Зороастрийская календарная система предполагала наличие тридцати благих дел и тридцати грехов, соответствующих тридцати дням месяца и ведущих к праведности или греховности. Эти добродетели и грехи подробно описаны в пехлевийском религиозном тексте
("Дадестан-и-Меног-и-Храд" — позднее пехлевийское религиозно-этическое сочинение, построенное в форме диалога. Чтобы понять смысл происходящего, мудрец задает Духу высшей небесной мудрости 62 вопроса, касающихся различных положений веры), то есть "Беседы с Духом мудрости".
Приводим цитату из этого в высшей степени интересного сочинения, в котором мудрец вопрошает Духа мудрости по самым разным аспектам религиозной и повседневной жизни.
Меног-и-Храд Глава XXXVI
Мудрец спросил Духа мудрости: "Какой из грехов на свете самый гнусный?"
Дух мудрости отвечал так:
"Из грехов, совершаемых людьми, грех противоестественной половой связи наиболее отвратителен.
Вторым наихудшим грешником является тот, кто потворствовал противоестественному половому акту с мужчинами.
Третьим — кто убил праведного человека.
Четвертым — кто разрушил праведный брак.
Пятым — кто расстроил устроение усыновленного сына.
Шестым — кто потушил огонь Варахрама.
Седьмым — кто убил водяного бобра.
Восьмым — кто поклоняется идолу.
Девятым — кто верует и стремится поклоняться всякой религии.
Десятым — кто потребляет то, что поручено его охране, и становится расхитителем.
Одиннадцатым — тот, через греховность которого поддерживается нечестие.
Двенадцатым — кто не делает никакой работы, но ест незаконно и неблагодарно.
Тринадцатым — кто распространяет ересь.
Четырнадцатым — кто совершает колдовство.
Пятнадцатым — кто совершает измену.
Шестнадцатым — кто совершает поклонение демонам.
Семнадцатым — кто совершает воровство и подстрекает к воровству других.
Восемнадцатым — кто нарушает обещание.
Девятнадцатым — кто действует по злобе.
Двадцатым — кто оказывает давление, чтобы веши других перешли в его собственность.
Двадцать первым — кто расстраивает праведного человека.
Двадцать вторым — кто распространяет клевету.
Двадцать третьим — кто проявляет высокомерие.
Двадцать четвертым — кто идет к блуднице.
Двадцать пятым — кто проявляет неблагодарность.
Двадцать шестым — кто говорит ложь.
Двадцать седьмым — тот, кто оскверняет прах умерших.
Двадцать восьмым — кто испытывает удовольствие, удовлетворяя порок и изводя добрых.
Двадцать девятым — кто считает грех безотлагательным делом, а исполнение добрых дел ежедневно откладывает.
И тридцатым — тот, кто скорбит о счастье, которое он доставил другому.
*******************
Глава XXXVII
Мудрец спросил Духа мудрости:
"Каковы главные пути и побуждения добрых дел, которыми люди достигают небес?"
Дух мудрости отвечал так:
"Первое доброе дело — это щедрость и великодушие.
Второе — правда.
Третье — благодарность.
Четвертое — довольство.
Пятое — желание произвести благодеяние для добрых и стать другом каждому.
Шестое — пребывание без сомнений относительно того, что небо и земля и все блага земного и духовного существования происходят от Создателя Хормазда.
Седьмое — признание бесспорности того, что вся нищета и горе происходят от Ахримана, нечестивого, который проклят.
Восьмое — свобода от сомнений в том, что касается воскрешения и будущего существования.
Девятое доброе дело — это если кто ради любви души вступает в брак, в котором жена будет, как сестра, а муж — как брат.
Десятое — кто усыновляет сирот.
Одиннадцатое — кто обрел привычку усердно трудиться.
Двенадцатое — кто без сомнения в чистой, светлой религии поклонников Мазды.
Тринадцатое — кто добросердечно заботится о способностях и средствах каждого.
Четырнадцатое — кто обретает уважение добрых и сам становится почитателем добродетели, которую он находит среди добрых.
Пятнадцатое — кто ищет привязанности добрых.
Шестнадцатое — кто изгоняет злобу и немилосердие из своего ума.
Семнадцатое — кто не вынашивает недостойной зависти.
Восемнадцатое — кто не вынашивает похотливых желаний.
Девятнадцатое — кто всегда и со всеми умеет поладить.
Двадцатое — кто не вносит расстройства в дела умерших и беспомощных.
Двадцать первое — кто не допускает ни малейшего проявления гнева.
Двадцать второе — кто не совершает никакого греха от бесчестия.
Двадцать третье — кто не проявляет апатии вследствие лености.
Двадцать четвертое — кто не таит в себе сомнений относительно святых существ.
Двадцать пятое — кто не сомневается в существовании рая и ада, являющихся воздаянием душе, слава которой в небесах и страдание — в аду.
Двадцать шестое — кто воздерживается от клеветы и завистливых взглядов.
Щедрость, великодушие, помощь нуждающимся, милосердие, благотворительность
Двадцать седьмое — кто создает свое счастье и распространяет его на других.
Двадцать восьмое — кто становится помощником добрых и проклинает злых.
Двадцать девятое — кто воздерживается от обмана и зла.
Тридцатое — кто дает приют больным, одиноким и купцам."
Из всех грехов один из самых тяжелых грех противоестественной половой связи. Зороастрийцы считали его самым отягчающим, танупохл, делающим совершающих его обреченных телом, как и перетаскивание трупа в одиночку. Более подробно об этом в комментарии Горе от ума (к комментарию о грехе мужеложества)
Следует отметить, что зороастризм - это традиция, связанная с принципом ответственности. Зороастрийцы считают, что за любое деяние (также слово и мысль) человек держит ответ. За злые, греховные мысли, слова и дела он будет наказан, расплачиваться в этой жизни и посмертии до полного искупления, если не сумеет собрать при жизни достаточно добрых поступков помыслов и слов, чтобы помочь миру во время Фрашо-Керэти.
Все благие мысли, все благие слова и все благие дела делаются с умом, а все плохие мысли, все плохие слова и все плохие дела делаются без ума. Через все благие мысли, все благие слова и все благие дела да будет достигнут наилучший мир, а через все плохие мысли, все плохие слова и все плохие дела да будет достигнут злейший мир. Лучший мир - всех благих мыслей, благих слов и благих дел. И это очевидно праведному. Истина – это высшее благо . . .