В античной традиции древнейшее индоевропейское божество Времени, называемое иранцами Кейваном, или Зерваном ДаргахваОата (долгого правления), именовалось Хроносом, и зачастую ассоциировалось с Кроносом, или Сатурном - самой дальней планетой, выше которой, по их представлениям, была лишь сфера неподвижных звёзд. Естественно, повелевать Временем могла лишь наиболее удалённая планета, цикл которой значительно превосходил периоды остальных планет. Посему Сатурна часто изображали в образе Старца, обременённого тяжестью прожитых лет. Персы называли его «Царём Прошлого», «властителем воспоминаний». И действительно, что ещё остаётся старикам, как не воспоминания? Когда-то каждый старец был молод, возможно, даже красив и счастлив, и каждый теперь хранит воспоминание о своей собственной молодости - прекрасном безмятежном времени любви и счастья.
Человеческая цивилизация подобно пожилому человеку любит вспоминать о далёком прошлом - о мифических предках, владевших неким особенным знанием, живших долго и счастливо. Каждый народ сохранил мифы о культурных героях и прародителях, создавших фундамент национальной культуры. Большинство индоевропейских народов в качестве некой мифической прародины указывают приполярные области Евразии. Несмотря на кажущуюся невозможность подобного, эта версия заслуживает внимания, уважения и изучения, поскольку иранцы, индусы и кельты сохранили в мифологической традиции воспоминания о северной родине предков. Кельты считали, что с севера пришли племена богини Дану, принёсшие законы и знания, а иранские и индийские религиозные памятники - Авеста и Веды прямо говорят о прекрасной стране, описывая физические явления, наблюдать которые возможно лишь в приполярных областях.
Но не только индусы и иранцы считали далёкий Север лоном высокоразвитой человеческой цивилизации. Греки тоже были уверены в существовании народа, жившего на крайнем Севере, который они называли гиперборейцами, что означает «живущие далеко за Бореем», а Борей, как известно, являлся божеством северного ветра.
Гиперборейцы в понимании античных авторов - это люди, владевшие уникальными знаниями и жившие некогда на островах в северном море Хроноса-Кроноса-Сатурна.
Средневековая карта с изображением северного материка - Гипербореи
О Северном Ледовитом океане, хранящем ныне в своих холодных водах тайну возникновения цивилизации индоевропейцев, профессор Санкт-Петербургского университета Александр Брут писал в 1828 году в своей книге «Землеописание известного древним света» следующее:
«Северный Океан иначе называли Гиперборейским (Oceanus Hyperboreus), потому что Борей или Северный ветер, гнездившийся во Фракии, по мнению древних не достигал берегов оного; также ленивым или почти неподвижным (mare pigrum) у Тацита, далее Ледовитым (glaciale vel Amalchium), сплошным (concretum) и мёртвым (mortuum) морем у Плиния: потому что оцепеневшие от стужи воды теряют способность движения, покрываются как бы толстым черепом и среди всегдашних туманов являют признаки всеобщей мертвенности. Ещё именовался он морем Хроносовым (mare Cronium), ибо полагали, что Сатурн некогда в сих странах владычествовал; и морем Медвежьим (mare Arctoum) по причине положения его под созвездиями двух медведиц».
Воспоминания о «Золотом веке Сатурна», являющиеся несомненным украшением греческой мифологии, относят нас ко временам существования прекрасной Арктиды - страны гипербореев - людей, проживавших свою жизнь в праведности и расстававшихся с ней без боли и плача.
Древнеримский поэт Овидий в первой книге «Метаморфоз» так описывает это блаженное время:
Первым век золотой народился, не знавший возмездий,
Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность...
Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди...
Вечно стояла весна; приятный прохладным дыханьем
Ласково нежил Зефир цветы, не знавшие сева.
Боле того: урожай без распашки земля приносила;
Не отдыхая, поля золотишсь в тяжёлых колосьях,
Реки текли молока, струизисъ и нектара реки,
Капал и мёд золотой, сочась из зелёного дуба.
Джорджо Вазари: Первые плоды с земли, принесенные в дар Сатурну
Небезынтересно то, что греки, также как и иранцы, сохранили воспоминание о том, что изначальное райское весеннее состояние природы было нарушено, и на смену ему пришли суровые зимы и испепеляющие лета, побудившие человека впервые задуматься о крыше над головой:
После того, как Сатурн был в мрачный Тартар низвергнут.
Миром Юпитер владел - серебряный век народился.
Золота хуже он был, но жёлтой меди ценнее.
Сроки древней весны сократил в то время Юпитер,
Лето с зимою создав, сотворив и неверную осень
С краткой весной; разделил он четыре времени года.
Тут, впервые, сожжён жарой иссушающей, воздух
Стал раскаляться и лёд - повисать под ветром морозным.
Тут впервые в домах расселились. Домами служили
Людям пещеры, кусты и лыком скреплённые ветви.
Золотой век Сатурна, описанный Овидием и другими античными авторами, - не что иное, как мифологизированное предание о подлинном благоденствии жителей Древней Гипербореи - далёких предков римлян, греков, славян и других индоевропейских народов. Но на смену золотому веку пришёл век серебряный, а за ним - медный, и зло проникло в мир, оно вселилось в сердца людей, осквернило землю и воду. Катастрофа планетарного масштаба, которая в древних мифологиях воспринималась, как вторжение Духа Зла в созданный благим Творцом мир, коренным образом изменила климат Земли. В связи с наступлением ледников, вызванным изменением наклона земной оси, жизнь в приполярных районах стала невозможной. Когда-то прекрасная цветущая Арктогея оказалась во власти льдов, а через некоторое время и вовсе опустилась на дно океана.
Спасённые, пережившие катаклизм люди, покинули родные сердцу места и расселились по материку Евразия, неся с собой повсюду Религию Огня и воспоминания о прекрасной далёкой северной родине.
У Диадора мы читаем следующее:
«Среди тех, которые писали о древней мифологии, Ге- катей и некоторые другие утверждают, что напротив земли кельтов на Океане есть остров не меньше Сицилии. Этот остров расположен на севере, и его населяют так называемые гиперборейцы, поскольку он лежит за пределами Борея. Остров этот, плодоносный, отличающийся ещё и хороший воздухом; дважды в год приносит плоды... Царская власть на острове возложена на так называемых Бореадов, потомков Борея, которые всегда принимают власть от поколения к поколению».
Земля на Северном полюсе. Фрагмент карты Меркатора
Античная литература буквально пестрит разного рода упоминаниями о далёких гиперборейцах.
Геродот, Порфирий, Ямвлих, Эллиан, Гимерий, Нонн и Пиндар писали о Гиперборее - родине народа Аполлона, или Солнца, а Плиний утверждал, что именно здесь находится «точка вращения мира». Солнце, луна и звёзды восходят в этих краях из Океана, опоясывающего землю. И лишь Большая Медведица никогда в Океан не опускается, что и послужило причиной тому, что Северный Ледовитый океан греки стали именовать Медвежьим морем (mare Arctoum), а саму северную область земли - Арктикой, или Медвежьей землёй. Солнце восходит там один раз в год, а, заходя, покидает остывающую землю на полгода. О том, насколько далеко от Греции находится эта легендарная страна, недвусмысленно высказался Пиндар: «В страну гиперборейцев ты не найдёшь пути ни морем, ни сушей».
В своей «Естественной истории» (Naturalis historia IV 26) Плиний Старший, римский писатель I века, пишет:
«За Рипейскими горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что таи находятся петли мира и крайние пределы обращения светил, Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда Солнце не скрывается от весеннего равноденствия до осеннего; светила таи восходят только однажды в год, при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем.
Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса: культ богов справляется отдельными людьми и всем обществом. таи неизвестны раздор л и всякие болезни.
Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. После вкушения пищи и лёгких наслаждений старости с какой-нибудь скалы они бросаются в море. Это - самый счастливый род погребения .. В Гиперборее Солнце светит шесть месяцев, говорят, что они сеют утром, в полдень жнут, с заходом Солнца собирают урожай с деревьев, ночью же они скрываются в пещерах».
Это ли не райское состояние земли и человечества, не знавшего войн, обмана и насилия?! В этом он и есть «Золотой век Сатурна»,
Бога Прошлого, хранящего воспоминания о времени мира ещё до вторжения в него духа Зла и тотального разрушения по всем стихиям.
Блаженная жизнь в золотой век Сатурна.
Знаменитый древнегреческий эпический поэт Пиндар, говоря о благоденствии жителей Гипербореи, дополняет уже сказанное указанием на талантливую природу гиперборейцев (Pyth.X 29-47):
«И муза не чуждается нравов этих народов. Ведь всюду там хороводы дев, раздаются звуки лиры и пение флейты. Увенчавши кудри золотым лавром, радостно шествуют они. Ни болезни, ни губительная старость не имеют власти над священным народом. Живут они без трудов и сражений, избежавши справедливейшей Немезиды».
Ряд авторов сообщает, что гиперборейцы живут по целой тысяче лет, а Гелланик утверждает, что жители Гипербореи «осуществляют справедливость, не вкушая мяса, но питаясь твёрдыми плодами».
Свидетельства античных авторов удивительным образом перекликаются и с иранскими преданиями. Очевидно, что между иранской землёй Арьяна-Ваэджа и греческой Гипербореей можно смело поставить знак тождества, найдя абсолютно схожие характеристики.
Движение незаходящих приполярных созвездий вокруг северного полюса мира, а также ни с чем несравнимые впечатления от полярного дня и ночи побудили древних считать Гиперборею местом пребывания Атланта, на чьих плечах держится небесный свод, а также бога времени Хроноса, чьими усилиями купол неба приходит во вращение. Но главным объектом поклонения гиперборейцев был светоч дня - лучезарный бог Аполлон. Полный солнечного света, шестимесячный полярный день в сочетании с полярными утренними и вечерними зорями, длящимися по два месяца каждая, в течение которых Солнце то появляется над горизонтом, то скрывается за ним, сформировали в сознании людей, живущих на Крайнем Севере, представление о том, что Солнце является главным действующим лицом в великой космической драме.
Титан Атлант (Атлас), поддерживающий небесный свод в блаженной стране Гипербореев
Гиперборейцев с полным на то основанием можно считать солнцепоклонниками, поскольку со слов Пиндара: «Аполлон более всего радуется их вечному веселью и благоговейным молитвам». Греки считали гиперборейцев людьми, наиболее угодными солнечном) богу, народом, в коем осуществляются все его предначертания, и среди которого Аполлон больше всего любит пребывать. Об этом удивительном «божьем народе» с большим уважением писал древнегреческий историк Диодор Сицилийский:
«У гиперборейцев выше всех богов почитается Аполлон. Они сами как бы являются некими жрецами Аполлона. Они ежедневно воспевают этого бога в бесконечных гимнах и почитают его особенным образом. На этом острове находится священный участок Аполлона и великолепный храм, достойный похвалы, украшенный многочисленными приношениями, шарообразный по своей форме. И священный город принадлежит этому богу, большинство жителей - кифаристы, и они беспрерывно, играя на кифарах в храмах, возносят богу гимны и песни, прославляя его подвиги...
Утверждают, что Луна на этом острове отстоит совсем на небольшом расстоянии от Земли. Рассказывают, что бог каждые 19 лет приходит на этот остров, когда звёзды в своём обращении достигают завершения. Именно поэтому время продолжительностью в 19 лет называется эллинами Великим годовым периодом. Во время этого своего появления бог играет на кифаре и танцует все ночи подряд от весеннего равноденствия до восхода Плеяд».
Храм Аполлона в Дельфах.
Г реки считали, что модель храма была принесена в Древнюю Грецию из далёкой страны гиперборейцев.
Среди эллинистических, полных романтизма повествований о Гиперборее особой красотой выделяется свидетельство Эллиана: «Всякий раз, когда жрецы Аполлона Гиперборейского совершают установленные священнодействия в обычное время по предписанию, с так называемых у них Рипейских гор слетает туча лебедей, непреодолимая своим множеством; и они облетают храм, как будто очищая его своим полётом, затем, однако, садятся на ограду храма, представляя собой зрелище величественное по множеству и красоте.
Когда же певцы своим пением и кифаристы сопровождают хор гармоничной во всех отношениях мелодией, тогда и лебеди сообща присоединяются к пению и никоим образом нигде не поют нескладно или неточно, но так, как будто они приняли во внимание указания главы хора и вторят в священном пении самым опытным певцам. Затем по окончании гимна они удаляются, воздавая обычное почитание богу, и целый день, пернатые певцы все вместе прославляют и воспевают бога».
Гиперборейцы не могли не почитать бога Солнца - лучезарного Аполлона, поскольку дневное светило в Арктических широтах украшает собой небосвод в течение полу- года. Но и полярная ночь не менее прекрасна, чем полярный день, ведь в это время появляется возможность созерцать великолепное сияние незаходящих звёзд северного неба. Неудивительно, что «Гиперборейцы почитают небесный свод, - как пишет Гесихий. - Действительно, гиперборейские жертвоприношения в соответствии с отеческим священным обычаем сохраняются не под крышей, а под открытым небом». Кстати, персы, как прямые продолжатели традиций славного народа «живущего далеко за Бореем», по словам Геродота, также почитали небесный свод и совершали свои религиозные ритуалы не в закрытых храмах, а на открытых местах и вершинах гор.
Если верить древнегреческим авторам, то становится очевидным, что всё то, чем так прославилась античная цивилизация - архитектура, наука, искусство стихосложения и прорицания - всё это было заимствовано греками у высокоразвитых гиперборейцев. Даже культ Аполлона - вершина эллинистической религиозной эстетики - ведёт своё начало от поклонения незаходящему полярному Солнцу. Вне всякого сомнения, истоки Космической Религии, как исторические, так и чисто географические, находятся в арктической Гиперборее.
Именно с Севера расходились по всему миру Великие Учителя - носители великого знания о природе земли и космоса. Греческая мифология донесла до нас воспоминания о великих гиперборейцах, внёсших огромный вклад в развитие эллинской культуры, среди которых, в первую очередь, нужно было бы назвать Аристея (учителя Гомера) и Абариса (друга и наставника Пифагора). О чудесах и мифах, связанных с именами Абариса и Аристея, говорит Ямвлих в жизнеописании знаменитого Пифагора. Удивительная мудрость этого великого грека заставляла современников относиться к нему с уважением и благоговением. По словам Эллиана (Var. Hist. II 26): «Аристотель утверждает, что Пифагор назывался жителями Кротона гиперборейским Аполлоном». Диоген Лаэрций (VIII 11) также сообщает о том, что «Пифагора считали пришедшим из гиперборейской страны Аполлоном».
Пифагор - возможный проводник древних знаний Гипербореи на земле эллинов.
Очевидно, подобным отношением к себе древнегреческий философ, математик и мистик Пифагор Самосский обязан тесной дружбе с гиперборейцем Абарисом, которого Порфирий называл воздухошествующим, поскольку тот умел перемещаться по воздуху, ходить по морям и преодолевать огромные расстояния благодаря стреле, данной ему Аполлоном у гиперборейцев.
Судя по многочисленным свидетельствам античных историков, мифологов и поэтов, гиперборейцы действительно были наделены некими особыми способностями. Им были открыты тайны природы, и те силы, которыми они владели, позволяли им творить чудеса.
Так, древнегреческий писатель Лукиан вкладывает в уста одного из своих героев следующие слова:
«Я считал совершенно невозможным верить им, и, однако, как только впервые увидал летающего иностранца, варвара, - он называй себя гиперборейцем, - я поверил и оказался побеждённым, хотя долго противодействовал.
Крылатые люди (гиперборейцы - ?) с острова Вайгач
И что, в самом деле, оставалось мне делать, когда на моих глазах днём человек носился при мне по воздуху, ступал по воде и медленным шагом проходил сквозь огонь?..».
Действительно, подобные аргументы могут убедить кого угодно, но современному, скептически настроенному человеку нужны ещё более веские доказательства не только того, что гиперборейцы обладали феноменальными способностями, но и того, что они вообще реально существовали.
Конечно же, современный исследователь не может принимать на веру, пусть даже многочисленные свидетельства античных авторов о полётах гиперборейцев, совершаемых благодаря обладанию магической стрелой Аполлона. Но, тем не менее, сведения о том, что Персей посетил страну гиперборейцев благодаря крылатым сандалиям Гермеса, Аполлон летал на Север к своему священному народу в сопровождении стаи лебедей, да и сам народ Аполлона имел тягу к воздухоплаванию, заставляют задуматься о причинах возникновения подобных представлений. Царевна-Лебедь русских сказок, немецкая Лебединая богиня, крылатые девы Сирены греческих мифов и райские птицы-девы русского фольклора - не являются ли все эти сказочные персонажи воспоминанием о расе «крылатых людей» - гиперборейцах, о которых Овидий в «Метаморфозах» (XV, 357) писал, что «будто бы тело у них одевается в лёгкие перья».
Фигурки крылатого человека, найденные на острове Вайгач.
Русский Крайний Север (70°0Гс. ш., 59°33'в.д.)
Остров Вайгач: граница Баренцева и Карского морей [Ненецкий АО, Архангельская область] На острове сохранилось несколько ненецких святилищ, деревянный семиликий идол крестообразной формы в западной час.
Видимо, неспроста многие античные авторы говорят о летательных способностях жителей Гипербореи. Изображения крылатых птице-людей и находки так называемых «крылатых предметов», во множестве обнаруженные на Русском Севере, позволяют говорить нам о «крылатой», или небесной природе древних жителей Арктики. Даже если предки ариев и не владели в реальности техникой полёта, их устремлённость к небесам, желание подняться над грешной землёй, сформировавшее в коллективном бессознательном устойчивый архетип «крылатого» человека, достойно уважения и восхищения. Быть может, гиперборейцы не просто считали себя детьми Аполлона, но и в действительности были таковыми, ведь согласно авестийской мифологии предки ариев сошли на Землю со звёзд Большой Медведицы - созвездия, считавшегося самым священным у всех индоевропейских народов.
Современные жители Крайнего Севера - ненцы (самоеды) занимаются оленеводством, употребляют в пищу сырое мясо и кровь оленей по причине крайне скудной тундровой растительности. Заниматься выплавкой амулетов из бронзы у них нет ни желания, ни возможности. Правомерен вопрос: кто же создал фигурки крылатых людей, обнаруженные в районе архипелага Новая земля и острова Вай- гач? Очевидно, что у ненцев были более высокоразвитые предшественники, обитавшие в условиях Крайнего Севера.
Древние арии верили в своё небесное происхождение, свои родословные они вели от самого Бога, но никак не от «дарвиновской» обезьяны. Иранские арии, которые даже назвали свою страну Иран («Страна ариев» - Арьян-Айран- Иран), были убеждены, что Фраваши - предки арийцев - спустились на землю со звёзд Большой Медведицы, созвездия, считавшегося «стражем» северного неба, хранителем мира от нападения тёмных сил и непосредственным покровителем круга зодиакальных созвездий.
Гиперборейцы - народ Аполлона - поклонялись Солнцу, как видимому проявлению Бога, но они поклонялись и всему Небесному Своду, как божьему творению, и звёздам, украшающим ночное полярное небо. Если современный человек сумеет взглянуть на ночное небо другими глазами, то возможно и для него звёзды Большой Медведицы станут путеводными, указывающими путь к далёкой космической родине, и, быть может, тогда он услышит внутри себя голоса далёких предков, зовущих его в сказочную страну счастья Гиперборею.
КЕЙВАН: НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ ГОДА БАРСУКА
ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ В ИРАНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ
ИСЧИСЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ИРАНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ: ЗОРОАСТРИЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ