(ХШАТРА-ВАИРЬЯ, ШАХРИВАР, ШАТРИВАР)
В ЗОРОАСТРИЙСКОЙ РЕЛИГИИ: БЛАГАЯ СИЛА ВЛАСТИ, БЛАГОЕ МОГУЩЕСТВО, НАИЛУЧШАЯ ВЛАСТЬ, ПРАВЕДНОЕ ПРАВЛЕНИЕ, ЦАРСТВОВАНИЕ ПОЖЕЛАНИЮ И ВОЛЕ АХУРЫ
Статья подготовлена по книгам, переведённым с фарси Бобрицкой Т.Ч. под редакцией Малаховой Н.М.; на русском языке книги не издавались:
Монак джи Нуширван джи Дехала «Зороастрийское боговедение от древнейших времён до наших дней». Перевод на фарси мобада Ростама Шахзади. - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998).
Манучехр Манучехрпур «Узнаем и будем гордиться. Кратко о концепциях зоро-астрийской религии». - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998).
Курош Никнам «От Ноуруза до Ноуруза. Обычаи и традиционные обряды зоро-астрийцев». - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1379 (2000).
Ферейдун Джонейди «Зерван: измерение времени». - Нишабур: «Бониаде Ни-шабур», 1358 (1979).
Древний Иран. Коронация шахиншаха Ардашира II: в центре - сам шахиншах, справа - Ахура-Мазда, вручающий ему венец власти, слева - Изед Митра в солнечной короне и с барсомом в руке.
В пантеоне зороастрийских божеств Кхшатра-Вайрья -один из шести Амеша-Спента («Святых Бессмертных»), духовных качеств и нравственных обязательств Создателя мира Ахура-Мазды, как и один из главных покровителей материальных (земных) творений.
В Авесте термин Хшатра употребляется в значении «царствие» или «царствование» (как процесс правления).
Например, словосочетание Boxy-Хшатра обозначает «Благое правление» или «Царствие добра».
Термин Хшатра-Эйишваеш означает «Царствование» в понимании «Желанная сила» или «Желанная власть».
Хшатра-Ваирья - это [наилучшая] «Сила правления».
В Авесте все эти определения многократно применялись для того, чтобы дать понять и почувствовать силу власти и мощь правления Творца этого мира Ахура-Мазды.
Действие закона Аши\Арты (Правды) в земном мире заключается в сопротивлении Друджу (лжи, злу и пороку), поддержке и установлении сил добра и блага. Для этого Хшатра-Ваирья контролирует положение и состояние воплощённого мира, которое человечество генерирует своими поступками и делами, следя за тем, чтобы выполнялось желание Ахура-Мазды, связанное с развитием и совершенствованием его творений. И это единственный прогрессивный и божественный путь всех существ в сторону конечной цели Творца, путь создания и установления божественной власти на земле. В тот момент, когда в воплощённом мире установится власть добра и наступит поражение сил зла, свершится окончательная победа добра и блага над тьмой, придёт день Страшного суда (Фрашокарт, Фрашегирд).
В этой космической битве света и тьмы человек, как высшее творение Ахура-Мазды, выступает на стороне своего Создателя. Долг каждого в этом мире - установление добра, чтобы произошло поражение сил Ангра-Манью.
Древнеиранский пророк Аша Зартошт говорит в Гатах о пути выполнения своего великого долга - посвятить престолу Мазды и Праведности свою жизнь, а также свои самые лучшие мысли, речи и благие дела (Ясна 33, гата 17).
Правление Хшатра-Ваиръя - это власть или правление Ахуры, установление которого Boxy-Ман (Благоволение) считает одним из важнейших факторов. Это означает, что как только каждый человек - каждый мужчина и каждая женщина - естественным путём (т.е. свободным выбором) проникнется Благой Мыслью, этот человек поведёт себя в соответствии с желанием самого Ахура-Мазды. В это же самое время Аша\Арта, олицетворение Правды, поспешит на помощь сделавшим выбор людям, и в мире установится «Желанная власть» или Хшатра-Ваиръя (Ясна 51, г. 1-2).
В Гатах Аша Зартошт постоянно говорит и мечтает о скорейшем наступлении и установлении на земле вечной и безграничной власти Ахуры (Ясна 43, г. 8, Ясна 33, г. 13).
Хшатра-Ваиръя, представляя в духовном мире силу могущества и праведного царствования Ахура-Мазды, в мире материальном отвечает не только за благое правление, но и за такие богатства Земли, как металлы, являясь их защитником и хранителем (золота, серебра и др.).
Согласно книге «Задаспарам», когда праведный Аша Зартошт сталкивается с Хшатра-Ваиръя на Небесах, то единственным наставлением и поручением, которое тот даёт пророку Мазды на земле - это охранять металлы и правильно их использовать: «Скажи людям всего мира, чтобы хранили инструменты и изделия из металла от ржавчины и разрушения, и чтобы не давали злым и жестоким людям золото и серебро» (р. 22, п. 8).
Металлом вершили правосудие. Божественным судом для определения честности человека или его греховности было проливание небольшого количества расплавленного металла на грудь обвиняемому. Так, во времена Сасанидов такая «металлическая» ордалия проводилась в отношении великого зороастрийского жреца Адарбада Махраспанда («Шаест Нашаест», р. 15, п. 15-17).
Металл ещё сыграет свою роль. В Гатах сказано о том, что в Судный день будут проведены окончательные испытания душ умерших с помощью расплавленного металла (Ясна 32, гата 7; Ясна 30, гата 7; Ясна 51, гата 9).
Битва Хормазда с Ахриманом. Древний Иран. Персеполис
Согласно текстам Авесты всем божествам, созданным Ахурой, противостоят демоны Ахримана, в связи с чем в мире появилось два непримиримых воинства:
«Лиспа Язата» и «Лиспа Дейва», или «Лее Изеды» и «Лее Дивы».
В обоих мирах, духовном и материальном, на злобных дивов, именуемых иначе «хашистару»,
Ахриманом была возложена особая обязанность - бороться не только с божественными ангелами на Небесах, но и приносить всякое зло всем творения Ахуры на земле, то есть противостоять людям, склоняя их к злу и обращая тем самым на свою сторону.
Люди же, поскольку они являются божественным творением и армией Ахура-Мазды, в течение своей земной жизни могут каждым своим добрым словом и делом, как и каждым приносящим любую пользу поступком, наносить удары по этим дивам, лишая их силы и уменьшая их век.
Имеется «свой див» и у Шахривара - это див Саурва, или Совар (в Ведах он называется Шарва), олицетворение «злой власти» (жестокости, беззакония, несправедливости), противодействующий наилучшей власти и праведному правлению Хшатра-Ваирья, или царствованию Ахуры.
«Совар творит зло, несправедливость, вызывает войны и смятение между людьми» («Бондахеш» 28, п. 9).
«Каждый зороастриец, который уклоняется от одевания сэдрэх и завязывания кушти [нарушает законы Мазды], радует этого дива» («Бондахеш» 27, п. 10).
«В конце времён вследствие того, что Шахривар прольёт на Совара с вершины горы расплавленный металл, этот див будет навсегда уничтожен» («Бондахеш» 30, п. 29).
Согласно книгам «Бондахеш» и «Динкард», Шахривар одаривает богатством и имуществом следуемых за ним,
он тот, кто в конце бытия одержит победу над злым дивом Соваром, противостоящем ему («Бондахеш» 30, п. 29).
Аша Зартош был первым среди людей, кто стал славить Шахривара, как и всех Амеша-Спента, ибо: «Мы должны прославлять всех Амеша-Спента, так как это они оберегают наши дома и имущество, и увеличивают их, и наполняют их, и очищают все творения от скверны, и искореняют ложь, и распространяют правду (истину) во всём существующем мире»(Ясна, гата 52, пункт 4).
Не менее значимое место Шахривар занимает и в тексте «Роль качеств Ахура-Мазды в жизни человека»:
«...Эти 6 качеств (6 Амеша-Спента), как 6 ступеней, ведут человека к счастью и благополучию. Если человек попытается воспитать в себе качества Boxy-Мана, Аша-Вахишты, Хшатра-Ваирья, Спента-Армаити, Хаорватат и Амеретат, то, достигнув полного совершенства, он станет совершенно счастливым при земной жизни, а его имя и память о нём останутся жить в вечности ...
... Ступень 3: Шахривар, Сила Власти, в том числе власти над собственными желаниями и волей.
Если человек, пройдя первые две ступени, научится правильно мыслить и станет правдивым (чистым, истинным) внешне и внутренне, то и на него самого, и на его речи все люди будут обращать особое внимание.
Обретя первые два качества - Благомыслие и Праведность, и развив их в себе до степени совершенства, человек обретёт и третье качество - Могущество, силу власти над собой и другими, и, как результат, получит среди себе подобных всеобщее признание (славу, известность, успех, авторитет), и будет жить в миру, правильно управляя всеми своими желаниями...».
Шахривар - это показатель силы и могущества Господа, поэтому в материальном мире он - хранитель металлов, как символ сопротивления. На этом пути его главными помощниками являются: Хоршид, Мехр, Асман и Анарам.
Ахура-Мазда венчает на царство земного царя. Древний Иран. Персеполис
В Ясне (Хаптанг-хаяти, или Хафтан-яште) Шахривар олицетворяет такие качества Ахура-Мазды, как царская сила и сохранность небесного царствия (Ясна 41, п. 2). Но и в воплощённом мире он по праву оценён как тот, кто стоит на страже праведной власти и царственного правления.
Казалось бы, какое ему дело до простых смертных, не имеющих отношения к власти? Но нет, в трудные минуты жизни не только цари, но и простые смертные призывали не только «ангела жалости и сострадания» Мареждика, но и Амеша-Спента Шахривара. И они оба - обычный ангел и великий архангел - наравне считались помощниками всех обиженных, несчастных и нуждающихся, как сказано в главной зороастрийской молитве «Ахунвар».
Молитву «Ахунвар» (по-другому «Ята Аху Ваиръё» или «Ахавана Ваиръё») называют наивеличайшим «зэкром» (молитвой-заклинанием) зороастрийской религии, который на все времена должен стать мольбой, не сходящей с языка последователей Благой Веры. Её молитвенный стих состоит из 21 слова, в котором каждое слово является названием одного из 21 наска Авесты, как 21 почитания Ахура-Мазды, а также кратким и концентрированным собранием всех правил и законов зороастрийского учения.
Приведём её текст полностью, чтобы через её прочтение ещё раз увидеть воочию место и роль Шахривара, как «праведного правления» на Земле, что так актуально не только в те далёкие времена Авесты, но и в наши дни!
Перевод:
Часть 1 Так же, как могуч любой мирской правитель, могущественен и любой благочестивый человек или духовный лидер - на столько, сколько в нём имеется Ашу (благочестия, добра и правды).
Часть 2. Дар Благомыслия даётся тому человеку, который работает только для Мазды, и могущество (правление, власть) Ахуры существует для того человека, который помогает всем обездоленным (тем, кто нуждается в помощи).
Дополнительное пояснение:
Часть 1 Все правители и другие великие люди любого общества обладают в этом обществе огромным могуществом (властью, влиянием). Духовный (религиозный) лидер в силу своего благочестия и благодетельности подобно наделенному мирской властью правителю тоже обладает определённым весом в обществе, а именно духовной властью.
Часть 2. Могуществом и благомыслием Господа обладает тот человек, который думает о том, как доставить радость Господу, и как помочь тем, кто «ниже» (слабее) его.
В Ясне 19 об Ахунваре сказано так: «Святым словом Ахуры является молитва Ахунвар. Если человек будет читать её правильно и с её особенным тактом и рифмой, то это всё равно, что он сотни раз прочитал бы Гаты».
В зороастрийских текстах говорится о том, что лучшая из всех молитв, которые были прочитаны в прошлом, как и из тех молитв, которые будут прочитаны в будущем, - это «Ята Аху Ваирьё», - та, которую впервые от Ахура-Мазды получил Аша Зартошт. Чтение великого стиха Ахунвар придаёт душе и совести человека силу и одаривает его наилучшим бытием в земном мире и на небесах. Когда див Буаяти поднялся, чтобы уничтожить Аша Зартонгга, пророк, прочитав молитву Ахунвар, обратил его в бегство.
В Вендидаде (п. 19) сказано: «Аша Зартошт в ответ грешному и несущему смерть Ахриману говорит: «Слово «Ахунвар», которому обучил меня Ахура-Мазда, - моё наилучшее оружие. С помощью этого Слова я одержу над тобой победу, с помощью этого оружия я сделаю тебя бессильным и отправлю твоих сторонников в небытие».
Чтение по истине великого стиха Ахунвар отгоняет от человека порчу, грехи и несчастья (Ясна 19, п.1-7).
Количество раз прочтения «Ята Аху Ваирьё» различно в разных авестийских письменах, но в каждом зороастрийском богослужении она повторяется многократно, особенно во время проведения праздничных церемоний.
Кстати, у Амеша-Спента Хшатра-Ваирья, чьё имя в Авесте означает «Могущественное правление», имеется и свой праздник - Шахривареган, который отмечается ежегодно в день Шахривара месяца Шахривар. Полная информация о проведении этого праздника в Древнем Иране до наших дней не дошла. Сейчас в этот день зороастрийцы просто собираются вместе, зажигают огонь, читают молитву, обмениваются добрыми новостями, устраивают всеобщую трапезу и отмечают праздник весёлыми мероприятиями.
Свадебная церемония у зороастрийцев
Вспоминают Шахривара и во время свадебных обрядов. Так, при церемонии освидетельствования мобад даёт советы жениху и невесте, которым они должны следовать в своей жизни, чтобы быть признанными как зороастрийская семья: зороастрийский муж и зороастрийская жена. Наставления мобада звучат таким образом:
«Сейчас услышьте несколько достойных религиозных советов и примените их в своей жизни, чтобы это стало причиной радости Ахура-Мазды и вашего счастья.
... Дар и закон Амеша-Спента Шахривара - это благое могущество и благодетельность. Усердствуйте на пути власти и силы (предводительства и могущества). Слушайтесь и почитайте справедливых вождей и лидеров (предводителей). Накапливайте богатство, нажитое праведным, честным путём. Будьте прогрессивными, старательными, трудолюбивыми. Избегайте ничегонеделания (безделья) и бедности (нищеты). Не прибирайте к рукам (не воруйте) и не завидуйте ничьему богатству. Храните золото, серебро, медь, свинец, железо, олово и бронзу, чтобы не заржавели и были пригодны к применению...».
Согласно «Бондахишну» в мире флоры Амеша-Спенту Хшатра-Ваирья принадлежит цветок королевский спаргам (эспаргам, эспарам, шах-эспарам), он же - базилик.
В книге Хосро Ануширвана «Варидак» («Варидак» - небольшая книга на пехлевийском языке. В ней запечатлены беседы Хосро Ануширвана с одним из его современников и содержится много сведений об образе жизни людей в те далёкие времена.) о базилике (шах-эспараме) говорится: «Запах цветка шах-эспарама, также как запах цветка герамиян и ароматного жасмина, является запахом божественности (благого царствия)».
В старейшем в земной истории древнеарийском календаре с Амеша-Спента Хшатра-Ваирья связан 21-ый год 32-летнего календарного цикла (его тотемический символ -Гепард), 6-й из 12 месяцев года, соответствующий знаку Девы (тотемический символ - Дикий Кабан, он же Вепрь), и 4-й солнечный день каждого 30-дневного календарного месяца, тотемом которого служит Снежный Барс.
О четвёртом солнечном дне жрец Адарбад Махраспанд говорит: «Будь активен, радостен и весел в день Шахривар, так как радость жизни исходит лишь от тех людей, у которых есть добрый избранный правитель».
Атрибуты Шахривара: металлическая посуда и растение базилик
О покровителях двенадцати календарных месяцев и значимости их защиты для древних правителей (шахов), рассказывается в «Хвале Рустама к престолу Кей-Кубада». Повествование неизвестного автора было взято на вооружение самим Фирдоуси для его знаменитого «Шахнаме»:
...Поднял голову, воздал хвалу и сказал:
«Будь всегда на троне!
Пусть сам Хормазд будет тебе помощником
на этом посту, как и Бахман пусть хранит твой трон и корону!
Пусть славный Ордибехешт всегда будет твоим защитником, как и Бахрам с Тиром!
Пусть Шахривар даст победу и тебе, и твоему имени, и величию, и славе, и искусству!
Пусть охраняет тебя Спендармаз!
Пусть мудрость станет
путеводной звездой твоей души, и да восславится твой Дэй и Фарвардин,
чтобы ты был недоступен ни для какого зла!
Пусть сияет твоя ночь, как день, от твоего Азара,
Будь благословен, а твоя корона пусть освещает мир!
Да святится (будет освящено) дело твоего Абана, и небо станет твоим рабом
(будет к тебе благосклонно)! Пусть жизнь твоих "четвероногих”
защищает Хордад,
чтобы ты был здоров, богат и счастлив!
Пусть Амордад несёт процветание твоей стране,
и да пребудет в радости весь твой род и твой народ!»
Хшатра-Ваирья, как символ праведного правления,
был воспет устами Фирдоуси в «Шахнаме» путём описания добрых дел и благого могущества древнеперсидских царей:
...Сей престол Кеюмарс нам воздвиг,
И первым он был из венчанных владык...
Высоко в горах он сперва обитал;
Там счастье обрёл и державный удел,
Себя и мужей в шкуры барсов одел...
Он царствовал тридцать блистательных лет -
Прекрасен на троне, как солнечный свет...
И люди склонялись пред шахом, чей трон
Звездою счастливою был озарён...
Властитель Хушенг, справедливый мудрец,
От деда в наследие принял венец.
Вращался над ним сорок лет небосвод;
Он - кладезь ума, он — источник щедрот...
«Я царь-победитель, народ мой, внемли:
Я правлю семью поясами земли.
По воле Йездана, подателя сил,
Я к правде и милости душу склонил».
Настал на земле небывалый расцвет,
Сиянием правды наполнился свет.
Сначала, к Познанью направив труды,
Владыка железо исторг из руды;
Основой тогда процветания стал
Блестящий, из камня добытый металл.
Царь создал мотыгу, топор и пилу,
Начало кузнечному дал ремеслу...
Из камня извлёк он огонь золотой
Вселенную новой одев красотой...