Константин Крылов. Комментарий на "Сотворение Основы"

Опубликовано Ramyar -

Сотворение Основы ("Бундахишн", IX век) - важнейший пехлевийский трактат, объясняющий зороастрийскую доктрину. Компиляция статей по материалам ЖЖ сообщества Обыкновенный зороастризм. 2005 г.

Константин Крылов:

Я буду размещать здесь свои комментарии к этому тексту. Они были написаны мной давно, и поэтому я несколько корректирую начальный текст в сторону бОльшей ортодоксальности.
Разумеется, я не занимался фантазированием и старался следовать традиционной доктрине, насколько я её понимаю. Но мои познания в благоверии, увы, оставляют желать лучшего - поэтому прошу относиться к написанному мной как к образчику не очень умелого "светского богословия". Однако, надеюсь, что и этот несовершенный текст может принести какую-то пользу.

КОММЕНТАРИЙ НА "СОТВОРЕНИЕ ОСНОВЫ"

I. Во имя Творца Ормазда.

II. Из “Зендагах”, (которое), прежде всего, о сотворении основы Ормаздом и противоборстве Злого духа, а затем о свойствах созданий от сотворения основы до конца, до конечного воплощения.

КОММЕНТАРИЙ:

1. Из “Зендагах”,

Большая часть зороастрийских текстов уничтожена Врагом и его рабами - а то, что осталось, дошло до нас по большей части во фрагментах и пересказах. Трактат

Это и неудивительно. Враг больше всего ненавидит истину, и поэтому прилагает наибольшие усилия для уничтожения того, что наиболее близко к ней.

Поэтому любая религиозная традиция, чья история была слишком простой и гладкой, чьих адептов не убивали и чьи тексты не уничтожали, тем самым уже сомнительна: это значит, что Враг не счёл нужным с ней бороться – то есть она далека от истины. Тем более подозрительны традиции, пользующиеся явной симпатией Врага.

С другой стороны, традиция, полностью уничтоженная, тоже не заслуживает уважения: Творец не счёл нужным её спасти и помочь её адептам в их борьбе с Врагом – то есть, она тоже далека от истины.

Уважения и внимания достойных людей заслуживают только те традиции, которые
• выжили в тяжелейших условиях, при явном и очевидном противодействии сил Зла,
• но сохранили свою основу и сейчас учат тому же, что и в день своего создания.

Именно поэтому первая и наилучшая из всех традиций – Даэна Мазда Ясна, Первая Вера.

2. (которое), прежде всего, о сотворении основы Ормаздом

«Прежде всего» - это значит, что учение о сотворении основы мира является основой всего остального. Это, опять же, правильно: происхождение определяет всё остальное.
Сущностные свойства мира заложены в самом начале и не могут быть изменены. Однако, их проявления могут быть искажены. Это и сделал Враг, искалечивший мир и живых существ.

3. и противоборстве Злого духа,

Здесь впервые упоминается Враг и его действия. Поскольку раньше упоминалось именно сотворение основы, то противодействие Врага относится к основаниям мира. Это значит, что мир искажён Врагом, и не является тем, чем он должен быть.
Однако, если основы мира заложены Творцом и они являются благими, что же исказил Враг? Во-первых, Враг искажает проявленное – проще говоря, портит вещи и явления. Во-вторых, Враг способен вмешиваться в сам процесс проявления, то есть перехода вещи из небытия в бытие.

Искажение Врага проявляется двояким образом: относительно мира и относительно существ.

Мир, как таковой, является полностью воплощённым – а потому и полностью искажённым, потому что Врагу дано искажать проявленное.

Именно поэтому мир погибнет в конце времён, несмотря на всё то прекрасное, что в нём есть, поскольку это прекрасное всё-таки несёт в себе искажение - как прекрасная женщина, которая больна неизлечимой болезнью.

Однако, живые существа, и в особенности люди, не являются полностью воплощёнными. Человеческая сущность раскрывается в этом мире не полностью. Это можно видеть хотя бы по тому, как раскрываются и используются человеческие способности. Как правило, человек, равно как и другие существа, развивает и использует лишь малую часть того, на что он действительно способен. И это хорошо, потому что полное раскрытие всех возможностей каждого человека в нынешнем искажённом мире привело бы к искажению сущности самого человека.

Именно поэтому те, кто использует все свои способности для того, чтобы наилучшим образом вписаться в существующую реальность, как правило, злы – ибо таким образом они угождают Исказителю. Наиболее же правы те, кто используют все свои способности для того, чтобы противостоять искажению мира.

В конечном же воплощении, о котором мы скажем позже, каждый человек станет тем, чем он мог бы стать на самом деле. И воскрешённые станут не иными, но самими собой, какими они должны были быть, если бы не Враг.

4. а затем о свойствах созданий от сотворения основы

Свойства созданий – это относится ко всем живым существам, начиная от простейших организмов и кончая людьми.

Маздеизм – единственная из вер, которая не считает различия между животными и человеком абсолютными и непреодолимыми. Все живые существа, не перешедшие на сторону Зла (хотя есть и такие), тем или иным образом причастны единой жизни, равно как и стихии, составляющие мир, поскольку они поддерживают и питают жизнь, и сами не лишены жизни. Ибо всякое творение не лишено души, а потому заслуживает заботы и внимания человека.

Есть, однако, вещи и существа, настолько искажённые Врагом, что они не могли бы самостоятельно существовать в неискажённом мире. Всё, что мы можем сделать для них – уничтожить их навсегда.

5. до конца, до конечного воплощения.

Конечное воплощение произойдёт в конце времён, после Последнего Дня.

Оно будет материальным, то есть все люди получат новые тела, лишённые изъянов и более совершенные, чем прежде - хотя и хранящие отпечатки занятий, которыми мы занимались в этой жизни, а также и после неё. Ибо и посмертное существование в нематериальном мире тоже является частью нашего пути к Воскресению и конечному воплощению.

II. Как известно из Авесты маздаяснийской, Ормазд всегда был высочайшим по всеведению, добродетели и светлости.

1. Как известно из Авесты маздаяснийской

То, что сообщается дальше, известно людям именно из Авесты, и ниоткуда больше.

Многое людям известно из опыта, личного или чужого, из исследования природы, из преданий и мифов, и так далее. Это касается не только знаний о природе и обществе, но и знаний о божественном. Так, практически все народы мира знают о существовании Творца. Атеизм или деизм – очень специфические системы воззрений, появившиеся очень поздно. И то: даже атеист, уверенный, что «Бога нет», отлично знает, кого именно нет. «Бог» для него – не просто непонятное слово, а нечто конкретное, хотя и отрицаемое. Значит, представление о Творце имеется даже у него.

Однако, важно то, каковы эти представления. Творцу ведь можно приписать качества, которыми он не обладает, или, наоборот, умолчать о том, что у него есть. Эти ошибки некому исправить, кроме самого Творца.

Благоверие содержит правильное представление о Творце, данное самим Творцом. Это представление записано в Авесте, и именно оттуда его взяли – по-разному и в разной мере его искажая – другие религии.

Состоит оно в том, что

2. Ормазд всегда был высочайшим по всеведению, добродетели и светлости.

2.1. Ормазд всегда…

Во-первых, качества Творца были всегда. Нельзя указать такого времени, когда Творец был бы другим – скажем, не обладал бы добродетелью. Однако, это может показаться противоречащим тому, что сказано в Гатах: Творец ВЫБРАЛ добро. Это значит, что выбор был совершён по ту сторону ограниченного времени, и является предвечным. Таким же является и выбор Врага.
То, что выбрано предвечно, не может быть изменено в ограниченном времени. Поэтому ни Творец, ни Враг не изменят себе до конца времён.

2.2. …был высочайшим…

Высочайшим – значит, превосходящим всех остальных по какому-то свойству. Однако, по тому же самому свойству, что есть и у других. Это значит, что Творец превосходит всех – в том числе всех существ – по некоторым своим качествам, но эти качества у него те же самые, что и у нас. И не существует какой-то особой добродетели Творца, которая совершенно непохожа на нашу добродетель, как тому учат некоторые. Творец нам подобен – вернее сказать, мы подобны Творцу. Нет никакого особого «божьего добра», непохожего на наше добро, нет особой «божественной справедливости», которая нам кажется несправедливой, и так далее.

2.3. …по всеведению…

Первым названо главное свойство Творца: ведение, знание. Оно же – в авестийском имени Творца: Ахура Мазда, «Умный (Разумный) Дух», или Первый Ум. Что это за свойство, мы скажем потом.

2.4. …добродетели…

Вторым свойством Творца является его добродетель.
Добродетель – это способность творить добро, а не способность удерживаться от зла, как её иногда понимают в нашем извращённом мире. На это указывает и само это слово, содержащее корень «деятельность».
Однако, что касается неделания зла, то и это подразумевается здесь. Творец не творит никакого зла.

2.5. …и светлости.

«Светлость» здесь – качество не только самого Творца, но и, так сказать, среды вокруг него. Разумеется, речь идёт не о физическом свете, а о его аналоге в ином мире. Как материальный свет позволяет видеть материальные вещи, так и свет, в котором находится Творец, позволяет видеть его самого и собравшихся вокруг него.

III. Область света — место Ормазда, которое он называет “бесконечным светом”, а всеведение и добродетель — постоянные свойства Ормазда.

1. Область света — место Ормазда

Когда говорится о «месте Ормазда», под этим не следует понимать наше обычное пространство. Но нельзя это считать и метафорой, словесным украшением. Речь идёт именно о чём-то вмещающем, причём о таком, что может вместить в себя самого Творца.
Что же это такое – «область света»? Поскольку речь идёт о чём-то большем, чем обычное пространство и вещество в нём, то сначала следует понять, что такое «свет». Для того, чтобы понять, что такое «свет», надо вспомнить, что он такое для нас, людей. Так вот, для нас свет – это то, что позволяет нам видеть мир, то есть воспринимать нечто отличное от себя. Значит, область света – это область, где возможно зрение или какое-то его подобие: нечто, что позволяет сознанию видеть нечто вне себя. Это умный свет, озаряющий душу.
И этот умный свет ничем не отличается от того места, которое он озаряет (как обычный физический свет озаряет пространство, но он сам является этим местом, в котором он светит. Свет и место в данном случае – одно и то же.
И так мы можем сказать, что свет – это внешнее проявление того всеведения, которым обладает Творец. Ведь он – Первый Ум, и обладает светом ведения в себе. Однако, он не оставляет его в самом себе, но открывает его всем душам.

2. которое он называет “бесконечным светом”

Он называет это «бесконечным светом» потому, что естественной границы для этого света не существует. Этот свет, который сам есть пространство, не замкнут в себе, и никакая тьма не может укрыть его.

4. а всеведение и добродетель — постоянные свойства Ормазда.

Постоянные свойства – это значит, что они были всегда, ибо Творец неизменен.
Рассмотрим эти свойства подробнее.
Итак, всеведение – первое свойство Творца: он ведает.
Добродетель его состоит прежде всего в том, что силу ведения он не оставляет при себе, а сообщает её всем душам.
Это он мог бы сделать двумя способами. Во-первых, он мог бы просто сказать душам: «мир устроен так-то и так-то, а я такой-то и такой-то, верьте мне, ибо я это знаю». Но Творец поступает иначе: он даёт всем свет, то есть дарует каждому возможность увидеть и познать всё собственным умом. Поэтому третье качество Творца – светлость.
И это высшее проявление добродетели Творца, что он так поступает. А те существа, пусть даже и могущественные, которые ведают нечто, но не могут дать другим света, а только говорят «я знаю то-то и то-то, верьте мне и не ищите другого знания, кроме моих слов» - недобродетельны.
Однако, для воплощённых существ, живущих в мире смешения и неспособных видеть свет, необходимы и словесные разъяснения. Так, Творец дал Авесту, сообщив всё необходимое о том, чего мы не сможем познать светом своего разума вплоть до Последнего Дня. Прежде всего, это знание о Творце и Враге.

IV. Как он говорит в Авесте, Авеста — это объяснение обоих: одного того, который постоянен и безграничен во времени,— ибо Ормазд, место, вера и время Ормазда были, есть и всегда будут, — и Ахримана, который во тьме, невежестве, страсти разрушения и бездне был, есть, но не будет.

1. Как он говорит в Авесте

Авеста содержит речь самого Творца.

2. Авеста — это объяснение обоих:

Объяснение – это значит описание главных свойств обоих, а также и того, почему эти свойства именно таковы и не могут быть другими.

3. одного того, который постоянен

О постоянстве Творца мы уже говорили выше. Творец, как и все существа, совершил выбор между добром и злом, но этот выбор предвечен и постоянен. Это значит, что не было и не будет такого времени, когда Творец склонялся бы ко злу, или склонится к нему в будущем.

4. и безграничен во времени,

Во-первых, это значит, Творец существовал, существует и будет существовать всегда.
Во-вторых, это значит, что Творцу подвластно прошлое, настоящее и будущее, а также пути перехода будущего в настоящее и настоящего в прошлое. Во всё это Творец может вмешиваться – например, допустить или не допустить наступление какого-то события, а также дать или не дать этому событию стать частью истории.

5. — ибо Ормазд, место, вера и время Ормазда были, есть и всегда будут, —

Здесь перечисляются четыре вечные вещи, существующие во всех трёх временах: сам Творец, место Творца, вера Творца и время Творца.
О том, что есть место Творца, уже было сказано: это бесконечный свет, в котором Творец пребывает и источником которого является. Вера Творца – это его выбор добра, и всё, что из этого выбора следует. Время же Творца – это его всеведение. Ведь время и знание для нас одно и то же: мы называем «прошлым» то, что знаем от своих чувств или можем узнать от других, а «будущим» - то, чего не знаем и не можем узнать, пока оно не придёт. Творец же всеведущ, то есть для него открыты прошлое, настоящее и будущее. Он также способен ими управлять.

6. и Ахримана, который во тьме,

Тьма – это место Врага. Опять же, эта не та тьма, которая является просто отсутствием света. Это тьма, которая не пропускает свет. Источником этой тьмы является сам Враг, который собой закрывает свет от всех попавших под его власть, и от себя тоже.

7. невежестве,

Невежество Врага противоположно всеведению Творца. Оно, однако, не означает, что Враг вовсе лишён ума или не способен мыслить. Его невежество связано с фундаментальными вещами – незнанием блага и нежеланием его знать. То, чего он хочет, прямо противоположно благу, о чём речь ниже.

8. страсти разрушения

Страсть разрушения – это и есть то, чего хочет Враг.
Его главная цель – ослепить все сознания, не позволить им ничего знать и даже осознавать себя, погасить свет ведения и остановить время. В каком-то смысле он хочет умереть, но, поскольку сознание умереть не может, он хочет остановить работу своего сознания и пребывать вне времени в безмыслии.
Поскольку творение препятствует этому, он ненавидит его и разрушает как может.

9. и бездне

Бездна – пространство, создаваемое тьмой. Это – то, что находится за Врагом. В отличие от пространства, создаваемого светом, бездна – это место без пространства, лишённое простора и подобное тюрьме. В этой бездне находятся «твари Врага» - обманутые и искажённые сознания, последовавшие за Врагом.

10. был, есть, но не будет.

Это главное, что можно сказать о Враге: он был и есть, но его не будет.
Это значит, во-первых, что Враг не вечен и в конце концов будет лишён бытия – настолько, насколько сознание вообще может быть лишено бытия.
Во-вторых, это значит, что он не имеет власти над будущим, хотя имеет её над прошлым и настоящим. В частности, Враг не знает будущего и имеет власти над переходом будущего в настоящее. Он не может непосредственно вызывать новые события или препятствовать их наступлению, хотя властен над настоящим временем и над историей. Об этом мы скажем подробнее в другом месте.

V. А место разрушения и тьмы — это то, что называют “бесконечная тьма”.

1. место разрушения и тьмы

Существует два вида ущерба для земли: разрушение, когда вещи остаются на своих местах, но их ломают и уничтожают, и разграбление, когда вещи не ломают, но уносят с их мест. Когда на землю нападают чужие воины, они делают то и другое. Такая земля называется «опустошённой и разграбленной».

Но таков и мир под властью Врага, потому что он есть первый вор и губитель. Его бездна – место разрушения и тьмы, то есть опустошённое и разграбленное. Ибо Враг взял себе всё, что мог взять, и сломал всё то, что мог сломать. То, что осталось - это беспорядок, подобный куче мусора, и пустота, лишённая форм и имеющая вид тьмы, скрывающая мерзость беспорядка.

И это касается не только вещей. Но и сознание может находиться в разрушении и тьме. Разрушение воспринимается как страдание, а тьма – как беспамятство. Вместе это смерть. Таково состояние сознаний, оказавшихся в бездне Врага.

И если такое сознание просыпается от своего беспамятства и забвения себя, оно чувствует невыносимую боль и страдание, и снова проваливается в беспамятство. И там оно забывает о страдании и боли, и снова приходит в себя, и снова ощущает боль, и снова возвращается в ничтожество.

И сознание самого Врага тоже подобно этому. Но место боли в нём занимает ярость, а место беспамятства – неведение, и он испытывает оба эти состояния одновременно.

Ярость и неведение – главные свойства Врага. Ярость его есть страдание, которое он испытывает и которое терзает его, подобно горящим углям. Но неведение заставляет его считать, что причина страдания – свет Творца. Поэтому он стремится разрушить всё, что связано со светом. И это нельзя изменить, ибо Враг выбрал быть таким, и убедил себя до конца.

2. это то, что называют “бесконечная тьма”.

Бездна не имеет дна. Это значит, что все вещи, попавшие в бездну, пребывают в состоянии бесконечного уничтожения.

Но не следует представлять себе бездну как некое просторное место, ибо в ней нет того пространства, что вмещает.

И пребывающие там сознания страдают ещё и от бесконечной тесноты, которая сплющивает и ужимает в ничто, а также и от удушья, не позволяющего вдохнуть ни глотка жизни.

VI. Между ними была пустота, (то) есть то, что называют “воздух”, в котором теперь смешались друг с другом два духовных (начала), ограниченное и безграничное, то есть верхнее, то, что называют “бесконечный свет”, и бездна — “бесконечная тьма”.

1. Между ними была пустота.

Слово «пустота» указывает на нечто, существующее вне и помимо вещей, но само вещью не являющееся..
Такими свойствами обладает, в частности, физическое пространство. Однако, мы знаем, что пространство в нашем понимании этого слова было создано Творцом. Поэтому та пустота была ещё не пространством в нашем понимании этого слова, а чем-то более простым.

Как же была устроена та пустота? Привычное нам пространство может вмещать в себя вещи и явления, а также и отделять их друг от друга. Та пустота, разделявщая свет и бездну, не могла, по-видимому, ничего в себя вмещать, но только разделять. Она была подобна тугому пузырю, разделяющему одно и другое. Поэтому свет Творца и мрак Врага не смешивались.
Когда же Творец творил мир на месте той пустоты, он создал материю, существующую внутри этой пустоты, а саму пустоту наделил свойством вмещать в себя творения.

Однако, он оставил пустоте свойство разделять. Поэтому некоторые вещи располагаются близко друг от друга, а некоторые далеко, и преодоление пространства между ними требует труда. Кроме того, вещи мешают друг другу, как гора или пропасть мешают путешественнику.

Но мы можем предположить, что после Последнего Дня, в Будущем мире Творец наделит пространство новыми свойствами, в том числе и разделение между телами прекратится, и они будут пребывать все вместе, при этом не стесняя друг друга и не страдая от недостатка места. И будет безграничный простор, но не будет разделения мест, и любое место будет доступно мгновенно и без усилий.

Это выражено в словах о горах и пропастях, которых больше не будет. И это касается обещанного нам увеличения власти творений Творца, которая станет безграничной, то есть не имеющей и пространственных пределов.

2. (то) есть то, что называют «воздух»

Воздух – это материя, рассеянная в пространстве и не имеющая своего вида и формы. Сейчас «воздухом» можно называть как наш воздух, так и любую разреженную пустоту, в том числе и физический вакуум.

3. в котором теперь смешались друг с другом два духовных (начала),

Здесь имеется в виду свет Творца и бездна Врага, которые смешались в пустоте после творения мира.

Они называны духовными началами, потому что сами по себе они не материальны, хотя и воплощаются в материи.

Каким образом, однако, столь разные начала, более различные, чем вода и масло, могли смешаться друг с другом? Благодаря материи, которая может принимать в себя противоположные свойства.

Поэтому некоторые хулят материю, полагая её причиной смешения и злом. Но это неверно, потому что только благодаря материи мы можем надеяться на конечную победу Творца и его творений над Врагом и его тварями. Об этом мы скажем в другом месте.

4. ограниченное и безграничное

Они названы ограниченным и безграничным не потому, что свет Творца не имеет пространственных пределов, а бездна Врага их имеет, но во времени: Творец был, есть и будет, а Враг был, есть, но не будет.

5. то есть верхнее, то, что называют “бесконечный свет”, и бездна — “бесконечная тьма”.

Здесь мы впервые встречаем слово «верх». Это значит, что даже вне пространства сохраняются направления, по крайней мере одно: свет находится наверху, а бездна внизу.

Однако, существуют ли верх и низ для чистого сознания, пребывающего вне материи и силы тяжести?

Мы называем верхом то, куда мы поднимаемся, а низом – то, куда мы спускаемся или падаем.

Что значит подниматься? Двигаться куда-то по собственной воле и прилагая свои усилия по преодолению сопротивления. Что значит спускаться? Двигаться куда-то, может быть, и по собственной воле, но не прилагая особенных усилий. Что значит падать? Быть увлекаемым силой тяжести, по своей воле или без неё.

Но то же применимо и к чистому сознанию. Если оно куда-то движется или как-то меняется, по своей собственной воле и прилагая к тому свои силы, то оно движется вверх. Если оно куда-то движется – даже куда желает – но не прилагает к тому своих усилий, а пользуется чужой силой, оно движется вниз. Если же его стремительно увлекает чуждая сила, так что оно не успевает осознать, что меняется, когда уже изменилось, то оно падает в бездну.

Поэтому движение души к Творцу есть движение вверх, а сам Творец пребывает вверху и называется «высочайшим». Движение же души ко Врагу есть движение вниз. Однако, до какого-то предела это движение ещё можно остановить, пока душа ещё спускается, а не падает. Падающая же душа захвачена силой Врага и будет вечно падать в бездну боли и беспамятства.
Таким образом Творец открывается творению лишь навстречу его усилиям, а Враг посягает на творения, желая завладеть ими и лишить их самих себя.

И поэтому можно сказать, что свет Творца и тьма Врага непохожи по свойствам на наш свет и нашу тьму. Ведь наш свет светит, даже когда ничего не светит в ответ, а тьма сама уступает свету дорогу. Свет же истинный, свет Творца подобен зеркалу, ибо светит только в ответ на свет души. Тьма же Врага сама распространяется и помрачает собой всё, до чего только сможет дотянуться.

VII. То, что между ними, — пустота, и одно не связано с другим, и затем> оба духовных (начала) ограничены в себе.

1. То, что между ними - пустота, и одно не связано с другим

Здесь сказано, что оба начала независимы друг от друга.
Нельзя сказать, что Творец сотворил Врага, и нельзя сказать, что Враг сотворил Творца, или что они каким-либо образом связаны друг с другом.
Кажется, что несотворённость Врага умаляет достоинство Творца. Однако, куда зазорнее предположить, что Творец сотворил злое, а Враг зол.
То же самое можно сказать и о всех существах. Ибо в каждом существе есть нечто несотворённое.
Об этом есть два ложных мнения. Некоторые говорят, что каждое существо целиком и полностью сотворено Творцом, включая и душу и сердце души. Таковы мнения единобожников. Другие же говорят, что сердце души не сотворено никаким творцом, и все существа воплощаются по своей силе, ведомые некими законами воздаяния. Таковы мнения тех, кто принижает Творца и верит в воплощения душ.
Истина же находится посередине. Сердца души, фраваши, не сотворены никем, даже Творцом, но существуют предвечно. Однако же, без помощи Творца основы душ не могут получить никакого воплощения, ибо всё остальное в них сотворено Творцом или зависит от Творца, от материального тела и включая свойства воплощённой души, такие как память и разумение.
Души не обладают самостоятельной силой, чтобы воплощаться без помощи Творца. Творец же воплотил лишь тех, кто ответил на Его Вопрошение и сам просил Его о воплощении в материю – ради конечной победы над Врагом и обретения бессмертного тела.
Поэтому всякий воплотившийся воплотился здесь по собственной воле с помощью Творца. Об этом ещё пойдёт речь ниже.

2. и затем> оба духовных (начала) ограничены в себе.

Это по видимости противоречит тому, что сказано об их безграничности. Однако, оба начала ограничены в том смысле, что одно не есть другое и одно не задевает другое. Ибо царство Творца не включает в себя бездну Врага, а бездна Врага не включает в себя царство Творца.
Но здесь сказано и больше того. Даже в смешении, среди материи, как бы не смешивались свет Творца и тьма Врага, они ограничены. Это значит, что нигде и никогда они не составляют единства, и одно всегда можно отделить от другого, как бы хитро не были запутаны эти начала друг с другом. И поэтому не нужно бояться, что зло может слиться с добром в нерасторжимое единство, так что умаление зла приведёт к умалению добра, хотя бывает и такое, что уничтожение зла связано со страданиями.

VII. То, что между ними, — пустота, и одно не связано с другим, и затем> оба духовных (начала) ограничены в себе.

1. То, что между ними - пустота,

Здесь повторяется то, что уже было сказано: между началами находится разделяющее их.

2. и одно не связано с другим

Здесь сказано, что оба начала полностью независимы друг от друга. Нельзя сказать, что Творец сотворил Врага, и нельзя сказать, что Враг сотворил Творца, или что они каким-либо образом связаны друг с другом.

Это кажется недостатком: в монотеистических религиях к достоинствам Творца часто относят то, что Он сотворил вообще всё, и нет ничего не сотворённого Им. Впрочем, мистики и пророки часто намекают, что в мире есть и нечто несотворённое, а потому заслуживающее особого почитания. Но все они преклоняются перед самой способностью творить, в особенности же творить из ничего, почитая эту способность за какое-то волшебство.

Мы тоже почитаем Творца за то, что он сотворил мир и нас самих, однако высшее достоинство Его видим не в том, что он способен творить, а в том, что именно он творит. Как сказано выше, Творец – высочайший по всеведению, добродетели и светлости. Это и есть его главные качества, достойные почитания и хвалы, а Враг их полностью лишён.

И потому Враг, даже если и пытается что-то создать, не может преуспеть в этом. Не потому, что он лишён силы творения, а потому, что он лишён всеведения, добродетели и светлости. Потому-то его твари всегда останутся пустыми и уродливыми подобиями творений Ормазда. И его творения не заслуживают похвалы, а сам он – именования себя Творцом. Ибо Враг, даже когда что-то творит, он на самом деле не творит, а разрушает. Разрушает он замысел Творца, который Враг уродует, творя своих тварей. Ибо все твари Врага имеют прообразы в умном мире, где он их увидел

Что касается самой способности творить и властвовать над материей, то её не лишены никакие существа, хотя они наделены ей в неизмеримо меньшей степени, чем Творец. Однако, после конечного воплощения все их способности возрастут в должной мере.

3. и затем> оба духовных (начала) ограничены в себе.

Кажется, что здесь путаница: ведь два начала были названы и бесконечными, и ограниченным и безграничным, а теперь сказано, что они оба ограничены в себе. Но здесь это указывает на то, что каждое из начал вполне замкнуто и завершено в себе, не нуждаясь в ином.

Почему же тогда Враг напал на свет, ведь он не нуждался ни в чём, связанном со светом?

Причина в его неведении и ярости, образующие вместе страсть к разрушению. Враг страдает в своей бездне, оттого что разрушил сам себя, ибо такова его природа. Но неведение заставляет его думать, что причина его страданий вовне, хотя он и не знал о существовании Творца и его Света. Враг метался в ярости, как укушенное животное, и кусал сам себя, как бешеный волк. Так, метаясь, он поднялся через пустоту, и, увидев Свет, напал на него.

К сожалению, я вынужден пропустить предыдущую строчку "Сотворения Основы" из-за неясности её перевода.

* * *

IX. Далее власть творений Ормазда будет достигнута при конечном воплощении и станет безграничной навсегда и навечно.

1. Далее

Речь идёт о временах, которые наступят после окончания срока Договора.
Здесь можно задать вопрос, не является ли само время свойством творения, и не прекратится ли оно в конце. Ведь Последний День недаром зовут последним, а также концом времён.

На это можно сказать, что время, как мы его знаем, умрёт вместе с миром, и воскреснет вместе с миром, и преобразится вместе с преображением мира. Оно обретёт новые благие свойства и утратит старые дурные. Так, сейчас время связано с разрушением прошлого и неизвестностью будущего, и в этом проявляется власть Врага. Время же, которое наступит после воскрешения, будет другим: прошлое в нём не будет уничтожаться, а будущее – оставаться сокрытым.

2. власть творений Ормазда будет достигнута при конечном воплощении

Здесь сказано: власть творений Ормазда. Творения Ормазда – это благие существа. В будущем мире им будет принадлежать власть, то есть право и сила, позволяющие изменять мир.

3. и станет безграничной

Эта власть творений Ормазда будет превосходить все возможности, которые когда-либо были у людей, в том числе и возможности опасные. Однако, поскольку в будущем мире все существа будут благими и несклонимыми ко злу, то ни Творец, ни сами творения не будут опасаться никакого зла друг от друга.

Это отличает благоверные представление о будущем мире от всех остальных. Ибо другие религии не обещают людям, что те получат над будущим миром полную власть. Однако, это так. Ибо Творец добр и желает своим творениям только добра. А ограничивать возможности существ действовать есть зло и ущерб, даже если эти существа во всём остальном не терпят никакого убытка и наслаждаются. Вряд ли кому захочется вечно пировать в цепях. Человек же в нынешнем своём состоянии опутан множеством цепей. В будущем мире их не будет.

4. навсегда и навечно.

И эта власть никогда не будет отнята у благих творений – ни Творцом, ни Врагом, ни кем-то из творений, но останется у них у всех навсегда, во всех временах, ограниченных и безграничном. Ограниченное время – это время мира, неограниченное время – это время Творца, которое не имеет начала и конца и которое всегда есть.

X. А твари Ахримана погибнут в то время, когда наступит конечное воплощение, и это тоже — безграничность.

Общее замечание о слове "твари". Всё относящееся к Врагу, и прежде всего его внешние проявления, обозначается иными словами, нежели относящееся к Творцу. Так, Враг не "говорит", а "рычит". То же относится и ко всему прочему. Это общее правило, и его следует стараться выполнять настолько, насколько это позволяет язык.

В русском языке существует различение "творения" (благого) и "твари" (скверной). Оно не может быть обосновано с христианской точки зрения, потому что христианство полагает, что все творения созданы благим Творцом и искажены по грехам человеческим. Поэтому различение "твари" и "творения" непонятно. Зато это различение полностью соответствует благоверию.

1. А твари Ахримана

Существуют ли «творения Аримана», если Ахриман лишён способности творить подобно Творцу? Да.

Ахриман не может делать двух вещей. Во-первых, он не способен создавать первообразы творений в мире Меног. Без первообраза же ни одно творение не может быть создано. Однако, Враг умеет искажать первообразы творений. Все творения Врага имеют именно такое происхождение: это искажённые подобия творений Творца.

Второе, чего не может делать Враг – это наделять материальные творения жизнью. Однако, согласно Договору между двумя началами, Творец должен был дать жизнь вредным существам, и он это исполнил. Поэтому даже вредные существа имеют в себе часть от Творца, и тем они живут. Но Творец не хотел давать им жизнь, и их жизнь не священна. Напротив, лишение жизни злого существа является благом, в том числе и для него самого, если здесь вообще может идти речь о каком-то благе.

2. погибнут в то время, когда наступит конечное воплощение

Твари Врага погибнут после конечного воплощения. Это значит, что они не получат последнего тела и не будут воплощены. Потому что конечное воплощение и есть гибель всего того, что не от Творца.

То же относится и к тем существам, которые по природе своей благи, но чья природа претерпела искажение от Врага. Всё искажённое в них умрёт и не воскреснет после конечного воплощения.

3. и это тоже — безграничность («и это тоже навсегда»).

Это значит, что твари Врага погибнут навсегда и навечно. Более того, Враг никогда больше не сможет создавать что-либо, ибо такая возможность будет у него отнята.

XI. Ормазд, благодаря всеведению, знал, что Ахриман существует, и (во все), что бы он ни задумал, Ахриман ревностно и страстно будет вмешиваться до конца.

1. Ормазд, благодаря всеведению, знал, что Ахриман существует

Здесь утверждается очень важное: Творец знает не только то, что касается Его самого и его мира, он знает и то, что касается Врага и его бездны. Всеведение распространяется на оба начала.
Поэтому полное знание во все времена именовалось «знанием добра и зла».
Однако, для чего Творцу, равно как и душам, собравшимся вокруг Творца, знать такую отвратительную вещь, как зло? Не лучше ли вовсе не иметь представления о подобных вещах? Не оскверняет ли такое знание, особенно если оно полное и совершенное – то есть проникающее до пределов зла, до знания бездны бездн?
И всё же сказано: Творец знает Врага, знает и его помыслы. А поскольку они исполнены зла, то, значит, он знает всё зло, которое только существует внутри и вне Врага. Более того, того же он ждёт и от довершившихся ему душ – чтобы они познали зло.
Почему? Потому что само отличение добра от зла есть добро. Неотличение же зла от добра есть зло. И тот, кто знает всё добро, но не знает его отличия от зла, всё-таки ещё не добр, ибо его можно соблазнить злом, сказав: «вот, смотри, это тоже добро, тебе не известное».
И от силы различения добра и зла происходит свет всеведения, которым в высшей мере наделён Творец, а также и праведные души.
Но, может быть, достаточно одной веры в Творца и в то, что открытое нам добро – это полнота добра, а за его пределами находится зло? Такой верой обладают ангелы, отказавшиеся воплощаться и познавать два начала. Но это несовершенное состояние по сравнению со всеведением, которое познало оба начала, доброе и злое, и отринуло злое.

2. и (во все), что бы он ни задумал,

Враг вмешивается не только в то, что Творец уже осуществил, но и пытается вмешаться в то, что он лишь замыслил. Если бы Враг обладал всеведением Творца, ему бы это удалось, но он не всезнающ и не всемогущ.
Поэтому тем, кто полагает, будто им ведомы замыслы Творца, должна быть присуща скромность и умение молчать, ибо через них замыслы Творца могут стать известны дэвам и Врагу.

3. Ахриман ревностно и страстно будет вмешиваться

О ярости Врага уже было сказано достаточно. Враг видит причину своих страданий в Свете, и в этом его невежество. Ярость же проистекает от его страдания, которое он причиняет себе сам, ибо выбрал зло, а зло причиняет страдания. Враг мечется в своей бездне, как бы охваченный пламенем, сжирающим его изнутри. И это чёрное пламя, не дающее света, и есть тот ад, в котором он существует. В ярости он разрушает всё, до чего может дотянуться, и это то страдание, которое он доставляет своим жертвам.

4. до конца.

Враг никогда не отступит и не переменит себя, хотя Творец предлагал ему помощь. Ибо Враг выбрал зло, как и Творец выбрал добро, предвечно, и выбор сей неизменен.

XII. А так как (Ормазд) добивается конца (противостояния) многими средствами, (то) он сотворил духовные образы созданий, которые нужны для этих средств.

1. А так как (Ормазд) добивается конца (противостояния)

Под «концом противостояния» понимается не то, что противостояние Творца и Врага когда-либо закончится миром, а то, что противостояние разрешится Последним Днём, когда Враг будет повержен.

2. многими средствами,

Под этими «средствами» понимаются все существа. Это значит, что в нынешнем своём виде все благие существа имеют единственное назначение: быть воинами Творца в противостоянии с Врагом.

Однако не в этом состоит истинная цель бытия благих существ. Истинная цель из бытия – полное преодоление всех сомнений в том, что следует стремиться к Творцу и его благу, а не к Врагу и его злу.

Цель воплощения всех существ –

полное познание добра и зла,

полное принятие всего добра и его исполнение;

полное отвержение всего зла и его уничтожение.

Первое относится к Уму всякого благого существа (Воху Манна), а второе и третье – к его Правде (Аша Вахишта). И когда все благие существа полностью познают добро и зло и полностью разделят их в себе, полностью приняв всё добро и полностью отвергнув всё зло, тогда Ум и Правда в них соединятся в одно.

3. (то) он сотворил духовные образы созданий, которые нужны для этих средств.

Речь идёт о том, что Платон называл «эйдосами» и «идеями». Этому не следует удивляться, ибо всё лучшее в греческой мысли было попытками осмысления персидского благоверия, от Гераклита до Платона.

Эти образы всех созданий находятся в Меног, мире идей. Не следует путать их с фраваши, основаниями самости всякой вещи: они выше эйдосов и пребывают в свете Творца.

Греки спрашивали, у всех ли вещей есть первообразы. На самом деле они есть прежде всего у живых существ, а всё прочее причастно первообразам настолько, насколько оно подобно живым существам.

При этом некоторые сущности, имеющие первообраз и фраваши, не могут быть воплощены в виде существ из плоти и крови. И жизнь их происходит иначе, чем у нас, но всё-таки их можно рассматривать как живые существа. Таковы, например, некоторые местности, предметы, стихии, и даже некоторые слова. Так, праведные молитвы являются великими существами - такие, как Ашем Воху, Ахунвар, и другие. Они имеют первообраз и фраваши, и могут считаться живыми. Произносящий их даёт им жизнь своим голосом.

Живыми также являются священные огни, священные местности, и всё подобное.

Есть, впрочем, и такие вещи и слова, которые тоже обладают подобием жизни, но не от Творца, а от Врага. Таковы колдовские заклинания, проклятые места, и всё подобное тому.

XIII. Три тысячи лет они оставались духовными образами, которые были недумающими, неподвижными и с неосязаемыми телами.

1. Три тысячи лет

Как и везде в священных текстах, слова «год», «день», и тому подобные не следует понимать буквально – хотя бы потому, что речь идёт о событиях, имевших место до сотворения нашего мира и тем более Земли со свойственными ей периодами времени. Поэтому «три тысячи лет» следует воспринимать как «три тысячи протяжённых периодов времени, подобных земному году».

Что такое «год»? Время, когда свет мира, Солнце, совершает полный круг и оказывается в том же самом месте, где и было раньше. За это время Солнце проходит полный путь.
Светом нашего мира является Творец, а обход вокруг – образ всестороннего познания. Поэтому год всякой вещи – это время совершения замысла Творца о какой-то сущности. Об этом мы подробнее скажем в другом месте.

2. они оставались духовными образами

То есть «идеями», о чём сказано выше.

3. которые были недумающими

Идея или образ существа сам по себе не может мыслить, хотя и является мыслимым. Это застывшая мысль Творца, обретшая подобие собственного существования. Однако, она лишена всех свойств существа: Мысли, Слова и Дела.

Здесь говорится о том, что духовные образы сами не мыслят.

Таким образом, сущности, хотя и пребывают в мире Меног, но не являются его обитателями, а подобны камням на дороге.

4. неподвижными

Здесь сказано, что сущности сами по себе лишены энергии, то есть не присутствуют в мире Ретаг, в мире действия и Слова, хотя являются описуемыми и о них можно говорить.

5. и с неосязаемыми телами.

Это значит, что они не присутствуют в мире Гетиг никаким образом: во-первых, их нельзя коснуться, и тем самым воздействовать на них, и, во-вторых, они сами не могут ничего коснуться, и тем самым воздействовать на материальный мир. А Мышление, Речь и Тело они приобретают только по воле Творца, путём соединения с фраваши и материей.

XIV. Злой дух из-за невежества не знал о существовании Ормазда, а после того, как он поднялся из бездны, он вошел в свет, который увидел.

1. Злой дух из-за невежества не знал о существовании Ормазда

Творец знает о существовании и себя самого, и Врага. Враг же изначально знал только о своём существовании. Хотя и это не является знанием, ибо Враг неправильно мыслит и о себе самом, и о том, что значит «быть». Поэтому, даже когда мы говорим – «Враг знает» - мы должны понимать, что знание его является невежеством.

Далее, было сказано, что Враг считает причиной своего страдания свет Творца. Здесь же сказано, что он не знал о существовании Ормазда.

Дело же обстоит так, что Враг страдал изначально. Причиной его страдания является невежество, помрачённость и страсть разрушения. Однако, он думает, что причиной страдания является само существование сознания как таковое. Ибо Враг думает, что всякое сознание страдает, и ищет спасения в беспамятстве.

Свет Творца же он увидел причину сознания, а в Творца – дающего бытие творениям, и поэтому возненавидел Творца.

2. а после того, как он поднялся из бездны

Здесь сказано, что Враг способен подняться. Но может ли он по своей воле подняться к свету? Изначально у него не было такой воли. Но, мечась в бездне и страдая от боли и ярости, он приблизился к границе света и увидел его, приняв за источник и причину своего страдания.

3. он вошел в свет, который увидел.

Здесь указано, что Враг сначала увидел свет, а потом пересёк границу и вошёл в него. Поскольку же это свет ведения Творца, то он увидел и самого Творца. Но невежество и помрачённость Врага от этого не стали меньше. Ибо искажённое сознание, каким является сознание Врага, не может воспринять свет ведения правильно.

И любой ум, входящий в свет Творца, должен быть правильным – то есть сделать правильный выбор между добром и злом, полностью принять добро и полностью отвергнуть зло.

XV. Из-за (своей) разрушительной и ревностной природы он бросился разрушать свет Ормазда, недоступный для демонов.

1. Из-за (своей) разрушительной и ревностной природы

Здесь ещё раз указывается причина, по которой Враг действует. Он пытается разрушить свет не потому, что свет наносит ему какой-то вред или зло, но только из-за своей собственной природы, которая ревностна и разрушительна. Об этом мы уже говорили раньше.

2. он бросился разрушать свет Ормазда,

Это значит, что Враг попытался разрушить область света, то есть обитель Творца и чистых душ.

Область света – это область, озарённая умом Творца, который и создаёт своё место, ибо свет – проявление всеведения Творца.

3. недоступный для демонов.

Под демонами подразумевается, во-первых, Враг, во-вторых, все его твари.

Сказано, что свет для них недоступен, несмотря на то, что они способны вступить в него. Это значит, что область света не только неразрушима, но даже и непостижима для демонов. Будь они способны постичь свет, они переменили бы свою природу, но они не могут этого, ибо совершили выбор, и их выбор неизменен.

И здесь пора сказать о неизменности выбора. Все существа обладают свободой воли, которую никто не может у них отнять, кроме них же самих. Ибо свобода воли включает в себя и свободный отказ от свободы воли в каком-то отношении. И существа, которые окончательно выбирают добро, говорят: «Я стою на стороне жизни, я выбираю добро, и я навеки отказываюсь от выбора зла». И этот выбор окончательный, ибо самая суть существа перестаёт быть способной ко злу. То же происходит и со злыми существами, выбирающими зло и навеки отказывающимися от добра. Их выбор окончательный, и они больше не могут принять добро или даже захотеть этого. Существа же, пребывающие посередине, выбирают добро или зло согласно своим мнениям и потребностям. Таковы люди.

XVI. И он увидел, что храбрость и превосходство (Ормазда) больше, чем его собственные, и опять удрал во мрак и тьму.

1. И он увидел

Не следует думать, что Враг может что-то познать на самом деле, то есть войти в свет ведения. Но он может понимать то, что причиняет ему боль, как собака понимает палку. И все злые существа недоступны свету ведения, но понимают язык насилия. На этом языке и следует разговаривать с ними, потому что язык ведения они не понимаю и презирают его – о чём пойдёт речь ниже, в рассказе о том, как Враг отверг предложение Творца.

2. что храбрость и превосходство (Ормазда)

Храбрость и превосходство – единственные добродетели, которые признаются злыми существами. Будучи трусливыми и жалкими по своей природе, они всё же хотят быть могущественными и свирепыми, а превосходство и храбрость напоминает им могущество и свирепость.

Поэтому Враг не мог различить никаких добродетелей Творца, кроме этих двух. И все твари Врага признают только эти две добродетели. Но понимают они их неправильно, а именно – как подобие своей ярости и своей страсти к разрушению.

3. больше, чем его собственные

Разумеется, Враг лишён всякого добра, в том числе храбрости и превосходства. Но Враг в своём невежестве сравнивает храбрость Творца со своей яростью, а его превосходство и величие – со своей спесью и невежеством.

4. и опять удрал во мрак и тьму

Враг пал вниз, в свою бездну, не в силах выносить самого вида неразрушимого Света. Но он унёс с собой воспоминания о мире Меног, в котором пребывали духовные образы творений. Эти образы или идеи стали доступны Врагу. Искажая и уродуя их и наделяя собственным духом, он создал по их подобию злых существ путём соединения с тьмой бездны.

Приложение к комментарию.

О ГНЕВЕ И НЕВЕДЕНИИ

1. Следует знать, что сердца злых существ исполнены гнева и неведения.

2. Гнев и неведение, сплетаясь, образуют страсть к разрушению.

3. Гнев является мужским началом, подобным дракону, льву или иному хищному созданию. Этот гнев направлен на всё то, что не является самим злым существом.

4. И этот гнев, отвергающий всё, что не есть это существо, иногда именуют чувством «Я», «личностью».

5. Поэтому некоторые говорят, что «Я» не существует, и оно есть порождение невежества.

6. На самом деле истинные «Я» существуют, и это пресветлые фраваши. Ложное же «Я» - это просто гнев, направленный на всё, что он считает не собой. Но если вокруг ничего не будет, гнев начнёт жечь сам себя. Поэтому злое существо нуждается в окружающем мире, воспринимаемом им как совокупность раздражающих его вещей и предметов. Он нужен ему, чтобы не ненавидеть себя.

7. Этот мир для злого существа порождает неведение. Неведение – женское начало, подобное змее или другой отвратительной гадине.

8. И это неведение, рисующее злому существу окружающим его мир, иногда называют «Фантазией», «Иллюзией», «Марой» или «Майей».

9. Из этого некоторые делают вывод, что мира не существует, ибо он является иллюзией. Некоторые же добавляют, что никакого зла и ненависти не существует тоже, ибо только злому всё кажется злом.

10. На самом деле мир существует, есть в нём и злые существа, достойные ненависти и уничтожения. Ибо они превращают настоящий мир в то, что у них в голове.

11. Гнев подобен голове: он первенствует. Мара подобна хвосту: она замыкает.

12. Поэтому худший из дэвов Врага, Яхве Иалдабаоф, изображается в виде змеи с мордой льва. Ибо он в своём помрачении возомнил себя Творцом. На самом же деле он – тварь Врага, такая же, как и прочие дэвы и чудовища.

[От редакции: представления о протоархонте Иалдабаофе - ключевое в манихейском космогенезисе]