Рашну - древнего божества, образ которого восходит ко временам индоиранской общности.
Некоторые исследователи, такие как Жорж Дюмезиль и Манфред Майрхофер, выводят этимологию его имени от индоевропейского Vishnu, считая Рашну иранским аналогом индоарийского Вишну, с чем можно согласиться лишь отчасти, поскольку функции Рашну, в основном, сосредоточены в судебно-правовой плоскости, в то время как индусы возложили на Вишну более широкие обязанности сохранения равновесия противоборствующих сил во всём мироздании. Брахма творит, Шива разрушает, а Вишну поддерживает баланс. Но возможно, Рашну является более частным случаем макрокосмического божества равновесия и гармонии, поскольку весы считались его главным атрибутом и инструментом определения меры благих и дурных деяний, что является основанием для вынесения вердикта каждой душе, покинувшей человеческое тело.
Имя Вишну переводится с санскрита как «всепроникающий», «всеобъемлющий», «всевышний», что скорее можно соотнести с качествами верховного зороастрийского божества - Господа Премудрого - Ахура-Мазды, но с Рашну - не в полной мере.
От санскритского корня Visnu (fcpsup происходит славянское слово «вышний», относящееся как к природе Божества, так и определению небес, как месту пребывания верховной сущности. Если бы иранский Рашну был высшим из язатов, и к нему обращались как к Всевышнему, его можно было бы в полной мере отождествить с главным божеством индийского пантеона Вишну, но увы, их объединяет лишь всеведение и вездесущесть. Рашну, скорее, воплощает волю Творца, нежели самого Творца.
Индийский бог Вишну со своей женской ипостасью - богиней Лакшми
В некотором смысле иранский Рашну соотносится с вышними небесами, поскольку именно от его решения, считалось, зависит конечное местопребывание человеческой души после оставления ею бренного человеческого тела. Изначально имея небесное происхождение, всякая душа стремится домой - к Богу, но будучи отягощённой грехами, содеянными во время пребывания ею в физическом теле, оказывается помещённой в чистилище, либо низвергнутой в ад. Лишь поистине чистые души могут беспрепятственно достигнуть небес и вернуться к божественному первоистоку. Вот тут-то Рашну и оказывается главным действующим персонажем мифологического сюжета, имеющим важное мировоззренческое значение: ему дове-рено Господом отделять добро от зла (зёрна от плевел), праведников от грешников. С ним связано также представление о т.н. мосте Чинват между двумя мирами (физическим духовным), который должна перейти душа в надежде на конечное спасение.
Зороастрийцы верили, что, когда боги произнесут свой суд, души истинных верующих перейдут мост, души лживых будут низвергнуты в ад, а остальные отправятся в чистилище Хаместаган. Это действо занимает три дня после смерти человека. Если человек благополучно проходит испытание, красивая женщина (Даэна - образ его собственной души) сопровождает душу на Небеса. Если испытание заканчивается неудачно, человек всё равно проходит по мосту, однако в пути содрогается от ужаса, потому что мост постепенно сужается и превращается в остриё клинка и становится «оружием возмездия». В этом случае участь грешника предрешена.
Вышняя воля и небесная справедливость - таково семантическое содержание мифологического образа Рашну, который представляется чем-то умозрительным лишь до тех пор, пока обстоятельства жизни не начинают приводить приговор судьбы в исполнение. Зороастрийцы считали, что когда человека настигает возмездие за его грехи при жизни - это Рашну восстанавливает справедливость.
Мост Чинват и посмертный суд. Персидская миниатюра
Блюститель Небесного Закона, воплощение справедливости, защитник истины - всё это он - изед, имя которого (авест. Rasnu, пехл. Rasri) переводится, как «правдивый», «прямой», «честный».
В посвящённом непосредственно ему, XII Яште Авесты, изеда Рашну величают «правдивейшим из правдивых» Он нс только определяет посмертную судьбу человеческих душ, но и восстанавливает равновесие и историческую справедливость во всем воплощенном мире.
Но каким же способом может быть осуществлена небесная воля? Астрологам ведом и инструмент, и способ восстановления утраченного равновесия - это есть не что иное, как циклическое движение Лунных Узлов, периоды обращений и противофаз которых являются для людей тяжёлым временем испытаний и проверки на прочность. Индийское название Восходящею (северного) Узла- Раху, что очень созвучно с именем иранского тс да Рашну, что позволяет предположить, что во времена индоиранской общности существовало представление о связи небесного судьи с циклами затмений, неотвратимость и предсказуемость которых позволила соотнести их с идеей возмездия и воздаяния. Подобно двум чашам весов небесного судьи Рашну, Лунные Узлы всегда находятся точно друг напротив друга, склоняясь, в конечном итоге, в сторону более наполненного. Каждый из нас своими мыслями, словами и деяниями сам определяет не только свою конечную участь, но и возможность сокращения либо продления земного существования. Рашну же лишь констатирует факт и подводит конечный итог.
Праведный человек летко проходит рубежи обращений Лунных Узлов - 18,5 лет; 37 лет, 55,5 лет, в то время как для отягощенных грехами людей эти периоды становятся временем ордалий. В авестийской астрологической традиции точки пересечения эклиптики и траектории Луны (Via Lunans) считались «конями Митры» - верховного Ахуры небесного Закона, и не случайно их изображают а виде подков.
Во всех древних традициях конь считался проводником между мирами - это и греческий Пегас, и скандинавский Слейпнир. и грузинские Раши и пехлевийский Рахш, верный помощник богатыря Рустама.
Имя этого чудо-коня, способного взмыть в небо, указывает на его связь с древним божеством Раш ну, который наряду со Сраошей является спутником Митры.
Схема расположения Лунных Углов в пространстве
Предполагалось, что в повторяемости и предсказуемости затмений, происходящих в периоды новолуний и полнолуний вблизи Лунных Узлов, заключён сакральный смысл причинно-следственной связи между явлениями небесного плана н событиями земной жизни. Лунные Узлы есть своеобразные аккумуляторы кармы, которые перезапускаются в периоды их обращении (1 раз в 18,7 лет).
Как уже отмечалось, Рашну - постоянный спутник Митры, он вездесущ и всеведущ, часто упоминается в связи с мировой рекой Ранхой. как местом его обитания, на вершине Мировой горы. В Бундахишне Рашну считается помощником Амеретат («Бессмертие») одного из Амеша Спента, в другом месте Рашну описывается, как сущность истины (Аша), предотвращающий разрушение материального творения дэвами, и в этой своей ипостаси он, действительно, становится схожим с индийским Вишну.
Восемнадцатый лень каждого месяца эороастрийского календаря посвящён Рашну.
В качестве небесного судьи Рашну выполняет функции, свойственные богу Осирису, который, согласно верованиям египтян, также определяет посмертную участь человеческой души путем взвешивания поступков человека, содеянных им при жизни на весах высшей справедливости.
Посмертный суд Осириса
Последователями культов Исиды и Осириса последний воспринимался, как бог мёртвых и царь загробного мира. Считалось, что перед ним предстаёт покойный, когда его сердце взвешивается на весах, где на одной чаше лежало изображение богини Маат, а на другой - сердце умершего. Оправданный попадал в «райские поля» и наслаждался вечной жизнью.
В христианской традиции также возникает образ посмертного суда, который можно считать заимствованием из более древней, как иранской, так и египетской традиций. Апокалиптический всадник на чёрном коне несёт в руке меру (весы), являясь воплощением Страшного суда и неизбежности наказания. Но не только всадник Апокалипсиса грозит верующим христианам судом и возмездием - функцию Небесного Судии Господь Вседержитель возложил на своего сына - Иисуса Христа, пред коим окажется душа всякого праведника и грешника - каждый в своё время.
Христос, согласно евангельской традиции, перед вознесением сошёл в ад, чтобы спасти души праведников, почивших ранее и не услышавших Благой Вести. Этим он дал понять, что даже люди, не ведавшие Христа и не слышавшие его проповеди, но жившие по закону совести, могут обрести спасение. На иконах Христа-судии его не изображали с весами - он держит сферу - символ воплощённого мира, над которым простирается его справедливый суд.
Но в христианской традиции есть небожитель, коему в качестве атрибута высшей справедливости вручены весы - это архангел Михаил.
Широко известно представление христиан о роли архангела Михаила в битве добра и зла - он, согласно Писанию, победит сатану и восстановит благословен- ный мир. Но религиозная традиция приписывает архангелу Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде, на который он призовёт души трубным гласом.
Христос-судия. Фреска Фра Анжелико. 1447 год
Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших. Это представление о Михаиле нашло своё отражение не только в иконографии, где он предстаёт с уже знакомыми нам по иным традициям весами для взвешивания грехов и благодеяний, но и в его гимно-графии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на Страшном суде».
В коптской гомилии об архангеле Михаиле говорится о его заступничестве на Страшном суде: он призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе грешников, и Иисус Христос по его молитвам простит их.
Как видим, в самых разных мифологических традициях обнаруживаются схожие образы, олицетворяющие фигуру строгого, но справедливого Небесного судьи. Таким образом, мифологический образ зороастрийского изеда Рашну воплощает собой общечеловеческий психологический архетип некоего безусловного мерила добра и зла - Совести, имманентно присущей человеку, как созданию Божьему.
16-й год зороастрийского календаря, который пройдёт под покровительством Рашну, для многих напоминание о суде высшей справедливости. В первую очередь, это коснётся тех, кто был рождён в затмение, и кому в этом году исполнится 19, 37 или 56 лет - все эти люди переживут обращение Лунных Узлов, а значит, понесут ответ за уже содеянное в этой жизни, как и получат возможность стать на новый виток эволюционной лестницы.
Что же касается общей характеристики года, то можно не безосновательно говорить об особой значимости разворачивающихся в этот год событий, поскольку за всем происходящим будет пристально наблюдать всевидящий изед Рашну, устраивая Суд Праведности.
Ван дер Вейдер - Архангел Михаил с алтарной картины «Страшный суд» 1443г
****************
Качество, данное Изэду Рашну в Авесте, - Razishta - означает «Самый Правдивый и Самый Правильный».
«О, наимудрейший Рашн, который может лучше всех отличить правду от лжи, и может лучше всех понять, и может дальше всех видеть, и может лучше всех прийти на помощь угнетённым, поднимись в этот суд и вынеси свой приговор!» (Рашн-яшт, п. 5-7). ;
«Великий, чистый, могущественный Рашн является самым мудрым, самым дальнозорким, самым избавительным, самым ярым противником лжи, воровства и нечистоты» (Мехр-яшт, п. 126).
«Тот, кто пренебрежён Рашном, не обрадует Ахура-Мазду» (Мехр-яшт, п. 139).