ИНТЕРЕС К ЗОРОАСТРИЗМУ РАСТЕТ

Опубликовано star72 -

В офисе Зороастрийской общины 22 июня 2014 г. состоялась встреча с группой людей, приехавших в Санкт-Петербург из разных уголков России – Нарвы, Пензы, Саратова и Москвы, которые давно изучают авестийскую астрологию и интересуются зороастризмом. Через наш сайт в Интернете они связались со старостой общины Константином Старостиным, а он пригласил на встречу с ними младшего настоятеля общины Михаила Чистякова и редактора журнала «Митра» Галину Соколову. Практически Михаил, Константин и Галина в общине со дня ее основания, они составляют ядро общины и, безусловно, им было что рассказать о зороастризме не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами – в Индии и Иране, где им удалось побывать за последние 20 лет и неоднократно. Встреча происходила как диалог людей, которые чувствуют свою глубинную связь с древней светлой религией, много о ней читали и следили за теми процессами духовного обновления, которые сейчас происходят в России.

 

Вопрос: Из каких источников можно черпать достоверную информацию о зороастризме? С чего следует начинать? Что бы вы порекомендовали нам для изучения?

Михаил Чистяков (далее – М. Ч.): Самые первые издания, которые вышли в России о зороастризме, – это прежде всего книга Мери Бойс «Зороастрийцы: вера и обычаи» и два издания под редакцией Ивана Рака: «Авеста в русских переводах» и «Зороастрийская мифология». Для ознакомления с зороастрийской традицией можно воспользоваться интернетом. Есть сайт зороастрийских архивов http://avesta.org/ на английском языке. На нем хранятся практически все известные зороастрийские тексты, целая кладезь информации. Нужно знать английский или пользоваться компьютерным переводчиком. И, конечно же, для ритуальных чтений я рекомендую вам изучать в своем переводе с авесийского «Хордэ Авесту», которая в настоящее время уже переиздана. В ней содержится вся информация о значении авестийского языка как ритуального и даны все тексты на двух языках: русском и авестийском. Начинать надо с легких прочтений. Это, прежде всего основные мантры «Ахунвар» и «Ашем Воху». Их значимость первостепенная.

Гости: Да, мы знакомы с несколькими переводами «Ахунвара», но Ваш перевод нам кажется самым точным, глубоким и интересным. «Как избран Владыка, Так (должен быть избран и) страж от Истины-Аши. (От Владыки даются) дары Благой Мысли, (а дары) деяний мира (должны принадлежать) Мазде, И власть – Ахуре, которая даст пастыря бедным».

М. Ч.: Изучение языка потребует много сил и времени, далеко не каждому это удается. Научиться читать авестийские мантры для ритуала – это одно, это достаточно просто. А вот правильно переводить тексты - это уже сложнее. Для изучения зороастризма изучить авестийский язык конечно, хорошо, но не это главное. Когда я был в Индии, мне подарили одну очень редкую книгу, в которой есть глава, посвященная «Ахунвару». В этой главе более 30 разных переводов «Ахунвара», причем по смыслу они весьма сильно отличаются. Часто некоторые переводчики переводят мантру формально, а здесь очень важно чувствовать суть традиции.

Гости – а насколько нужно изучать язык?

МЧ – В начале в нашей общине многие бросились «с шашками наголо», на изучение авестийского языка, дескать сейчас мы все будем знать. Но особой необходимости такой нет. Ведь это мертвый язык, на нем сейчас не разговаривают. Он чисто ритуальный, богослужебный. Более того, эзотерики считают его мантрическим. Просто так говорить на нем нельзя. Некоторые тексты стоит произносить в определенное время, некоторые, например, нельзя произносить рядом с беременными женщинами, потому что энергетика при прочтении может причинить вред плоду. Сегодня сами парсы не знают структуры авестийского языка, а просто умеют читать авестийские тексты. Только единицы знают суть того, что читают. Изучение зороастризма лучше всего начать с изучения авестийского языка. Ведь это мантровый язык, через него происходит включение. Читать желательно не очень громко. Авестийский язык предназначен для ритуала. Сейчас есть много разных специалистов, которые переводят священные тексты, но все они вне религии. Такие тексты, конечно, отличаются от моих. Есть также даже среди священников и такие, которые не знают перевода авестийских мантр, хотя их читают. Специалистов, которые владеют авестийским языком и знают, что они произносят, очень мало.

Гости: В России пока нет храмов огня. Но нам бы очень хотелось посмотреть, как вы проводите зороастрийские ритуалы.

Галина Соколова (далее – Г.Н.): Да, храма у нас пока нет. Но в СССР, когда еще Азербайджан входил в него, такой храм был. Под Баку, в Саруханах, и сейчас есть этот храм огня. И мы собираемся туда поехать.

М. Ч.: Это не зороастрийский храм огня, а место огнепоклонников. Его построили индийские паломники на перекрестке торговых путей для всех. Зороастрийский храм – это совсем другое. В древности Азербайджан был частью территории Ирана, а там зороастризм был государственной религией. Армения была оплотом зерванизма, который был там государственной религией. В самой Персии зерванизм был сокровенной, сакральной традицией, которой придерживались верховные священники, шахи, а все остальные исповедовали просто зороастризм. В IV веке Армения стала христианской (одна из первых) страной, зерванизм стал называться ересью, но многие зерванитские тексты долго хранились в книгохранилищах.

Гости: А как зерванизм связан с зороастризмом? Нам известно из лекций П. П. Глобы, что зерванизм - его сокровенная часть. Вы тоже так считаете?

М. Ч.: Зороастризм и зерванизм – это не одно и то же. Армения стала оплотом зерванизма после того, как из Ирана были изгнаны зерванитские маги. К нам приезжал один человек из Армении и читал лекции по астрономии. Он имел доступ в Армении к зерванитским хранилищам.

Гости: А с чего нам лучше начинать первые шаги в религию?

М. Ч.: Лучше всего вам приобрести переизданную сейчас «Хордэ Авесту». 1

Она включает в себя весь ритуал. Надо начинать читать «Срош-бадж», а затем добавлять Гахи, молитвы для времени суток, потом осваивать Ньяиши, молитвы, посвященные зороастрийским изедам – Солнцу, Митре, Луне, Аредвисуре Анахите и др. Не надо пытаться объять сразу необъятное. Когда вы поедете в Индию, то увидите, что там мантры читают иначе, чем у нас, со своими акцентами. У нас наверное русский акцент, у иранцев – иранский.

Гости: Мы очень хотели бы там побывать. Как нам лучше это сделать, чтобы встретиться с зороастрийцами?

М. Ч.: Поехать туда можно по приглашению доктора Мейер Мастер Мусс. Она принадлежит к обществу Илми-Хшнум ( Это общество получило свое название, долженствующее означать “Наука (духовного) знания”, от слова хшнум, дважды встречающегося в Гатах. Движение было основало Бехрамшахом Шроффом (он родился в 1858 г. в Бомбее в семье жреца… /node/756 из книги Мэри Бойс Зороастрийцы. Верования и обычаи) Взгляды этого общества близки к зерванизму, эзотерическому зороастризму. Но они во многом близки к теософам. Представители этого общества приняли нашу общину, к нам они очень хорошо относятся, потому что общие идеи у них и у нас близки. Ортодоксальные парсы менее общительны, они большие прагматики, даже снобы. Их догматы очень простые: «Мы парсы, а вы нет. Всё, до свидания!». Что, почему, зачем? Без объяснений. Сами парсы это объясняют просто. Один мой хороший друг парс говорил мне: «Ты думаешь, вас не любят? Любят! Просто парсы – это замкнутая община, у которых все есть. У них свои школы, магазины, медицинские учреждения и многое другое – свое, свое, свое. Община эта не столько религиозная, сколько экономическая. И если они сейчас откроются для всех, скажут – все приходите к нам, то все! Кто вступает в общину, тот считается парсом и начинает пользоваться всеми привилегиями. По Мумбаю едешь и видишь с одной стороны кварталы мусульман – черные, грязные многоэтажки как муравейники. А с другой стороны – парсийский квартал, чистый, аккуратный, коттеджи вокруг храма огня, все прибрано. Поэтому конечно, никого к парсам не допустят». Когда начинаешь им говорить, что никто из нас стать парсом и не стремится, то они не очень этому верят. Поэтому некоторые из них весьма воинственные, некоторые толерантные (их большинство) – это например, это общество Илми-Хшнум. Они-то и стремятся к тому, чтобы зороастризм развивался. Самим парсам как этнической группе не так уж много и осталось. Смертность у них высокая, численность уменьшается. В Бомбее давно стоит огромный роддом в несколько этажей – он давно пустой, зато дахма – место, где птицы поедают умершие тела, работает вовсю. Сейчас их в Мумбае около 50 000 человек. А молодежь удаляется от традиции, уезжает в Америку, Европу и ведет уже более западный образ жизни. Мадам Мейер Мастер Мусс является президентом Зороастрийского колледжа в Санджане и ежегодно организует и проводит в Мумбае Международные конгрессы по расширению культурных связей и нетрадиционной медицине каждый год в январе. Она очень радостно принимает гостей из других стран. После конгресса гостей обычно везут в Зороастрийский колледж, в Санджан, место, где высадились первые зороастрийцы в Индии, прибыв туда из Ирана после завоевания страны арабами. По дороге обычно праздничный кортеж заезжает в храм огня. Вам увидеть все это своими глазами было бы очень интересно. Но чтобы свободно в Индии общаться с людьми, нужно владеть английским языком или нужно брать с собой переводчика. Возможно, если вы поедете, вам предложат выступить на конгрессе. А если вы поедете сами по себе, там вам ничего не покажут. Самая благоприятная погода в Мумбае – в январе, обычно где-то 30° без дождей. Когда один раз там пошел мелкий дождичек все чуть в обморок не упали от удивления, так как дожди идут сезонно только летом. Зимой там очень хорошо. Для поездки нужно делать туристическую визу.

Гости: Сколько раз Вы там были?

М. Ч.: Я был в Индии три раза. Первый раз – два месяца. В разные периоды жил у разных парсов. Они очень гостеприимные. В последний раз пришлось ретироваться. Когда парсы узнали, что меня хотят посвятить в мобеды, они помешали это сделать. Они принимают только своих. Когда я был в Индии в последний раз, для посвящения в мобеды мне нужно было 20 с лишним дней находиться в изоляции и читать молитвы непрерывно. Главный принцип зороастризма – нельзя, чтобы нарушалась целостность. Если что-то срывается, надо все начинать сначала. Когда ритуал посвящения в мобеды был сорван на самом интересном месте, возобновить его больше не было возможности. Им даже не обязательно было махать руками, просто войти в помещение, потрогать руками – и все. Об этом писала центральная индийская пресса. Больше 40 человек тогда напали на нас. Меня же там в тюрьму посадили, устроили очную ставку с этими бандитами. Я отстаивал свою точку зрения как мог, как позволяло мое знание английского языка. Даже красноречие проснулось в нужный момент, парсы потом извинялись за произошедшее. Печальная история, после этого мне в Индию не хочется. Как в фильмах индийских махают руками я видел не в кино, а перед собой. Неприятно. Гости: Если они причинили Вам вред, Вы могли бы об этом заявить в полицию, подать в суд. М. Ч.: Парсы в Индии – это элита общества. Никто не хочет с ними связываться. Хотя это самая малочисленная группа населения, но самая влиятельная. Среди высокопоставленных лиц в Индии много парсов. Так, например, муж Индиры Ганди был парсом. Военный министр, самый главный судья – все парсы, хотя это самая малочисленная группа в Индии. Есть много и других примеров. Все ведущие отрасли экономики находятся под контролем парсов: автомобильный транспорт (например, концерн «ТАТА»), перевозки, связь, банки и др. (подробнее Сказ о том, как я чуть было не стал зороастрийским священником. Чистяков М. Журнал "Митра" № 11 (15) 2011 год)

Гости: А где еще есть зороастрийцы? М. Ч.: Зороастрийские группы есть в Таджикистане, туда приезжали зороастрийцы из Индии и Ирана в 1990х годах, но расширения взаимосвязей не произошло. Мадам Мехер Мусс лично знакома с президентом Таджикистана. Сейчас такое особое время – не для возрождения старых традиций. Я думаю, в Средней Азии это понимают, это чревато для них нехорошими последствиями. Тогда в 1980-90е года было все немного по-другому.

Г.С – В Душанбе был открыт центр по изучению культуры, который выпускал книги по зороастризму, о Заратуштре. Но в открытую никто там себя зороастрийцем не называет.

МЧ – о чем я и говорю! Там сейчас нет речи о возрождении религии, а только изучение культуры, истории. О другом и речи быть не может. В Иране сейчас если мусульманин перейдет в другую веру, то его ждут большие неприятности, вплоть до смертной казни. Если ты уже зороастриец – то ладно, а иначе – нет. Поэтому там вроде многие интересуются зороастризмом, но не более, людям есть что терять.

Гости: Из лекции Павла Павловича Глобы мы знаем, что зерванизм является сокровенным учением зороастризма. Вы согласны с этим?

М. Ч.: Да, зерванизм – это эзотерическая часть религии. Это как философское осмысление, но это не значит, что зерванизм был вначале, а потом появился зороастризм. Зерванизм – это трактовка. Вряд ли зерванизм был отдельно от зороастризма. Говорить что что-то из них было ранее, я думаю, не уместно. Скорее всего, зерванизм был сакральным направлением, эзотерической частью зороастризма, трактовкой, философским осмыслением. Зороастр ничего не изобретал. Он произвел разделение понятий добра и зла внутри того что уже было.

Гости: Как Вы считаете Зороастр был один?

М. Ч.: Зороастров было много. Но тот, кого мы почитаем, был один. Зардэштов было много, а пророк был один. Они появляются и в наше время. Так, в 90-х гг. в Минске учился один Зардэшт манихейской направленности. Если вы познакомитесь с трудами общества «Илми-Хшнум », то узнаете, что Заратуштра – это титул, почетный титул, но даже не самого высшего ранга. Я в этом плане ортодокс. Считаю, что Заратуштра был один. Общество «Илми-Хшнум » – это общество ортодоксальных зороастрийцев, объединенных своими взглядами. У них нет членских билетов, партийных взносов. Все его приверженцы говорят по-английски. В том числе доктор Мейер. Она говорит по-английски лучше, чем по-индийски. Доктор Мейер Мусс тоже входит в это общество, которое объединяет людей с общими интересами. Его организовали в XIX веке. Доктор Мейер вообще родилась в Занзибаре. Училась в Англии, США. Была во многих странах мира. Приезжала и к нам в Санкт-Петербург и в Москве была, встречалась там с Павлом Павловичем Глобой. С ней всегда можно договориться.

Гости: В одной из статей Павла Павловича Глобы говорится, что корни зороастризма арийские, упираются в Арктиду, существовавшую на далеком Севере в незапамятные времена.

М. Ч.: Меня никогда не интересовало откуда это идет. Для меня важно, что внутри этого учения есть. Если бы Заратуштра родился в другом краю – что, его учение для меня стало меньше значить? Нет! Да, у нас на Урале есть ученый Г. Б. Зданович, который считает, что нашел останки Великого Учителя, пророка Зороастра. Но в это трудно поверить. Эти находки были отправлены в Москву, Академию наук и хранились где-то на территории Московского метрополитена в помещениях, предназначенных под хранилище. Пока туда однажды не заглянул мэр Москвы Ю. Лужков. Он спросил: «Это чье?». Ему сказали: «Академии наук…». А у них – финансовые проблемы, долги не погашены. И Лужков приказал: «Если не оплачено, все выбросить!». И все выбросили… Но никто сейчас не знает, что там было.

Гости: Что Вы считаете главным в зороастризме?

М. Ч.: Можно не читать ритуал 5 раз в день, как рекомендовано. Думаю, это не самое главное. Главное – держать все заповеди в сердце. Есть у парсов такое: все соблюдается, пояс 5 раз в день они перевязывают, все ходят в Храм Огня, а на практике не считаются с другими, утверждая, что только они во всем правы, зороастрийские заповеди не очень соблюдают.

Гости: Наверное, это можно назвать лицемерием?

М. Ч.: Нет, это не лицемерие. Это снобизм. Таким образом, получается, что парсы соблюдают все ритуалы, а внутреннего понимания у них нет. Бог им судья. Они ведут себя так: после них хоть потоп. Сейчас многие из них уезжают в Америку, там хорошо устраиваются и там они уже ведут себя по-другому – они уже толерантны, понимают, что все люди братья. Особенно молодежь. А в Индии они родились в тепличных условиях, у них там свой мир. Это нужно понимать. Вот у них в Мумбае есть Калаби, место, где можно купить все. И недалеко оттуда есть ворота с охраной, за которыми совсем другой мир. Входя туда, попадаешь в оазис. Там есть своя инфраструктура: свой храм, свои образовательные и медицинские учреждения, все утопает в цветах. А за этими воротами – городская жизнь: шум, гам, грязный город, бедняки. В Мумбае таких 4–5 кварталов. Это отдельные поселения, даже со своей телестудией… Зачем им там делиться духовным и материальным благополучием?

Гости: В Мумбае много зороастрийских храмов?

М. Ч.: Вообще в Индии много храмов. В Мумбае – более 50. Их можно отличить сразу по изображениям Фравахара. В Дели есть один храм. В Калькутте – один храм. В Мумбае находятся пять высших храмов, аташ-бехрамов. Самый почитаемый храм – в нескольких часах езды от Мумбая, в Удваде. Там есть два храма. Самый главный называется «Ираншах». Это самый главный храм огня в мире. В этом храме удалось побывать только одной из наших общинниц – Надежде Разумовой. У Надежды повязан пояс кушти и ее не отличить внешне от смуглых индианок. Ее отвез туда наш знакомый парс Диньяр. Благодаря ему никто не заподозрил в ней «чужую», и она имела счастье соприкоснуться со священным огнем, который сохраняется не годы, тысячелетия.

Гости: А как парсы выглыдят внешне?

М. Ч.: Парсы внешне идентичны брахманам. Своих они определяют по лицу, по фигуре. Глаз у них наметанный. Брахманы – они же арии, у них цвет кожи белый. Но сейчас все чаще можно встретить парсов не совсем белых, а таких, как индусы. Есть среди них и очень красивые. А у некоторых есть и маленькая общность с чертами вырождения. Во мне они тоже опознавали брахмана, хотя моя внешность ярославская.

Гости: Расскажите, как Вы выбрали эту традицию, религию?

М. Ч.: Большинство из нас, почти все мы пришли в зороастризм через астрологию. Но, я думаю, здесь нельзя их смешивать. Может быть зороастризм без астрологии и астрология без зороастризма. Они от этого ничего не теряют. Я свой выбор сделал в 1989 году. Тогда, так сказать, открылись шлюзы.

Гости: У вас в общине на центральном ковре есть изображение быков. Что они означают? Основы зороастризма были заложены в эпоху Тельца?

М. Ч.: На этом ковре с одной стороны изображен Заратуштра, а с другой – Лохрасп, отец царя Виштаспы, который осуществлял царскую власть и жреческую. И он боялся, что после него все прервется. Преемников не было. И ему в помощь был послан Заратуштра, который жил скорее всего в эпоху Овна. А быки на ковре больше похожи на львов. В зороастризме так же, как и в христианстве, было 4 вида священных изображений: бык, орел, лев и человек. В Персеполе, в Иране, где проходила коронация царей Ирана и праздновался Новруз, можно увидеть все эти изображения. Про трактовку символов – начинается неизвестное для меня поле.

Гости: В зороастризме считается главной триада «Благая мысль, Благое слово и Благое дело». А если человек согрешил, что в зороастризме можно противопоставить христианской исповеди и раскаянию, как облегчить душу?

М. Ч.: У нас нет исповеди. Само по себе надевание судреха, повязывание пояса – это процесс очищения. Желательно это делать 5 раз в день. Я практиковал это некое время, пока не работал и была такая возможность. Очень интересно – со временем начинается ощущение физического очищения само собой в момент чтения этих молитв. Тут уже не забалуешь, излишеств нехороших нельзя, потому что состояние загрязненности не позволяет вступить в этот ритуал. Все время состояние потока, постоянно читаются молитвы: до и после еды, сна, посещения туалета, подстригания волос, ногтей и т.д. В зороастризме все зависит от человека. Нельзя прийти к священнику и покаяться, как в христианстве, где батюшка сразу и отмолит тебя. В зороастризме такого нет. Если ты согрешил, то ты несешь ответ перед Богом, ты отвечаешь сам за свои мысли, слова и дела. В католицизме, например, есть некий общий «котел добрых дел». Если есть излишки этих добрых дел и когда приходит человек с покаянием, часть этих добрых дел на него священник может перекинуть за определенную мзду, такое общее кармическое поле. У нас же все иначе. Для нас пояс кушти – это подключение к религии. Своими добрыми делами ты помогаешь единоверцам, а они помогают тебе. Нельзя грешить вообще. Если согрешил, тогда ты усугубляешь положение других. Некая круговая порука. К нам приезжала одна парсийка из Техаса, которая рассказала, что она перед сном проверяет свой кармашек добрых дел и смотрит, сколько добрых дел за этот день она сделала. И такой кармашек добрых дел есть у всех зороастрийцев. Зороастрийцы, безусловно, чтут уголовный кодекс, но не только это для них важно. У них должен быть особый нравственный уровень. К сожалению, сейчас «парсы пошли не те», как однажды заметила доктор Мейер Мусс, когда обращалась за помощью с формированием библиотек. У нее там бесценные экземпляры, и она не могла их доверить людям с низким нравственным уровнем. Ведь для зороастрийца нужен особый нравственный уровень. Разные религии ведут к свету. Зороастризм толерантен к другим религиям, не говорится, что одна религия лучше, а другая хуже. Но у нас есть два понятия: «истина» и «ложь». И они четко разграничены. Но разные религии отличаются друг от друга, как рода войск: там есть пехота, есть танки, есть ракетные войска, есть тыловые части и т. д. В зороастризме есть молитвы, силу которых можно подсчитать в герцах. Иногда бывает, что нельзя читать отдельную молитву в присутствии беременной женщины, у нее может быть выкидыш. Такова сила зороастрийских молитв. У каждой религии свой уровень. Так, христианство всегда считалось религией милосердия, как бы тыловая религия. Оно хорошо подходит для сирых и обиженных. У зороастризма же, как объясняют парсы, очень сильная энергетика, которая балансирует на грани. Если не выдержишь – ждет тебя шальная пуля. Это религия воинов. В ней сильный воинский дух. Есть разные фото с изображением зороастрийцев, где почти все они с оружием: кто-то с мечом, кто-то с булавой… Мне довелось однажды фильм, где в Индии видеть перенос огня из одного храма в другой. В одном из Храмов стало некому читать молитвы у Огня. Огонь нельзя тушить, он незатухающий, поэтому его из храма в храм переносят. В Бомбее построили специальный Храм. Поэтому в городе в это время были перекрыты все улицы, все на уровне мэрии. Огонь вначале везли на машине, в специальной капсуле, где он горел. Мобеды вокруг него постоянно читали при этом молитвы. В городе после машины его понесли на носилках. Перед ними шла бригада зороастрийцев с метлами и другая бригада с копьями, булавами. Во всем этом было нечто сказочное. За огнем шли люди, все в праздничных одеждах. Потом начались народные гуляния. Там я видел в первых рядах доктора Мейер Мастер Мусс… После просмотра фильма меня спросили: «А вы так можете?». Резервировать самолет, организовать всю процедуру, гарантировать выполнение всех особенностей? Чтобы вокруг были зороастрийцы, построить храм огня для него, поддерживать правильно его здесь? В США, Англии и Европе нет ни одного храма огня, там есть только молельние дома. Мобеды в них работают гражданскими специалистами, но по праздникам проводят службы. Действующих храмов нет нигде, кроме Ирана и Индии. В Удваду, где находится самый главный огонь Индии, съезжаются зороастрийцы со всего мира. Специальные шикарные гостиницы там. Этот храм называется «Ираншах».

Гости: Если это религия воинов, то какие у вас есть практики для укрепления тела?

Константин Старостин (далее – К. С.): Тело для нас – это храм души и духа. Оно поддерживается умеренным физическим движением. Нельзя перегружаться. Одежда у зороастрийцев белого цвета, как в медицине. /node/1966 Мы считаем, что питание должно быть сбалансированным и созидательным. Так, например, в одном из отрывков «Шахнаме» Фирдоуси рассказывается о Заххаке, который питался человеческими мозгами и он совершал жуткие поступки. В книге «Бундахишн» («Основы Творения») есть также фрагмент о первых людях Машие и Машиане, которые вначале питались растениями и солнечным светом, а потом перешли к животной пище и деградировали так, что даже съели собственных детей. Так питаясь, они все больше отклонялись от Божественного замысла. Когда мы были в Иране, то видели, что зороастрийцы питаются полноценной пищей, и не только растительной. У них на столе была и животная пища. Такие блюда, как плов и другие, – иранского происхождения. В Иране есть ограничения на употребление мяса только в месяц Вохуман. Тогда едят только растительную пищу и рыбу.

М. Ч.:В христианстве есть запреты. В зороастризме же есть рекомендации. А выбор делает каждый сам. Есть движение за здоровый образ жизни. «Пейте в меру и все будет хорошо». Но все хорошо в меру. В месяц Вохуман в дни Вохумана и Геушурвана не едят животную пищу. Запретов нет, есть рекомендации – вести здоровый образ жизни. Когда находишься в состоянии ритуала, нет потребности в еде, питье. Иначе все сбивается.

К. С.: Зороастризм религия ответственности. Считается, что приходя в этот мир, душа человека получает от родителей тело на эту жизнь. Как она будет относиться к телу, сохранять, беречь, заботиться или наоборот - разбивать болезнями, непотребностями – за это уже душа ответит на посмертном суде. Тело – храм духа и души, и отношение к этому должно быть особенным.

М. Ч.: Зороастрийцы свободные люди и живут по принципу, что не запрещено, то разрешено. У меня есть книга про мусульманского певца-сказителя зороастрийского говорится. Во всей книге говорится что как хорошо, свободно было до мусульман и как все изменилось после их прихода. Сейчас тоже самое произошло после свержения шаха. Наша знакомая Анна Тесманн, ученая, изучающая зороатсризм была в Иране и семья иранцев, у которых она останавливалась рассказывала как изменилась жизнь после исламской революции. До этого были смех, веселье, свободы, а потом все стало жестче. Особые упражнения для поддержания здоровья может и сохранились, но для нас они не известны. Сохранилось на востоке, Кавказе много около зороастрийских групп, например, осетины. В горах Средней Азии есть такие группы (например, монастырь огнепоклонников, описанный Норбековым ). Т.е. вряд ли все утеряно, просто пока это скрыто. Например, в обществе Илми-Хшнум сохранилось поверье, что вся «Авеста» не уничтожена, а хранится в вулкане Демавенд. И в свое время ее откроют, найдут. Всему свое время. Также Саошианты, Спасители будут приносить утраченные части Авесты. Сейчас, кстати, в Индии парсы считают, что очередной Саошиант (Варджаван) уже родился и ждет своего часа. В завершение встречи Михаил Чистяков прочел несколько авестийских мантр. А через несколько дней группа интересующихся зороастризмом приняла участие в ритуале с возжиганием огня и чтением Аташ-ньяиша, который провел Константин Старостин. Гости приобрели отдельные номера журнала «Митра». А Галина Соколова подарила им книжку своих стихов «Заратуштра, мчатся кони…», которую она посвятила 20-летнему Юбилею Зороастрийской общины Санкт-Петербурга. Гости высказали свое пожелание принять участие в будущем в проведении зороастрийских праздников и были приглашены на следующий Новруз.

Разделы