Благие и греховные дела в зороастризме

Опубликовано star72 -

Зороастрийская календарная система предполагала наличие тридцати благих дел и тридцати грехов, соответствующих тридцати дням месяца и ведущих к праведности или греховности. Эти добродетели и грехи подробно описаны в пехлевийском религиозном тексте

  • Суждения Духа разума [Дадестан-и меног-и храд]
  • ("Дадестан-и-Меног-и-Храд" — позднее пехлевийское религиозно-этическое сочинение, построенное в форме диалога. Чтобы понять смысл происходящего, мудрец задает Духу высшей небесной мудрости 62 вопроса, касающихся различных положений веры), то есть "Беседы с Духом мудрости".
    Приводим цитату из этого в высшей степени интересного сочинения, в котором мудрец вопрошает Духа мудрости по самым разным аспектам религиозной и повседневной жизни.

    Меног-и-Храд Глава XXXVI

    Мудрец спросил Духа мудрости: "Какой из грехов на свете самый гнусный?"

    Дух мудрости отвечал так:

    "Из грехов, совершаемых людьми, грех противоестественной половой связи наиболее отвратителен.

    Вторым наихудшим грешником является тот, кто потворствовал противоестественному половому акту с мужчинами.

    Третьим — кто убил праведного человека.

    Четвертым — кто разрушил праведный брак.

    Пятым — кто расстроил устроение усыновленного сына.

    Шестым — кто потушил огонь Варахрама.

    Седьмым — кто убил водяного бобра.

    Восьмым — кто поклоняется идолу.

    Девятым — кто верует и стремится поклоняться всякой религии.

    Десятым — кто потребляет то, что поручено его охране, и становится расхитителем.

    Одиннадцатым — тот, через греховность которого поддерживается нечестие.

    Двенадцатым — кто не делает никакой работы, но ест незаконно и неблагодарно.

    Тринадцатым — кто распространяет ересь.

    Четырнадцатым — кто совершает колдовство.

    Пятнадцатым — кто совершает измену.

    Шестнадцатым — кто совершает поклонение демонам.

    Семнадцатым — кто совершает воровство и подстрекает к воровству других.

    Восемнадцатым — кто нарушает обещание.

    Девятнадцатым — кто действует по злобе.

    Двадцатым — кто оказывает давление, чтобы веши других перешли в его собственность.

    Двадцать первым — кто расстраивает праведного человека.

    Двадцать вторым — кто распространяет клевету.

    Двадцать третьим — кто проявляет высокомерие.

    Двадцать четвертым — кто идет к блуднице.

    Двадцать пятым — кто проявляет неблагодарность.

    Двадцать шестым — кто говорит ложь.

    Двадцать седьмым — тот, кто оскверняет прах умерших.

    Двадцать восьмым — кто испытывает удовольствие, удовлетворяя порок и изводя добрых.

    Двадцать девятым — кто считает грех безотлагательным делом, а исполнение добрых дел ежедневно откладывает.

    И тридцатым — тот, кто скорбит о счастье, которое он доставил другому.

    *******************
    Глава XXXVII

    Мудрец спросил Духа мудрости:

    "Каковы главные пути и побуждения добрых дел, которыми люди достигают небес?"

    Дух мудрости отвечал так:

    "Первое доброе дело — это щедрость и великодушие.

    Второе — правда.

    Третье — благодарность.

    Четвертое — довольство.

    Пятое — желание произвести благодеяние для добрых и стать другом каждому.

    Шестое — пребывание без сомнений относительно того, что небо и земля и все блага земного и духовного существования происходят от Создателя Хормазда.

    Седьмое — признание бесспорности того, что вся нищета и горе происходят от Ахримана, нечестивого, который проклят.

    Восьмое — свобода от сомнений в том, что касается воскрешения и будущего существования.

    Девятое доброе дело — это если кто ради любви души вступает в брак, в котором жена будет, как сестра, а муж — как брат.

    Десятое — кто усыновляет сирот.

    Одиннадцатое — кто обрел привычку усердно трудиться.

    Двенадцатое — кто без сомнения в чистой, светлой религии поклонников Мазды.

    Тринадцатое — кто добросердечно заботится о способностях и средствах каждого.

    Четырнадцатое — кто обретает уважение добрых и сам становится почитателем добродетели, которую он находит среди добрых.

    Пятнадцатое — кто ищет привязанности добрых.

    Шестнадцатое — кто изгоняет злобу и немилосердие из своего ума.

    Семнадцатое — кто не вынашивает недостойной зависти.

    Восемнадцатое — кто не вынашивает похотливых желаний.

    Девятнадцатое — кто всегда и со всеми умеет поладить.

    Двадцатое — кто не вносит расстройства в дела умерших и беспомощных.

    Двадцать первое — кто не допускает ни малейшего проявления гнева.

    Двадцать второе — кто не совершает никакого греха от бесчестия.

    Двадцать третье — кто не проявляет апатии вследствие лености.

    Двадцать четвертое — кто не таит в себе сомнений относительно святых существ.

    Двадцать пятое — кто не сомневается в существовании рая и ада, являющихся воздаянием душе, слава которой в небесах и страдание — в аду.

    Двадцать шестое — кто воздерживается от клеветы и завистливых взглядов.
    Щедрость, великодушие, помощь нуждающимся, милосердие, благотворительность

    Двадцать седьмое — кто создает свое счастье и распространяет его на других.

    Двадцать восьмое — кто становится помощником добрых и проклинает злых.

    Двадцать девятое — кто воздерживается от обмана и зла.

    Тридцатое — кто дает приют больным, одиноким и купцам."

    Из всех грехов один из самых тяжелых грех противоестественной половой связи. Зороастрийцы считали его самым отягчающим, танупохл, делающим совершающих его обреченных телом, как и перетаскивание трупа в одиночку. Более подробно об этом в комментарии Горе от ума (к комментарию о грехе мужеложества)

    Следует отметить, что зороастризм - это традиция, связанная с принципом ответственности. Зороастрийцы считают, что за любое деяние (также слово и мысль) человек держит ответ. За злые, греховные мысли, слова и дела он будет наказан, расплачиваться в этой жизни и посмертии до полного искупления, если не сумеет собрать при жизни достаточно добрых поступков помыслов и слов, чтобы помочь миру во время Фрашо-Керэти.

    Все благие мысли, все благие слова и все благие дела делаются с умом, а все плохие мысли, все плохие слова и все плохие дела делаются без ума. Через все благие мысли, все благие слова и все благие дела да будет достигнут наилучший мир, а через все плохие мысли, все плохие слова и все плохие дела да будет достигнут злейший мир. Лучший мир - всех благих мыслей, благих слов и благих дел. И это очевидно праведному. Истина – это высшее благо . . .

    Разделы