Величайший архангел - один из шести «Бессмертных Святых» авестийского пантеона богов, персонифицирующий понятие Высшей Правды - это Аша-Вахишта, чье имя так и переводится «Наилучшая истина».
В религиозно-философско-онтологическом смысле Аша (ср. перс - Арта) понимается как «Божественное установление», в природно-феноменологическом значении - как «идеальное устройство», а в социокультурном контексте -как «наилучший распорядок», подразумевающий справедливую форму общественного устройства.
рисунок Анны Шапиро (Канада)
Аша-Вахишта - дух Огня и хранитель стихии Огня, почитаемой в зороастризме как живое тело Божества. Последователи Заратуштры связывают с Аша-Вахиштой понятия праведности, внутренней чистоты, искренности и подлинного горения высшей идеей. Горящее сердце Данко - лучший литературный образ, аккумулирующий в себе представление об Огне, как некой высшей творческой, преображающей мир энергии, коей наделен человек.
Дух Аша-Вахишты способен вывести человека к свету, к Богу - высшему началу. Он противоположен Прометеевскому огню, украденному у богов. Он не уводит, а приводит человека к осознанию Высших ценностей. Благодаря Аша-Вахиште, считали зороастрийцы, человек осознает в себе божественное начало и сам становится творцом, не восставая при этом против Бога, но становясь его орудием в этом мире.
В маздеизме Аша - одно из названий Рая, с ним связано царство Справедливости и Истины. Огонь, который каждый из нас несет в себе, - это генетическая память о райском состоянии и представление о том, каким в идеале должен быть этот мир. Высшая задача человека - сохранить этот Огонь, и, пробудив его в себе, сделать землю подобием Высшего мира.
Аша-Вахишта - хранитель мудрости, духовных сил, скрытых в человеке гигантских потенциальных сил и возможностей, с ним связывают познание высшего смысла жизни и развитие творческого эволюционного начала в человеке. Этот авестийский Изед (Язата - «достойный поклонения») воплощает в себе абстрактную сущность идеального порядка в обществе. Это - праведность и правда, благодаря которой возможны цивилизованные отношения в обществе, отношения, строящиеся на взаимоуважении и взаимопонимании.
Аша-Вахишта - воплощение Божественной истины в мировом устройстве. Под Истиной последователи Заратуштры подразумевали некий единый Закон, предустановленный Господом для управления воплощенным миром. Проявления этого Закона наблюдательный взгляд способен узреть в расположении и скорости движения небесных тел, в пропорциях природного формообразования и даже в устройстве атомов и молекул. В мире звуковых волн Божественный Закон проявляется в гармонии длительностей музыкальных интервалов. То, что человеческий взгляд или слух воспринимает как нечто красивое и совершенное, на самом деле подчинено строгой логике математических пропорций, которую можно проверить, просчитать и убедиться в том, что все, что создано Высшим Разумом (Господом Премудрым), связано в одну единую пространственно-временную целостную гармоничную структуру пропорциональными соотношениями.
«Я алгеброй гармонию проверил» - эти слова гениального русского поэта А. С. Пушкина могли быть вложены им не только в уста Сальери, но и большинства деятелей искусства и науки XIX века, изучавших пропорциональные соотношения, и в дальнейшем использовавших их в живописи, архитектуре, градостроительстве, мостостроении, кораблестроении и т.д. Даже выдающийся советский авиаконструктор А. Н. Туполев говорил: «Хорошо летают только красивые самолеты». Красота - не абстрактное явление, а результат соединения различных частей в единое целое согласно законам пропорциональных соотношений.
Примеры «Золотой спирали» в природе
Наиболее известным из них является «Золотое сечение», принцип деления отрезка на две части при условии, что меньшая из них относится к большей как большая относится к целому. Математически эта пропорция выражена числом Ф = 1.6180339887498948482... в десятичной системе счисления. Это же число с разной степенью приближения можно получить из натуральных дробей: 3/2; 5/3; 8/5; 13/8; 21/13; 34/21; 55/34; 89/55.
Открытые еще древнеиндийскими и древнеперсидскими математиками законы гармоничных математических пропорций посредством проводников высшего знания, таких как Пифагор и Орфей во времена Эллады или Леонардо Пизанский (Фибоначчи) в Средние века, проникали в Европу, всякий раз вызывая всплеск интереса философов, математиков, архитекторов и теоретиков искусства к вопросу Гармонии, правящей миром природных форм.
Так, знакомство с рядом чисел Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13,21, 34, 55, 89,144, 233, 377,610, 987,1597,2584,4181, 6765, 10946, 17711, - в котором каждое последующее число является суммой двух предыдущих, а два соседних числа соотносятся в пропорции «Золотого сечения», позволяет создавать визуально гармоничные архитектурные объекты. В частности, вся ордерная система, изложенная еще Витрувием в первом веке до нашей эры, основана на строгих пропорциональных соотношениях.
Вот почему архитектура прежних веков (не модернистская и не постмодернистская) представляется большинству людей значительно более гармоничной, сбалансированной и уравновешенной. Тут дело не в простом применении колонн, портиков карнизов, сандриков и пилястр, а в их взаимном соотношении. В исторической архитектуре все было подчинено принципу гармонии - соотношение высот и длин фасадов здания, ритм и габариты оконных и дверных проемов, формы колонн, геометрия куполов и прочее. Не случайно в прежние века архитектуру называли застывшей музыкой, ибо в ней тоже есть свои терции, квинты и октавы - визуальные приемы, позволяющие создать пространственно гармо-
ничный объект, в котором человек будет ощущать себя комфортно, наслаждаясь красотой пропорций.
Все мыслители прежних веков (до наступления эпохи бурного научно-технического прогресса) считали красоту воплощенного мира свидетельством наличия некоего изначального Божественного плана, согласно которому небесные тела в макромире и даже атомы микромира расположены в строгом порядке. Так, протестант Жан Кальвин в своем труде «Institutes of the Christian Religion» (был издан в 1536 году), неоднократно называл христианского Бога Великим Архитектором Вселенной, также как и в труде «Архитектура Вселенной».
Но еще задолго до Кальвина последователи Заратуштры называли Творца Господом Премудрым (Ахура-Маздой) -Великим Промыслителем, создавшим материальный мир по подобию мира Идей. Весь окружающий мир представлял им множество подтверждений присутствия некой высшей воли и даже высшего разума во всех творениях. Взяв в руки цветок или лист любого растения, нетрудно добыть доказательства того, что в геометрии природных форм всегда присутствуют закодированные цифровые соотношения, а именно то, что называется пропорцией.
Исследователи ХХ века подтвердили известный еще античным философам принцип Изумрудной скрижали Гермеса : "То что внизу, подобно тому, что вверху". Рукова спиральных галактик и воздушные струи циклонов оказались закручены по тому же принципу, что и лепестки розы, ростки вьюна, спиральные пирамиды капусты Романеско, раковина моллюска Nautilus Pompilius, окаменелых аммонитов и пр. Этот общий для всего природного формообразования принцип называется Золотой спиралью, спиралью Фибоначчи, спиралью Дюрера и даже Спиралью Бога.
Бог - Архитектор Вселенной. Иллюстрация в средневековом трактате
Мы вполне можем соотнести принцип гармоничного развития, заложенный в мироздание Творцом в качестве основополагающей формообразующей модели с некой Высшей Истиной или «идеальным устройством», как его понимали древние персидские математики и астрономы. Для них Аша-Вахишта воплощал принцип всеобъемлющей красоты, пронизывающей все мироздание. Не зря в годовом цикле этому изеду был посвящен второй от весеннего равноденствия солнечный месяц - Ордибехешт (ср. перс.), соответствующий зодиакальному знаку Тельца. Когда Солнце в своем ежегодном движении вступает в границы этого знака, в наших широтах наступает период цветения большинства деревьев и кустарников, в это время природа напоминает нам о райском состоянии изначальной целостности, гармонии и красоты.
Совершенно очевидно, что в качестве управителя знака Тельца планета Венера, астральное воплощение любви и гармонии, была выбрана совершенно не случайно, ведь вторая половина апреля и май - это самое красивое время в течение года, когда производительные силы природы под влиянием управляющей Тельцом Венеры и экзальтирующей в этом знаке Луны достигают своего апогея - цветущие деревья, опыляя друг друга, обмениваются генетическим материалом и зарождается новая жизнь. Период брачных ухаживаний у большинства диких животных также приходится на этот весенний период, отмеченный влиянием Венеры и Луны, воплощающих природные силы производства и репродукции, символизирующих женское материнское начало.
Спиральный орнамент на куполах иранских мечетей -интеллектуальное наследие зороастрийской Персии
Но если посмотреть на символику зодиакального Тельца внимательнее, нетрудно будет увидеть в нем скрытый, теплящийся огонь - это влияние изгнанных Марса и Плутона. Это и есть тихий огонь жизни - тепло, вырабатываемое живыми организмами. Наличие либо отсутствие этого тепла определяет присутствие в существе самой жизни и связанного с ней Божественного Духа. Тепло, как одна из форм священного Огня, наполняющего Вселенную, было описано в древних авестийских текстах как Аша-Вахишта.
Там, где оно есть, там есть жизнь. Там, где его нет, там нет жизни. Многие современные ученые считают, что повышенная температура тела теплокровных животных является одним из главных защитных барьеров для многочисленных вирусов, большинство которых погибает уже при двадцати семи градусах Цельсия. Однако мутации вирусов делают их все более изощренными паразитами.
Способность человеческого организма противостоять болезням, то, что сейчас мы вкладываем в понятие иммунитета, древние персы называли огнем Аша-Вахишты, распределенным Господом во всех благих творениях.
Энергия - ключевое понятие Аша-Вахишты. Оно возникает на стыке мужского и женского начал, сообщение которых, как считали древние, вызывает круговорот Вселенной и обеспечивает продолжение жизни. В зодиакальном круге мужские знаки соседствуют с женскими знаками как раз в периоды цветения и плодоношения природы.
Весной сменяют друг друга Овен и Телец, управляемые Марсом и Венерой, - символами абстрактного (еще не персонифицированного) мужского и женского начал, слияние которых порождает Новый год и новую жизнь.
Далее мужское и женское начало персонифицируются, становясь отцовским и материнским, кои в астрологической традиции соотносятся с Солнцем и Луной. Отцовский и материнский зодиакальные знаки - Лев и Рак - также находятся в непосредственной близости. Ежегодно в период перехода от лунного Рака к солнечному Льву созревают первые плоды в садах - деревья порождают потомство, содержащее семя - залог продолжения жизни.
Этот плод, как прообраз новой Вселенной, соотносится с магической точкой зодиакального круга - смычкой материнского знака Рака и отцовского знака Льва. Относительно этой точки налево и направо по зодиакальным знакам расходятся обители планет по мере их удаления от Солнца: Близнецы и Дева, управляемые Меркурием; Телец и Весы, управляемые Венерой; Овен и Скорпион, управляемые Марсом; Рыбы и Стрелец, управляемые Юпитером; Водолей и Козерог, управителем которых является Сатурн.
Далее две закрученные в противоположных направлениях спирали продолжаются через зеркально расположенные обители невидимых невооруженным глазом планет: Урана, Нептуна, Плутона и Прозерпины.
Женское начало природы максимально проявлено в энергии зодиакального Тельца, совпадающего с месяцем Аши-Вахишты
Именно таким образом формируется система планетных «обителей» и мест «изгнания», а также «экзальтации» и «падения» планет, в которой каждое небесное тело занимает отведенное лишь ему место в строгом соответствии с внутренней логикой совершенной зодиакальной структуры. Это и есть «наилучший распорядок» Аша-Вахишты - авестийского изеда, на которого древние персы возлагали ответственность за поддержание гармонии в мире. Он связан с ходом времени и гармоничной расстановкой планет на их небесных орбитах.
Зороастрийцы считали, что милостью Аши восстанавливается нарушенная целостность, воссоздается Божий замысел, реконструируется пространство по законам горнего мира - рая Ордибехешт (среднеперсидское наименование Аша-Вахишты). В авестийском гимне Ордибехешт-яшт Аша воспевается как целительница, победительница физических хворей и социальных болезней. В гимне сказано, что перед праведной Ашей болезнь отступает, лихорадка отступает, злой глаз отступает, смерть отступает, все порождения злого духа отступают, а также - злые смертные тираны, лжецы и подлецы. Аша изгоняет дэвов (бесов) и препятствует распространению блуда и колдовства.
Одним из действенных оружий Аши является молитва -мантра, которая согласно Яшту, убивает тысячу тысяч демонических сущностей. Чтение мантр, а особенно пение -сильнейшее средство против многих хворей. Согласно авестийским текстам, просторной обителью Аши является Дом Песнопений, который является прообразом горнего рая в метафизическом смысле, а также пространством, в котором распространяется гармоничный звук в материальном мире.
Рисунки из песка, возникающие в ходе экспериментов Хладни
Древние были убеждены в исцеляющей силе музыки, пения, ритмичных танцев и мантр-молитв. Ученые со своей стороны подошли к пониманию механизмов организующего воздействия звуковой вибрации на пространственные структуры. Первым, кто экспериментально доказал верность древних представлений о гармонизирующей силе звуковых вибраций был немецкий физик Эрнст Хладни. В ходе акустических экспериментов он еще в XVIII веке показал, что при определенных звуковых частотах вибрация становится организующим фактором Вселенной. С помощью смычка он заставлял вибрировать тонкие металлические пластины, при этом песок, насыпанный на них, принимал форму причудливых узоров. И чем выше была частота звуков - тем сложнее получались формы рисунков. В настоящее время эксперименты с пластинами Хладни продолжает Ганс Дженни, назвавший область науки, изучающей влияние звука на материю киматикой.
Ученые экспериментальным путем пришли к тому же, о чем говорили древние - весь наш мир создан гармоничным по великому Слову (Логосу) Господа Творца. Зороастрий-цы назвали принцип гармонии, лежащий в основе всего сущего - «наилучшим порядком» Аша Вахишты.