21й год древнеперсидского 32-летнего календаря пройдет под знаком или под штандартом предводителя Небесного воинства - одного из Амеша Спента (Бессмертных Святых) по имени Кхшатра-Вайрья, или Шахривар.
Кто же такой Амеша Спента Кхшатра-Вайрья?
Имя этого Архангела из наивысшего Авестийского пантеона божеств переводится как «Наилучшая Власть». Он -защитник чистоты и целомудрия, покровитель всех людей-воинов, поборник высшей праведности и справедливости. Он воплощает активное начало, дарует воинам на полях сражений состояние уверенности и бесстрашия.
Древние зороастрийцы считали, что Кхшатра-Вайрья поддерживает небесную (каменную) твердь, и потому является покровителем камней и металлов, это сближает его с другим Амеша Спента, а именно с Аша-Вахиштой.
Кхшатра (кшатра, хшатра) - индоиранское слово, означающее силу, мужество и власть. У индийских ариев сословие воинов, из которых избирался властитель (раджа), так и называлось - кшатрии. В современном индийском обществе, до сих пор не преодолевшем кастовых барьеров, армия и силовики в подавляющем большинстве состоят из потомственных кшатриев - выходцев из Раджастана, Белуджистана и Пенджаба. Эти пограничные северо-западные штаты Индии в основном населены потомками ираноязычных народов (саки, кушаны, эфталиты, белуджи), переселившихся в Индию в I-IV веках нашей эры.
Иранские арии принесли в Индию кодекс чести воинов, восходящий к зороастрийской морали. Согласно этому кодексу, кшатрий обязан в любых обстоятельствах защищать слабых: женщин, детей, стариков, а также священников (брахманов) и любого человека, не способного себя защитить и просящего кшатрия о помощи. Считается, что дхарму (религиозный долг) кшатриев составляют защита закона и установление порядка в мире. Для настоящего кшатрия обязателен набор определенных качеств: здоровое честолюбие, правдивость, благочестие и благонравие. Кшатрий должен обладать развитым умом и хорошо обращаться с оружием. Все это - качества идеального военного, руководствующегося, в первую очередь, моральным Законом, а уж потом - приказами, которые в нашем мире часто бывают аморальными, а иногда и вовсе преступными.
В настоящее время на территории Индии проживает этно-конфессиональная группа, именующая себя сикхами. Они донесли до наших дней практически без изменений мораль и мировоззрение древнего сословия арийских кшатриев, некогда пришедших в Индию с северных и северо-западных земель. Сикхи - народ воинов, который веками стоит на страже своих верований и традиций, препятствуя исламской экспансии в Индию из соседнего Пакистана.
Часть общины сикхов становится воинами-нихангами, приносящими обет жить, защищая правду и мир, и умереть с оружием в руках ради счастья и свободы своего народа.
Воины-ниханги никогда не расстаются со своими клинками, которыми они с детства владеют в совершенстве, как и многими другими видами оружия.
Приверженцами сикхизма как религиозного учения во всем мире считают себя более 25 000 000 человек.
Сикхский воин-ниханг. Фото 1856 года
Сикхизм представляет собой смесь индуизма и суфизма, возникшего в Иране в качестве альтернативы ортодоксальному исламу.
Суфии же стали наследниками доисламской персидской культурной традиции, восходящей к зороастризму и зерванизму. Даже главное ритуальное оружие сикхов -метательный диск «чакрам» можно увидеть в руках Хор-мазда, Митры и Шахривара (Кхшатра-Вайрья), причем как на исторических, так и на современных изображениях.
Индусы и иранцы - родственные народы, и социальная организация в древних индийском и иранском обществе были в целом схожими. У индусов было три варны - брахманы (священники и учителя), кшатрии (воины и правители) и вайшьи (ремесленники и земледельцы). Иранцы же выделяли три хварны - царскую, жреческую и воинскую, но сословно общество делилось также на священников, воинов и земледельцев. Более того, у каждого сословия был свой священный храм - аташкядэ (место огня), в котором хранился негасимый огонь зороастрийской веры.
Три великих огня - Адур-Гушнасп, Адур-Фарнбаг и Адур-Бурзен-Михр, судя по всему, были учреждены еще во времена Ахеменидов. Огонь Адур-Гушнасп принадлежал воинам и царям, Адур-Фарнбаг - сословию жрецов, а Адур-Бурзен-Михр - земледельцам, общинникам и скотоводам.
Воины (кшатрии) были второй по значимости социальной группой в обществе Древнего Ирана. Они находились под покровительством Кхшатра-Вайрья - одного из высших архангелов, чье имя персонифицировало и освящало идею Высшей власти, данной по воле Господа.
«Наилучшая власть» - буквальный перевод авестийского имени Кхшатра Вайрья. Под наилучшей властью в древних обществах подразумевалась власть сильного и справедливого монарха - самого достойного и сильного из числа воинов, которые сами избирали себе правителя.
Также как в Иране, индийские кшатрии (санскр. ksatriya, «властный», «благородный»), также раджан (санскр. rajап, «повелитель») - были представителями второй по значимости варны, возникшей в до-индийский период как результат отделения военной и управленческой функций от производительного труда.
В древнеиндийских государствах воины (кшатрии) были правителями, должностными лицами, профессиональными воинами, как и землевладельцами, и именно из этой варны (касты) людей в Древней Индии, как правило, выбирались раджи.
Все отличие между иранскими и индийскими кшатриями состояло в том, что первые считали своим небесным покровителем Кхшатра-Вайрья (или Шахривара), а вторые - Индру.
Индийский бог воинов Индра
Об индийском боге воинов Индре в Ригведе пишется, что тот без балок укрепил небо, что очень схоже с функцией Кхшатра-Вайрья, которого персы почитали как творца каменного неба. И того и другого изображали с огненным мечом или молнией в руке. Индийский Индра побеждает демона Вритру, в то время как на древнеперсидского Кхшатра-Вайрья возложена миссия победы над Ахриманом, которого он должен в последние дни истории бросить в реку расплавленного металла.
В годовом солнечном зороастрийском календаре архангелу Кхшатра-Вайрья (Шахривару) посвящен шестой месяц года, соотносящийся с зодиакальным знаком Девы, которая считается эзотерической обителью Марса и эзотерической экзальтацией Плутона. Когда Солнце движется по 4° зодиакальной Девы (обычно это 26-27 августа), зороастрийцы отмечают значимый для себя праздник (4-ый Гаханбар), посвященный светлому Небесному воинству и его небесному предводителю и покровителю Кхшатра-Вайрья.
Также в шестом месяце календаря (Шахривара/Девы) отмечается просто Праздник Шахривара, что происходит в день движения Солнца по градусу экзальтации Меркурия (16° Девы, как правило, это 8 сентября).
Считается, что в эти сентябрьские праздники сами Небеса в лице Кхшатра-Вайрья (Шахривара) чествуют не только воинов, но и всех людей честных, активных и смелых, не боящихся бросить вызов беззаконию и несправедливости мира. Это праздники бойцов, стремящихся к победе и достигающих её праведным путём. В это время, по традиции, также чествуют каменщиков и кузнецов, то есть людей, работающих с камнем и металлом, которые тоже находятся под покровительством Кхшатра-Вайрья (Шахривара).
В эти праздничные дни было принято освящать оружие, а также брать на себя особые обязательства, например, избавление от страхов в преодолении препятствий (барьеров для духовного и личностного роста). По традиции, в праздничный день верующие готовили воинскую пищу, состоящую из каш грубого помола и крутых ржаных лепешек для того, чтобы хоть на время причаститься воинской аскезы, как во внутренних, так и во внешних проявлениях.