Тексты
Зороастризм это древняя традиция, опирающаяся на знания Авесты, уходящие вглубь тысячелетий. Среди множества знаний в ней описываются 4 эры мироздания, изложенные в космогенезисе. В текстах говорится Космическом Годе, состоящем из 12000 лет и 4 эпохах - каждая по 3000 лет. Для многих непонятно, что Бундахишн (Основы творения, пехлевийский текст, пересказ древнего Наска Авесты.) говорит пояснение только к 9000 годам из 12000. Здесь же 3000 лет вне этих 9000 находятся условно. Для нас важно найти суть и смысл проявления этих огромных эпох в нашей жизни.
Смотрите - Бундахишн. (перевод Чунаковой О.М.) или Бундахишн (авеста.орг)
О летосчислении. Времени было двенадцать тысяч лет. Как он говорит в Авесте, три тысячи лет был (период) духовного состояния, когда творения были немыслящие, неподвижные и неосязаемые, и (эти) три тысячи лет пребывали в мире Гайомард и (бык). (Когда 6000 лет было) противостояние, были тысячелетние царствования Рака, Льва и Девы. Когда прошло („было") шесть тысяч лет, тогда тысячелетнее царствование перешло к Весам, (на мир (?)) обрушился противник, и Гайомард прожил в (период) зла тридцать лет. ....
Затем тысячелетнее царствование пришло к Скорпиону, и Аждахак (правил) тысячу лет. Затем тысячелетнее царствование перешло к Стрельцу, и Феридун (правил) пятьсот лет...
Глава I Из “Зендагах” о сотворении основы (фрагмент)
...17. Тогда Ормазд, благодаря всеведению, понял, что: если я не предоставлю период состязания, тогда у него будет возможность действовать так, чтобы он мог соблазнить мои создания для себя. Поскольку даже сейчас многие представители смешанного человечества практикуют больше зла, чем добра. 18. И Ормазд обратился к злому духу так: "Назначь срок! так что переплетение конфликтов может длиться девять тысяч лет. Ибо он знал, что, назначив этот период, злой дух будет уничтожен.
19. Тогда злой дух, ненаблюдательный и по невежеству, был доволен этим соглашением; точно так же, как два человека ссорятся друг с другом, которые предлагают время таким образом: Давайте назначим такой-то день для боя.
20. Ормазд также знал это, благодаря всеведению, что в течение этих девяти тысяч лет - в течение трех тысяч лет все происходит по воле Ормазда, три тысячи лет происходит смешение воль Ормазда и Аримана, и последние три тысячи лет злой дух отключен, и они удерживают противника подальше от созданий.
21. После этого Ормазд прочитал Ахунвар следующим образом: Йатха аху вайрео ("как должен быть избран небесный владыка") и т.д. один раз и произнес двадцать одно слово; Он также показал злому духу Свой собственный триумф в конце и бессилие злого духа, уничтожение демонов, воскресение и безмятежное будущее существование созданий во веки веков. 22. И злой дух, осознавший свое собственное бессилие и уничтожение демонов, пришел в замешательство и отступил в мрачную тьму; даже так, как сказано в откровении, что, когда была произнесена одна из трех частей этого (Ахунвара), злой дух сжался от страха, и когда были произнесены две части этого, он упал на колени, и когда все это было произнесено, он стал сбитым с толку и бессильным относительно причиненного им вреда создания Ормазда, и он сам три тысячи лет пребывал в замешательстве....
Известные ученые Зенер и Мэри Бойс рассказывают об эпохах так -
Зенер «Учение магов» Глава II Два первоначальных духа и творенье
Мэри Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. ГЛАВА II. Зороастр и его учение. Творение и три эры
Также что об этом говорится в книге Павел Глоба - Учение древних ариев. Глава - Четыре эры мироздания.
Взаимосвязь четырех эпох с нашей жизнью
Необходимо помнить, что в зороастризме особый взгляд на письменность. Не много не мало, но считается что это подарок Ангроманью, злого духа. (например, этот миф изложен в "Шахнаме" у Фирдуоси в главе "Тахмурес" том I ) Понять суть традиции, опираясь только на письменные источники, увы, не возможно. Поэтому давайте разберёмся в этом вопросе, опираясь на принцип всеобщей взаимосвязи и устную традицию.
"То что вверху, то и внизу." "По образу и подобию". Эти принципы все знают. Исходя их этого, рассмотрим как наша жизнь, годовой цикл в природе воспроизводят миротворный круг. Современные ученые все больше приходят к выводу, что наша вселенная - это большая голограмма. Читайте об этом -
Талбот «Голографическая вселенная»
Любой период проявляется в жизни каждого человека. Земля, Вселенная также проходят через микроциклы, которые воспроизводят макроциклы. Во времени этого мира маленькие колесики являются полным отражением больших колес. Но только это большое колесо способно дать всю эту картину в совокупности. Жизнь каждого из нас подобна этому колесу, но это кусочек голографического изображения. Каждый меньший кусочек воспроизводит первичное изображение, но оно будет тусклее и тусклее. Каждый из нас тот же самый миф проигрывает времени Вселенной, но, конечно, более тускло. Изначальный смысл в разорванной на множество кусочков голограмме уловить очень трудно. То есть детали в полной совокупности вы уже не увидите. Такого же принципа и Мироздание. Поэтому, базируясь на микроцикле, надо постараться понять макроцикл. Но, разумеется, не в словах запечатленных, потому что любое слово только скрывает Божественную мысль.
Поэтому цикл всего мира, весь космический год мы сопоставим с годовым циклом природы, который делится на 4 сезона - весна, лето, осень, зима.
Природа движется за годом год,
Сменяют друг за другом очень просто,
Кружа свой неизменный хоровод,
После зимы весна, за летом осень.
Человеческую жизнь разделим на 4 этапа - детство, юность, зрелость и старость. Итак, давайте рассмотрим эпохи с этого ракурса.
1 Первая эпоха, когда мир был создан Ахура-Маздой, называлась эпохой Творения
Эпоха торжества справедливости, называется эта Артезишн. "Зишн" - это эпоха, период. Арта - это праведность, то есть время, когда в мире не было зла, по крайней мере, проявленного, когда мир был целостен и создавался как целостное творение. Эта эпоха длилась очень долгое время. Тогда были созданы и все мыслеформы. Тогда были созданы и прообразы всех нынешних творений. Тогда был этот идеальный мир, который являлся повторением, отражением верхнего мира, мира Меног.
В эту эпоху создавались благие стихии (огонь, воздух, вода, земля, растения, животные и человек). Здесь появляются Фраваши, духи предков человечества, с которыми Хормазд проводит свой совет о борьбе с духом зла в земном мире (Гетик). Календарный зороастрийский год начинается с месяца Фравардин, связанного с Фравашами, предками). Новруз, начинающий год, это символ начала Творения мира, поэтому он так важен и значим у зороастрийцев. Сам дух зла в эту эпоху находится в отключке, после заключения Договора с Хормаздом. Зло здесь в латентной форме (как это проявляется у вирусов, модели системы зла). Нет питательной среды, зло только готовится к своему вторжению на мир Творца.
Время года - весна. В природе день становиться больше ночи после точки весеннего равноденствия, силы света и тепла возрастают, вся природа пробуждается от зимней спячки, холодов. Всё начинает цвести и распускаться. В царстве животных наступает время заботы о потомстве, некое перемирие. Поют птицы, появляются цветы, зелень - прекрасное время года, каждый это ценит и понимает. Все звереныши пока маленькие вызывают у нас только умиление. Например, какие эмоции у нас при виде медвежонка? А при виде взрослого медведя?
Возраст - детство. Всем известны поговорки "Невинен как дитя", "Устами младенца глаголит истина". Пока мы дети, зло в нас находится в латентной форме, как некий возможный потенциал. Даже если дети и совершают какие либо злодеяния, то делают это неосознанно, поддавшись воздействию окружения. Законодательство подтверждает это. За проступки детей уголовную и другую ответственность несут их родители (опекуны).
2 Вторая эпоха Гумизишн, время смешения добра и зла.
Мир создан и Ангроманью понимает, что ему "накрыли стол", теперь уже есть чем поживиться. С подготовленной им армией и полчищами демонов (согласно текстам они появились после содомского греха Ангроманью самим с собой, поэтому в зороастризме содомия это грех номер один, не имеющий прощения) он вторгается в мир, который он не создавал и пытается его переделать на свой лад, подчинить себе, а что не получится, то уничтожить, разрушить. Похоже на болезнь, когда она переходит в активную фазу. За эти условные 3000 лет энергии добра и зла смешиваются, переплетаются, становится сложно одно отделить от другого (но это необходимо делать). То что наш мир сейчас болен многие понимают.
Время года - лето. Казалось бы, лето! Жарко, Солнце, время отпусков, загорай и купайся, что здесь плохого злого? Но если разобраться и вдуматься, то можно заметить следующее. Именно летом происходит всплеск развития хравстры, особых существ в природе, воспроизводящих образ паразита Ангроманью. Все кровососущие насекомые, не говоря уже про глистов, клопов, тараканов появились после того как Ангроманью искорежил и подчинил себе часть природы после вторжения. Для зороастрийца немыслимо подумать, что эти твари созданы Ахурамаздой, кто есть только добро и любовь. Нет, они порождение темного духа и в итоге именно летом тучи комаров, слепней, мух пьют кровь у живых существ и паразитируют на них.
В историческом плане именно летом происходят вторжения армий, которые наподобие Ангроманью пытаются захватить чужие территории. Отечественные войны - что с Наполеоном, что с Гитлером подтверждают это. Фашисты вообще напали на СССР точно в день летнего солнцестояния 22 июня 1941г, что точно совпадает с атакой Ангроманью.
подробнее смотрите Взаимосвязь зороастрийских праздников и событий Великой отечественной войны
В календарном цикле здесь проходит время Зороастрийский поста «Песьи дни» когда каждому дню соответствует образ атаки зла на одну из благих стихий. Кстати, во всех традициях, в том числе и русских это время защитных очищающих ритуалов - прыгать через костер, совершать омовения и др. (день Ивана Купалы здесь).
Возраст - юность. Человек подрастает, становится самостоятельным, входит в взрослую жизнь. Но его разум еще не окреп, не хватает мудрости и опыта отличить хорошее от плохого. "Сила есть, ума не надо. Молодо - зелено. Береги честь с молоду"... Именно в юности люди совершают ошибки, оступаются, грешат. А силы тьмы этим пользуются и вовлекают в свое поле молодых людей, искушая и обольщая их. Символически человеку следует изучать традиции, постигать устройство мира, копить знания и опыт, в своих действиях и поступках советоваться со старшими, опираться на знания предков. Но силы тьмы рушат семьи, традиции, чтобы лишить опоры молодых людей. Увы, в последнее время это у них получается все больше...
3 Эпоха Визаришн, эпоха Разделения.
"Виза", похоже на "вижу", т.е. наступает прояснение, понимание. Эпоха символически включает в себя то, что силы зла снимают свои маски, разоблачаются и открыто выступают против сил света. А силы света консолидируются и совместно дают отпор тьме. Каждый дух, каждая частица мироздания будет вынуждена сделать свой выбор и выбрать ту или иную сторону. В зороастризме эта эпоха начинается с великого суда Фрашегирда, когда каждый будет оценен, будут взвешены его добрые и греховные дела. Острая фаза болезни, воспалительные процессы.
Время года - осень. Вспомним поговорки "Какое это дерево, узнаете по плодам его." "Отделение зерен от плевел", "Цыплят по осени считают". Все они показывают, что осень - это время прояснения, разделения, понимания что хорошо, а что нет. День уменьшается, холодает и больше ценится тепло и свет. В календаре это начало осеннего равноденствия и праздник Седе. Также именно осенью проходит праздник гаханбар Митры, когда человек дает клятву отречения от всего темного и греховного.
Возраст - зрелость. Опыт, понимание проявляются в нас уже после 42 лет, когда мы уже через многое прошли, набили шишек и уже начинаем понимать что к чему, начинаем отделять свет от тьмы. Если человек и в этом возрасте совершает преступления, грешит, служит тьме, то это уже его сознательный выбор. Так сказать он становится рецидивистом, закоренелым нарушителем. Необходимо в этом возрасте уже окончательно выбрать для себя путь правды, Путь Истины. Ведь Авеста говорит, что все остальное - беспутье.
4 Эпоха Маздазишн, время мудрости, слияния, воссоединения.
После разделения на свет и тьму светлые силы вместе с Творцом займутся исцелением всего мироздания, наведением порядка в целом, исправлением всех заблудших душ. Все те сущности и души, кто сделали не верный выбор в сторону тьмы и зла будут в это время очищаться, восстанавливать свою связь с Творцом. Если мы поймем что наш мир это единый целостный организм, то у него не может быть плохих злых частей. Представьте, одна ваша рука добрая и делает добро, а другая злая и совершает одни гадости. Вы что, отрубите себе злую руку? Нет, вы ее образумите, исправите, вылечите. Так и силы света в этот период будут исцелять всех кто оступился, встал на темную сторону. Если продолжить сравнение с болезнью - то это исцеление. Кстати один из Амеша спента Хаурват, переводится как целостность, он покровительствует целителям, тем кто восстанавливает утраченную целостность. Также слово поцелуй содержит корень "цел", и означает единство двух людей.
Время года - зима. Несмотря на холод и тьму все засыпает снег, выглядит все белоснежно и величаво. Мир как будто очищается, вся грязь замерзает, не видна. Начинается эпоха с точки зимнего солнцестояния, особое время года, когда в наш мир приходят великие учителя, пророки. 22 декабря празднуется рождество Заратуштры В эти дни в разные исторические времена рождались Боги и многие Герои различных религий: Зевс и Мардук, Аполлон и Митра, Асклепий и Дионис, Янус и Геракл, Иисус Христос.
Возраст - старость. Старость синоним мудрости. Во все времена и у всех народов старейшие это хранители мудрости, знающие ответы почти на все вопросы. Именно к ним за советом обращались в сложных ситуациях, они помогали решать любые вопросы. Конечно, имеется ввиду, что человек после 63 лет сохранил и развил свой разум, здоровье духа и тела. А не разваливается из-за разных болезней и не впадает в маразм, деменцию. дай Бог всем нам в этом возрасте сохранить и развить свои лучшие черты и качества, чтобы достойно соответствовать образу мудрости.
Итоги и выводы
Согласитесь, что такой взгляд на нашу жизнь, периоды в природе, в истории помогает найти некие закономерности и неслучайности. Через призму эпох мироздания становится больше понимания и той самой мудрости, которой порой не хватает. По мнению традиции нам выпала честь жить в эпоху перемен, причем весьма и весьма глобальных. Про данные перемены мы говорили в ряде статей о современных событиях в мире. Как говорится в поговорке "Когда дует ветер перемен слабые строят заборы, а сильные - мельницы". Мы должны использовать эти перемены себе и миру во благо. При нас заканчивается эпоха Смешения и начинается эпоха Разделения добра и зла. Мы это постоянно наблюдаем слушая новости. Поэтому для нас главная задача - сделать правильный выбор, выбрать правду, свет и истину.
В завершении приедем еще один фрагмент древнего зороастрийского текста, показывающий образ нашего мироздания.
Сиканд Гуманик Вазар
Глава IV, §§ 63—80
"(63) Хормазд подобен хозяину сада или мудрому садовнику, чей сад вознамерились извести вредоносные и пагубные звери и птицы, учиняя порчу плодам и деревьям. (64) И мудрый садовник, чтоб уберечься от хлопот и избавить свой сад от этих зловредных тварей, изобретает средства, чтоб изловить их, (65) вроде западней, капканов и силков для птиц, (66) так что, когда тварь видит ловушку и стремится избежать ее, тут она и залавливается по незнанию устройства западни или силка. (67-8) Очевидно также, что если зверь попадет в ловушку, то он пойман не от совершенства самой ловушки, но по причине превосходства ее изобретателя. (69) (Ибо) человек, который является хозяином сада и изобретателем ловушки, знает точно, в своей мудрости, как велика сила зверя и как долго он может продержаться. (70) Сила и мощь, заключенные в теле зверя, сводятся на нет его собственной борьбой, и они расходуются в той мере, в какой он пытается затоптать западню, и разорвать силки, и уничтожить их. (71) Поскольку его силы (для этого) недостаточно, мощь его сопротивления слабеет, и он устраняется из действия. Тогда мудрый садовник, приводя в исполнение свой замысел и зная собственные нужды, вытаскивает его из ловушки; и (хотя) его звериная сущность остается, он лишается возможности применять свои способности к делу. (72) А силки и западни неповрежденными садовник возвращает в свой амбар, где он снаряжает их заново.
(73) Итак, Создатель Хормазд, Спаситель своих созданий и Распорядитель творенья, Бог, который устраняет Принцип Зла от дел, подобен садовнику, который защищает свой сад от того, что вредит ему. (74) А этот зловредный зверь, губитель сада, это проклятый Ахриман, который нападает и разрушает творенье. (75) Большая ловушка — это небо, куда добрые существа приходят, подобно гостям, и которым пленен Дух Разрушения и его отродья. (77) А силки и западни, которые препятствуют зловредному зверю в достижении его стремлений — (78) это время, установленное для битвы с Ахриманом, с его силами и оружием, известное как Время Долгого Господства; (79) последнее через борьбу со зверем в этой западне и ловушке разрушает его мощь. (80) Лишь (сам) Создатель мира может снова привести свои создания ко спасению от вечной вражды и может возобновить их великое продвижение, подлинно, как мудрый хозяин сада заново снаряжает свои силки и ловушки".
Создание прекрасного сада - эпоха Творения, нападение зверя - эпоха Смешения, попытки зверя вырваться из капкана - эпоха Разделения, и восстановление сада - эпоха Мудрости.
Константин Старостин