ГЕУШ-ТАШН и ГЕУШ-УРВАН: ИЗЕДЫ-ХРАНИТЕЛИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ЗЕМНОГО МИРА

Опубликовано star72 -

Пантеон зороастрийских божеств
--------------------------------------------------------------------
Статья подготовлена по книгам, переведённым с фарси Бобрицкой Т.Ч. под редакцией Малаховой Н.М.; на русском языке книги не издавались:
Монак джи Нуширван джи Дехала «Зороастрийское боговедение от древнейших времён до наших дней». Перевод на фарси мобада Ростама Шахзади. - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998).
Манучехр Манучехрпур «Узнаем и будем гордиться. Кратко о концепциях зороастрийской религии». - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998).
Курош Никнам «От Ноуруза до Ноуруза. Обычаи и традиционные обряды зороастрийцев». - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1379 (2000).
Ферейдун Джоиейди «Зерван: измерение времени». - Нишабур: «Бониаде Нишабур», 1358(1979).

----------------------------------------------------------------------

Два существа, сыгравшие немалую роль в ознакомлении людей с миссией Аша Зартошта, - Геуш-Ташн и Геуш-Урван, или Тело и Душа Мира, считаются символами Души Бытия.
Эти же два имени упоминаются в Гатах как хранители мира животных и живых существ, из которых Изед Геуш-Ташн - «Создатель всех живых существ в мире», а Геуш-Урван - «Душа всех живых существ Вселенной». В дошедших до наших дней более поздних авестийских письменах имя Изеда Геуш-Ташна упоминается лишь в шести случаях: в Ясне 1 (п.2), Ясне 39 (п.1), Ясне 70 (п.2), Виспереде (р.9, п.5), Сирузэ (р.1, п.14) и религиозных преданиях. И из этих небольших л разрозненных отрывков невозможно извлечь полноценные сведения о функциях и деятельности этого Изеда, тем более что его имя упоминается в сопровождении имён других божеств. В пехлевийских же письменах его имя не упоминается вообще - похоже, что к тому времени об этом Изеде уже просто позабыли или ничего не знали. Что же касается имени Изеда Геуш-Урвана, то оно сохранилось в веках, благодаря прозвучавшей из уст Геуш-Урвана «Мольбе о спасении всех живых существ». Один из таких молебных гимнов был обращен к самому Ахура-Мазде: «О, Создатель! Душа Вселенной взывает к твоему престолу. Зачем ты сотворил меня? Кто воплотил меня в жизнь? Жестокость и вражда, грабёж и разбой, дерзость и насилие охватили всё вокруг. У меня нет защиты и опоры, кроме тебя. Покажи мне спасение, которое смогло бы освободить меня от этой теснины!» (Ясна, п. 29).
Другое воззвание адресовалось Аша Зартошту: «Разве мы не творения Ахура-Мазды и не достойны хвалы, тогда как дивы и служащие им люди проливают нашу кровь, образующую целые сели!» (Бахрам-яшт, п. 54).
Учёные, занимающиеся изучением текстов Авесты, расходятся во мнениях и приводят разные теории по поводу связи этих двух существ с Богом-Творцом Ахура-Маздой.
Согласно одной теории, Изед Геуш-Ташн является воплощением творящей силы Ахура-Мазды и не отделим от него. В соответствии со второй теорией, это существо представляет собой абсолютно самостоятельную сущность, являясь творцом и создателем всех животных.
Другие же исследователи считают эти две сущности представителями самой Земли и всех существ на Земле. Именно поэтому в Ясне 29, гате 1 Геуш-Урван выступает от лица всех тварей (живых существ материального мира), обращаясь к престолу самого Ахура-Мазды с сетованием на гнёт, жестокость и вражду, нисходящую на него. Для своего спасения он просит Ахура-Мазду о том, чтобы тот обучил человека правильному образу жизни, и чтобы человек дал ему, Геуш- Урвану, успокоение и стал его другом и утешителем.
Скитальческий и кочевой образ жизни человека того времени, угнетение и несправедливость, которые позволяли себе люди ради получения лёгкой добычи, - всё это подтолкнуло Мировую Душу к тому, чтобы к престолу Создателя поднялась рука с мольбой о спасении. Спасение было ниспослано людям через Аша Зартошта, который призывал людей к городской (оседлой) жизни, способствовал тому, чтобы человек оставил свою скитальческую, бродяжническую жизнь и кочевание по пустыне, а стал селиться в городах, заниматься земледелием и скотоводством.
В этой же Ясне говорится о том, что «в ходе собрания Совета, которое проводит Ахура-Мазда с другими Амеша-Спента, Boxy-Ман, как Разум Ахуры, говорит: “Единственный, кто может распространить на земле мысль истинности и правдивости и обрадовать Душу Создателя, - это Зартошт Спентаман ”».
Итогом собрания Совета Ахуры стало решение о том, чтобы враги и недруги зороастрийской религии отказались от своего противоборства, склонили головы в повиновении и выполнили требование Ахура-Мазды - изменили свой образ жизни в соответствии с указанием великого пророка, став цивилизованными (городскими) жителями.
Потребность в обществе духовного лидера и избрание на эту роль Аша Зартошта повествуется в форме следующего божественного сценария (Ясна, 29).
В беспокойном, полном убийств, разбоя и ненависти мире Душа Вселенной (буквально Душа Мира) взывает (протягивает руку жалобы) к престолу Господа Бога Ахура-Мазды:
«О, Создатель! Душа Вселенной принесла жалобу к твоему престолу. Зачем ты сотворил меня? Кто воплотил меня в жизнь? Жестокость и вражда, грабёж и разбой, дерзость и насилие охватили всё вокруг. У меня нет защиты и опоры, кроме тебя. Покажи мне спасение, которое смогло бы освободить меня от этой теснины!».
-------------------------------------------------------------------
В «Авесте» Душа Вселенной называется Геуш-Урван и означает «Земля и мир всего сущего». Это слово имеет и другие значения: «Бык», «Полезное животное», «Душа Быка». Однако следует знать, что в Гатах слово «Бык» используется в его переносном смыле, в качестве аллегории. В иранской литературе слово «Бык» тоже повсеместно используется в аллегорическом значении, означая слово «Земля». Поэтому не следует слово «Бык» воспри¬нимать в его буквальном смысле, определяющем название животного.
-------------------------------------------------------------------

И тогда Ахура-Мазда впал в думу о том, кто же должен восстать против гнёта и жестокости, чтобы низвергнуть их, не нарушив при этом порядка и справедливости, кто же должен установить праведность и людскую веру в этом беспокойном и полном несправедливости мире. Несомненно, такой предводителъ должен быть добрым, никому не наносить никакого; вреда, быть самым могущественным человеком среди людей, открытым и правдивым.
Ахура-Мазда с помощью Амеша-Спента Boxy-Мана, или «своего Благомыслия», находит такого человека и выбирает его для выполнения пророческой миссии. Он сообщает Душе Вселенной благую весть об избрании Аша Зартошта, говоря следующее: «Единственный, кто следовал предписаниям; Мазды, и я его хорошо знаю, это - Аша Зартошт Спентаман. Только он стремится обучать других людей праведной религии и гимнам, восхваляющим Мазду, по этой причине озарим его красотой речи!».
Но Душа Вселенной ничего не знала об Аша Зартоште и не обрадовалась его избранию, вскрикнув: «Почему я должна, безоговорочно принять защиту немощного человека и внимать его речам? По правде, я мечтала о могучем и сильном правителе. Когда такой человек встанет, чтобы помочь мне и защитить меня своими могучими руками?!»

Однако в следующем разделе видим, что Душа Вселенной успокаивается и принимает предводительство Аша Зартошта, говоря: «О, Ахура-Мазда, дай Аша Зартошту и его последо- вателям духовную силу и мощь! О, Воху-Ман (В этом месте вместо слова «Мазда» было употреблено одно из его особых качеств - Воху-Ман (Благомыслящий).) (Благомыслие Мазды), ты одари Аша Зартошта огромной силой мысли, ума и мудрости, чтобы он, полный сил, дал мирянам мир и покой! О, Великий Мудрец, мы все признаем его избранным и самым наидостойнейшим из твоих детей и принимаем его в качестве нашего предводителя!».
Таким образом, Аша Зартошт становится избранным, и общество после некоторого сопротивления принимает его в качестве своего духовного лидера и наставника.
Правильно осмыслив приведённый выше разговор, видим, что в этом божественном сценарии в символической форме показаны все нюансы зарождения зороастрийской религии, равно как и все этапы её развития. Сначала Душа Вселенной, являющаяся представителем людей (по словам других интерпретаторов — «потребностью общества»), излагает свою просьбу Господу Богу, который избирает того, кто поможет людям (обществу) решить их проблемы. Человек из общества с помощью силы Boxy-Мана (Благомыслия, данного Маздой) понимает эту «потребность общества», и, став на путь праведности и правдивости, становится избранным для предводительства среди людей. Однако общество его так просто не принимает - обратите внимание на то место в текстах, где Душа Вселенной возмущённо вскрикивает. И только осознав, что именно он и есть исполнение всех конечных желаний, Душа Вселенной подчиняется ему, желая его победы и славы.
История избрания Зартошта на роль духовного просветителя и предводителя людей на земле своими корнями уходит к зороастрийским мифам о творении мира. Когда в начале трёх последних (третьих) тысячелетий космической битвы между Хормаздом и Ахриманом Ахриман выходит из состояния безумия, он проникает в сотворённый Хормаздом мир и разрушает его, оскверняя все созданные Богом творения. Мир , становится охваченным бедствиями, а сотворённые Хормаздом создания заболевают и умирают.

Согласно Бундахишну: «...Когда умер Бык/Корова, равного которому не было создано, «гушуран его души» вышел из его тела, встал рядом с его оболочкой и криком, силой в тысячу кричащих мужей, пожаловался Хормазду, сказав:
«О, повелитель созданий, почему ты допустил, чтобы земля пришла в дрожь, засохли растения, и загрязнилась вода? Где тот муж, которого ты обещал сотворить, чтобы он учил добродетели и чистоте?»
Хормазд ответил ему: «Ты болен, Гушуран, болезнью Ахримана. Если бы можно было в это время сотворить того мужа, Ахриман не творил бы сейчас свои жестокие дела...».
-------------------------------------------------------------------
Редакция: Представленный здесь перевод Бундахишна показывает, что с воззванием к Хормазду обратился не «Бык» и даже не «Душа Быка», как это представлено в некоторых других переведённых на русский язык зороастрийских текстах, а «гушуран его души», то есть нечто наивысшее, олицетворяющее, если можно так выразиться, сам «дух Земли», и аллегорически сосредоточенное в этом живом творении. Вероятно, земной Бык/Корова были избраны на эту роль, потому что являются наивысшими символами труда и плодородия на нашей земле: Бык - пахарь, Корова - кормилица. В свою очередь, рога, возвышающиеся над их головами в форме полумесяца, это ни что иное, как аллегория нашего подлунного мира.
-------------------------------------------------------------------

Как видим, речь о сотворении человека, более сильного, чем Ахриман, который бы учил и наставлял людей, идёт ещё со времён начала космической битвы добра и зла. Но Хормазд не может в то время (или не успевает) его сотворить, и вынужден своими собственными глазами наблюдать за тем, как болеют и умирают его создания, не в силах что-либо сделать.
Здесь имеет место упомянуть ещё раз об обращении Геуш- Урвана к престолу Ахура-Мазды: «Если Ахриман убьёт меня, что будет со всеми животными, и кто сохранит земной мир от нападений Ахримана?» После этих слов Геуш-Урван был вознесён к звёздам, Луне и Солнцу, где Ахура-Мазда показал ему чистый фравахар Зартошта и сказал: «Вот тот, кого я сотворю, и кто будет Спасителем!» Геуш-Урван обрадовался этим словам, одобрил сотворение мира и согласился стать «пропитанием» на земле, сказав: «Я вскормлю творения».
Что же касается Амеша-Спента Boxy-Мана, помогавшего Ахура-Мазде и Геуш-Урвану в разрешении вопроса о защите всех земных тварей (полезных животных), то он, Воху-Ман, со временем стал выступать в зороастрийской мифологии не только как символ Разума и Благомыслия Ахуры, но и в материальной роли хранителя всех полезных животных на земле. В этом деле ему помогают изеды Мах, Рамман и Геуш, с которым сотрудничает Изед Дарвасба — дарительница здоровья, хранительца стад и табунов, изобилия и богатства.
При этом Геуш-Урван берёт под свою защиту не только вьючных животных и всех полезных четвероногих, которые в зороастрийской религии обладают огромной ценностью, но и является покровителем и защитником всех добрых людей и богатырей, которые усердствуют на пути благодетели.

В зороастрийской религии нет таких постов и дней, в течение которых было бы категорически запрещено питаться. Вместо этого в каждом месяце в установленные дни, называемые «днями набор», не принимаются в пищу никакие блюда, содержащие какой-либо вид мяса.
Дни набор - это дни изедов Воху-Мана (2 с/д), Мах (12 с/д), Геуш-Уреана (14 с/д) и Раммана (21 с/д). Они считаются днями воздержания от потребления всех видов мясных продуктов, что способствует сохранению жизни животных, а также полезно для здоровья человека.

Священный Бык Корова тотемическии символ 14 с/д

В ежедневном солнечном календаре Изеду Геуш-Урвану и его помощнице, богине Дарвасбе посвящён 14 солнечный день, тотемическим символом которого является Бык/Корова.
Атурпат о дне Гущ говорит так: «В день Гуш воспитывай (разводи) Гуш-Урунак и обучай Быка/Корову работам».
Учёные полагают, что вместо словосочетания «воспитывай Гуш-Урунак» изначально было написано «возноси хвалу, прославляй Гуш-Урунак». Слова же «обучай работам» означают «приручай, обучай Быка/Корову пахать землю».
В иранских легендах и мифах Бык/Корова наделены весьма значимой ролью; оно и понятно — ведь арии всю свою жизнь занимались земледелием, а также разведением крупного рогатого скота и овец. С помощью быков они вспахивали землю, чтобы сажать и выращивать полезные растения, а коровы давали молоко, которое служило им ежедневной пищей.
В легендах, связанных с древнеперсидским царем Ферейдуном, сказано, что его кормилицей была Корова по имени Пормае, которую также называют Пормаюн (Бармаюн):

Эта корова по имени Пормае
обладала самым высоким статусом среди коров.
Отделившись от матери,
она, подобно павлину, меняла свой облик.
Мудрецы собрались на неё посмотреть,
и звездочёты, и мобады.
Никто в мире не видел подобной Коровы,
не слышал о ней ни от стариков, ни от мудрецов.

В продолжение поэтической темы, отметим, что и великий персидский поэт Фаралави (Фаралави, от которого осталось не более 30 двустиший, да и те лишь из словарей, был современником более известного пета Рудаки (IX- X вв.)), в одном из своих стихотворений тоже упоминает кормилицу Пормаюн, говоря:

Коровы твоего стада пусть будут все
Кормилицами царей, как Пормаюн.

Полагают, что указание в древнеперсидских текстах на вскармливание легендарного царя Ферейдуна молоком Коровы служило не столько фактом кормления этого царя, сколько определением начала разведения крупного рогатого скота арийской расой, в период до разделения ариев на три ветви.
...С высоты небес Геуш-Урван и Дарвасба смотрят на землю, радуясь сытному благоденствию арийских стран и народов. Слух их ласкают хвалебные гимны и моления о здравии, плодородии, процветании и добродетели людей на земле.