Древние персы, как всем известно, были приверженцами учения Заратуштры - это факт общепризнанный и не требующий доказательств. Однако далеко не все исследователи религиозной мысли сходятся во мнении о происхождении зороастрийского дуализма. Так, шведская школа ориенталистики в лице Нюберга, Седерблома, Виден- грена, Викандера и других придерживается той точки зрения, что зороастризм, как феномен, не мог возникнуть на пустом месте, и что базой для формирования концепций пророка Заратуштры, а значит, и зороастризма, было древнее Космологическое учение о времени и пространстве, которое условно можно было бы назвать зерванизмом, по имени Зервана - центральной фигуры этой древней индоевропейской традиции.
Недавние исследования российского академика, историка, археолога-востоковеда Виталия Епифановича Ларичева убедительно подтвердили правоту взглядов представителей Упсальской школы ориенталистики. На основе данных иконографических исследований петроглифических композиций представителей андроновской культуры в святилище Саратский сундук русскому востоковеду удалось доказать существование, так называемого, зурванитского мифа в начале второго тысячелетия до нашей эры, тем самым подтвердив доселе спорную теорию о первичности зерванизма по отношению к зороастризму.
Понятие, оказавшееся в центре религиозно-философского учения зерванитов, представляет интерес не только для исследователей истории религиозной мысли, но и для каждого отдельного человека, как бы далёк от религии он не был. Это то, что не подвластно человеку, это то, что нельзя остановить или ускорить - это ВРЕМЯ - самая нематериальная, но, тем не менее, ощутимая каждым субстанция. Его нельзя потрогать, его нельзя понять, оно одно для всех и своё для каждого. Для детей оно течёт слишком медленно, для стариков слишком быстро, а когда оно останавливается - наступает вечность.
Что же это такое - ВРЕМЯ?..
Философская категория или суровая правда жизни?
Величайшие умы человечества так и не смогли окончательно понять природу этого великого явления. Эпоха научно-технического прогресса мало что изменила в понимании человеком сущности времени, и несмотря на то, что теория относительности доказала возможность изменения скорости и направления течения времени, это революционное открытие не вызвало соответствующего общественного резонанса. Как оказалось, совсем не многие люди всерьёз задумываются над вопросом, что же такое Время?
В древности, на заре становления цивилизации необходимость исчисления времени диктовалась самой жизнью. Периодичность повторения сезонов года, ежегодная смерть и возрождение природы, смена фаз Луны, отливы и приливы - всё это требовало объяснения. Самые первые представления о времени явились результатом наблюдения за природой. Повторяемость из года в год одних и тех же явлений природы в точном соответствии с движением небосвода, разумеется, не могла не натолкнуть на мысль о зависимости земных процессов от явлений космического характера. Земные человеческие нужды требовали составления точных календарей, составление же календарей невозможно без определённых астрономических знаний.
Спираль Бесконечного Времени
Астрономические знания, получаемые эмпирическим путём, бережно передавались жрецами из поколения в поколение, а ценность этих знаний предопределила их «конфиденциальность». Измерение времени и исследования ночного неба оказались уделом узкой касты учёных магов, предпочитавших передавать древнюю традицию изустно, небезосновательно полагая, что записанный текст не может передать сути сложных философских понятий. Посему сегодня мы располагаем крайне ограниченной информацией о том, что же вкладывали в само понятие Времени древние учёные и теологи.
Из всех известных современной науке религиозных доктрин самой содержательной в отношении интересующей нас проблемы времени, является зороастризм - первая монотеистическая религия, оказавшая огромное влияние, как на другие религии - ислам, иудаизм и христианство, так и на развитие философской мысли. Согласно Авесте, время является основным формообразующим элементом Космоса, а само Мироздание ограничено временными рамками.
Изображение Зервана на бронзовой таблице из Луристана VII век до нашей эры
Время (по-авестийски - Зерван) стало основным предметом внимания и изучения наиболее образованной части зороастрийского жречества, чьи духовные открытия и философские умозаключения легли в основу религиознофилософского течения внутри ортодоксального зороастризма, получившего название Зерванизм.
Большинство современных исследователей-иранистов, то ли на основании критики зерванизма в некоторых поздних пехлевийских текстах, то ли по причине непонимания диалектически доказуемых философских истин, делающих предвечное существование Зервана просто необходимым, ошибочно считают зерванизм зороастрийской ересью. В этом отношении нападки на зерванизм таких признанных авторитетов в области иранистики, как М. Бойс и Р. Зенер, сослужили плохую службу делу изучения авестийской традиции и истории зороастризма.
Может ли быть ересью учение, давшее мощный толчок развитию математики, тригонометрии, астрономии и философии? Может ли быть ересью учение, просуществовавшее, как минимум, более трёх тысяч лет и не растерявшее за столь продолжительный период своих приверженцев?
Для того чтобы можно было осознать значимость Зервана для религии Заратуштры, следует напомнить о том, что понятие Времени лежит в основе зороастрийского космо тонического мифа. Сначала Ахура-Мазда создаёт идеальный духовный мир, и он пребывает три тысячи лет в состоянии покоя, до тех пор, пока Ахриман не совершает своей первой неудачной попытки вторжения; затем проходит три тысячи лет эпохи Творения, в течение которых Ахриман лежит поверженный могучей молитвой Ахунвар, а Ахура-Мазда творит материальный мир; после этого трёхтысячелетняя эпоха Смешения приходит на смену эпохе Творения, и в сотворённый Хормаздом гармоничный целостный мир врывается дух разрушения Ангра-Манью - наступает время испытаний для благих творений Господа Бога; четвёртая и последняя эпоха длится столько же, сколько и предыдущие - три тысячи лет и называется эпохой Разделения, поскольку приход в мир Заратуштры и его проповедь активной борьбы со злом являются поворотным пунктом во всей мировой истории, ведь согласно учению пророка маздаяснийской веры, каждый человек должен осуществить свой собственный свободный выбор в сторону добра или же в сторону зла.
Эпоха Разделения заканчивается приходом Спасителя, или Саошьянта, который воскресит всех, когда-либо живших на земле и станет вершить суд. Согласно зоро- астрийской эсхатологии, после победы сил света над дьявольскими отродьями в последней битве и очищения грешного человечества в реке расплавленного металла, Саошь- янт возродит людей в новом нетленном материальном теле.
Древние зороастрийцы смотрели на проблему времени и пространства с философской точки зрения, а потому в исследовании зерванизма - зороастрийского учения о времени - мы сталкиваемся с понятием неоднородности пространственно-временного континуума.
Ахура-Мазда создал временные рамки, ограниченные сроком в 9000 лет. Из этого предела Ахриман вырваться не может, поскольку он замкнут в рамках трёхмерного мира, время существования которого ограничено. Сам же Ахура-Мазда находится вне ограниченного времени и пространства. Говоря словами Фирдоуси:
«Не может Творец быть в пространство вмещён.
Превыше пространства и времени он».
(Фирдоуси «Шахнаме»/ Перевод Ц. Б. Бану-Лахуги. - М. 1984.)
Но что было до того, как возникла проблема ограничения зла в пределах трёхмерного пространства, и в какой временной субстанции пребывал Ахура-Мазда, творя Ограниченное Время, которое в текстах Авесты именуется Зерваном Даргахвадата (Время долгого правления)?
На этот вопрос нам даёт ответ среднеперсидский текст «Дадестан-и-Меног-и-Храд» («Суждения духа мудрости»), в котором сказано следующее:
«Спросил мудрец у Духа разума: ‘Как и каким образом создал Ормазд творения и создания? Как и каким образом он сотворил амахраспандов [бессмертных святых] и Дух разума? Как выродились лживый Ахриман, дэвы и демоны?” Дух разума ответил: "Творец Ормазд создал творения, создания, амахраспандов и Дух разума из своего собственного света и с благословения Безграничного Времени (Зервана Акарана), потому что Безграничное Время - нестареющее, бессмертное, безболезненное, нечувствительное, нетленное, неуловимое, навсегда и навечно, и никто не может схватить его (и) ослабить его власть. А лживый Ахриман выродич дэвов и прочих колдунов от содомского греха с самим собой. И он заключил с Ормаздом договор на 9 000 лет (‘ зим”) в безграничном времени, и до завершения (этого срока) никто не может (ничего) изменить или поступить иначе. А когда 9 000 лет завершится, Ахриман будет уничтожен и праведный Срош разобьёт Хшема, а Михр,
Выход за пределы пространства-времени. Средневековая гравюра в алхимическом трактате
Зерван Акарана (Безграничное Время) и Дух справедливости, который никогда не обманывает, Судьба и Предопределение разобьют все творения Ахримана и, в конце концов, даже дэва жадности [демона Аз] ”». (Чунакова О. М. «Зороастрийские тексты». - М. 1997.)
Зерван Акарана - абсолют, непостижимый и недосягаемый, с благословения которого демиург Ахура-Мазда создал воплощённый мир, являлся предметом особого почитания и поклонения в среде магов-зерванитов. Именно Зер- вана Акарана они считали Богом-Отцом, «которого никто никогда не видел», а Ахура-Мазду - Богом-Сыном, посланниками которого в физическом мире являются Заратуштра и Саошьянты (Спасители), которые должны прийти за ним.
Зерван упоминается в Авесте («Ясна» 72.10, «Видевдат» 19.13) в числе прочих богов. В «Ясне» встречается два Зер- вана: Зерван Акарана - «Безграничное время» и Зерван Даргахвадата - «Время, чьё правление продолжается долго». Разъяснения по поводу появления в зороастрийской космогонии двух форм времени - Зервана Акарана и Зерва- на Даргахвадата можно прочитать в 26-й части книги «Большой Бундахишн»: «Действие времени состоит в том, что оно было бесконечным, а стало конечным в акте творения до завершения, которое наступит, когда Разрушительный дух обессилит, тогда оно соединится с той же бесконечностью навсегда»5. ( Zaehner R.C. «Zurvan, a Zoroastrian Dilemma». - Oxford. 1955.)
Евдем - один из немногих классических авторов, кто оставил упоминание о Зерване - Боге Времени. Повествуя о персидской религии, он говорит о существе, «которое некоторые называют местом, некоторые временем, и которое объединяет в себе все воспринимаемые сознанием вещи». От него «произошли добрый бог и злой демон или, как некоторые говорят, свет и тьма».
Однако Евдем не был единственным из античных авторов, знакомых с доктриной зерванизма. Судя по всему, косвенно упоминает о Зерване и Плутарх, со ссылкой на Феофомпа Хиосского: «Феопомп со слов магов утверждает, что на 3 000 лет по очереди один бог побе ждает, а другой бывает побеждён, затем 3 000 лет они бьются и сражаются, и один разрушает творения другого; но, в конце концов, Гадес [Ангра- Манью] исчезнет, и люди станут счасзпливыми. не нуждаясь в пище и не строя навеса. А бог, устроивший всё это, отойдёт на покой и будет отдыхать некоторый срок, который для него, как Оля бога, не велик, но умерен, как оля спящего человека».
Последняя фраза этого свидетельства, в котором состояние покоя Зервана уподобляется состоянию сна человека, может быть воспринята, как некий отголосок знаменитого га- тического стиха, принадлежащего Заратуштре, в котором многие современные исследователи и видят основной посыл для появления идеи Зервана - отца Доброго и Злого духов. Речь идёт о фрагменте «Ясны» 30:3, где Ахура- Мазда и Ангра-Манью описываются как близнецы.
Поскольку язык Гат чрезвычайно труден для понимания, существует несколько различных мнений относительно перевода этого отрывка.
Так, например, Хельмут Хумбах переводит этот фрагмент следующим образом: «Они - два основных намерения, близнецы, которые стали известны, как два сна, как два вида мысли, слова и действия, лучший и худший...».
Бартоломе даёт следующий перевод: «Два духа в начале, которые обнаружили себя, как близнецы в сновидении, (есть) лучший и злой в мысли, слове и деле...». (Ван-дер-Варден Б. «Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии»)
Фанет-Айон: эллинистический аналог персидского Бога Времени Зервана .
В переводе И. С. Брагинского этот фрагмент выглядит следующим образом: «Оба духа, которые уже изначально в сновидении были подобны близнецам, и поныне пребывают во всех мыслях, словах и делах, суть Добро и Зло» ( Брагинский И. С. «Из истории таджикской и персидской литератур. Избранные тексты». - М. 1972.).
В переводах К. А. Коссовича и К. Г. Залемана о сновидении Зервана речь не идёт, но идея разделения Доброго и Злого духов, как Близнецов, присутствует. Для нас это особенно важно, поскольку персидский «близнечный миф», впрочем, как и любой другой, предполагает наличие некоего рождающего, первичного по отношению к близнецам начала. Маги-зерваниты видели нечто изначальное, предвечное, непостижимое в образе Зервана Акарана, как бога Бесконечного Времени:
Время - могущественнее обоих творений [Добра и Зла],
Время - истинное мерило деяний.
Время благостнее всех благостных.
Время разрешает вопросы
Лучше всех разрешающих вопросы.
Наше время преходяще,
в установленное время будет сломлен
пребывающий в роскоши,
Душа не спасётся от него.
Ни взлетев ввысь.
Ни опустившись вниз,
Ни укрывшись в преисподней
(Брагинский И. С. «Из истории таджикской и персидской литератур. Избранные тексты». - М. 1972).
Этот явно зерванитский гимн в переводе Брагинского даёт отчётливое представление о настроениях, имевших место в среде персидских поэтов, философов и учёных.
Так, фаталистическая поэзия Омара Хайама, знаменитого персидского математика и астронома, насквозь пронизана чувством преклонения и покорности перед безжалостным Временем и его величественным творением - Небесным Сводом, чьё движение определяет земные судьбы:
В день, когда оседлали небес скакуна,
Когда дали созвездиям их имена,
Когда все наши судьбы вписали в скрижали
- Мы покорными стали. Не наша вина.
Относительно Времени, которое «.могущественнее обоих творений», Хайам высказывался достаточно определённо:
Для того, кто за внешностью видит нутро,
Зло с добром - словно золото и серебро.
Ибо то и другое - даётся на Время,
Ибо кончатся скоро и зло, и добро.
( Лирики Востока: Переводы. Омар Хайам. - М. 1986)
Подобных высказываний, относительно величия Времени и невозможности человека изменить предначертанное ему Судьбой, достаточно много и в знаменитом эпосе Фирдоуси «Шахнамэ», и в произведениях других персидских поэтов, что свидетельствует о широком распространении идей астрального фатализма, как логического продолжения представлений о всевластии Времени, порождающего и поглощающего собственные же порождения.
Уже цитированный здесь древний пехлевийский текст «Дадестан-и-Меног-и-Храд» как бы аккумулирует вышесказанное и подводит черту: «Так как все земные дела происходят по (предопределению) Судьбы и решающего и ограниченного времени, которое (есть) сам Зурван, могучий долговременный правитель [Зерван Даргахвадата] ...в каждом возрасте приходит к тому, кому предназначено, то, что должно произойти...» (Чунакова О. М. «Зороастрийские тексты». - М. 1997.).
Сам Господь Бог Ахура-Мазда - Творец ограниченного Мироздания, в пределах которого пойман Злой Дух, мыслится как властелин Судьбы и Времени. Ограниченное однонаправленное время является символом его власти над сотворённым миром, и ключ к управлению Временем находится в руках Творца. Малоизвестный персидский текст «Десатир», изданный в 1818 году в Бомбее Муллой Ферозом, содержит упоминания о Зерване - времени, находящемся в подчинении Ахура-Мазды:
«Всё существование видимо ему [Богу] сразу (в один момент), без Времени: и от него ничего не скрыто.
Совершенство его знания состоит в том, что оно не зависит от Времени: Время принадлежит его величию и никогда не выступает, как прошлое, настоящее или будущее. В целом движение Времени и его продолжительность, последовательность событий, сменяющих друг друга и моменты их разделений, видимы Богу в один момент, не как в нашем знании, которое мы получаем разорванными частями: некоторые события были в прошлом, некоторые видимы теперь, и другие, чьё Время ещё не пришло».
Здесь, несомненно, идёт речь о Кейване или, говоря иначе, о Зерване Карана - ограниченном времени, чьи проявления: прошлое, настоящее и будущее. - являются весьма условными для Творца, постоянно пребывающего в состоянии вечности Бога Зервана Акарана.
Песочные часы - символ ограниченного времени
В древнеперсидской книге «Десатир», также как и в других среднеперсидских текстах, содержится указание на тесную взаимосвязь между событиями земными и явлениями небесными, что является дополнительным подтверждением представлениям о связи астрального фатализма, зерванизма и астрологии:
Время - это часть движения Великого рая. Оно устанавливает отношение событий и явлений в мире с движением небес и ходом сфер. И на божественном языке они называют это Зерван».
КЕЙВАН: НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ ГОДА БАРСУКА
ЗОЛОТОЙ ВЕК САТУРНА - ВОСПОМИНАНИЕ ИЛИ МИФ?
ИСЧИСЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ИРАНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ: ЗОРОАСТРИЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ