О безусловной ценности ритуала

Опубликовано Ramyar -

Часто можно услышать вопрос или претензию к зороастризму из разряда- ну и зачем тебе религия, которая очень малочисленна и практически забыта на общем фоне. Здесь конечно понятно, что качество не определяется древностью и количеством, поэтому вопрос абсолютно не имеет никакого смысла и абсолютно любая религия (даже, если она возникла позавчера и имеет полтора последователя) имеет абсолютно равные права на «истину», наравне с общепризнанными. Однако, все же это не отменяет необходимости обоснования нашей уникальности на фоне нашей малочисленности и разнообразия вероучений. Соответственно здесь можно выразить различные точки зрения. Чаще всего мне конечно встречалась следующая - зороастризм когда-то был велик и дал основу, базу для всего авраамизма. Но, подобная позиция ничего не обосновывает, так как сама по-себе концепция, что зороастризм был необходим как инструмент для толчка, будущих религиозных цивилизаций- выглядит крайне странно и унизительно. Да и вообще эти апелляции к прошлому абсолютно бесполезны. Для современного зороастрийца есть необходимость обоснования в настоящем моменте, а значит мы должны опираться на то что сейчас имеем. А имеем мы к сожалению не много- это ориентирование на морально-этический и ритуальный комплекс. Но является ли этика зороастризма единственно уникальной в современной обстановке? Нет, что я сейчас и покажу на примере нескольких отрывков из Священного Писания, которые ее излагают.
  <em> Я – маздаясниец. Исповедую себя (как) маздаясниец, зороастриец, принося клятву и делая выбор.
Присягаю Благой мысли мыслью, присягаю Благому слову словом, присягаю Благому делу делом. Присягаю Вере маздаяснийской, прекращающей набеги, слагающей оружие, поощряющей хвайтвадатху, праведной, которая из сущих и будущих (вер) величайшая, наилучшая и прекраснейшая, которая Ахуровская, Заратуштровская. Ахуре Мазде принадлежит все доброe. Это - присяга Вере Маздаяснийской! (Ясна 12, 7-9)
О Творец материального мира, о Святейший!
В чем суть маздаяснийской веры?
Отвечал Ахура Мазда:
В том что бы усердно возделывать хлеб
Ибо тот, кто умножает закрома,
Умножает Праведность,
Распространяет Веру,
Укрепляет ее молитвами. 
(Вендидад 30, 31) </em>
Да, конечно, очень достойно работать, ценить мир, молиться, то есть пребывать в богообщение, но что из всего этого, является чем-то уникальным? Ничего, так как практически любая религия -это будет постулировать. И здесь встаёт вопрос, то есть, де-факто мы не можем предложить миру ничего нового и уникального, такого чего бы не было в других религиях и значит не имеет преимуществ? Зачем тогда становится кем-то кроме протестанта, например. Чья моральная этика полностью пропитана трудом, чья религия так же имеет чёткое богословское обоснование, а религия проста и просто помогает интегрироваться в мировое общество, и устройство. И на этот вопрос даёт ответ (как бы странным это не казалось) зороастрийский ритуал. Именно он делает нас уникальными и необходимыми. Нет ни одной религии у которой ритуал был бы направлен не на частичное извлечение выгоды, исцеление и сохранение отдельного субъекта, его исполняющего, а <em><ins>всего мира</ins></em>. Зороастризм - это единственная религия, которая всю свою обрядовую деятельность заключает в единый цикл. Цикл исцеления и предотвращения вреда. Начиная от элементарных правил соблюдения чистоты и уничтожения осквернения, до литургии Ясны, которая в принципе направлена на исцеление и восстановления мира. Есть хоть ещё одна религия, которая постоянно воспроизводила бы определённое молитвенное и физическое действие, цель которого была бы направлена на спасение и поддержание всего мира. Не отдельных членов культа, их имущества и т. д., а просто всего? Нет, поэтому зороастризм (с нашей точки зрения, естественно)- это атлант, который держит мироздание на своих плечах.
Зороастризм - это не религия пространных рассуждений, а религия каждодневного совершения и поддержания ритуальных действий. В этом контексте и становится понятна простота и зацикленность на чистоте у Священных Писаний. В этом контексте становится понятно почему зороастрийцев принято считать закрытыми магами, которые постоянно бубнят какие-то заклинания на непонятном языке. Зороастриец-это в первую очередь уборщик и целитель, который исполняет свою задачу. Поэтому для зороастрийца гораздо важнее разбираться в ритуале, чем идти и обращать новых последователей. Потому что, если они проживут достойную жизнь, то не пропадут, а если он перестанет читать мантры, то пропадут все.

<em>Глеб Мазницын. </em>
 

Комментарии через vkontakte