РАШНУ: НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ ГОДА ВЕРБЛЮДА

Опубликовано star72 -

 

 Рашну - древнего божества, образ которого восходит ко временам индоиранской общности.

Некоторые исследователи, такие как Жорж Дюмезиль и Манфред Майрхофер, выводят этимологию его имени от индоевропейского Vishnu, считая Рашну иранским аналогом индоарийского Вишну, с чем можно согласиться лишь отчасти, поскольку функции Рашну, в основном, сосредоточены в судебно-правовой плоскости, в то время как индусы возложили на Вишну более широкие обязанности сохранения равновесия противоборствующих сил во всём мироздании. Брахма творит, Шива разрушает, а Вишну поддерживает баланс. Но возможно, Рашну является более частным случаем макрокосмического божества равновесия и гармонии, поскольку весы считались его главным атрибутом и инструментом определения меры благих и дурных деяний, что является основанием для вынесения вердикта каждой душе, покинувшей человеческое тело.

 

Имя Вишну переводится с санскрита как «всепроникающий», «всеобъемлющий», «всевышний», что скорее можно соотнести с качествами верховного зороастрийского божества - Господа Премудрого - Ахура-Мазды, но с Рашну - не в полной мере.

От санскритского корня Visnu (fcpsup происходит славянское слово «вышний», относящееся как к природе Божества, так и определению небес, как месту пребывания верховной сущности. Если бы иранский Рашну был высшим из язатов, и к нему обращались как к Всевышнему, его можно было бы в полной мере отождествить с главным божеством индийского пантеона Вишну, но увы, их объединяет лишь всеведение и вездесущесть. Рашну, скорее, воплощает волю Творца, нежели самого Творца.

Индийский бог Вишну со своей женской ипостасью - богиней Лакшми

В некотором смысле иранский Рашну соотносится с вышними небесами, поскольку именно от его решения, считалось, зависит конечное местопребывание человеческой души после оставления ею бренного человеческого тела. Изначально имея небесное происхождение, всякая душа стремится домой - к Богу, но будучи отягощённой грехами, содеянными во время пребывания ею в физическом теле, оказывается помещённой в чистилище, либо низвергнутой в ад. Лишь поистине чистые души могут беспрепятственно достигнуть небес и вернуться к божественному первоистоку. Вот тут-то Рашну и оказывается главным действующим персонажем мифологического сюжета, имеющим важное мировоззренческое значение: ему дове-рено Господом отделять добро от зла (зёрна от плевел), праведников от грешников. С ним связано также представление о т.н. мосте Чинват между двумя мирами (физическим духовным), который должна перейти душа в надежде на конечное спасение.

Зороастрийцы верили, что, когда боги произнесут свой суд, души истинных верующих перейдут мост, души лживых будут низвергнуты в ад, а остальные отправятся в чистилище Хаместаган. Это действо занимает три дня после смерти человека. Если человек благополучно проходит испытание, красивая женщина (Даэна - образ его собственной души) сопровождает душу на Небеса. Если испытание заканчивается неудачно, человек всё равно проходит по мосту, однако в пути содрогается от ужаса, потому что мост постепенно сужается и превращается в остриё клинка и становится «оружием возмездия». В этом случае участь грешника предрешена.

Вышняя воля и небесная справедливость - таково семантическое содержание мифологического образа Рашну, который представляется чем-то умозрительным лишь до тех пор, пока обстоятельства жизни не начинают приводить приговор судьбы в исполнение. Зороастрийцы считали, что когда человека настигает возмездие за его грехи при жизни - это Рашну восстанавливает справедливость.

Мост Чинват и посмертный суд. Персидская миниатюра

Блюститель Небесного Закона, воплощение справедливости, защитник истины - всё это он - изед, имя которого (авест. Rasnu, пехл. Rasri) переводится, как «правдивый», «прямой», «честный».

В посвящённом непосредственно ему, XII Яште Авесты, изеда Рашну величают «правдивейшим из правдивых» Он нс только определяет посмертную судьбу человеческих душ, но и восстанавливает рав­новесие и историческую справедливость во всем во­площенном мире.

Но каким же способом может быть осуществлена небесная воля? Астрологам ведом и инструмент, и спо­соб восстановления утра­ченного равновесия - это есть не что иное, как циклическое движение Лунных Узлов, периоды обращений и противофаз которых являются для людей тяжёлым временем испытаний и проверки на проч­ность. Индийское название Восходящею (северного) Уз­ла- Раху, что очень созвучно с именем иранского тс да Рашну, что позволяет предположить, что во времена индо­иранской общности существовало представление о связи небесного судьи с циклами затмений, неотвратимость и предсказуемость которых позволила соотнести их с идеей возмездия и воздаяния. Подобно двум чашам весов небес­ного судьи Рашну, Лунные Узлы всегда находятся точно друг напротив друга, склоняясь, в конечном итоге, в сторо­ну более наполненного. Каждый из нас своими мыслями, словами и деяниями сам определяет не только свою конеч­ную участь, но и возможность сокращения либо продления земного существования. Рашну же лишь констатирует факт и подводит конечный итог.

Праведный человек летко проходит рубежи обращений Лунных Узлов - 18,5 лет; 37 лет, 55,5 лет, в то время как для отягощенных грехами людей эти периоды становятся временем ордалий. В авестийской астрологической тради­ции точки пересечения эклиптики и траектории Луны (Via Lunans) считались «конями Митры» - верховного Ахуры небесного Закона, и не слу­чайно их изображают а ви­де подков.         

Во всех древних традициях конь считался проводником между мирами - это и гре­ческий Пегас, и скандинав­ский Слейпнир. и гру­зинские Раши и пехлевий­ский Рахш, верный помощ­ник богатыря Рустама.

Имя этого чудо-коня, способного взмыть в небо, указы­вает на его связь с древним божеством Раш ну, который наряду со Сраошей является спутником Митры.

Схема расположения Лунных Углов в пространстве

Предполагалось, что в повторяемости и предсказуемо­сти затмений, происходящих в периоды новолуний и пол­нолуний вблизи Лунных Узлов, заключён сакральный смысл причинно-следственной связи между явлениями небесного плана н событиями земной жизни. Лунные Узлы есть своеобразные аккумуляторы кармы, которые переза­пускаются в периоды их обращении (1 раз в 18,7 лет).

Как уже отмечалось, Рашну - постоянный спутник Мит­ры, он вездесущ и всеведущ, часто упоминается в связи с мировой рекой Ранхой. как местом его обитания, на вер­шине Мировой горы. В Бундахишне Рашну считается по­мощником Амеретат («Бессмертие») одного из Амеша Спента, в другом месте Рашну описывается, как сущность истины (Аша), предотвращающий разрушение материаль­ного творения дэвами, и в этой своей ипостаси он, действи­тельно, становится схожим с индийским Вишну.

Восемнадцатый лень каждого месяца эороастрийского календаря посвящён Рашну.

В качестве небесного судьи Рашну выполняет функции, свойственные богу Осирису, который, согласно верованиям египтян, также определяет посмертную участь человече­ской души путем взвешивания поступков человека, содеян­ных им при жизни на весах высшей справедливости.

Посмертный суд Осириса


Последователями культов Исиды и Осириса последний воспринимался, как бог мёртвых и царь загробного мира. Считалось, что перед ним предстаёт покойный, когда его сердце взвешивается на весах, где на одной чаше лежало изображение богини Маат, а на другой - сердце умершего. Оправданный попадал в «райские поля» и наслаждался вечной жизнью.

 

В христианской традиции также возникает образ посмертного суда, который можно считать заимствованием из более древней, как иранской, так и египетской традиций. Апокалиптический всадник на чёрном коне несёт в руке меру (весы), являясь воплощением Страшного суда и неизбежности наказания. Но не только всадник Апокалипсиса грозит верующим христианам судом и возмездием - функцию Небесного Судии Господь Вседержитель возложил на своего сына - Иисуса Христа, пред коим окажется душа всякого праведника и грешника - каждый в своё время.

Христос, согласно евангельской традиции, перед вознесением сошёл в ад, чтобы спасти души праведников, почивших ранее и не услышавших Благой Вести. Этим он дал понять, что даже люди, не ведавшие Христа и не слышавшие его проповеди, но жившие по закону совести, могут обрести спасение. На иконах Христа-судии его не изображали с весами - он держит сферу - символ воплощённого мира, над которым простирается его справедливый суд.
Но в христианской традиции есть небожитель, коему в качестве атрибута высшей справедливости вручены весы - это архангел Михаил.

Широко известно представление христиан о роли архангела Михаила в битве добра и зла - он, согласно Писанию, победит сатану и восстановит благословен-  ный мир. Но религиозная традиция приписывает архангелу Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде, на который он призовёт души трубным гласом.

Христос-судия.  Фреска Фра Анжелико. 1447 год

Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших. Это представление о Михаиле нашло своё отражение не только в иконографии, где он предстаёт с уже знакомыми нам по иным традициям весами для взвешивания грехов и благодеяний, но и в его гимно-графии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на Страшном суде».

В коптской гомилии об архангеле Михаиле говорится о его заступничестве на Страшном суде: он призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе грешников, и Иисус Христос по его молитвам простит их.

Как видим, в самых разных мифологических традициях обнаруживаются схожие образы, олицетворяющие фигуру строгого, но справедливого Небесного судьи. Таким образом, мифологический образ зороастрийского изеда Рашну воплощает собой общечеловеческий психологический архетип некоего безусловного мерила добра и зла - Совести, имманентно присущей человеку, как созданию Божьему.
 

16-й год зороастрийского календаря, который пройдёт под покровительством Рашну, для многих  напоминание о суде высшей справедливости. В первую очередь, это коснётся тех, кто был рождён в затмение, и кому в этом году исполнится 19, 37 или 56 лет - все эти люди переживут обращение Лунных Узлов, а значит, понесут ответ за уже содеянное в этой жизни, как и получат возможность стать на новый виток эволюционной лестницы.   

Что же касается общей характеристики года, то можно не безосновательно говорить об особой значимости разворачивающихся в этот год событий, поскольку за всем происходящим будет пристально наблюдать всевидящий изед Рашну, устраивая Суд Праведности.

 

Ван дер Вейдер - Архангел Михаил с алтарной картины «Страшный суд» 1443г

                                   **************** 

Качество, данное Изэду Рашну в Авесте, - Razishta - означает «Самый Правдивый и Самый Правильный».

 «О, наимудрейший Рашн, который может лучше всех отличить правду от лжи, и может лучше всех понять, и  может дальше всех видеть, и может лучше всех прийти на помощь угнетённым, поднимись в этот суд и вынеси свой приговор!» (Рашн-яшт, п. 5-7).    ;

«Великий, чистый, могущественный Рашн является самым мудрым, самым дальнозорким, самым избавительным, самым ярым противником лжи, воровства и нечистоты» (Мехр-яшт, п. 126).    

 «Тот, кто пренебрежён Рашном, не обрадует Ахура-Мазду» (Мехр-яшт, п. 139).

 

Разделы