В отличие от планет, неподвижные созвездия являются напоминанием о райском идеальном состоянии мира ещё до вторжения в него духа-разрушителя Ангра-Манью, а базовые календарные циклы, связанные с движением Солнца и Луны могут служить своеобразным метрономом, следование ритму которого позволяет находиться в состоянии гармонии с окружающим миром.
Солнечные и лунные циклы, лежащие в основе системы счёта времени, являлись предметом пристального внимания для астрологов-зерванитов. В их понимании, календарь по своей значимости стоял выше, чем данные планетарной астрологии, поскольку в основе календаря лежат базовые космические ритмы, хранящие воспоминание об изначальном гармоничном состоянии мира, ещё не познавшего пагубного воздействия духа-разрушителя.
Календарь являлся стержневым понятием в древнейшем на земле Учении о Зерване, поскольку Календарь выполнял связующую функцию между верхним и нижним мирами. Именно благодаря Календарю можно установить соответствие между объективными событиями космического пла на, такими, например, как равноденствия и солнцестояния, наступление коих означает смену пор года, и событиями земной человеческой жизни: севом растений, первым выгоном скота, сенокосом, сбором урожая и т.д.
В зороастрийской традиции годовое обращение Солнца символизирует собой миротворный круг, в котором отражена мистерия космической битвы между силами добра и зла. В течение каждого года на Земле разыгрывается мистерия, воспроизводящая космический миф о рождении мира, вторжении в него Духа-разрушителя, о разделении Добра и Зла в великой Космической битве, о торжестве сил света и об окончательном установлении царства Истины.
Космические эры Творения, Смешения добра и зла, их Разделения и последующего Воссоединения целостного мира в безграничном времени Зерван Акарана, нашли отражение в смене четырёх времен года, разделённых солнцестояниями и равноденствиями.
Поскольку календарные ритмы воспроизводят в себе мистерию всего Мироздания, и в них, как в капле воды отражаются судьбы целого Космоса, маги-зерваниты, как мы увидим ниже, придавали религиозному календарю чрезвычайно большое значение. Считая созвездия, а также движущиеся по ним равномерно Солнце и Луну изначально благими творениями Ахура-Мазды (в отличие от планет, которые в своём движении то останавливаются, то идут в противоположную сторону, тем самым внося сумятицу в течение времени), зороастрийцы определили их для себя как наилучшие ориентиры во времени. Следование ритмам солнечного и лунного календарей, с точки зрения зороастрийцев, способствует установлению гармонии с окружающим миром и восстановлению утраченной целостности, напоминающей о райском состоянии Мироздания.
Если исходить из утверждения об изначальной чистоте Солнца и Луны и неподверженности их нападкам сил Зла, то становится вполне понятным, как зороастрийцы использовали Календарь. Раз в Календаре нет места злу, значит, он является наилучшим оружием в борьбе с силами хаоса и разрушения. Календарь возвращает человека к изначальночистому неоскверненному состоянию, он является выходом из Ограниченного Времени, в котором властвуют планеты, во Время Безграничное, в котором нет места Злу, и в этом состоит его сакральная функция. Календарь - это машина времени, умение обращения с которой позволяет выйти из- под власти фатума и предопределения.
В принципе использования календарных циклов заключается принцип хрономагии. состоящий в использовании микроциклов для внесения коррекции в течение макроциклов. Всё во Вселенной строится по принципу подобия, и в определённом смысле день подобен году, год подобен прецессионному циклу, а тот подобен обращению Солнца вокруг центра Галактики и т.д. Это принцип времени Дар- гахвадата, дающего в каждом из временных колец, будь то год или день, выход во время Акарана. Любой микроцикл связан с макроциклом (как колесо в колесе), а значит, если человек проживает правильно микропериод, тем самым он воздействует на упорядочение более длительных космических циклов. Это принцип единого часового механизма.
На принципе хрономагии базируется понятие сакрального времени, которое для каждого отдельного человека индивидуально. Наличие общего для всех календарного ритма подразумевает также необходимость индивидуального сакрального календаря для каждого, и этот индивидуальный календарь выводился из личного гороскопа человека.
Часовой механизм: воплощение принципа соподчиненности
Познание индивидуального гороскопа позволяет человеку выйти на понимание собственного сакрального времени и даёт ключ к мифологическому сценарию его жизни, а правильное использование этого ключа упорядочивает не только частную человеческую жизнь, но и вносит гармонию в Мироздание в целом, ограничивая проявление сил зла. Необходимость астрологии зерваниты обосновывали, исходя из концепции индивидуального «сакрального времени», позволяющего каждому человеку внести свою лепту в дело освобождения мира из оков Зервана Даргахвадата.
Аллегорическое изображение Сатурна в виде старика, держащего в одной руке песочные часы, а в другой - косу
Календарь структурирует временной континуум, превращая бессмысленное течение отдельно взятой человеческой жизни в подобие миротворного круга, наполняя смыслом каждый момент настоящего, а значит, и саму жизнь в целом. Календарь открывает двери в вечность из настоящего на пути от прошлого к будущему, и в осознании этого лежит ключ к управлению временем.
Неизменные, вечные принципы закодированы в календарных циклах, ежегодно воспроизводящих миротворный цикл от начала и до конца существования воплощённого мира. Пропорциональное соотношение в зороастрийском календаре солнцестояний и равноденствий, Ноуруза, Мехр- гана и Седе, праздников-гахамбаров, дней очищения и поста очень чётко выверено по хронологическому принципу Мироздания. Человек, придерживающийся календарного принципа, может прийти к пониманию природы действия механизмов, управляющих судьбами всего Космоса.
Принцип любого Календаря состоит в объединении малых временных циклов в большие: минут в часы, часов в дни, дней в месяцы, месяцев в годы, а годов в века.
Так, например, древнеперсидские маги-зерваниты, для которых понятие Времени было священным, объединяли годы в 32-летний цикл, связанный с базисным циклом самой дальней планеты Септенера - Сатурна-Кейвана.
В настоящее время период обращения Сатурна вокруг Солнца составляет 29,5 земных лет, но древнеперсидские астрологи считали, что до космической катастрофы, связанной с вторжением в наш мир Духа-Разрушителя, Сатурн обращался вокруг Солнца за 32 года.
В астрологическом смысле Сатурн является планетой, определяющей человеческую индивидуальность, он формирует особый психологический портрет индивидуума, выделяя его из массы других людей. Посему, зороастрийские астрологи считали, что 32-летний календарь, в основе которого лежит базисный цикл Сатурна-Кейвана - «Хранителя Прошлого», особенно важен для людей, занятых раскрытием собственного «Я» и реализацией талантов и способностей, данных от природы. Этот календарный цикл был ориентирован на обретение человеком Хварны - священного для каждого зороастрийца понятия, символизирующего харизму, богоизбранность, отмеченность свыше Господом Богом или же предками (Фравахаром).
Хварна изображалась, как нимб над головами персидских царей различных династий, а в последствии этот образ посредством манихеев проник в буддизм и христианство, и начиная с третьего века нашей эры стал появляться в христианской иконописи, как ореол святости, а также в буддийской скульптуре, как непременный атрибут Будды Шакьямуни. Наличие у человека Хварны. в представлении зороастрийцев, давало ему возможность изменить естественный ход событий, ускорить или замедлить определённые процессы и выйти из замкнутого Колеса Времени.
Человек, осенённый Хварной, способен провидеть грядущее, ему открываются тайники прошлого, а стало быть, рамки пространственно-временного континуума для него раздвигаются, и понятие Вечности, то есть Зерван Акарана, становится доступным его пониманию. Но таких людей, конечно, совсем не много - святость во все времена была большой редкостью в человеческом обществе. Хварна, как возможность изменения хода Времени, даётся только абсолютно чистым в духовном и физическом смысле людям.
Зороастрийский Тридцатидвухлетний сатурнианский календарь содержит в себе ключ к управлению индивидуальным Временем, который заключается в возможности обретения Хварны при условии соответствия внутренних качеств человека требованиям Календаря, диктуемым морально-этическим учением Заратуштры.
Тридцать два Изеда - это «достойные почитания» покровители календарных лет. дарующие своим подопечным те или иные положительные качества, развитие которых способно пробудить в человеке «искру Божью» - Хварну, дающую возможность преобразить пространство и время.
Резюмируя сказанное, можно сделать выводы:
- использование Календаря, основанного на базисном цикле Сатурна-Кейвана-Зервана, способствует пробуждению Хварны - высшей человеческой природы;
- обретение же Хварны даёт возможность вырваться из замкнутого круга Времени и слиться с Зерваном Акарана.
Календарь - это «ворота, ведущие к Зервану и Бесконечному Времени», которые были некогда открыты людям, и те за всё время своего существования «так и не смогли в нём ничего, ни на самую малость изменить: от него ничего не отнялось и к нему ничего не прибавилось!».
Ход времени мы осознаём благодаря видимому движению Солнца, разделяющему нашу жизнь на годы, сезоны, месяцы, дни, часы, минуты, секунды... А что было бы, если бы Земля не вращалась вокруг Солнца? - как бы в этом случае мы ощущали ход времени, каким было бы время?
Солнечные циклы для землян - это ход времени для «“маленькой галактики" — одной из миллиардов галактик, открытых сегодня, [ход времени] таким удивительным и величественным образом, что и был назван Зерваном!».
Ферейдун Джонейда «ЗЕРВАН: ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ».
КЕЙВАН: НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ ГОДА БАРСУКА
ЗОЛОТОЙ ВЕК САТУРНА - ВОСПОМИНАНИЕ ИЛИ МИФ?
ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ В ИРАНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ