцев над туранцами и во имя спасительной стрелы воина-богатыря Араша-лучника.

ПРАЗДНИК ТИРЕГАН (день Тир в месяц Тир)

Праздник Тиреган – один из наиболее значимых праздников Древнего Ирана, который имеет свою философию и о котором рассказывались целые истории. Ещё не так давно он ежегодно и повсеместно проводился в день Тир месяца Тир, но сегодня от этой славной традиции не осталось и следа.
Способ проведения этого праздника был таким. В день накануне праздника начисто убирался дом и двор. Утром праздничного дня все, вымывшись дочиста, надевали новую одежду. Предметом, специально предназначенным для этого праздника, была лента «тиробад», состоящая из семи тонких шёлковых нитей семи цветов («радуга»), скрученных вместе в виде тонкой изящной струны. Эту нить ранним утром дня Тир зороастрийцы завязывали у себя на запястье и через 10 дней, в день Бад (Ветра), раз-вязывали её, снимали с руки и пускали на ветер.
В праздник Тиреган читались тексты «Хоршид-ньяйш» и «Мехр-ньяйш». Обязательным правилом было то, что когда при чтении «Хоршид-ньяйша» доходили до места «Тэштарим сэтарем рионтэм харанангхентэм яза мидэ», связанного со звездой⁄сэтаре Тиштар, то повторяли это предложение сто, двести и даже больше раз, и только после этого дочитывали «Хоршид-ньяйш» до конца.

tishtar 3.jpg
Берега ручейков и рек – главное место проведения праздника Тиреган

В этот день все молодые люди и девушки, принадле-жащие зороастрийской вере, с радостью и весельем бега-ли друг за другом, обливая друг друга водой, и их весё-лый смех разносился по всем улицам и закоулкам. По-другому можно сказать, что этот день был «праздником обливальщиков».
Одна из историй, связанных с этим праздником, рас-сказывает о войне иранцев с туранцами в эпоху султаната падишаха Манучехра и о легендарном подвиге лучника Араша (см. выше).
Другая история о празднике Тиреган связана с засухой и неурожаем во времена царствования Фируза Ануширвана Справедливого. Говорят, в эпоху этого падишаха в течение целых семи лет с неба не упало ни одной капли дождя, и очень много людей умерло от засухи и голода. Спустя семь лет, в день Тир месяца Тир огромные дождевые тучи покрыли небо и омыли сухую и горячую землю. Люди так возрадовались дождю, что от излишков воды стали обливать ею себя, а затем и друг друга. С тех пор праздник Тиреган был назван «праздником обливальщиков».

---------------------------------------------------------
Сириус

Тир (авест. Тиштрия) – это звезда, которую все авеставеды перевели как Сириус и назвали «звездою дождя».
«Люди, а также крупные и мелкие четвероногие жаждут увидеть Тиштара. Когда же снова взойдёт эта звезда, полная величия и сияния? Когда же снова потекут ручейки воды на плечи лошадей?» (Тир-яшт, гл. 5).

------------------------------------------------------------

Зороастрийцы Кермана называют этот день Тируджашн, или праздник Тира. Согласно повествованию Джамшида, в этот праздник ангел-вестник Соруш/Сраоша посылает всем помолвленным, а также всем женихам и невестам особое подношение (подарок) – большой кусок сахара, вокруг которого обёрнута семицветная шёлковая лента, в которую вплетена золотая нить. Данное подношение относят семьям жениха и невесты. Со дня Тир и до дня Бад (т.е. с 13-го по 22-й день месяца Тир) эту разноцветную ленту (тиробад) обматывают вокруг руки или прикрепляют к одежде и не снимают, а в день изеда Бад (Ветра) пускают на ветер, стоя где-нибудь на возвышенном месте. Этот обряд своими корнями тоже уходит к истории о легендарном Араше-лучнике – люди полагают, что стрела Араша, выпущенная им в день Тир, долетела до той далёкой границы и отвела от иранской земли беду, лишь благодаря помощи изеда Бад (Ветра).
Заметим, что слово «тир-о-бад» в переводе с фарси означает «стрела и ветер» («тир» – стрела, «бад» – ветер).

«ЧАКО-ДУЛА» – ПРАЗДНИЧНОЕ ГАДАНИЕ

kuvshin.jpg

Ещё одним из старинных иранских обрядов, связанных с праздником Тиреган, является одно праздничное гадание «Чако-дула».
За день до наступления праздника Тиреган, то есть в 12-й солнечный день (Мах) юная непорочная девушка наполняет водой глиняный кувшин зелёного цвета с широким горлышком, который называется «дула». Воду для гадания, как правило, берут из источника подземного оросительного канала. Девушка несёт кувшин перед всеми собравшимися для гадания, и каждый бросает в него какой-либо небольшой предмет (кольцо, заколку, монетку, браслет, ключик и пр.), загадывая при этом желание или вопрошая о судьбе. Падающий в воду предмет издаёт характерный звук – «чак», отсюда название кувшина – «чако-дула».
После того как все желающие бросили предметы, этот «чакающий кувшин» несут туда, где растёт миртовое дерево, или кипарис. Кувшин покрывают тканью зелёного цвета (символ жизни) и ставят на землю, а напротив него прямо у дерева ставят зеркало.

Iran mart 2010 (61)_0.JPG
Старый кипарис, 4000 лет. Город Абкух («Водная гора»).

Назавтра, в праздник Тиреган все гадающие собираются вместе. Девушка, ответственная за «чако-дулу», приносит кувшин к собравшимся людям. Присутствующие на празднике пожилые женщины читают вслух особые (гадательные) четверостишия, а юная барышня опускает руку в кувшин и достаёт из него один из предметов. Вытянутую вещь возвращают её хозяину, который сопоставляет прочитанные стихи с загаданным желанием или заданным вопросом.
Самой распространённой книгой для гаданий является сборник стихов Хафиза, персидского поэта-философа.
Вот, к примеру, один из таких бейтов:

Рассветный ветер с доброй вестью
влетел в проём моих дверей,
Шепнул: «Идёт на убыль время
твоих несчастий и скóрбей!»

Разделы