Раз в 32 года по древнему календарю наступает год Кейвана - древнего иранского божества, воплощающего идею цикличности, повторяемости и предсказуемости, как прямого следствия действия закона причинно- следственной связи. Именно с этим божеством связано представление об ограниченном времени - основополагающем понятии зороастрийской космологии, а также концепция неотвратимости воздаяния за благодеяния и наказания за грехи. Имя Кейвана в переводе с персидского языка буквально означает «Царь Прошлого» и подразумевает концентрацию в образе данного божества таких качеств, как: приверженность традиции, верность принципам, справедливость и принятие того, что уготовано судьбой.
С Кейваном всецело связано понятие Времени в его непреодолимо холодной и неотвратимой ипостаси.
«Время долгого правления» - Зерван Даргахвадата, воплощающий идею срока, коим ограничивается существование мира, и каждого отдельного человека, скрывается в иранской мифологии под образом «Царя Прошлого» Кей-вана. Именно с этим божеством связан феномен астрального фатализма и признания всевластия времени, коему посвятили немало вдохновенных строк восточные мыслители от перса Хайама до индуса Бхартрихари. «Не мы беспечно проводили время, а время нас беспечных провело!» -краткая квинтэссенция всего сказанного по этому поводу.
Естественно, «Ограниченное время» воспринималось древними персами не только как абстрактный срок существования физического мира, являющегося ареной борьбы добра и зла, но и как вполне конкретный отрезок времени, в течение которого разыгрывается в микромодели макрокос-мический сценарий. Таким отрезком времени является солнечный год, а космогонической моделью - солнечный календарь со сменой сезонов года и кардинальными точками солнцестояний и равноденствий. Так что сакральной функцией «царя» Кейвана является поддержание календарных циклов и надзор за ходом времени.
Можно сказать, что Кейван - это Архангел-часовщик, хранитель кладовой Времени, из которой все события проистекают, и куда возвращаются по окончании срока.
Безусловно, с Кейванном связана и продолжительность человеческой жизни, как отрезка времени, назначенного каждому из нас для пребывания в исправительно-трудовом учреждении под названием «воплощённый мир». То, как каждый из нас распорядится отведённым ему временем, станет результатом индивидуального выбора, и в конечном итоге предопределит дальнейшую участь человеческой души. Результат во многом зависит от обстоятельств, но в большей степени - от личного участия индивидуума в собственной судьбе. Кейван же, включая свои часы, лишь определяет срок существования человека и даёт ему время для свершения дел и исправления допущенных ошибок. В конечном итоге время жизни, которым мы располагаем, и есть важнейшая ценность, беречь которую с рождения должен каждый живущий в меру своих возможностей.
Но сохранением и счётом времени функции древнейшего индоевропейского изеда не исчерпываются. В понимании древних магов Кейван был хранителем всех воспоминаний, кладезем знаний и опыта предыдущих поколений, в его ведении - скрытые в земле клады, а также артефакты и экспонаты музеев, позволяющие переноситься в прошлое: старые книги, рукописи, антикварные предметы и прочее.
В психологическом смысле с Кейваном связан груз воспоминаний прошлого, в том числе детские комплексы и так называемые «скелеты в шкафу», а также накопленный человеком за годы жизни опыт, позволяющий ему придерживаться определённых взглядов и занимать чёткую позицию по отношению к тем или иным событиям и явлениям личной и общественной жизни. В материальном смысле в ведении Кейвана оказываются хранилища, архивы, банки, фонды, закрома и схроны, само название которых созвучно с Хроном (Кроном) - греческим эквивалентом иранского «Царя Прошлого». Русские слова «хранить», «хоронить» восходят всё к тому же индоевропейскому корню и отражают охранную функцию Хроноса-Кейвана.
В римской мифологии, восходящей к общим индоевропейским истокам, Кейвану соответствовал Сатурн, с коим было связано воспоминание о Золотом веке - мифическом идеальном времени без войн, бед и болезней. Обстоятельства наступающего календарного года Сатурна-Кейвана достаточно часто являются отсылкой к некоему историческому прототипу событий настоящего времени.
Сатурн на колеснице, запряжённой драконами
Если всё напоминает вам о том. как когда-то было хорошо, пусть даже очень давно, значит пришло время Кейвана - время собирать камни и подводить итоги. Казалось бы, год божества ограниченного времени располагается не в начале и не в конце 32-летнего календарного цикла, а в середине, и не должен был бы чем-то особенным выделяться из ряда остальных годов. Но в этом-то и суть! Окончание года Кейвана - это точная середина календарного цикла, разделяющая время на две половины: на «до» и «после».
Год Кейвана - сердцевина календаря, его сакральная суть. На спиле дерева, внутри колец времени, в самом центре есть точка жизни - тончайший канал, по которому передаются жизненные соки от корней кроне. Эта точка - средоточие жизни (от слова «средняя точка») всего древа.
В календарной же системе древних ариев, сохраняемой на протяжении столетий зерванитами - хранителями времени - средоточием является год Кейвана, или Зервана, и особенно окончание года, как точная середина мифического цикла Сатурна - планеты, некогда обращавшейся вокруг Солнца не за 29,5 лет, как сейчас, а за 32 года.
Но было это очень давно - до космической катастрофы, связанной с вторжением в наш мир Духа Зла и возможной гибелью планеты Фаэтон, расколовшейся на тысячи астероидов. Воспоминание о катастрофе вселенского масштаба сохранилось практически во всех мифологических традициях народов мира. Древние персы считали, что «сотрясение небес» в результате вторжения Ангро-Манью было столь масштабным, что планеты сошли со своих орбит и теперь периоды их обращения вокруг Солнца существенно отличаются от изначальных. Кстати, с точки зрения современной науки подобная концепция не выглядит уж слишком фантастической. Так, например, высказывалось предположение о том, что Плутон с его вытянутой наклонённой орбитой - бывший спутник Нептуна, сателлит, оторвавшийся от своего «хозяина» в результате сильнейшего возмущения, вызванного прохождением вблизи Солнечной системы «блуждающей» звезды, которую древние астрономы могли считать источником всех бед - «духом зла», нарушившим изначальный баланс гармоничного мира, сотворённого Господом Богом.
То блаженное время, когда всё было устроено согласно замыслу Творца, и все части мира пребывали в равновесии, и есть мифическое «Царство Прошлого» - Золотой Век Сатурна, о котором писали многие античные поэты (Дионисий Галикарнасский. Римские древности. I 36, 1; Вергилий. Георгики. II 548; Юстин. Эпитома Помпея Трога. XLIII 1, 3).
В то прекрасное мифическое время народ жил в изобилии и вечном мире, не знал рабства, собственности и сословных неравенств. Древние римляне считали, что Сатурн обучил людей земледелию и виноградарству, и во времена его царствования на земле всего было вдоволь, и земля щедро одаривала людей своими плодами. С исчезновением Сатурна исчез и чудный Золотой век, оставивший о себе лишь воспоминания. Древние римляне ежегодно отмечали сатурналии (17-23 декабря) - семидневный праздник- карнавал, отличавшийся всеобщим весельем, организацией массовых застолий, временным стиранием сословных различий и служивший напоминанием об утраченном, но столь прекрасном Золотом Веке.
Современный предрождественский (предновогодний) период с его гирляндами, елками и детским ожиданием чуда, с его поздравлениями и добрыми пожеланиями - отражение в коллективной психологии всё того же архаического мифа об изначально чистом состоянии мира.
Христианство привнесло в древний прекрасный праздник Зимнего Солнцестояния ещё более сакральную составляющую и наполнило мифологему новым смыслом - рождение Спасителя дарует миру надежду на возвращение мира к его изначально райскому состоянию.
Изначально Сатурн был богом земледелия, и имя его происходило от корня Sat - «сеять», что позволило считать его покровителем семян и посевов. Но главным ритуальным атрибутом его был серп (коса), как символ жатвы и сбора урожая, времени подведения итогов. Неудивительно, что главный праздник в честь Бога Сатурна - сатурналии - приходился на вторую половину декабря - время, когда подходили к концу все сельскохозяйственные работы, а земледельцы имели право на отдых и веселье в связи с окончанием жатвы. Общественные дела на период сатурналий приостанавливались, школьники освобождались от занятий, а преступники - от их наказаний. Даже рабы на время этого праздника освобождались от обычного труда и получали разрешение сидеть за общим столом в одежде господ. Богатые дарили бедным людям деньги, наряды, подарки.
Весёлое празднование Сатурналий в Древнем Риме
Мероприятия Сатурналий очень напоминали празднование Коляды - языческий, по сути, праздник, включённый в цикл рождественских действ христианской эпохи.
В древнеримских семьях день Сатурна, приуроченный к зимнему солнцестоянию, всегда проходил в веселье и радости - родственники и друзья ходили друг к другу в гости, обменивались поздравлениями и подарками.
Одним из символов Сатурна, а также заодно и счастья являлся падуб (остролист). Наряду с омелой и другими вечнозелёными растениями падуб широко использовался в ритуалах праздника зимнего солнцестояния многими народами. Друиды посвящали его Солнцу и использовали в праздничных кострах в праздник Йоль - зимнего солнцестояния. В качестве одного из элементов рождественских украшений веточки падуба и по сей день используются в Западной Европе, в особенности в Великобритании.
Праздничные развлечения продолжались в течение нескольких дней. Среди праздничных подарков фигурировали, в числе прочего, восковые свечи и сделанные из терракоты или теста фигурки. Первые служили символом того,что праздник сатурналий приходился на время солнцестояния; вторые являлись пережитком обряда жертвоприношения Сатурну. Вполне объясним с точки зрения астрологии тот факт, что Сатурналии отмечались в период зимнего солнцеворота и начала знака Козерога, управителем которого в астрологии является Сатурн.
В IV веке праздник Сатурналий переродился в известное нам Рождество, соединившись с другим праздником - «Солнца непобедимого» - Sol Invicta, праздновавшегося в те же самые дни. Роль Сатурна древних сатурналий исполняет теперь Дед Мороз. Сами того не ведая, отмечая ныне в январе Новый Год, мы тем самым воспроизводим сценарий древних Сатурналий - праздника, напоминающего о всеобщем счастье изначального времени - времени Кейвана.
Год под управлением Кейвана должен отличаться стабильностью и миром. В истории такие годы часто были отмечены прекращением войн и даже восстановлением целостности раздробленных государств, как это было с Речью Посполитой Польского образца 1921 года. Всё потому что Кейван, в понимании зороастрийцев, восстанавливает утраченную справедливость, он способен воссоздавать и реставрировать то, что считалось безвозвратно утраченным.
Но реставрация и обращение к неким базовым прототипам невозможна без отказа от существующей модели. Посему год Кейвана-Сатурна часто является поворотным годом, годом реконструкции и восстановления:
«Если в этот год наблюдается неустойчивость системы, значит, она разрушится, или носитель этой системы, то есть человек, который её представляет, должен уйти. Это год смены формаций, но не революционной ломки, а медленного, постепенного замещения».
Годы Кейвана - это «поворотные годы, когда ломались карьеры многих людей; этих годов должны опасаться люди, грешащие против справедливости и, конечно, препятствующие накоплению, процветанию и богатству».
ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ В ИРАНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ
ЗОЛОТОЙ ВЕК САТУРНА - ВОСПОМИНАНИЕ ИЛИ МИФ?
ИСЧИСЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ИРАНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ: ЗОРОАСТРИЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ