ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ В ИРАНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ

Опубликовано star72 -

Древние персы, как всем известно, были приверженцами учения Заратуштры - это факт общепризнанный и не требующий доказательств. Однако далеко не все исследо­ватели религиозной мысли сходятся во мнении о проис­хождении зороастрийского дуализма. Так, шведская шко­ла ориенталистики в лице Нюберга, Седерблома, Виден- грена, Викандера и других придерживается той точки зре­ния, что зороастризм, как феномен, не мог возникнуть на пустом месте, и что базой для формирования концепций пророка Заратуштры, а значит, и зороастризма, было древ­нее Космологическое учение о времени и пространстве, которое условно можно было бы назвать зерванизмом, по имени Зервана - центральной фигуры этой древней индо­европейской традиции.

Недавние исследования российского академика, истори­ка, археолога-востоковеда Виталия Епифановича Ларичева убедительно подтвердили правоту взглядов представителей Упсальской школы ориенталистики. На основе данных иконографических исследований петроглифических компо­зиций представителей андроновской культуры в святилище Саратский сундук русскому востоковеду удалось доказать существование, так называемого, зурванитского мифа в начале второго тысячелетия до нашей эры, тем самым под­твердив доселе спорную теорию о первичности зерванизма по отношению к зороастризму.

 

Понятие, оказавшееся в центре религиозно-философ­ского учения зерванитов, представляет интерес не только для исследователей истории религиозной мысли, но и для каждого отдельного человека, как бы далёк от религии он не был. Это то, что не подвластно человеку, это то, что нельзя остановить или ускорить - это ВРЕМЯ - самая не­материальная, но, тем не менее, ощутимая каждым суб­станция. Его нельзя потрогать, его нельзя понять, оно одно для всех и своё для каждого. Для детей оно течёт слишком медленно, для стариков слишком быстро, а когда оно оста­навливается - наступает вечность.

 

Что же это такое - ВРЕМЯ?..

Философская категория или суровая правда жизни?

Величайшие умы человечества так и не смогли оконча­тельно понять природу этого великого явления. Эпоха научно-технического прогресса мало что изменила в пони­мании человеком сущности времени, и несмотря на то, что теория относительности доказала возможность изменения скорости и направления течения времени, это революцион­ное открытие не вызвало соответствующего общественного резонанса. Как оказалось, совсем не многие люди всерьёз задумываются над вопросом, что же такое Время?

В древности, на заре становления цивилизации необхо­димость исчисления времени диктовалась самой жизнью. Периодичность повторения сезонов года, ежегодная смерть и возрождение природы, смена фаз Луны, отливы и прили­вы - всё это требовало объяснения. Самые первые пред­ставления о времени явились результатом наблюдения за природой. Повторяемость из года в год одних и тех же яв­лений природы в точном соответствии с движением небо­свода, разумеется, не могла не натолкнуть на мысль о зависимости земных процессов от явлений космического харак­тера. Земные человеческие нужды требовали составления точных календарей, составление же календарей невозмож­но без определённых астрономических знаний.

Спираль Бесконечного Времени

 

Астрономические знания, получаемые эмпирическим путём, бережно передавались жрецами из поколения в по­коление, а ценность этих знаний предопределила их «кон­фиденциальность». Измерение времени и исследования ночного неба оказались уделом узкой касты учёных магов, предпочитавших передавать древнюю традицию изустно, небезосновательно полагая, что записанный текст не может передать сути сложных философских понятий. Посему се­годня мы располагаем крайне ограниченной информацией о том, что же вкладывали в само понятие Времени древние учёные и теологи.

Из всех известных современной науке религиозных док­трин самой содержательной в отношении интересующей нас проблемы времени, является зороастризм - первая мо­нотеистическая религия, оказавшая огромное влияние, как на другие религии - ислам, иудаизм и христианство, так и на развитие философской мысли. Согласно Авесте, время является основным формообразующим элементом Космоса, а само Мироздание ограничено временными рамками.

Изображение Зервана на бронзовой таблице из Луристана VII век до нашей эры

 

Время (по-авестийски - Зерван) стало основным пред­метом внимания и изучения наиболее образованной части зороастрийского жречества, чьи духовные открытия и фи­лософские умозаключения легли в основу религиозно­философского течения внутри ортодоксального зороаст­ризма, получившего название Зерванизм.

 

Большинство современных исследователей-иранистов, то ли на основании критики зерванизма в некоторых позд­них пехлевийских текстах, то ли по причине непонимания диалектически доказуемых философских истин, делающих предвечное существование Зервана просто необходимым, ошибочно считают зерванизм зороастрийской ересью. В этом отношении нападки на зерванизм таких признанных авторитетов в области иранистики, как М. Бойс и Р. Зенер, сослужили плохую службу делу изучения авестийской тра­диции и истории зороастризма.

Может ли быть ересью учение, давшее мощный толчок развитию математики, тригонометрии, астрономии и фило­софии? Может ли быть ересью учение, просуществовавшее, как минимум, более трёх тысяч лет и не растерявшее за столь продолжительный период своих приверженцев?

 

Для того чтобы можно было осознать значимость Зерва­на для религии Заратуштры, следует напомнить о том, что понятие Времени лежит в основе зороастрийского космо­ тонического мифа. Сначала Ахура-Мазда создаёт идеаль­ный духовный мир, и он пребывает три тысячи лет в со­стоянии покоя, до тех пор, пока Ахриман не совершает сво­ей первой неудачной попытки вторжения; затем проходит три тысячи лет эпохи Творения, в течение которых Ахриман лежит поверженный могучей молитвой Ахунвар, а Ахура-Мазда творит материальный мир; после этого трёхтысячелетняя эпоха Смешения приходит на смену эпохе Творения, и в сотворённый Хормаздом гармоничный целостный мир врывается дух разрушения Ангра-Манью - наступает время испытаний для благих творений Господа Бога; четвёртая и последняя эпоха длится столько же, сколько и предыдущие - три тысячи лет и называется эпохой Разделения, поскольку приход в мир Заратуштры и его проповедь активной борьбы со злом являются поворот­ным пунктом во всей мировой истории, ведь согласно уче­нию пророка маздаяснийской веры, каждый человек дол­жен осуществить свой собственный свободный выбор в сторону добра или же в сторону зла.

 

Эпоха Разделения заканчивается приходом Спасителя, или Саошьянта, который воскресит всех, когда-либо живших на земле и станет вершить суд. Согласно зоро- астрийской эсхатологии, после победы сил света над дья­вольскими отродьями в последней битве и очищения греш­ного человечества в реке расплавленного металла, Саошь- янт возродит людей в новом нетленном материальном теле.

Древние зороастрийцы смотрели на проблему времени и пространства с философской точки зрения, а потому в ис­следовании зерванизма - зороастрийского учения о време­ни - мы сталкиваемся с понятием неоднородности про­странственно-временного континуума.

Ахура-Мазда создал временные рамки, ограниченные сроком в 9000 лет. Из этого предела Ахриман вырваться не может, поскольку он замкнут в рамках трёхмерного ми­ра, время существования которого ограничено. Сам же Ахура-Мазда находится вне ограниченного времени и про­странства. Говоря словами Фирдоуси:

«Не может Творец быть в пространство вмещён. 

Превыше пространства и времени он».

(Фирдоуси «Шахнаме»/ Перевод Ц. Б. Бану-Лахуги. - М. 1984.)

 

Но что было до того, как возникла проблема ограниче­ния зла в пределах трёхмерного пространства, и в какой временной субстанции пребывал Ахура-Мазда, творя Ограниченное Время, которое в текстах Авесты именуется Зерваном Даргахвадата (Время долгого правления)?

На этот вопрос нам даёт ответ среднеперсидский текст «Дадестан-и-Меног-и-Храд» («Суждения духа мудрости»), в котором сказано следующее:

«Спросил мудрец у Духа разума: ‘Как и каким образом создал Ормазд творения и создания? Как и каким образом он сотворил амахраспандов [бессмертных святых] и Дух разума? Как выродились лживый Ахриман, дэвы и демо­ны?” Дух разума ответил: "Творец Ормазд создал творе­ния, создания, амахраспандов и Дух разума из своего соб­ственного света и с благословения Безграничного Време­ни (Зервана Акарана), потому что Безграничное Времянестареющее, бессмертное, безболезненное, нечувстви­тельное, нетленное, неуловимое, навсегда и навечно, и ни­кто не может схватить его (и) ослабить его власть. А лживый Ахриман выродич дэвов и прочих колдунов от содомского греха с самим собой. И он заключил с Ормаздом договор на 9 000 лет (‘ зим”) в безграничном времени, и до завершения (этого срока) никто не может (ничего) изменить или поступить иначе. А когда 9 000 лет завершит­ся, Ахриман будет уни­чтожен и праведный Срош разобьёт Хшема, а Михр,

Выход за пределы пространства-времени. Средневековая гравюра в алхимическом трактате

 

Зерван Акарана (Безграничное Время) и Дух справедливо­сти, который никогда не обманывает, Судьба и Предопре­деление разобьют все творения Ахримана и, в конце кон­цов, даже дэва жадности [демона Аз] ”». (Чунакова О. М. «Зороастрийские тексты». - М. 1997.)

Зерван Акарана - абсолют, непостижимый и недосягае­мый, с благословения которого демиург Ахура-Мазда со­здал воплощённый мир, являлся предметом особого почи­тания и поклонения в среде магов-зерванитов. Именно Зер- вана Акарана они считали Богом-Отцом, «которого никто никогда не видел», а Ахура-Мазду - Богом-Сыном, послан­никами которого в физическом мире являются Заратуштра и Саошьянты (Спасители), которые должны прийти за ним.

Зерван упоминается в Авесте («Ясна» 72.10, «Видевдат» 19.13) в числе прочих богов. В «Ясне» встречается два Зер- вана: Зерван Акарана - «Безграничное время» и Зерван Даргахвадата - «Время, чьё правление продолжается долго». Разъяснения по поводу появления в зороастрийской космогонии двух форм времени - Зервана Акарана и Зерва- на Даргахвадата можно прочитать в 26-й части книги «Большой Бундахишн»: «Действие времени состоит в том, что оно было бесконечным, а стало конечным в акте творения до завершения, которое наступит, когда Разру­шительный дух обессилит, тогда оно соединится с той же бесконечностью навсегда»5. ( Zaehner R.C. «Zurvan, a Zoroastrian Dilemma». - Oxford. 1955.)

Евдем - один из немногих классических авторов, кто оставил упоминание о Зерване - Боге Времени. Повествуя о персидской религии, он говорит о существе, «которое некоторые называют местом, некоторые временем, и ко­торое объединяет в себе все воспринимаемые сознанием вещи». От него «произошли добрый бог и злой демон или, как некоторые говорят, свет и тьма».

 

 

Однако Евдем не был единственным из античных авто­ров, знакомых с доктриной зерванизма. Судя по всему, кос­венно упоминает о Зерване и Плутарх, со ссылкой на Феофомпа Хиосского: «Феопомп со слов магов утверждает, что на 3 000 лет по очереди один бог побе ждает, а другой бывает по­беждён, затем 3 000 лет они бьются и сражаются, и один разрушает творения другого; но, в конце концов, Гадес [Ангра- Манью] исчезнет, и люди станут счасзпливыми. не нуждаясь в пи­ще и не строя навеса. А бог, устроивший всё это, отойдёт на покой и будет отдыхать неко­торый срок, который для него, как Оля бога, не велик, но умерен, как оля спящего человека».

Последняя фраза этого свиде­тельства, в котором состояние покоя Зервана уподобляется состоянию сна человека, мо­жет быть воспринята, как некий отголосок знаменитого га- тического стиха, принадлежащего Заратуштре, в котором многие современные исследователи и видят основной по­сыл для появления идеи Зервана - отца Доброго и Злого духов. Речь идёт о фрагменте «Ясны» 30:3, где Ахура- Мазда и Ангра-Манью описываются как близнецы.

Поскольку язык Гат чрезвычайно труден для понимания, существует несколько различных мнений относительно пе­ревода этого отрывка.

Так, например, Хельмут Хумбах переводит этот фраг­мент следующим образом: «Они - два основных намерения, близнецы, которые стали известны, как два сна, как два вида мысли, слова и действия, лучший и худший...».

Бартоломе даёт следующий перевод: «Два духа в начале, которые обнаружили себя, как близнецы в сновидении, (есть) лучший и злой в мысли, слове и деле...». (Ван-дер-Варден Б. «Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии»)

Фанет-Айон: эллинистический аналог персидского Бога Времени Зервана     .

В переводе И. С. Брагинского этот фрагмент выглядит следующим образом: «Оба духа, которые уже изначально в сновидении были подобны близнецам, и поныне пребывают во всех мыслях, словах и делах, суть Добро и Зло» (  Брагинский И. С. «Из истории таджикской и персидской литератур. Избранные тексты». - М. 1972.).

В переводах К. А. Коссовича и К. Г. Залемана о снови­дении Зервана речь не идёт, но идея разделения Доброго и Злого духов, как Близнецов, присутствует. Для нас это осо­бенно важно, поскольку персидский «близнечный миф», впрочем, как и любой другой, предполагает наличие некое­го рождающего, первичного по отношению к близнецам начала. Маги-зерваниты видели нечто изначальное, пред­вечное, непостижимое в образе Зервана Акарана, как бога Бесконечного Времени:

Время - могущественнее обоих творений [Добра и Зла], 

Время - истинное мерило деяний.

Время благостнее всех благостных.

Время разрешает вопросы 

Лучше всех разрешающих вопросы.

Наше время преходяще, 

в установленное время будет сломлен 

пребывающий в роскоши,

Душа не спасётся от него.

Ни взлетев ввысь.

Ни опустившись вниз,

Ни укрывшись в преисподней 

(Брагинский И. С. «Из истории таджикской и персидской литератур. Избранные тексты». - М. 1972).

Этот явно зерванитский гимн в переводе Брагинского даёт отчётливое представление о настроениях, имевших место в среде персидских поэтов, философов и учёных.

Так, фаталистическая поэзия Омара Хайама, знаменито­го персидского математика и астронома, насквозь прониза­на чувством преклонения и покорности перед безжалост­ным Временем и его величественным творением - Небес­ным Сводом, чьё движение определяет земные судьбы:

В день, когда оседлали небес скакуна,

Когда дали созвездиям их имена,

Когда все наши судьбы вписали в скрижали

 - Мы покорными стали. Не наша вина.

 

Относительно Времени, которое «.могущественнее обоих творений», Хайам высказывался достаточно определённо:

Для того, кто за внешностью видит нутро,

Зло с добром - словно золото и серебро.

Ибо то и другое - даётся на Время,

Ибо кончатся скоро и зло, и добро.

(      Лирики Востока: Переводы. Омар Хайам. - М. 1986)

Подобных высказываний, относительно величия Време­ни и невозможности человека изменить предначертанное ему Судьбой, достаточно много и в знаменитом эпосе Фир­доуси «Шахнамэ», и в произведениях других персидских поэтов, что свидетельствует о широком распространении идей астрального фатализма, как логического продолжения представлений о всевластии Времени, порождающего и поглощающего собственные же порождения.

Уже цитированный здесь древний пехлевийский текст «Дадестан-и-Меног-и-Храд» как бы аккумулирует выше­сказанное и подводит черту: «Так как все земные дела про­исходят по (предопределению) Судьбы и решающего и ограниченного времени, которое (есть) сам Зурван, могу­чий долговременный правитель [Зерван Даргахвадата] ...в каждом возрасте приходит к тому, кому предназначено, то, что должно произойти...»  (Чунакова О. М. «Зороастрийские тексты». - М. 1997.).

Сам Господь Бог Ахура-Мазда - Творец ограниченного Мироздания, в пределах которого пойман Злой Дух, мыс­лится как властелин Судьбы и Времени. Ограниченное од­нонаправленное время является символом его власти над сотворённым миром, и ключ к управлению Временем нахо­дится в руках Творца. Малоизвестный персидский текст «Десатир», изданный в 1818 году в Бомбее Муллой Ферозом, содержит упоминания о Зерване - времени, находя­щемся в подчинении Ахура-Мазды:

«Всё существование видимо ему [Богу] сразу (в один момент), без Времени: и от него ничего не скрыто.

Совершенство его знания состоит в том, что оно не зависит от Времени: Время принадлежит его величию и никогда не выступает, как прошлое, настоящее или буду­щее. В целом движение Времени и его продолжитель­ность, последовательность событий, сменяющих друг дру­га и моменты их разделений, видимы Богу в один момент, не как в нашем знании, которое мы получаем разорванны­ми частями: некоторые события были в прошлом, неко­торые видимы теперь, и другие, чьё Время ещё не пришло».

Здесь, несомненно, идёт речь о Кейване или, говоря иначе, о Зерване Карана - ограниченном времени, чьи проявления: прошлое, настоящее и будущее. - являются весь­ма условными для Творца, постоянно пребывающего в состоянии вечности Бога Зервана Акарана.

Песочные часы - символ ограниченного времени

 

В древнеперсидской книге «Десатир», также как и в других среднепер­сидских текстах, содер­жится указание на тесную взаимосвязь между собы­тиями земными и явлениями небесными, что является до­полнительным подтверждением представлениям о связи астрального фатализма, зерванизма и астрологии:

Время - это часть движения Великого рая. Оно уста­навливает отношение событий и явлений в мире с движе­нием небес и ходом сфер. И на божественном языке они называют это Зерван».

КЕЙВАН: НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ ГОДА БАРСУКА

ЗОЛОТОЙ ВЕК САТУРНА - ВОСПОМИНАНИЕ ИЛИ МИФ?

ИСЧИСЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ИРАНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ: ЗОРОАСТРИЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Разделы