Восхваление Аши

Опубликовано Ramyar -

Аша есть Правда. Это высший вселенский закон, исходящий от Ахура Мазды, который оба мира: и духовный и земной – приводит к процветанию. Это закон как всего мира, так и каждого человека.

Зороастрийцы провозглашают Ашу краеугольным камнем своей жизни. Это провозглашение запечатлено во второй по святости авестийской молитве – Восхвалении Аши – Ашем Воху («Правда Благая»)

Ashem vohū vahishtem astī
Ushtā astī ushtā ahmāi
Hyat ashāi vahishtāi ashem

Аша Благая есть наилучшее
Есть Блаженство, Блаженство тому,
Чья Аша ради Наилучшей Аши.

В одном из авестийских фрагментов, в первой части Хадохт-наска, Ахура Мазда описывает Заратуштре величайшую благость и силу этой молитвы. Заратуштра спрашивает Бога о слове, в котором говорилось бы о всяком благе, о любой вещи, духовной или материальной, которая происходит от Аши:

1. Спросил Заратуштра Ахура Мазду: Ахура Мазда, Дух Святейший, Создатель живых творений плотских! В каком слове говорится о всяком благе, о всяком семени Аши?
2. И ответил Ахура Мазда: Это восхваление Аши, о Заратуштра.
Таким словом является восхваление Аши - ashem stûtô. Глагол stao-/stu- весьма многозначен. В целом его значение можно описать как «возносить восхваления чтением ритуальных формул». Аshem staoiti – встречающееся ниже по тексту – одновременно означает и «восхваляет Ашу», и «читает молитву-Ашу» - мантру Ашем воху. В этой мантре заключена мысль, что всякое благо происходит от Аши, что высшее благо есть Аша.
3. Кто Ашу восхваляет в постоянном просветлении, в помысле, исходящем от преданного естества, тот Меня восхваляет - Ахура Мазду, тот землю восхваляет, корову восхваляет, растение восхваляет, все благое, сотворенное Маздой, семя Аши тот восхваляет.
4. Ибо это слово, о Заратуштра, правдивая речь и произносимые слова - Ахуна Ваирья, (другая авестийская молитва) будучи читаемыми, силу и победоносность души и веры взращивают.
5. Ибо ста удовлетворений праведного, о Спитама Заратуштра, стoит одно восхваление Аши, читаемое при засыпании, тысячи - при вкушении мяса, десяти тысяч - при сношении, множества - при отбытии в мир иной.
6. Какое восхваление Аши одно стоит десяти иных восхвалений Аши по величию, благости, красоте?
7. Ответил ему Ахура Мазда: То, праведный Заратуштра, когда муж, вкушая от Целостности и Бессмертия,(Бессмертные Святые – покровители еды) Ашу восхваляет, исповедуя добрые мысли, добрые речи, добрые дела, отвергая злые мысли, злые речи, злые дела.
8. Какое восхваление Аши одно стоит ста иных восхвалений Аши по величию, благости, красоте?
9. Ответил ему Ахура Мазда: То, праведный Заратуштра, когда муж, после того, как вкушает выжатую хаому, (сок священного растения) Ашу восхваляет, исповедуя добрые мысли, добрые речи, добрые дела, отвергая злые мысли, злые речи, злые дела.
10. Какое восхваление Аши одно стоит тысячи иных восхвалений Аши по величию, благости, красоте?
11. Ответил ему Ахура Мазда: То, праведный Заратуштра, когда муж, вставая ото сна или ложась, Ашу восхваляет, исповедуя добрые мысли, добрые речи, добрые дела, отвергая злые мысли, злые речи, злые дела.
12. Какое восхваление Аши одно стоит десяти тысяч иных восхвалений Аши по величию, благости, красоте?
13. Ответил ему Ахура Мазда: То, о праведный Заратуштра, когда муж, ото сна отходя и просыпаясь, Ашу восхваляет, исповедуя добрые мысли, добрые речи, добрые дела, отвергая злые мысли, злые речи, злые дела.
14. Какое восхваление Аши одно стоит всего этого каршвара – Хванираты (центральный каршвар – континент – земли, на котором расположен Иран, лучший из семи) со скотом, с колесницами, но без людей, по величию, благости и красоте?
15. Ответил ему Ахура Мазда: То, праведный Заратуштра, когда муж на крайнем повороте жизни Ашу восхваляет, исповедуя добрые мысли, добрые речи, добрые дела, отвергая злые мысли, злые речи, злые дела.
16. Какое восхваление Аши одно стоит всего, что между землей и небом, этой земли, этих светил, и всего сотворенного Маздой, семени Аши по величию, благости и красоте?
17. Ответил ему Ахура Мазда: То, праведный Заратуштра, которым отрекаются от злых мыслей, злых речей, злых дел. (Хадохт наск, 1)