В древнеперсидской традиции хварна изображалась в виде ореола над головой царя царей (вверху - фрагмент блюда эпохи Сасанидов)
Небесным покровителем предстоящего года по зороастрийскому календарю является Фарн (Фарр) или Хварна - абстрактная божественная сущность, представляющая собою особый вид энергии, коим Господь наделяет выдающихся людей. Хварна - ключевое понятие зороастрийской космогонии, на нём базируется представление о богоизбранности царей, проповедников, героев, гениев и просто удачливых людей. Для того чтобы лучше понять мистерию предстоящего года, необходимо разобраться в основных сущностных чертах феномена Хварны - мифопоэтического понятия, которое значительно шире таких популярных определений особой одарённости, как пассионарность, харизма и благодать. Можно говорить о том, что Хварна включает в себя перечисленные понятия, при этом содержа в себе нечто большее, а именно - гениальность в контексте связи человека с вдохновляющими его Высшими силами.
Человек может быть ярким, броским и заметным, то есть харизматичным, но не иметь таланта, или напротив, он может иметь талантливую природу, но при этом останется никому не известным по причине излишней скромности и закомплексованности. В обоих случаях человек не может считаться хварнаносцем, поскольку хварна - это талант и успех вместе взятые, это трудолюбие и внутренняя сила, принципиальность и способность бороться за свои идеалы. Хварна - это божественная энергия, осеняющая внутренне чистого человека, это творческий огонь, побуждающий личность к самовыражению.
Изначально предпосылки, для того чтобы снискать Хварну, есть у каждого человека, как у Божьего Творения, но вследствие индивидуального выбора, компромиссов с совестью, лени и различных зависимостей (например, от благополучия, личного комфорта, удовольствий и прочего) подавляющее большинство людей по собственной воле утрачивают возможность обретения высшего Божественного дара - способности преображать окружающую действительность к лучшему.
Собственно, Хварна - это есть проявление особого контакта между Творцом и его творением, при котором созданию Божьему передаются творческие способности самого Создателя. Признаки потенциального присутствия Хварны могут выражаться в наличии у индивидуума самых различных талантов - от музыкального и поэтического до стратегического и политического. Важнейшим условием проявления Хварны является внутренняя сила и способность соответствовать своему предназначению. Так, например, монахи-молитвенники могут испытывать состояние благодати, но далеко не каждый из них сможет пойти вместе со своей паствой в огонь, как это сделали священнослужители А. Лещевич и Ю. Кашира в феврале 1943 года, когда эсэсовцы сжигали одну за другой белорусские деревни.
Сошествие Святого Духа (Хварны) на апостолов
Хварна - очень многогранное понятие. У властителей она проявляется в способности долгие годы поддерживать спокойствие в стране, а в случае военной агрессии - одерживать победу над превосходящими силами противника. Военачальник может обрести Хварну, если он готов своим личным примером вести солдат в бой, а в случае необходимости - отдать свою жизнь за Родину. Даже простой человек может сподобиться Хварны, проявляя личное мужество и героизм, спасая других людей в самых бытовых условиях, не говоря уже о войне. В прежние времена совершение ратного подвига награждалось дарованием личного герба с наделением земельными угодьями и дворянским статусом.
Зороастрийцы разделяли многомерное понятие Хварны на три ипостаси: высшую - царскую (Хварно Кавиев); среднюю - священническую (Хварна благого рода) и низшую - Хварну воинов (общинников), ниспосылаемую человеку Господом по заслуге добрых дел. Но даже самый тусклый блеск Хварны способен наделить человека личным счастьем, удачей и богатством, причём как духовным, так и материальным. Для того чтобы каждый человек смог испытать состояние благодати и пробудить в себе внутренний свет, который выполняет роль «посадочного огня» для сошествия на него свыше Святого Духа, зороастрийские учителя создали уникальный инструмент обретения малой Хварны - «по заслуге добрых дел». Этим инструментом стал религиозный календарь с предписаниями благих поступков на каждый день, призванный усовершенствовать человеческую природу и синхронизировать её естественным временным циклам, поскольку лишь в гармонии с природой можно обрести благодать.
Но в отличие от христианских представлений о Благодати, как особом даре Господа, благодаря которому кто-то изначально и безоговорочно предопределён к спасению, зороастрийское понятие Хварны напрямую зависит от этического выбора самого человека. Если человек живёт правильно - по закону совести и в соответствии с предписаниями календаря, вовремя вспоминая о тех или иных благодеяниях, у него есть шанс обрести Хварну-Фортуну и удержать это благое состояние. Самое сложное - это не выпустить птицу удачи из рук, а это уже целиком зависит от морального выбора отмеченного свыше человека. Как известно из персидского эпоса «Шахнамэ», Хварна покидает бесчестных людей и злых правителей, перестающих заботиться о благе вверенного им народа.
Однако вернёмся к календарю. В Древнем Иране на базе существовавших тогда представлений о мире сложилось религиозно-философское учение, которое ставило Время во главу угла. Речь идёт о Зерванизме, получившем распространение в жреческой среде, а также в аристократической верхушке персидского общества. Образование и способность к математическим расчётам стали главным критерием, выделявшим зерванитов из числа прочих зороастрийцев, поскольку практическое применение постулатов этой научно-религиозной доктрины подразумевало знание законов небесной механики, умение пользоваться астролябией и календарём, который использовался ими не просто как инструмент счёта Времени, но и как способ совершенствования человека, пробуждения в нём высшего начала.
Древнеперсидский Календарь-Зодиак
Сейчас в обиходе широко распространено представление о Харизме - некой выделенности человека, его способности привлекать естественное внимание окружающих своим внутренним миром, необычной яркостью и нестандартным поведением. Однако немногие знают, что понятие «харизма» происходит от персидского слова «хварэена» или «хварна», означающее божественную благодать, по-чиющую на талантливом человеке. С точки зрения зороастризма хварноносный человек - это осенённый свыше индивидуум, находящийся в особой связи с Господом Богом, который интуитивно способен опередить Время, выйти за рамки стандартных представлений о мире.
В древнеперсидской иконографической традиции Хварну или Фары изображали как светящийся диск над головой святых, боговдохновенных пророков, а также персидских царей различных династий. Столетиями позже нимб, как непременный иконографический атрибут святости, посредством манихеев перекочевал из зороастрийской в буддийскую и христианскую традиции.
32-летний календарный цикл был ориентирован на обретение человеком Хварны - священного для каждого зороастрийца понятия, символизирующего особую близость человека к Богу. Наличие у человека Хварны, в представлении зороастрийцев, давало возможность изменить естественный ход событий, ускорить или замедлить определённые процессы и выйти из замкнутого Колеса Времени.
Человек, осенённый Хварной, способен провидеть грядущее, ему открываются тайники прошлого, а стало быть, рамки пространственно-временного континуума для него раздвигаются, и понятие Вечности становится доступным его пониманию. Но таких людей не много - святость во все времена была большой редкостью в человеческом мире. Хварна, то есть возможность изменения хода Времени, даётся только абсолютно чистым в духовном смысле людям.
Зороастрийский 32-летний календарь содержит в себе ключ к управлению индивидуальным временем, который заключается в возможности обретения Хварны при условии соответствия внутренних качеств человека характеристикам его года. Тридцать два Изеда, «достойные почитания» покровители календарных годов, даруют своим подопечным те или иные положительные качества, развитие которых способно пробудить в них искру Божью - Хварну, дающую возможность преобразить пространство и время.
Древние персы считали, что календарь является неким хранилищем святости-хварны, верили, что в закольцованной структуре года есть особые дни, когда человек может сподобиться благодати, ощутить себя счастливым и выйти за пределы Времени, разомкнув сжимающие его кольца обстоятельств. Но главный критерий и необходимое условие для нисхождения на человека благодати - это внутренняя чистота и неотягощённость грехом.
Зороастрийский календарь был подчинён высшей задаче на земле - установлению гармонии между человеком и миром, обретению благ как небесных, так и земных, поскольку материальный мир считался последователями Заратуштры благим порождением Господа Премудрого Ахура-Мазды. В этом смысле управление Временем является первоочередной задачей, поскольку лишь грамотное распоряжение отведённым человеку Временем способно сделать его успешным и преуспевающим. Ведь само понятие успеха связано с умением вписаться в поток событий, оказаться в нужном месте в нужное время. Но успех вторичен. Первичен морально-этический выбор человека.
Один из постулатов зороастрийского учения гласит: мир, в котором мы живём, был отягощён злом, но не изначально, а в определённый момент времени, когда появился дух Зла - Ангро-Манью. Зло и Добро появились в результате свободного выбора. Зло - ограничено и конечно. Добро - вечно и бесконечно. Это основной принцип учения.
Материальный мир является ловушкой для сил зла. Ограниченное время этого мира возникло в качестве меры пресечения Злого духа. Каждый из нас задействован в борьбе Добра со Злом, и каждому из нас дано право свободного выбора, от которого, в конечном счёте, зависит не только судьба отдельно взятого индивидуума, но и судьба всего Мироздания. Каждым своим выбором, каждым поступком мы либо приближаем, либо отдаляем конечную победу добра и света над злом, тьмой и невежеством.
Человек, приходя в этот мир, обретает физическое тело с целью выполнения особой миссии. Вечные души облекаются временной телесной оболочкой, как неким скафандром, надеваемым космонавтом перед выходом в агрессивную космическую среду. Человек ограничен физическим телом на время жизни, которая в идеале должна быть посвящена высшей идее - творчеству и созиданию. Только уподобляясь Творцу, который вечен и бесконечно благ, человек может вырваться из оков Времени. Совершенно очевидно, что выдающиеся произведения литературы, искусства, музыки и архитектуры живут значительно дольше своих создателей. Каждому из нас отведён срок пребывания в физическом мире, который человек должен прожить не бездумно, а осознанно, поскольку человеческая жизнь уподоблена жизни Мироздания и является театром военных действий, в котором благие деяния и помыслы противостоят грехам, слабостям и искушениям. Для синхронизации событий человеческой жизни с объективными природными и астрономическими явлениями и был придуман религиозный календарь, следование предписаниям которого помогает человеку идти дорогой добра и справедливости, которая в конечном итоге ведёт его к Небу - родине его души.