ИСЧИСЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ИРАНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ: ЗОРОАСТРИЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Опубликовано star72 -

В отличие от планет, неподвижные созвездия являются напоминанием о райском идеальном состоянии мира ещё до вторжения в него духа-разрушителя Ангра-Манью, а базовые календарные циклы, связанные с движением Солнца и Луны могут служить своеобразным метрономом, следование ритму которого позволяет находиться в состоя­нии гармонии с окружающим миром.

Солнечные и лунные циклы, лежащие в основе системы счёта времени, являлись предметом пристального внима­ния для астрологов-зерванитов. В их понимании, кален­дарь по своей значимости стоял выше, чем данные плане­тарной астрологии, поскольку в основе календаря лежат базовые космические ритмы, хранящие воспоминание об изначальном гармоничном состоянии мира, ещё не познав­шего пагубного воздействия духа-разрушителя.

Календарь являлся стержневым понятием в древнейшем на земле Учении о Зерване, поскольку Календарь выполнял связующую функцию между верхним и нижним мирами. Именно благодаря Календарю можно установить соответ­ствие между объективными событиями космического пла­ на, такими, например, как равноденствия и солнцестояния, наступление коих означает смену пор года, и событиями земной человеческой жизни: севом растений, первым выго­ном скота, сенокосом, сбором урожая и т.д.

 

В зороастрийской традиции годовое обращение Солнца символизирует собой миротворный круг, в котором отра­жена мистерия космической битвы между силами добра и зла. В течение каждого года на Земле разыгрывается ми­стерия, воспроизводящая космический миф о рождении мира, вторжении в него Духа-разрушителя, о разделении Добра и Зла в великой Космической битве, о торжестве сил света и об окончательном установлении царства Истины.

Космические эры Творения, Смешения добра и зла, их Разделения и последующего Воссоединения целостного мира в безграничном времени Зерван Акарана, нашли от­ражение в смене четырёх времен года, разделённых солн­цестояниями и равноденствиями.

Поскольку календарные ритмы воспроизводят в себе мистерию всего Мироздания, и в них, как в капле воды от­ражаются судьбы целого Космоса, маги-зерваниты, как мы увидим ниже, придавали религиозному календарю чрезвычайно большое значение. Считая созвездия, а также движущиеся по ним равномерно Солнце и Луну изначально благими творениями Ахура-Мазды (в отличие от планет, которые в своём движении то останавливаются, то идут в противоположную сторону, тем самым внося сумятицу в течение времени), зороастрийцы определили их для себя как наилучшие ориентиры во времени. Следование ритмам солнечного и лунного календарей, с точки зрения зороастрийцев, способствует установлению гармонии с окру­жающим миром и восстановлению утраченной целостно­сти, напоминающей о райском состоянии Мироздания.

 

Если исходить из утверждения об изначальной чистоте Солнца и Луны и неподверженности их нападкам сил Зла, то становится вполне понятным, как зороастрийцы исполь­зовали Календарь. Раз в Календаре нет места злу, значит, он является наилучшим оружием в борьбе с силами хаоса и разрушения. Календарь возвращает человека к изначально­чистому неоскверненному состоянию, он является выходом из Ограниченного Времени, в котором властвуют планеты, во Время Безграничное, в котором нет места Злу, и в этом состоит его сакральная функция. Календарь - это машина времени, умение обращения с которой позволяет выйти из- под власти фатума и предопределения.

В принципе использования календарных циклов заклю­чается принцип хрономагии. состоящий в использовании микроциклов для внесения коррекции в течение макроцик­лов. Всё во Вселенной строится по принципу подобия, и в определённом смысле день подобен году, год подобен пре­цессионному циклу, а тот подобен обращению Солнца во­круг центра Галактики и т.д. Это принцип времени Дар- гахвадата, дающего в каждом из временных колец, будь то год или день, выход во время Акарана. Любой микроцикл связан с макроциклом (как колесо в колесе), а значит, если человек проживает правильно микропериод, тем самым он воздействует на упорядочение более длительных космиче­ских циклов. Это принцип единого часового механизма.

На принципе хрономагии базируется понятие сакраль­ного времени, которое для каждого отдельного человека индивидуально. Наличие общего для всех календар­ного ритма подразумевает также необходимость ин­дивидуального сакрального календаря для каждого, и этот индивидуальный ка­лендарь выводился из лич­ного гороскопа человека.

Часовой механизм: воплощение принципа соподчиненности

 

Познание индивидуаль­ного гороскопа позволяет человеку выйти на понима­ние собственного сакраль­ного времени и даёт ключ к мифологическому сцена­рию его жизни, а правиль­ное использование этого ключа упорядочивает не только частную человече­скую жизнь, но и вносит гармонию в Мироздание в целом, ограничивая прояв­ление сил зла. Необходи­мость астрологии зерваниты обосновывали, исходя из концепции индивидуального «сакрального времени», позволяющего каждому человеку внести свою лепту в дело освобождения мира из оков Зервана Даргахвадата.

Аллегорическое изображение Сатурна в виде старика, держащего в одной руке песочные часы, а в другой - косу

 

Календарь структурирует временной континуум, пре­вращая бессмысленное течение отдельно взятой человече­ской жизни в подобие миротворного круга, наполняя смыс­лом каждый момент настоящего, а значит, и саму жизнь в целом. Календарь открывает двери в вечность из настояще­го на пути от прошлого к будущему, и в осознании этого лежит ключ к управлению временем.

Неизменные, вечные принципы закодированы в кален­дарных циклах, ежегодно воспроизводящих миротворный цикл от начала и до конца существования воплощённого мира. Пропорциональное соотношение в зороастрийском календаре солнцестояний и равноденствий, Ноуруза, Мехр- гана и Седе, праздников-гахамбаров, дней очищения и по­ста очень чётко выверено по хронологическому принципу Мироздания. Человек, придерживающийся календарного принципа, может прийти к пониманию природы действия механизмов, управляющих судьбами всего Космоса.

Принцип любого Календаря состоит в объединении ма­лых временных циклов в большие: минут в часы, часов в дни, дней в месяцы, месяцев в годы, а годов в века.

Так, например, древнеперсидские маги-зерваниты, для которых понятие Времени было священным, объединяли годы в 32-летний цикл, связанный с базисным циклом са­мой дальней планеты Септенера - Сатурна-Кейвана.

 

В настоящее время период обращения Сатурна вокруг Солнца составляет 29,5 земных лет, но древнеперсидские астрологи считали, что до космической катастрофы, свя­занной с вторжением в наш мир Духа-Разрушителя, Сатурн обращался вокруг Солнца за 32 года.

В астрологическом смысле Сатурн является планетой, определяющей человеческую индивидуальность, он фор­мирует особый психологический портрет индивидуума, выделяя его из массы других людей. Посему, зороастрийские астрологи считали, что 32-летний календарь, в осно­ве которого лежит базисный цикл Сатурна-Кейвана - «Хранителя Прошлого», особенно важен для людей, заня­тых раскрытием собственного «Я» и реализацией талантов и способностей, данных от природы. Этот календарный цикл был ориентирован на обретение человеком Хварны - священного для каждого зороастрийца понятия, символи­зирующего харизму, богоизбранность, отмеченность свыше Господом Богом или же предками (Фравахаром).

Хварна изображалась, как нимб над головами персид­ских царей различных династий, а в последствии этот образ посредством манихеев проник в буддизм и христианство, и начиная с третьего века нашей эры стал появляться в хри­стианской иконописи, как ореол святости, а также в буд­дийской скульптуре, как непременный атрибут Будды Шакьямуни. Наличие у человека Хварны. в представлении зороастрийцев, давало ему возможность изменить естествен­ный ход событий, ускорить или замедлить определённые процессы и выйти из замкнутого Колеса Времени.

 

Человек, осенённый Хварной, способен провидеть гря­дущее, ему открываются тайники прошлого, а стало быть, рамки пространственно-временного континуума для него раздвигаются, и понятие Вечности, то есть Зерван Акарана, становится доступным его пониманию. Но таких людей, конечно, совсем не много - святость во все времена была большой редкостью в человеческом обществе. Хварна, как возможность изменения хода Времени, даётся только абсо­лютно чистым в духовном и физическом смысле людям.

Зороастрийский Тридцатидвухлетний сатурнианский календарь содержит в себе ключ к управлению индивиду­альным Временем, который заключается в возможности обретения Хварны при условии соответствия внутренних качеств человека требованиям Календаря, диктуемым мо­рально-этическим учением Заратуштры.

 

Тридцать два Изеда - это «достойные почитания» по­кровители календарных лет. дарующие своим подопечным те или иные положительные качества, развитие которых способно пробудить в человеке «искру Божью» - Хварну, дающую возможность преобразить пространство и время.

Резюмируя сказанное, можно сделать выводы:

  • использование Календаря, основанного на базисном цикле Сатурна-Кейвана-Зервана, способствует пробужде­нию Хварны - высшей человеческой природы;
  • обретение же Хварны даёт возможность вырваться из замкнутого круга Времени и слиться с Зерваном Акарана.

Календарьэто «ворота, ведущие к Зервану и Беско­нечному Времени», которые были некогда открыты людям, и те за всё время своего существования «так и не смогли в нём ничего, ни на самую малость изменить: от него ничего не отнялось и к нему ничего не прибавилось!».

Ход времени мы осознаём благодаря видимому движе­нию Солнца, разделяющему нашу жизнь на годы, сезоны, месяцы, дни, часы, минуты, секунды... А что было бы, если бы Земля не вращалась вокруг Солнца? - как бы в этом случае мы ощущали ход времени, каким было бы время?

Солнечные циклы для землян - это ход времени для «“маленькой галактики" — одной из миллиардов галактик, открытых сегодня, [ход времени] таким удивительным и величественным образом, что и был назван Зерваном!».

Ферейдун Джонейда «ЗЕРВАН: ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ».

КЕЙВАН: НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ ГОДА БАРСУКА 

ЗОЛОТОЙ ВЕК САТУРНА - ВОСПОМИНАНИЕ ИЛИ МИФ?

ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ В ИРАНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ

 

Разделы