Беседа перед Джашаном. Сущности Амеша Спента.
Перед ритуалом накрывают стол. Все в ритуале связано с семью Амеша Спента. Когда Бог создал человека, то он одарил его разумом и верой. Бог наделил нас шестью качествами. Первое – качество Вохумана, Благой Мысли. Образ Вохумана на Земле – это молоко. Оно белого цвета, как и одежда, которую мы одеваем. Даже маленькое пятнышко заметно на белой одежде. Также и наш разум так устроен, что любое отклонение человека от добрых намерений сразу становится заметно. Первое что мы должны усвоить – это стремление к добрым мыслям, добрым словам и добрым делам.
Второе – наша сила в правде, праведности, правдивости. Символ праведности – это огонь, Ашавахишта. Смысл триединства добра в том, что если человек что-то задумал, то он так сказал и также сделал. По этому правилу можно составить представление о человеке, насколько он правдив. А лжец, если что задумал, то он не станет об этом говорить. Наоборот, он сделает не так, как сказал. Кроме этого триединства (Аши), мы как Огонь должны также согревать и освещать окружающее пространство.
Третье качество есть Шахревар (Кшатра Варью). Его символом является металл. Мы должны уметь владеть собой и быть как металл. Это монета может обесценится со временем, а металл никогда. Если, например, мы возьмем стоимость барана в монетах – она может меняться, а вот по ценности металла она останется неизменной. Мы должны развивать в себе качества металла – владеть собой, укреплять силу духа, отказаться от лени.
Следующее - Спента Армаити, Святой Покой, Мир. Ее воплощение на Земле – это фрукты. То, что становиться и влажным и сухим, что принадлежит Земле. Потому что Земля наполнена любовью. Вы ходите по ней, топчите ее, пашите ее, а она отвечает вам всходами полезных растений. И она всегда полна любви к вам. Мы должны быть как Спента Армаити, Земля, давать людям свою любовь, добро, наполнять окружающий мир добром, оплодотворять его любовью.
Следующий – Хаурват. Его символ – вода. Мы должны наполняться знанием, совершенствоваться в знании, становиться зрелыми. В плане накопления знания и опыта мы должны быть как вода. Вода – самый лучший растворитель на земле. Мы также должны растворять знания. Не быть фанатиками. Чтобы наши мысли были свободными, чтобы наша жизнь была в поиске и не сковывать жизнь оковами, чтобы достичь совершенства.
Если мы все эти этапы пройдем, то мы достигнем следующего уровня. Достигнем ступени священного ума, Амертата. Мурдат – это смерть, а Амурдат или Амертат – это бессмертие. На этой ступени мы достигнем бессмертия, эманации главного божества Ахура Мазды.
Таким образом существует 7 этапов, это 7 ступеней зороастрийского познания. Мы должны это понять, усвоить и по прошествии этого мы достигнем уровня Спента Манна. С божьей помощи мы все надеемся достичь этого.
Сейчас мы начнем нашу молитву… (г-н Хоршидиан проводит ритуал Джашан)
Завершает ритуал словами – мы едины и солидарны со всеми добрыми людьми на земле, с их добрыми мыслями, словами и делами всего мира. Это мы провозглашаем словами «хамазор бим!», «да будем мы едины!». Зороастризм сейчас не секта, а религия с большим гуманистическим пафосом, направленностью. Мы мыслим вселенски и работаем для народа, мы не отделяем свои интересы от интересов всего человечества. То, чем вы сейчас угощаетесь после Джашана (фрукты, орехи, сладости) есть некое благословление. Вы можете это взять, чтобы угостить своих близких и друзей. Сочные лучше есть здесь, а сухие берите в карман и несите домой. Пусть ваши знакомые пожалеют, что не пришли сюда :) Любое ритуальное действие имеет свою подоплеку, смысл и подтекст. Пытайтесь познать и понять этот смысл у каждого ритуала.
Я благодарен всем! Большое спасибо, что Вы приняли участие в ритуале. Я думаю, что все мы будем следовать принципу «благая мысль, благое слово, благое дело». Следуйте по Пути Правды, Арты, Истины и не лгите! Желаю вам успеха именем Ахуры Мазды!
Беседа после ритуала
<Вопрос – какова была последовательность молитв на ритуале?
Х - Первая часть – Сраош бадж. Он как бы устанавливает связь с Господом. Далее читают Гах в зависимости от времени суток. Вторая часть – «Авеста Кушти»
Кошегир в переводе с авестийского это борец. Повязывая пояс зороастрийцы, делят свое тело на две части – верхнюю и нижнюю. Он должен заботиться больше о чистоте верхней части тела. Пояс кушти обвязывается трижды вокруг тела как символ благой мысли, благого слова и благого дела. Завязывают четыре узла, связанные с 4 стихиями, их не осквернении (огонь, земля, воздух, вода). Потом каждый сам выбирает какие тексты Авесты читать. Сегодня я читал Джашан. Он читается не каждый день а в определенные праздники. Джашан – это хвала Богу. В современном языке это переводится просто как праздник. В нашей религии радость (в разумных пределах, конечно :)) это как восхваление Бога. Мы благодарим Бога за то, что он создал мир, людей.
Молитву Огню, Аташ Нияйш я сегодня не читал. Когда большое событие, разжигают большой Огонь и читают Аташ Нияйш. Его читают не всегда. Вообще Авесту читают не целиком. Мобед выбирает нужны части для конкретной церемонии, ритуала.
Вопрос – каким языком написана ваша книга для ритуала?
Х – Это персидский шрифт, которым записаны авестийские тексты.
Поднимая один палец во время ритуала, мы говорим, что Бог – един. Произносим «Афринами», восхищаемся Богом и миром, который он произвел. Буквальный перевод «Хвала Богу!». Второй палец – мы верим, что Заратуштра - посланник Бога, что мы мыслим, говорим и делаем доброе.
А вот это движение руки до глаз (показывает) означаем, что мы все свои чаяния, желания кладем на глаза, чтим как око (такое у нас выражение), так они дороги нам.
Движение веткой мирта – наше благословение всем северным странам (показывает на блюде, касаясь от себя), потом южным (показывает, касаясь ближе к себе), восточным и последнее – всему добру, что идет от западных стран. А вот это движение (показывает в центре, где фрукты) для добра и всех праведных в своей стране. Если поставить эту веточку в середину – то это для Ирана. Находясь в России и ставя веточку в центр – это для России, только думать нужно о праведных людях, о тех, кто говорит, делает и мыслит добро. Вначале нужно двигать веточку на все страны света, а потом в центр, для нас.
Вопрос – какая фраза произносится в конце молитвы? На подобии христианского «аминь»?
Х - Мы говорим «хамазурбим» т.е. да будем мы едины... Ашо Зардушт означает «чистый»…
Вопрос – Расскажите про данные изображения Амеша Спента на картинах. Что означают весы в руках?
Х - Весы – символ справедливости. Нарисовала картины художница – Анна Шапиро, знакомая инженера Варджавана. Как она видела, как она поняла сущности Амеша Спента так она и изобразила их. Это ее индивидуальное воображение.
Траура у нас нет. В смерть как в нечто ужасное мы не верим. Мы уверены, что после смерти начинается новая жизнь. После смерти единоверца мы надеваем белые, а не черные одежды, женщины носят белые платки. У нас нет поминок в вашем понимании, а есть специальная церемония (Порсе?). Собираются близкие люди, но они не скорбят, как в других традициях. Душа человека после смерти отправляется на справедливый суд, где станет ясно, примет ее Бог или нет. Зороастриец живет праведной жизнью, поэтому все уверены, что его Бог примет, у него все будет хорошо. На Порсе нет ни скорби, ни радости, просто вспоминают умершего, его добрые дела.
Считается, что на четвертый день душа отделяется от тела и улетает на мост Чинват, где проходит суд. Взвешиваются дела человека при жизни. Если добрых дел больше – то душа попадает в рай, злых больше – в ад. Рай, бехешт – персидское слово, созвучное индоевропейским словам, например «бест», «best» означает лучшее место. Душа попадает в ад максимум на 30 лет, это срок для самой наихудшей души. После ада и чистилища души попадают в обитель Бога. Там Свет, покой, там они сливаются с Богом.
На четвертый день мы проводим ритуал, который так и называется «ритуал четвертого дня». Также на десятый и тридцатый день. Затем 30 лет каждый год они поминают душу.
Захоронение происходит в глиняном гробу или цементируют останки. Тогда не происходит осквернения благой стихии земли разлагающейся мертвой материей.
Передаю вам для общины две свои книги. Первая – ответы на основные вопросы по зороастрийской религии. Вторая повествует о роли женщины в зороастрийской религии.
Беседа вечером в гостях
Вопрос - В русском языке слово «счастье» состоит из частей С-ЧАСТЬ, что позволяет понять внутренний смыл этого слова. А как это слово звучит, трактуется по персидски?
Х - Счастье по персидски «бахти». Это сейчас. Раньше оно звучало как «бохти». Часть (вторая) «бох» означает проигрыш или выигрыш. Потому что жизнь для нас – это игра, в которой мы рискуем, выигрываем или проигрываем. Также часть этого слова (первая) («кош»?) что означает хороший, добрый. Поэтому смысл этого слова у нас – счастлив в жизни тот, кто больше выигрывает, а не проигрывает. Счастлив в жизни тот, кто много берет, но и отдает.
Вот, мы заработали денег и несем их на базар. Там приобретаем на них товар. При этом нас не должны обманывать. Должно быть равновесие между тем. Что мы заработали и что мы получили.
Любое слово имеет свой смысл, философскую подоплеку. Поскольку у нас целостное мировоззрение и мы повсюду видим проявление Бога. Есть народная иранская песня, в которой говорится «посмотрю на степь – вижу тебя, посмотрю на горы – вижу тебя, куда ни посмотрю, вижу тебя, т.е. Бога»… Поэтому мы называем вещи своими именами… Мы говорим мужчина и женщина, но они оба обозначаются одним местоимением, общим (нет разных «он» и «она» как в русском языке – прим. переводчика). В этом тоже проявляется наше единое восприятие мира. Даже слово «супруга, жена» в персидском означает «общая голова» или «голова к голове». Одна частичка этого слова означает «совместный», а другая – «голова». Жену, хозяйку дома называем хадбану…
Участник встречи - в христианстве схожий смысл, там говорится что жена – это лампадка, которая освещает мужа.
X - Ранее Иран был огромной страной, в 5 раз больше современного. Многие современные страны были его провинциями. В них везде уважали персидский язык. В Индии наш язык называют сахарным.
Замечание - Многие парсы считают персидский язык языком своих предков, поэтому они его изучают и знают.
Х - Фирдоуси, персидский поэт, живший более 1000 лет назад написал поэму «Шахнаме». Многие его рукописи были утрачены. В одном из российских музеев в Москве или в Петербурге хранится древнее издание, ему более 300 лет. Если в Иране возникают спорные вопросы по этой книге, то обращаются к этому изданию. Это говорит о том, что у нас давние связи русской и иранской культуры. Культурное и литературное наследие Ирана привлекало ученых из России. Мы всегда были соседями!
Ранее деление Ирана было на устаны. Но затем эти устаны отошли и стали государствами Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и т.д. Уже после распада СССР они обрели независимость, но приставка «стан» до сих пор у них присутствует. У Азербайджана нет такой приставки потому что он был отделен. Афганистан, Курдистан, Арменистан, Пакистан, Индостан. Стан – где живут, в русском языке становище, английское Stage.
…Если кто-нибудь из вас приедет в Иран, если он владеет фарси, или с ним будет переводчик, то мы смогли бы его научить проводить ритуалы и многое показали бы. Йазд – это источник, откуда забили воды традиции Заратуштры. Именно там лучше всего и бережнее сохранили все традиции. Задача священника – доступно объяснять учение простому народу. Все идеологии состоят из двух частей – философской, исследовательской. Между проповедниками и простым народом разговор ведется особо. В любой религии есть основное направление и побочные ветви, как ислам и суннизм, шииты, например. Религия имеет конкретное воплощение в виде этих ветвей. Религии – это общие установки, идеи, общая философия. Она ведет к формированию мыслей народа. Даже в коммунистической традиции есть определенная философия. Ленин говорил, что религия – опиум для народа, но и сам коммунизм превратился в некое подобие религии.
Он принял свои ритуальные формы в разных странах. Нацизм также.
Когда на ритуале Джашан мы читали Авесту, мы разложили определенным образом символы, пояснили их. Пояснили, что молоко - эманации Вохумана. Простому народу не нужен философский подтекст, не нужно их обучать, пояснять, что и как. Когда ребенок спрашивает маму «а почему здесь стоит молоко?», мама потихоньку объясняет и это входит в плоть и кровь растущего ребенка. Так это передается из уст в уста и не нужно специально этому обучать. Нужно самим находить объяснение традиций, которые реализуются в обычной жизни.
Даже если взять две партии в Америке республиканцев и демократов, у них тоже сложились определенные традиции. Если вы пришли к зороастризму, то вы должны абсолютно правильно понимать идеи зороастризма, правильно проводили ритуал и старались этому научиться. Проповедники религии должны внедрять идеи традиции не в классе, а правильным их выполнением. Кто проводит ритуал, должен делать его правильно, чтобы не был нарушен философский посыл, чтобы он не терялся, а исполнялся.
Я думаю, что в понимании зороастризма мы с вами очень близки. У нас есть очень хорошая книга – Гаты. Культ и традиция, философия и культурная составляющая во многих религиях перемешаны и непонятны. У нас же невозможно ошибиться, у нас все четко. Например, многие направления ислама сунниты, шииты одно и тоже могут трактовать по-разному, в христианстве направления католики, православные могут также смотреть по-разному. А вот наши Гаты невозможно понимать двояко, здесь все прямо, двух мнений быть не может. Заратуштра говорил все очень четко, не двусмысленно, поэтому нас все ясно, что мы должны делать. Может быть, в чем-то зороастризм в Иране, в Северной Америке, в Индии отличается, могут быть местные особенности ритуалов, но основные принципы они везде неизменны. Несмотря на приход ислама у нас, слова Заратуштры были настолько прозрачны и ясны, и поэтому наша традиция сохранилась до сих пор, не смотря ни на что. Образ мыслей может выражаться по-разному, но основные принципы веры будут сохранены. Например, в древнем Иране до ислама была огромная территория. На севере страны захоронения проводились в дахмах, а вот на юге ритуал захоронения был другим. Но самое главное, принцип зороастризма – сохранение и не осквернение благих стихий, творений сохранялся везде.
Лекция, встреча общинников с Г. Хоршидианом
7 июля 2009 Петербург
Именем Ахура Мазды!
Я очень рад быть с вами! Надеюсь, что у нас сложатся длительные взаимоотношения между общинами Петербурга и Ирана. Наша возможная близость может привести к полезному обмену мнениями, поможет расширить наши взгляды. Вы сможете получить наиболее полное представление о зороастризме. Зороастрийская вера существует уже около 4000 лет, это первая религия единобожия. Она отличается особым видением мироздания. В современном мире зороастрийская религия является одной из самых передовых, прогрессивных поскольку она, прежде всего, рекомендует совершать добрые дела, говорить добрые слова и думать добрые мысли. Она рекомендует следовать Правде, Истине, с мудростью воспринимать зло и тех, кто его проповедует, чтобы мы обеспечивали прогресс мира. В этом современный мир очень нуждается, поскольку в нем сейчас много лжи, зла и проблем. Я готов ответить на ваши вопросы.
Я предполагаю, что присутствующие здесь уже имеют представление о зороастризме. Мне уже задали ряд вопросов.
Первый вопрос касается зороастрийского канона. Зороастрийцы рассеяны по всему миру. Во всех странах они являются религиозным меньшинством. Большинство зороастрийцев проживает сейчас в Индии и Америке. Притом, что зороастризм зародился в Иране. В Иране нас сейчас 45-50 тысяч, примерно 25 местных общин. У нас два рода объединений. Одна группа – это общество мобедов, которые выполняют культурную и религиозную миссию. Они являются главными носителями мировоззрения и к ним обращаются по различным религиозным вопросам. Такое общество одно, в этих вопросах их не может быть больше, должен быть один центр. Такой центр находится в Иране, в Тегеране. Я глава данного центра мобедов, знатоков зороастрийской веры. Наподобие военачальника в армии. Остальные общины связаны с религиозной практикой – это общины Тегерана, Йазда, Шираза и других городов. Зороастрийцы имеются в каждом городе, но центр, совет мобедов – в Тегеране. Что вы имели ввиду под словом канон?
Вопрос – Имелось в виду организационные моменты. В каком возрасте и каким образом вступают в общину и т.д.?
Х – В разных слоях общества тоже формируются зороастрийские организации. Есть студенческий центр, есть организация зороастрийских женщин, есть молодежные центры. Вот, например, журнал «Фравахар» такого центра (потом посмотрите его, я оставлю его вам).
У нас принят общий личностный статус. Например, если в исламе женщины получают только половину наследства, в отличии от мужчин, то у нас мужчины и женщины равны. Зороастриец может жениться только на одной женщине, а в исламе можно на четырех. Это частные примеры. В каждой религии свои правила поведения. Но мы в Иране поступаем так, как велит нам наша вера. Например, на свадьбе женщины не повязывают платки на голову, танцуют, а исламские женщины не могут такого позволить.
В общественных местах, где есть и мусульмане мы следуем общепринятым правил. Мы официально получаем разрешение на проведение праздников и проводим их так, как велит наша традиция. Надеюсь, я ответил на ваши вопросы.
Печатные издания - у нас издаются несколько журналов – «Фравахар» (это ежеквартальный журнал). «Амурдад» - на подобие газеты, выходит два раза в месяц. В человеке находится божественная частица, которая называется фраваши. Она ведет нас по пути к Богу, к тому, чтобы мы раскрыли крылья добрых мыслей, слов и дел и двигались в направлении к Богу.
У нас есть сайт (адрес). У него 4 варианта. Он на фарси, на английском и на авестийском языках, оттуда можно получить Гаты. Дискуссии, выступления по теме зороастризма мы помещаем на этот сайт. Там есть возможность услышать звук, скачать аудиофайл. На этих мантрах слышен голос мобеда Фируз Гари, он старше меня. Этот сайт официальный. Остальные – основаны на личной инициативе, за них ответственность несут его редакторы.
Еще один сайт. «Берасат», что означает «пусть дойдет». В одном прочтении это означает «пусть дойдет до вас», а при перемене одной гласной – «пусть дойдет до Бога». Это информационный сайт. Каждый день здесь размещаем новости общин Ирана.
Другой сайт – «Амердат», тоже информационный. Лозунг его «Хамазур» (единство).
В нашей религии нет слова «должен», нет запрета, ограничения. Заратуштра нам предлагает, а мы сами уже делаем свой выбор. В некоторых религиях есть четкие предписания что и как делать, как мыть руки, как справлять потребности. У нас такого нет. Зардушт учит нас жить среди людей – руководствоваться добрыми мыслями, словами и делами, следовать истине и стремиться к ее познанию, чтобы мы объединялись со всеми добрыми людьми и не считали себя секстантами, развивали вселенское мировоззрение. Чтобы освободились от эгоизма, национализма. Это все не отменяется, конечно, но не следует все доводить до фанатизма.
Для поддержания здоровья нет конкретной Гаты Заратуштры, нет рекомендации совета мобедов. Каждый сам должен выбрать для себя то, что ему читать, выбрать. Заратуштра сам говорит, что его слова – это мантры, т.е. то, что призывает нас мыслить. «Ман» означает мыслить, «тра» - означает призывает. Рекомендуется читать Гаты, мантры, чтобы каждое предложение вызывало размышление. Я с детства знаком с Гатами. Я написал книгу «Мировоззрение зороастрийцев» именно по Гатам, по тому, что я воспринял из Гат. Я читаю Гаты уже 30 лет и каждый раз нахожу что-то новое. Потому что Гаты это очень сильное средство, что будит размышление. Я надеюсь, вы тоже прочитаете Гаты и будете размышлять.
Первое что хочется сказать – это о профилактике фанатизма, мозг должен больше работать, мыслить и не отдавать себя на волю предрассудкам. Это то что мне особенно в этом нравиться. Зороастризм основан на правде и истине. Зартушт вещает правду, поэтому мы называем его Ашо Зардошт, т.е. правдивый. Каждый день вы будете по новому осмысливать Гаты. Чем дальше и глубже вы заходите в эту воду знаний, тем она слаще и вкуснее. Мы должны отказаться от механического прочтения Гат как попугаи повторяя их, неосмысленно. Надо не обращать внимание на форму. Хотя вначале это приходится делать. Любую книгу вначале мы просто читаем, чтобы осознать ее, ознакомиться с ней, а затем перечитываем ее, проникаясь ее содержанием и сутью. Также как вкусив вкусную воду из источника, мы уже не можем оторваться и далее пьем все более наслаждаемся ее вкусом, влюбляемся в него. Я надеюсь, вы также влюбитесь и в Гаты.
Я сам офтальмолог, приверженец научного мировоззрения пришел к выводу, что взгляды зороастрийской веры очень актуальны в настоящее время. До сих пор я не нашел никакого недостатка в учении. Оно полностью совпадает с современными представлениями об устройстве мира. Следует быть приверженными своей вере как своей совести. Сейчас, к сожалению, многие желают возвысить свой народ над другими. Зардушт призывает нас не только проводить культ религии, но и способствовать развитию культуры. Мы считаем свой культ – это поклонение Мазде. Маздаясна – мазда – мудрость, сам Ахура Мазда, ясна – поклонение. Т.е. поклонение Ахура Мазде. Мы противники поклонения дивам, которые приносят в наш мир ложь, зло, повергают человека на дно, покоряясь их прихотям. Читая Гаты, каждый выбирает себе свое.
Вопрос – Сколько в Иране храмов Огня?
Х - До прихода ислама в Иране было три вида храмовых Огней . Первый - Аташ Каде – храм Вертрагны (Бахрама). Бахрам защищает истину. Огонь воплощение истины, Аша. Мы не изображаем божества. На данных картинах не зороастрийская живопись. Это картины Анны Шапиро, ее представление Амеша Спента. Но зороастрийцы никогда не изображают богов. Такие картины могут помочь тем, кто находится на первом этапе познания зороастризма, будет легче понять их смысл. Бахрам даже не божество, а ангел.
Раньше города Ирана были меньше и в каждом их них был один храм. Второй состоит из 17 частей. Одна – огонь предков и плюс 16 огней различных слоев общества по профессии того времени (например, кузнецы, ювелиры, пекари, домохозяев и т.д.)
В храм Бахрама приносятся огни разных слоев и зажигается общий огонь. Уже лет 20 так не делается, т.к. многие слои утратили свой огонь, например, профессия кузнеца сейчас практически исчезла. Огонь в этом храме был неким знаменем города. Если бы данные слои были представлены флагами, то это привело бы к спорам, какое место занимает этот флаг (ближе, дальше), а огонь объединяет их все воедино, он один горит. Сейчас у нас два таких храма, два огня, т.к. город разросся. В разных районах Тегерана. В других городах такой храм один. После арабского завоевания все наши храмы были превращены в мечети. В каждом городе есть одна общая большая мечеть для общих молитв мусульман. Она и возникла на месте храма Бахрама. У людей не поднялась рука разрушить храм, место, где веками горел священный огонь.
Если вы пойдете в соборную мечеть Йазда, Исфахана, Табриза и др. и попросите показать место огня Бахрама, то вам покажут это место. Там сейчас все собираются для общей молитвы. В этом храме мы собирались 4 дня в месяц для общей молитвы, представителей всех сословий. Также сейчас проходит в исламе, они заимствовали это у нас, зороастрийцев. Они потушили все храмовые огни. Только в провинции Фарс в храме Фаранбаг огонь усилиями мобедов был не потушен. Они тайно его сохраняли. В селении Ардакон(?) это было в квартале Миербод (?) хранили огонь под землей. Это было тайно и сопрягалось с большой опасностью. Существует целая серия легенд. Все равно каждый день зороастрийцы приходили, и рискуя собственной жизнью поддерживали огонь. Сердце кровью обливается, когда вспоминаешь об этом.
Вопрос – Когда это происходило?
Х – Ислам в Иране с седьмого века н.э. Двести лет после завоевания арабов огонь сохранялся, храмы сохранялись. Это делали только мобеды. Они не говорили об этом даже зороастрийцам, потому что могли предать. Цель была – чтобы огонь Бахрама не гас. Сегодня в его храмах огонь поддерживают постоянно по очереди мобеды. Он горит все время как огонь у могилы неизвестного солдата или олимпийский огонь. Ночью хранят горящие угли, а днем на службе зажигают пламя. Так что это самый главный огонь. Его можно сравнить со знаменем. Знамя – просто лоскуток ткани, но ценность его непреходяще. Ни один народ не позволит упасть своему знамени и чтобы его затоптали. Это самое страшное оскорбление. Этот огонь для зороастрийцев как крест для христиан, как звезда Давида или священная земля для иудеев.
Все огни, которые зажигали в восстановленных храмах, брали от этого сохраненного огня. Например, в Йазде данный огонь смешивался с огнями всех сословий и так восстанавливался храм Бахрама. Благодаря тому, что мы сохраняем этот огонь, поддерживаем его, каждый зороастриец чувствует свою сопричастность с 4-тысячелетней историей
Второй огонь Дар-е Михр. Его не обязательно поддерживать все время. Храмы этого огня – маленькие, их много. Если есть хотя бы один зороастриец, который зажигает огонь, то уже второй огонь горит. Для него не нужны мобеды и постоянное горение. Михр здесь переводится как любовь. Дар-е Михр – как врата любви, где можно испытать любовь к миру, к окружающим.
Третий огонь – Пир. Такие как Чак-чак. Эти огни больше связаны с женщинами, которые приходят поклоняться огню. Мужчина в переводе в фарси означает бессмертный. Если он погибает в бою, за веру, то на месте его смерти не устраивают поклонений. Это был его священный долг. Сын – поколение, которое идет за нами. Дочь мы называем духдат, связано с глаголом «шить», которая связывает сшивает семью воедино. Похожее значение в английском слове дочь - dother. С 15 летнего возраста или с момента женитьбы мальчик становится мужчиной. Он уже готов к тому, чтобы защищать свой народ, веру, семью и отдать жизнь за это. Женщина по фарси – «зан». Занбеги – жизнь, за ним земля, т.е. глагол «рожать», рождающая. Предназначение женщины не воевать и быть убитой на поле битвы, а рождать, продолжать жизнь. Если она шла на битву и погибала там, то на этом месте мы стоим Пир, место поминовения ее. Эти места связаны с подвигом, смертью женщины. Есть только одно исключение. Когда погиб Ардашир, ему было менее 15 лет и на этом месте тоже построен Пир.
В такие места приходят люди без мобеда, молятся, поминают погибшую, завязывают узелки. Такая традиция существует повсеместно.
У мусульман есть понятие «кибла», направление молитвы. Для них это азимут на Мекку, священное место. Для нас киблы нет. Находясь в храме – мы молимся на огонь, вне храма – на Солнце.
Вопрос – всегда ли горит огонь в храме?
Х – Мы уже об этом говорили. Пламя огня горит не всегда. Некоторое время поддерживают горящие угли. Мы поддерживаем здоровую среду обитания человека и поэтому поддерживание огня требует определенных навыков. Также как гвардия, охраняющая знамя проводит церемониальные действия, также и огонь поддерживается по правилам. У огня не должно быть сильное пламя. Огонь Бахрама открыт с трех сторон и с одной закрыт. Именно здесь в отдельном помещении находится мобед, который читает Авесту и периодически подбрасывает в огонь дрова.
В Иране синоним слова зороастриец – «дездин». «Дез» - это лучший, «дин» - совесть. Входя в храм, зороастриец снимает обувь, надевает головной убор. Он не должен обходить вокруг огня, т.к. там стоит стена. Он должен сидеть, смотреть на огонь и читать Авесту. Он должен настроиться на то, что этот огонь горел 4 тысячи лет и что пламя этого огня возносит ввысь его мысли. Обретенное от огня тепло нужно отдать окружающим, а всю грязь, все нежелательное, что плохого накопилось – сжечь. И наоборот, чтобы этот огонь разжигал в его сердце любовь, творчество. Арабы стали называть зороастрийцев огнепоклонниками, понимая при этом, что они поклоняются не огню, Ахура Мазде, который проявляется через огонь.
Вопрос - Могут ли мобеды наряду с религиозной деятельностью сочетать гражданские профессии?
Х - У нас два типа мобедов. Одни – «авестохан», чтец Авесты, это их главное занятие, другие –«авестодан» – знаток Авесты. У них есть гражданская специальность. Все они ходят на заседания анджомана для обсуждения различных вопросов, новостей, проблем. Все они стараются, чтобы традиция не прерывалась.
Любая религия, если ее не контролировать с точки зрения науки, философии, то она очень скоро превращается в сказку, приносящую доход. В зороастризме две составляющих – вера и знание находятся в балансе, поэтому здесь не может быть злоупотребления. Конечно, за долгую историю зороастризма мобеды писали свои труды, исследования, но они могли внести что-то свое в слова Заратуштры, изменить Гаты. Суть традиции была сохранена. Религия зороастризма держится на двух основаниях – это совесть и мудрость. То, что наш разум не принимает, то мы и не приемлем. Поэтому зороастризм защищен от предрассудков, основываясь на науке, на знаниях. Все зороастрийцы грамотные, образованные и успешные люди. Среди 50 тысяч зороастрийцев Ирана 200 – врачи, 300 – инженеров. 1000 – имеет высшее образование, не грамотных нет. Дочь одного из наших общинников получила имя Чиста («Знание»).
Ахура Мазда – наш бог. «Ахура» – это творец. «Маз» – это большой, «да» - это знание, мудрость. Руководствуясь знанием и мудростью он сотворил наш мир. Мы считаем Бога – высшим знающим. Чтобы познать Бога мы стараемся стать как можно более образованными. Амеша Спента Хаурват как раз является покровителем накопления знаний. Его символ – вода. Вода – универсальный растворитель и мы также должны растворять все знания, никогда не ограничивать себя в мыслительном процессе. Один из ключевых принципов, который должен воплотить зороастриец – это накопление знаний. Ахура Мазда – Всеведущий Творец, все что он сотворил, основано на мудрости, на знании. Известно 101 священное имя Ахура Мазды. Из них шесть выделено особо.
Первое имя Вохуман – мудрость, ум, который мы используем для того, чтобы выбрать правильный путь. Только у человека есть такая способность. Животные не осознают себя. Человек может изменить себя и стать лучше. Льва сколько не обучай, но слона из него не сделать :) Спента Ман – показывает лучший путь. Но человек может выбрать и худший путь, путь врага, ангромана, иметь злые мысли, слова и дела.
Рустам в Шахнаме совершает самый великий подвиг – убивает дива зла и после этого сам становится лучше, меняется его характер. Можно стать подобным ангроманью. Лучшая задача человека, следующим путем познания зороастрийского мировозрения – стать воплощением Вохумана и бороться со злым помыслом. Часть слова «ангроман» - «ман» означается нас самих, по-персидски «ман» это «я» мы должны бороться со злом в себе, искоренять его. Оно не существует вне человека. Все доброе, что есть в мире - делают добрые люди, а все злое в мире делают злые. Борьба добра и зла происходит не где-то, а именно в наших душах, в нас самих.
Второе имя Ашавахишта, Ардебехешт. После наступления ислама понимается как любовь, Бехешт – в переводе рай, самое лучшее. Стремление к истине, отказ от лжи, Идти по пути Истины, бороться с ложью.
Третий этап – Шахревар. Здесь человек получает возможность контролировать себя, свою силу волю и духа и защищать все доброе мире. Его воплощение – это металл. Когда мы накрываем праздничный стол в Новруз, то мы кладем на него золотые монетки, символ Шахревара. В другие праздники можно класть и другие металлы. Этот обычай собирания на праздничный стол Новруза семи предметов начинающихся на «с» иранцы сохранили в давних времен.
Спента Армаити – сама Земля, воплощение любви, скромности. Плоды земли в виде сухофруктов, плодов присутствуют на праздничном столе. Это символ того, что также как земля должны дарить другим людям свою любовь просто так. Здесь многое можно сказать.
Следующий как раз Хаурват, Хордат, который связан со знаниями. Мы должны становиться совершеннее, стремиться к знаниям, к зрелости. Мы должны растворять знания в себе как вода.
Высший уровень, когда мы прошли все этапы, то мы выходим на высший уровень Спентамана. Т.е. мы очистили все свои мысли, освободились, становимся бессмертными. Мы навсегда оставляем свое доброе имя, добрые дела. Тогда после смерти наша душа отправляется в рай. Эти семь ступеней должен пройти каждый зороастриец. Эти ступени идут не одна за другой, а сразу работают над всеми этими качествами, сразу совершенствуют эти ипостаси. Этому мы обучаем своих детей и они должны следовать этому в течении жизни. Надеюсь, вы сможете также обучить своих детей в своей общине. Организуйте кружки, воспитывайте их тому, что знаете сами, чтобы это вошло в них с самого начала. Чтобы они стремились к совершенству, говорили только правду, владели собой, отказывались от лени, отказывались от слабости, любили окружающий мир, копили свои знания, чтобы мы все смогли достичь уровня Спентамана и стать «хамазурби», едиными со всеми добрыми людьми, не зависимо от их религии. Каждый из нас человек, он не должен топтаться на месте, он должен идти вперед, раскрыть крылья добрых мыслей, слов и дел и лететь вверх, в высоту.
Вопрос - Чем парсы отличаются от иранцев зороастрийцев? Почему парсы принимают в общину по рождению, а в иранскую общину может вступить любой?
Х – по нашему календарю сейчас 3747 год. До прихода ислама Иран был больше современного в пять раз. Никогда зороастрийцы не прокладывали путь к сердцу верующего мечом, не проливали крови. Но при этом была захвачена такая территория! Но после завоевания арабами мы были вынуждены ввести ограничения. Сегодня мы лишены возможности проповеди зороастризма. Если мы кого-нибудь из ислама привлечем в зороастризм, это будет равносильно нашей казни.
Ранее Индия, Средняя Азия, Пакистан, Афганистан входили в состав Ирана. А потом нас арабы на кусочки разорвали. Возможно, мы сами тогда сплоховали. Сейчас везде находят остатки зороастрийских храмов. Зороастризм не секта, а мировая религия. Когда парсы переселились в Индию – это особая история. После арабского завоевания часть иранцев-зороастрийцев переселились в Индию. 300 лет они противились завоевателям, но ничего у них не получалось. Тогда на кораблях они пересекли Индийский океан и высадились в местности Санджан. При высадке на них напали местные жители и их мобеда отвели к махарадже, местному правители. Это очень интересная история. Мобед сказал - принесите мне молоко и сахар. Он рассказал, почему они здесь, что если они вернуться то их убьют. Мы сахар, а вы молоко. Если размешать сахар в молоке, то его объем не изменится а вкус станет лучше. Так и мы. Нас мало, но мы сделаем для вас много блага. Так и вышло. Индия очень продвинулась благодаря парсам. Хотя и численность составляет 1/2000 от общего населения, но в тоже время около 80% промышленности находятся в руках парсы. А тогда 1000 лет назад индийцы поставили одно условие парсам – они не должны обращать местное население в свою веру. Парсам пришлось пойти на это. Но их община – не секта, закрытая для других. Исторически процесс распространения зороастризма видно как быстро зороастризм распространился на огромную территорию, до сих пор везде находят памятники истории зороастризма в этих местах. А мы сейчас в Иране не можем привлекать других в свою веру. Иначе мы сами исчезнем с лица земли. Также и в Индии парсы просто исполняли поставленное условие.
Заратуштра нас учил тому, что, во-первых, мы прежде всего люди, и только потом уже иранцы, индусы, россияне… Только не давно, в последние десятилетия мы с удивлением и радостью обнаружили, что в других странах есть зороастрийские общины. В Казахстане, Таджикистане, Курдистане. К сожалению, у них нет связи с Советом мобедов и они воспринимают религию Заратуштры по своему, смешивают ее со своими традициями, обычаями. Здесь чистота зороастризма теряется. Но общие основные моменты сохранились. Сейчас, развивая контакты и связи с ними, и опираясь на Гаты, мы сможем сохранить правильное представление о мировоззрении зороастризма без политического подтекста. Мы преследуем только культурные, религиозные и познавательные направления, избегая политики.
Вопрос – в Индии парсы живут отдельно, а как вы живете в Иране?
Х – Мы сейчас живем среди мусульман. Если мы жили раньше отдельно, то это потому что так нас заставляли делать. 200 лет назад наши предки не могли жить в городах, а только в пригородах. Сегодня мы живем уже вместе. У меня много друзей мусульман, я их очень люблю и уважаю. С моей точки зрения каждый, кто следует принципу «добрая мысль, доброе слово, доброе дело», то он зороастриец.
Вопрос – Вы сказали, что возможно вы где-то сплоховали, позволив завоевать себя арабам?
Х – Проявили слабость в какой-то степени…
Вопрос – но парсы были сильными людьми…
Х – это отдельный вопрос, про это нужно говорить отдельно. Почему Сасаниды уступили, почему пришли арабы? Это другой спор. Возможно, мы пострадали из-за того, что были благородными, добрыми по части помыслов и дела. Но мы этим гордимся! Мы гордимся тем, что когда Кир Великий завоевал Вавилон, там было рабство, то он отменил рабство. Арийцы, когда пришли на эти земли в более давние времена и они ассимилировали, приняли местный народ. В противоположность арийцам, пришедшим в Индию. Где существует каста неприкасаемых, т.е. потомков местного населения, которое завоевали арийцы. Идеология зороастрийцев отличается от всех других. Дело в том, что в период завоеваний арабов Ирана были победы на нашей стороне. Но мы не могли действовать так грубо и низко как арабы – отрезать руки, ноги, торговать рабами. Особо мы гордимся, что у нас не было рабства, что мы не считали себя лучше других, хотя были очень сильными. Т.е. процесс арабского завоевания следует особо изучать, исследовать. Так все не просто.
До зороастризма исповедовался митраизм, вера в солнце, в Митру. Культ Митры предшествовал зороастризму. Заратуштра посадил дерево кипарис когда стал пророком. Когда арабы завоевали это место, то они срубили это дерево и увезли себе. Кипарис стал символом зороастризма. 28 наций входили в состав Ирана, их изображали в виде 28 кипарисов. С приходом ислама дерево погибло. Изображают его так (показывает). Это означает, что Иран стал мусульманским, но он сохранил свои традиции. Столько пролито крови, что это дерево никогда не засохнет и культура Ирана будет жива всегда. Кипарис без верхушки стал символом шиитского Ирана.
В - почему зороастрийцев становиться все меньше и меньше?
Х - Я не думаю, что уменьшается. Например, в Мексике за последние 10 лет появилось около 2 млн зороастрийцев. А в Иране современное мусульманское правительство очень строго относиться к распространению другой веры, поэтому не можем как в Мексике обращать людей в свою веру. Нас всего сейчас 50 тысяч, если мы будем идти против закона, против правительства, что тогда от нас останется? Мы прежде всего должны подчиняться закону своей страны. Мы можем налаживать контакты с общинами других стран, но принять в свою - мы не можем. Мы очень внимательно следим, чтобы не переступить черту закона. За этим следят наши юристы. В правительстве Ирана есть один представитель зороастризма. По законодательству выбирается один депутат от 200 000 человек. Нас же религиозное меньшинство и поэтому от 50 000 мы имеем одного депутата. Поэтому если у нас есть проблемы, то мы их решаем через этого депутата законным путем. Я сейчас перед вами рассказываю о зороастризме на законных основаниях. Мы можем поддерживать культурные контакты, но не политические. Мы вне политики. Религия зороастризма открыта для любого человека не зависимо от его национальности. Вот в России тоже появились зороастрийцы, повязывают кушти.
В - Что должен знать мобед?
Х - Если человек хочет стать мобедом то он должен изучить философию (знать все философские системы, сопоставлять их) и астрономию, а влияние звезд на судьбу человека мы не принимаем. Одна из наших задач - это борьба с предрассудками. Но мы открыты, чтобы изменить свою точку зрения. Если нам докажут, что звезды влияют на судьбы человека, то мы примем эту точку зрения. То что доказано наука, мы принимаем, что она отвергла, то мы отвергаем. А про что наука молчит, не говорит ни «да», ни «нет», то это мы сможем принять. Например, сон, который видит человек. Психология изучает сны, если наука доказывает что-то в этом, то мы примем это. Если же моя знакомая начнет толковать сон, то я спокойно и безразлично восприму это.
Обмен энергии происходит между людьми. Но этот вопрос наукой плохо изучен. В этой области многие спекулируют, мошенничают. В Иране постоянно сообщают о задержании таких врачей мошенников. Кто-то сможет использовать это во благо, а кто-то будет злоупотреблять. В Иране много последних.
Например, человек зацикливается на иглоукалывании, хотя все время это может ему быть во вред. Кто-то не идет ко мне на операцию глаз, а тратит большие деньги на другие ненаучные способы, не всегда эффективные. Да, есть особые люди с особыми свойствами, которые помогают другим. Но есть и мошенники. Думаю в России такая же картина. Астролог и астроном звучит одним словом. Иранцы впервые ввели солнечный календарь и до сих пор им пользуются. Новый год в весеннее равноденствие. Это все основал и рассчитал Заратуштра. Он был астрономом.
Вопрос – Служат ли в армии зороастрийцы?
Х - Да, служат. Некоторые зороастрийцы стали полковниками. Мы защищали отечество в иракской войне. В этой войне погибло 20 зороастрийцев. В трудное время мы встаем на защиту.
Вопрос – Как проходит обучение мобедов? Как в медресе?
Х - Нет не как в медресе. У нас есть курсы по религии и философии только для зороастрийцев. Сдаются экзамены. По окончании проводят специальную церемонию. Учеба занимает 4 года.
Вопрос – Спасибо, что приехали к нам. Спасибо что сохраняете традицию. Как известно человек должен красиво родиться, красиво прожить и красиво умереть. В зороастризме ранее использовался определенный ритуал захоронения. Ныне он претерпел изменения. Сейчас захоранивают в бетонных участках. Теперь сам вопрос… :)
Х – Я уже сейчас должен вам ответить, т.к. вы не все правильно сказали.
Вопрос – бетон насилует землю. Может быть, странно так беречь чистоту земли, причиняя ей страдание в малом?
Х - :) вы многое сказали, теперь откройте четыре уха и слушайте :) В нашей религии есть основные принципы и второстепенные. Я подробно отвечу, чтобы вы поняли. Есть религии христианства, ислама и другие всемирные. В священных книгах Коране, Торе и Библии. Все они предписывают, как делать то или иное в жизни. Иудаизм в этих правилах особо строг, другие менее. Я сравниваю не для того чтобы сказать, что из них лучше, а чтобы ответить вам. Если правило записано в книге, то это никто изменить не может. В зороастризме нет такое. Все предписания сводятся к нескольким пунктам.
Первое – мы не должны делать жертвоприношений. Мы можем пить вино, но так, чтобы это не влияло на способность мыслить. Мы должны хвалить Бога добрыми мыслями, добрыми словами и добрыми делами. Таким образом, нам дается путь, как быть праведным человеком, а не то, как быть зороастрийцем. Наша религия – это религия выбора. Человеку сообщается, что и как, но выбор остается за человеком. В период жизни Заратуштры, когда правил Виштаспа, он 4 года вел переговоры, чтобы получить согласие правителя на распространение своей веры. В результате шах и его визири стали зороастрийцами. После этого он организует общину, которая называется общиной магов. Он тогда проводит среди магов и сторонников обучение как завязывать пояс, как читать молитвы и другое, о чем не говорится в Гатах. Учит тому, что в жены можно брать не больше одной женщины, наследство должно делиться поровну между наследниками мужского и женского пола. Определяет для всех ряд других законов. Даже осуществление молитвы не имеет четких предписаний как скажем в исламе (куда и сколько раз поклониться). Также нет четких предписаний как хоронить человека. Главный принцип – благие стихии – огонь, земля, вода, воздух должны быть чистыми, неоскверненными. Этот главный принцип должны все соблюдать, даже те, кто перешел в зороастризм из других религий.
Мы видим, что в том же Иране на севере страны, где довольно холодно на горных районах строили специальные башни, где душа покидала тело и происходил ее посмертный суд. Деталей здесь много, например, поверхность земли покрывалась камнями, приносили мертвых сюда на каменное ложе. Располагали мертвое тело так, чтобы на него падало больше солнечных лучей. Внизу были специальные металлические стержни, чтобы они проводили магнетизм, это была особая инженерная конструкция. Стервятники прилетали, поедали плоть тела и таким образом благая земля и другие стихии не осквернялась мертвечиной. Нельзя сказать, что это было 100%, но все-таки максимально возможно.
На юге Ирана гораздо жарче. Там вынуждено хоронили в могильниках. Выдающихся людей хоронили в каменных гробницах. Это было очень дорого, но это могли себе позволить. Тогда мертвое тело соприкасалось только с камнем. Мы считаем, что камень не входит в состав благих стихий. Рядом с жилым домом находилось каменное специальное возвышение. Если кто-то умирал, то его выносили и клали на это место. Тело умершего по зороастрийским законам считается оскверненным и к нему нельзя прикасаться, тем более нести его на руках. Неизвестно от чего тот умер, может быть от заразной болезни. Обычные продукты питания – зерно и др. хранилось в больших глиняных сосудах, кумрах. Если кто-то умирал, то его помещали в кумру, чтобы не осквернить землю. Богатые люди изготавливали заранее такие большие кумры для умерших. Отсюда берет начало всем известный гроб.
Таким образом, в Иране можно видеть разные способы захоронения в разных краях. В некоторые периоды истории трупы даже сжигали. Это было по другому, не так как в Индии. Совсем недавно в Индии при смерти мужа сжигали его жену. Индира Ганди запретила этот обычай, поэтому ее убили.
После прихода ислама всем пришлось выносить мертвых на горы, на поедание стервятникам потому что разоряли гробницы, запрещали иметь свое кладбище. 50 лет назад нам разрешили иметь свои кладбища. Мы выбрали захоронение в кумрах, чтобы меньше всего осквернять окружающую среду. По своей религии мы не можем хоронить на сельскохозяйственной земле, в близости от воды (700 м). Нельзя сказать кто кладбище у нас все бетон. В любом случае, в любой религии мертвое тело необходимо как-то «утилизировать». На ракете на Луну его не отправить. Поэтому стоит задача минимально осквернить землю, воду.
В Америке зороастрийцы выкладывают внутренность гроба металлом или другим материалом, а в Германии зороастрийцы чаще сжигают мертвых. Для нас это не предосудительно, главное соблюдать принципы, руководствоваться умом и совестью. Принципу нужно быть верным в целом, но в мелочах можно уступить.
Вопрос – Какое отношение зороастрийцев сейчас в Иране к греху номер один, противоестественной половой связи?
Х – Да, в Видевдате противоестественная половая связь называется грехом номер один, не имеющим прощения. Сейчас у нас такой взгляд. Есть Гаты, священные слова, принадлежащие Заратуштре. В Гатах об этой проблеме ничего не говорится. Все другие зороастрийские книги принадлежат уже зороастрийским священникам, жившим после Заратуштры и трактующим его учение. Поэтому информацию из них мы изучаем, принимаем, но не считаем равными Гатам. Гаты говорят, что человек должен следовать «доброй мысли, доброму слову, доброму делу», избавляясь от всего злого в себе, быть разумным, здоровым и здравомыслящим человеком. Для такого человека противоестественная связь будет действительно противоестественна, сродни болезни. Таких больных людей много в Америке, Европе. У нас в Иране их практически нет. Для доброго человека, который следует зороастризму важно исполнить завет учения – создать семью, продолжить род, вырастить достойную смену. Так что такой проблемы, чтобы ее называть номер один у нас нет.
Вопрос – насколько Вы считаете возможным распространять учение зороастризма в России?
Х – Обязанность каждого зороастрийца делиться с окружающими своим взглядом на мир. Не надо придавать черезчур большое значение пропаганде. Не стоит оказывать давление на других, чтобы они вступали в ряды зороастризма. Зороастризм не секта, куда нужно притянуть других. Просто делитесь своим мировоззрением, не делайте сравнений, что католики или буддисты лучше, хуже. Некоторые вот говорят, что если все в мире станут мусульманами, то мир станет прекрасен. Ничего подобного не должно быть. Заратуштра призывает нас приближаться к Богу, познавать его, а не замыкаться на каких-то частностях. Мы стараемся просто рассказать о нашей вере. Главный путь для человека - путь к истине. Мы должны его пропагандировать, но не принуждать. Например, нельзя говорить, что вот, вы еще не зороастриец, тогда я не буду с вами общаться, что-то делать…
Замечание - У нас даже преподаватели ВУЗов не владеют представлением о зороастризме.
Х – Может быть, если моя книга о зороастризме была переведена на русский язык, то может быть это привлекло внимание людей, помогло им познакомится с зороастризмом. Все что я там говорю, как раз раскрывает мировоззрение зороастризма. Хорошо если с этим ознакомятся многие.
Вопрос - Могли бы Вы выступить экспертом, рецензентом трудов по зороастризму, чтобы вы были соавтором?
Х – Приход ислама ограничил нашу проповедническую деятельность. Нам приходилось прятать многие книги по зороастризму. Так мой отец перед своей смертью сказал мне: «Иди, разбери камни вон в той стене, там спрятаны наши книги». В такой вот ситуации представители разных общин стали разъедены. Сейчас только последние лет 20 как мы вернулись к публичной, общественной жизни. Это произошло благодаря публикациям многих ученых, которые исследовали зороастризм. Они подогрели интерес официальных лиц в Иране и в результате политика к зороастрийцам стала мягче. Я возьму с собой в Иран ваши зороастрийские журналы «Митра», переведу, пойму что и как. Тогда можно будет говорить о сотрудничестве в публикациях.
Благодарим Вас за интересный рассказ, очень рады вашему приезду! Надеемся мы еще увидимся не один раз. Преподносим Вам небольшие дары в память о нашем городе, о встрече с нами!
Х – Я тоже Вас за все благодарю! Простите, если утомил вас длинным рассказом. Я старался как можно подробнее ответить на ваши вопросы. Я говорил вам не от своего имени, а от лица иранского зороастризма. Спасибо за внимание! Всего доброго!