Краткая биографическая справка. Баба родился в 1909 году в богатой семье парсов с хорошими связями. Дядей его был сэр Дораб Тата (женатый на сестре отца), сын основателя могущественной группы Тата. Баба вырос в Мумбаи (бывший Бомбей), в то время как его отец был генеральным инспектором образования в Майсуре. В 1927 году, в возрасте 18 лет, Баба отплыл в Англию, чтобы изучать инженерное дело в Кембридже. Вскоре он решил, что его истинный интерес заключается в ядерной физике, области, которая в то время процветала, а Кембридж был одним из ее центров. Ученый внес выдающийся вклад в передовую для развивающейся Индии отрасль, обогнав время и заложив фундамент будущего энергетического благополучия и независимости страны с населением 17% от общемирового. Трагически погиб в январе 1966 года на пике творческого расцвета, войдя в историю как выдающийся учёный и гуманист. Публикуем воспоминания коллег из дружественного Индии СССР по горячим следам этой трагедии. Драматическим обстоятельством является возможная причастность американских спецслужб к организации крушения пассажирского самолета, целью которого являлась попытка ограничить возможности суверенной страны в ядерной области и явившейся актом международного терроризма и преступлением против гуманности. Слово советским коллегам учёного с поистине мировым именем, занявшему по праву достойную строку в славном списке выдающихся патриотов индийского народа, парсов и зороастрийцев по происхождению.
24 января этого года [1966 - прим.ред.] в массиве Монблана разбился самолет « Канченжанга». Никто из находившихся на нем не остался в живых.
Несколькими днями раньше выдающийся индийский физик Хоми Джихангир Баба ( Homi Jehangir Bhabha), направлявшийся на заседание Научно- консультативного совета Международного агентства по атомной энергии, переменил билет с рейса 22 января на рейс 24 января... Кто может предугадать свою судьбу? Хоми Баба оказался среди жертв трагедии, разыгравшейся над склонами Монблана.
Известие о его гибели глубоко потрясло всех нас, имевших радость знать этого замечательного человека, талантливейшего физика, выдающегося организатора индийской атомной науки, последовательного борца за мирное применение атомной энергии, глубокого и умного ценителя живописи, скульптуры и музыки.
Знакомство советских физиков с Хоми Баба первоначально было заочным. В 1937 г. им совместно с В. Гайтлером была опубликована каскадная теория электронно- фотонных ливней в космических лучах [ 1— 3]. Эта теория стала основной для понимания поведения мягкой компоненты космических лучей. Другие работы Хоми Баба были посвящены крайне актуальной в то время теме — теории мезонов и частицам с высшими спинами [ 4— 6]. В частности, им впервые было указано на увеличение времени жизни движущегося мезона по сравнению с временем жизни покоящегося мезона. Знаменитый « парадокс близнецов» теории относительности А. Эйнштейна из области теоретической абстракции перешел в область реально наблюдаемых явлений.
Совсем недавно физики Объединенного института ядерных исследований, изучающие структуру мезона, обратились к работе [ 7] Хоми Баба, в которой изучалось рассеяние частиц со спином 1/ 2 на частицах со спином 0.
Научные заслуги Хоми Баба были высоко оценены избранием его членом Английского Королевского
общества ( 1941) и почетным членом Королевского общества Эдинбурга ( 1957). Он был награжден премией Адамса ( 1942) и премией Гопкинса ( 1948).
В послевоенное время Хоми Баба проявляет себя как выдающийся организатор индийской атомной науки и техники. Это был переломный момент в развитии физики, когда масштабы физического эксперимента изменялись от масштабов лабораторного стола до масштабов современных реакторов и ускорителей, а штаты физических институтов возрастали от нескольких десятков сотрудников до многих сотен и даже тысяч.
Хоми Баба правильно оценил значение этого перелома и был убежден в том, что и его родине под силу творчески включиться в современную научно- техническую революцию.
Когда один из государственных деятелей, руководящих атомной наукой, пытался доказывать невозможность освоения атомной науки и техники в развивающихся странах до развития традиционной, старой техники, Хоми Баба резко протестовал против такого недальновидного снобизма.
По инициативе Хоми Баба в Бомбее в 1945 г. создается Институт фундаментальных исследований. В стиле этого института отразились характерные черты его инициатора. Институт не только оборудован современной аппаратурой, но тонко и вдумчиво украшен современной живописью и скульптурой. Наука и искусство, объединенные здесь по замыслу Хоми Баба, создают атмосферу высокой духовной культуры.
Недалеко от Бомбея Хоми Баба создает второй центр — атомный центр Тромбей, который по его идее должен послужить основой для развития ядерной энергетики в Индии.
В этот же « Sturm und Drang»- период послевоенной атомной науки и техники состоялось и мое знакомство с Хоми Баба, который вслед за визитом Джавахарлала Неру и Индиры Ганди дважды был гостем на Первой атомной электростанции в Обнинске. В 1955 г. Хоми Баба председательствует на Первой международной конференции по мирному использованию
атомной энергии в Женеве, когда ведущие страны поведали миру о своих достижениях в области развития атомной энергии. Тогда впервые была приоткрыта завеса секретности, которой были окружены работы ученых- атомников, и они, уже отвыкшие от общения друг с другом, с изумлением увидели, что научная истина, как золото,— одна и та же, в какой бы области земного шара она ни добывалась.
В то время Хоми Баба представлял страну, в которой большая часть необходимой энергии поставлялась живой силой и кизяком буффало.
Что же привело Хоми Баба на председательское место в знаменательной конференции 1955 г.? Я думаю, что основой высокого уважения к Хоми Баба была его глубокая вера в то, что великое завоевание человеческого разума — овладение цепной реакцией деления урана и плутония — будет использовано только на благо человечества, а не для войны, не для разрушения и уничтожения.
Хоми Баба не раз отмечал, что Индия « знает, как сделать атомную бомбу, и имеет необходимые материалы, но не будет употреблять их для этой цели».
Еще на первой конференции в Женеве Хоми Баба высказал свое убеждение в том, что недалеко и то время, когда человечество овладеет почти неисчерпаемым источником энергии — энергией термоядерного синтеза. Сейчас мы менее оптимистичны, но работа идет, поиск продолжается, и было бы неправильно думать, что эти надежды должны быть оставлены.
Глубокая вера Хоми Баба в высокое назначение науки, его убежденность в победе разума, видимо, проистекали от счастливого сочетания его высокой научной культуры с традиционным духом индийской мудрости, человеколюбивой и мирной, мудрости, породившей знаменитые тезисы « панча шила» [почтенный автор не располагал информацией о происхождении ученого, иначе бы он отметил роль религии Заратуштры с её историческим оптимизмом и верой в человека, его разумный и творческий потенциал - прим. ред.] .
Хоми Баба глубоко понимал, что цель не может оправдывать средства. Есть границы, за пределами которых средство уничтожает самое существо цели. Таким средством, как бы ни были « значительны» и « благородны» цели, как раз и является применение атомного оружия.
Хоми Баба принимал активное участие в работе международных организаций. Он был членом Научно- консультативного совета МАГАТЭ, где активно отстаивал интересы развивающихся стран.
В течение нескольких лет он возглавлял Президиум Международного союза чистой и прикладной физики ( ИЮПАП). Как Президент этого союза Хоми Баба с большим тактом объединял интересы лиц, представлявших разные страны, разные политические системы и расы. Мне всегда было отрадно видеть в нем прообраз человека будущего, глубоко понимающего общечеловеческие интересы и способного стать выше временных, но трагических границ, разделяющих сейчас человечество.
Мы сохраним светлую память о Хоми Баба.
Д. И. БЛОХИНЦЕВ
Перепечатана из журнала « Успехи физических наук», 89, вып. 1, 173 ( 1966).
ЛИТЕРАТУРА
1. Н. J. Bhabha, W. Hettler. Proc. Roy. Soc., А159, 432 ( 1936).
2. H. J. Bhabha, S. K. Chakrabarty. Proc. Ind. Sci., A15, 464 ( 1942).
3. H. J. Bhabha, S. K. Chakrabarty. Phys. Rev., 74, 1352 ( 1948).
4. H. J. Bhabha. Proc. Roy. Soc., A166, 501 ( 1938).
5. H. J. Bhabha. Rev. Mod. Phys., 17, 200 ( 1945).
6. H. J. Bhabha. Phil. Mag., 43, 33 ( 1952).
7. H. J. Bhabha. Proc. Roy. Soc., A164, 257 ( 1958).
Издание доступно по адресу
Атомная энергия. Том 21, вып. 1. — 1966
Атомная энергия / Акад. наук СССР, Гл. упр. по использованию атомной энергии при Совете Министров СССР. — М.: Гос. изд. техн.-теорет. лит., 1956— .
Том 21, вып. 1. — 1966. — С. 1—80.