APTА: ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ГОДА СЕРНЫ

Опубликовано star72 -

Арта, или Аша, в переводе с авестийского языка означает «Истина», «Правильная тропа». Это основное понятие зороастрийской теологии, которому в индийских «Ведах» соответствует «Рита». Арта, как и Рита, ассоциируется с понятием Вселенского Закона, регулирующего природные процессы, общественные отношения, мораль и этику.

В зороастрийских текстах Арта представлена как Небесная Благодать, величие непревзойдённой утешительницы Неба и Земли, как истинное благо и воплощение пути праведных. Арта - Мать Мира, родившая Изеда Спента-Манью (Святого Духа). С ней связано высшее рождающее начало, сила движения, порождающая мир и указывающая миру путь истинного блага.

 

Арта имеет непосредственное отношение к христианской Богоматери, Богородице-Заступнице. По своей сути Арта - это женская ипостась Ахура-Мазды, воплощающая эволюционный принцип Вселенной. Тропа или лестница Арты - это путь, который поднимает человека к Богу, ведёт его к эволюционному преобразованию. Стремление к самосовершенствованию и заложенный в человеческой природе перфекционизм - есть не что иное, как проявление Божественного начала в творении, проявление принципа Арты.

В преданиях зерванитов сохранились упоминания о некоем персонаже, выполняющем роль медиатора между пространством и временем, а стало быть, осуществляющем важнейшую космологическую функцию поддержания мирового порядка. Представления об Арте - это часть интеллектуального наследия североиранских огнепоклонников, сохранивших приверженность зерванитской традиции вплоть до начала XX века.

 

В нашей системе координат основным мерилом хода времени являются циклические суточные и годичные обращения Солнца, а также месячные обращения Луны. Ми-дийские маги считали, что Зерван Даргахвадата контролирует ритмическое круговращение светил, обеспечивает соразмерность двух главных метрономов - Солнца и Луны (близость их видимых диаметров), что приводит к периодически повторяющимся солнечным и лунным затмениям, воплощающим принцип неизбежности и неотвратимости. Непосредственное отношение к балансу и регулированию всех процессов сотворённого мира имеет Арта, которая считалась древними магами воплощением и хранительницей Вселенского Закона.

Арта - хозяйка трёхмерного мира, в котором четвёртым измерением является Время. Она воплощает собой принцип гармонии и равновесия воплощённого Мироздания, действует в пределах физических законов, доступных нашему пониманию. Круговращение мира, наполненного согласно представлениям космологов древности божественной энергией, поддерживается гироскопическим балансом разнона-правленных центростремительных и центробежных сил, и это равновесие в зер-ванитской картине мира обеспечивает именно Арта.

Если понимать Арту, как воплощение некоего высшего Вселенского Закона, с коим связаны такие понятия, как необходимость, справедливость, равновесие, а в физическом смысле -круговращение космоса, то некое подобие этого персонажа зерванитской космогонии мы можем обнаружить в орфической теогонии. Речь идёт об Ананке - богине судьбы и необходимости, велениям которой подвластно всё в этом мире.

Ананке и мойры, вращающие небесные сферы
 

Орфики были близки зерванитам в главном - и те, и другие считали первопричиной всего сущего Время. Однако близостью между Ананке и Артой сходство орфической теогонии и зерванитской космогонии не исчерпывается. Есть в греческой мифологии и Дике - богиня справедливости и правды - «враг всем попрателям прав и друг для всех справедливых». Философы милетской школы именем Дике называли всеобщий управляющий Закон, коему подчиняются боги и люди. Поэтому между греческими богинями Дике и Ананке, а также персидской Артой с некоторым допущением можно поставить знак тождества.

Согласно Платону, между колен Ананке вращается веретено, символизирующее мировую ось, мойры же - богини судьбы, рождённые Ананке и Хроносом, - помогают вращению «космической» прялки, напоминающей Колесо Времени. Представления эллинов о богинях справедливости и неизбежности, поддерживающих равновесие Космоса, весьма близки кругу древнеиранских идей об Аше, или Арте. Вращающая «небесное колесо» Арта-Рта-Рита является воплощением естественного порядка вещей, а также принципа справедливости и высшей необходимости.

 

Индоевропейский корень rt, означающий вращение (rotation) содержится в словах, имевших для индо- и ираноариев сакральный смысл Космического Закона - Арта и Рта (Рита). Для зороастрийцев древнее слово «Арта» стало синонимом понятия «Истина». С тех давних времён известно выражение Заратуштры: «Есть лишь один путь -это путь Арты. Всё остальное - беспутье».

При этом Арта неразрывно связана с идеей вращения -все космические тела пребывают в бесконечном танце, подразумевающем обращение, как вокруг своей оси, так и вокруг некоего центра - звезды, центра галактики и т.п. Это и есть воплощение Космического Закона, согласно которому вращение Мира порождает Время. Кстати, известный русский астрофизик Н. А. Козырев экспериментально доказал, что вращение изменяет ход времени и даже способно влиять на массу предмета - при кручении волчка против часовой стрелки вес его уменьшался, а по часовой стрелке -увеличивался. Более того, результатом многочисленных исследований и расчётов стал вывод о том, что само Время пребывает не в линейном, а во вращательном движении.

 

Думается, идея вращения дервишей в суфийском молитвенном зикре (ритуальном танце) восходит всё к тем же базовым представлениям о круговращении Мира и возможности преодоления временных барьеров реальности посредством слияния с божественной сущностью Мира, пребывающей в вечном движении.

Широкое распространение у различных народов (индусов, персов, греков, славян) образа Богини Судьбы, вращающей Мировое Колесо, несомненно, свидетельствует о глубокой древности этого персонажа единой индоевропейской мифологической традиции. Однако иранская Арта в этом ряду занимает особое место - в Учении о Зерване она оказалась стержневым элементом Мироздания - законом, который поддерживает великое равновесие динамически развивающегося Космоса.

Богиня Судьбы вращает Колесо Времени. Гравюра А. Дюрера

Персы были уверены в том, что творческая природа человека является проявлением природы самого Творца, вложившего дух Арты, как стремление к развитию, в своё самое совершенное творение. Благодаря творчеству наиболее талантливых представителей человечества, над музыкальными, литературными либо художественными произведениями коих не властно Время, мы можем заглянуть в прошлое, увидеть в них отражение минувших веков и даже попытаться понять своё место в причинно-следственной цепи культурного развития цивилизации. Искусство, музыка, архитектура и прочие формы высшего проявления творческой активности человека, являются своеобразным зеркалом времени и пространства, позволяющим нам путешествовать по странам и континентам, столетиям и эпохам.

Греческая Артемида обладает качествами, роднящими её с иранской Артой
 

В каком-то смысле аналогом иранской Арты является и Гармония эллинской мифологии. Подобно тому, как Гармония посредством муз покровительствует девяти искусствам, Арта осуществляет незримую поддержку наиболее совершенных продуктов человеческого ума, произведений искусства и жизнеспособных социальных проектов. То, что не смыли потоки Времени, то, что не уничтожили войны и революции, - всё это, можно сказать, прошло «апробацию» Арты, которая отбрасывает всё лишнее и оставляет лишь сущностные вещи, - оставляет то, что может перейти из прошлого в будущее в качестве интеллектуальных и культурных образцов, перейти с тем, чтобы отразиться в зеркале исторического процесса на новом его витке.

Увидеть саму Арту невозможно, но можно ощутить её присутствие в красоте созданного Всевышним Творцом нашего Мироздания. То, что красиво, гармонично и уравновешено, интуитивно воспринимается человеком как нечто благое и естественное. А во всём естественном, как правило, присутствует принцип Арты - природной симметрии и упорядоченности.

Сущность Арты не терпит ничего лишнего и чрезмерного. Самодостаточность - главный критерий естественности и красоты. Естественность и целесообразность - главные принципы Арты, наделяющей тех, кто не впадает в крайности, мудростью и талантом. Мидийские маги считали, что Арта одинаково не приемлет ни вседозволенности, ни крайнего аскетизма, ни распутства, ни воздержания.

Арта поддерживает гармонию в мире, лишая удачи и благополучия тех, кто превысил предел целесообразности, и одновременно награждает тружеников, обеспечивая им необходимый достаток. Таким образом, Арта поддерживает космическую справедливость.

Арта символизирует непостижимую, высшую Божественную любовь ко всем Творениям, которая даёт каждой маленькой клеточке, каждому маленькому Духу, имеющему своё самосознание и право выбора, возможность подняться до величия Создателя. Арте приписывается роль хранительницы семени всех Саошиантов (Спасителей), которые воплощаются на Земле. Арта Небесная хранила и Фравахар Заратуштры перед его воплощением, о чём написано в древних текстах «Заратуштр-наме». Она выступает и в роли их водительницы. Кроме этого, Арта названа хранительницей 16 путей Всевышнего, 16 Благих Земель.

Существует очень много мифов, связанных с этим изе-дом, и везде она описана по-разному. Но чаще всего Арта изображалась в виде женщины под белым покрывалом, как египетская богиня Исида, но окружённой розами - «чьё платье усыпано розами».

Египетская богиня Исида

 

Складки этого покрывала образуют лестницу, по которой каждый человек может подняться на Небо. Головой она достигает самых больших высот. Руки её находятся за небесными далями и управляют промежуточным миром, а ноги являются корнем всего сущего и связаны с Землёй.

Такой образ Арты указывает на то, что она одновременно связана с тремя мирами: Меног, Ритаг и Гетиг.
 

 

Арта Небесная пробуждает в людях путь триединства: Благую Мысль, Благое Слово и Благое Дело. Она является Триединой Водительницей всех тех людей, кто стал на путь служения Господу. В этом контексте она символизирует светлую дорогу, проложенную триадой главных добродетелей: Благими Мыслями, Благими Словами и Благими Делами. Причём следовать данной триаде нужно как в личном, так и в социальном плане. Эта тройственная тропа Арты - путь спасения, божьего милосердия, которое может быть воплощено в самом человеке.

Арта оказывает людям защиту, просветляет их душу и показывает дорогу в Царствие Божье. Она способствует пробуждению Совести. В её власти исполнить любые благие пожелания человека. К ней обращались с мольбой: земледельцы - о плодородной пашне, воины - о победе в бою. Она служит людям в качестве их ангела-хранителя, способствует проявлению в душе света, добра и полной гармонии с миром. Человеку, ставшему на путь служения светлому началу, Арта помогает различить ложь, восстановить связь с высшими силами и найти в себе морально-нравственный ориентир. Этот Изед способствует накоплению светлого потенциала и борется с проявлением в человеке Друдж (Лжи, искажения Истины). В зороастрийских текстах и мифологии немало тому примеров.

Зороастрийцы предупреждают, что человек без совести никогда не сможет достичь Ворот Царства Арты. Только у того, кто следует её тропой, наступает просветление, появляется восприятие мира, как единого целого, пробуждается невероятная сила духа, проявляются творческие способности. Пробуждённая Арта даёт человеку ощущение высшего смысла жизни, благодать, с помощью которой он, изменяя себя, изменяет окружающий его мир. Под действием Арты душа человека становится защищённой от искушений, обретает чистоту и невинность. Зороастрийцы говорили, что тот, кто следует, законам, установленным Творцом этого Мира, кто чтит Ахура-Мазду и Арту Небесную, тот и при жизни будет счастлив и после смерти приобщится к Арте.
 

 

 

АРД-ЯШТ

И НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗОРОАСТРИЗМА
17-й яшт, или Ард-яшт всецело посвящён Арте (Аше) -дочери Ахура-Мазды, богине Благой судьбы и счастья.

В нём Арта воспевается как великая, прекрасная, пре-славная, могучая, сильная владычица, представляющая собой символ здоровья, нравственности и добра. Куда бы ни ступала нога прекрасной Арты, везде люди блаженствуют: их сердца наполняет любовь, их жилище благоухает, а рождающееся потомство здорово и активно подрастает.

Счастье здесь является категорией нравственного сознания, способствующего созданию атмосферы высокой нравственности между людьми, и преподносится в абстрактной форме. Счастье мыслится, как причина и одновременно следствие праведной жизни каждого и всех. Оно не достигается в ущерб кому бы то ни было и не является результатом чьих-либо неблаговидных поступков.

Истинное счастье (по Авесте) - это не личное блаженство от безделья или достижение эгоистичных желаний, а радость от дел, приносящих пользу, причём пользу всем, всему миру, потому что человеку в морально-нравственном своде Авесты отводится роль главного защитника и проводника бессмертия творениям Ахура-Мазды, благодаря чему он и приобретает «своё всеобщее» счастье.

Этический идеал в Авесте связан с реальным проявлением людей в этом мире, их добрыми делами, словами и мыслями, ибо чистота мыслей оглашается добрыми словами, а добрые слова родят добрые деяния.

Моральный мир, согласно Заратуштре, охватывает весь мировой порядок: радость или печаль, добро или зло, счастье или несчастье - не являются капризами богов, а связаны с внутренним миром человека, выражая его духовное состояние и, главное, свободу изъявления человеком своих желаний. Для достижения счастья человек сам должен его творить, быть активным в проявлении этой добродетели.
 

 

АРД-ЯШТ

Печатается по тексту: Брагинский И.С. «Из истории таджикской и персидской литератур: Избранные работы». М., 1972.

6.    О Счастье прекрасное, Счастье великолепное,

Блестящее, светозарное!

Счастье, одаряющее благами Хварно Мужей, которых ты приобщаешь к себе!

Благовонием наполнится тот дом,

В который дом Счастье благостное,

Могучее ногою вступит,

[Внося] согласие к прочному содружеству.

7.    Те мужи царствами овладевают

С обилием снеди и запасов и благоуханиями,

Где постели постланы

И [где] множество других ценных благ

Для тех, кого ты приобщаешь к себе, о Счастье благостное.

[Исполняются желания тех, кого ты приобщаешь.]

рефрен:

[Поистине] блажен тот, кого ты приобщаешь к себе.

И меня приобщи к себе,

О    [Счастье] много дарственное, могучее!

8.    Их дома благоустроены, богаты стадами,

Обильны и на долгие времена [дома] тех,

кого ты приобщаешь к себе, о Счастье благостное.

(рефрен)

9.    Их постели хорошо постланы,

Благоуханны и убраны,

Подушками уложены,

С позолоченными ножками

Для тех, кого ты приобщаешь к себе, о Счастье благостное. (рефрен)

10.    Их возлюбленные жёны возлежат на постелях, Убранных красиво подушками,

И украшают себя запястьями и серьгами подвесными, Четырёхугольными, и ожерельями позолоченными, [Говоря:] «Когда придёт к нам глава дома,

Когда мы насладимся, [прильнув] к его телу,

[Мы, жёны] тех, кого ты приобщаешь к себе, о Счастье благостное?»

(рефрен)

11.    Их дочери восседают

С браслетами на ногах туго подпоясанные,

Прекрасные телом, с длинными пальцами,

Обладающие станом такой красоты,

Что очаровывают смотрящих,

Тех, кого ты приобщаешь к себе, о Счастье благостное. (рефрен)

12.    Их кони грозные,

Стремительные в беге,

Они мчат быструю колесницу,

Натягивая сыромятные поводья.

Они везут мужественного восхвалителя [божества], [Водителя] быстрых коней и колесницы,

Вооружённого острым копьём с длинной рукоятью,

Сзади разящего противника Из быстрострелого лука И спереди убивающего врага

Тех, кого ты приобщаешь к себе, о Счастье благостное. (рефрен)

13.    Их верблюды, грозные,

Острогорбые, полные вожделения,

Становящиеся на дыбы, дерущиеся друг с другом страстно, Для тех, кого ты приобщаешь к себе, о Счастье благостное. (рефрен)

14.    Их серебро и золото в сокровищницу Караванщик привозит из иноземных стран,

И блестящие одеяния

Для тех, кого ты приобщаешь к себе, о Счастье благостное!

 

Разделы