СПЕНТА-МАНЬЮ В ЗОРОАСТРИЙСКОЙ РЕЛИГИИ

Опубликовано star72 -

22 год календаря и его небесный покровитель

СВЯТОЙ ДУХ, СВЯТОЙ РАЗУМ, ДОБРЫЙ НРАВ, НАЙСВЯТЕЙШИЙ ДУХ и НАЙЧИСТЕЙШАЯ ДУША, ДУХ ПРИБАВЛЕНИЯ и ИСТОЧНИК ДОБРА


Статья подготовлена по книгам, переведённым с фарси Бобрицкой Т.Ч. под редакцией Малаховой Н.М.; на русском языке книги не издавались:

Монак джи Нуширван джи Дехала «Зороастрийское боговедение от древнейших времён до наших дней». Перевод на фарси мобада Ростама Шахзади. - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998).

Манучехр Манучехрпур «Узнаем и будем гордиться. Кратко о концепциях зоро-астрийской религии». - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998).

Хашем Рази «Зерван в религии и мифологии». - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1359 (1980).

Ферейдун Джонейди «Зерван: измерение времени». - Нишабур: «Бониадс Ни-шабур», 1358 (1979).

 «Археологическая находка из Луристана (VIII в. до н.э.) с изображением Бога Времени Зервана, представленным в виде крылатого божества; из плеч Зервана появляются братья-близнецы: Ахура-Мазда (Спснта-Манью, Святой Дух) и Ахриман (Ангра Манью, Злой Дух)».

 

В пантеоне зороастрийских божеств Спента-Манью, как олицетворение Единого Бога Ахура-Мазды, именуемое «Святым Духом», занимает особое место, поскольку с ним связана сама суть зороастрийского учения - мистерия космического противостояния между Добром и Злом, которая, будучи экранированной на мир земной, подвигает к осознанному нравственному выбору каждого человека.

И если Спента-Манью - это Святой Дух (Дух Истины), то его противник Ангра-Манью - Злой Дух (Дух Лжи).

В словосочетании Спента-Манью (Сэпента-Мину) слово «Спента» означает «святой, светлый», а слово «Манью» -«нрав», то есть Спента-Манью - это Благой Нрав.

В словосочетании Ангра-Манью (Ангра-Мину) слово «Ангра» означает «нечистый, злой», а слово «Манью» -«нрав», то есть Ангра-Манью - это Злой Нрав, который также называют «Гонамину», «Анграман» и «Ахриман».

«Эти два явления-близнецы, которые в самом начале сотворения проявились в виде двух противоборствующих сил в мысли, слове и поступке, один из них есть добро, а другой есть зло. Мудрый человек из этих двух выберет добро, но невежда не поступит так!» (Гаты 30, п. 3).

 

Согласно учению маздаяснийской религии, в мыслях каждого человека с момента его рождения и до конца дней постоянно (периодически) возникают две противоборствующие силы, на которых основывается фундамент образования всех его мыслей. Эти две силы есть добро и зло, или Спента-Манью и Ангра-Манью. Оглянитесь вокруг, и для каждого явления вы найдёте его противоположность, например, белизне противоположна чернота, дню - ночь, положительному - отрицательное, хорошему - плохое...

Умение понимать и различать эти противоположности происходит с помощью нашей мысли. Если в человеческой мысли из этих двух сил (буквально) «засияет могущество» Спента-Манью, это приведёт человека к успеху и счастью. Если же в мысли человека одержит верх Ангра-Манью, наоборот, это приведёт человека к неудаче и несчастью, и такой человек будет несчастным в обоих мирах.
 

Обязанность последователей зороастрийской религии состоит в том, чтобы прийти к Спента-Манью, и своими светлыми мыслями и неподкупной верой в добро стать на борьбу с Ангра-Манью, стараясь тем самым ослабить его силы и влияние на мир. И в этой святой обязанности заключается ещё один высочайший принцип зороастрийской религии. Как известно, в большинстве существующих ныне религий людям предписывается повернуться лицом к добру и лишь сторониться зла, в то время как приверженцы зороастрийской религии в течение всей своей жизни должны, собрав все свои силы, подобно самоотверженному солдату, бороться со злом, с целью его низложения и уничтожения.

К сожалению, некоторые поверхностные исследователи зороастризма допускают в отношении зороастрийской веры непростительную ошибку. В силу того, что зороастрийцы признают существование в мире двух противоборствующих между собой духов - Спента-Манью и Ангра-Манью (Добра и Зла), которые проявляются через мысли человека, эти «исследователи» упрекают зороастрийцев в двоебожии. Они считают, что зороастрийцы верят в двух богов: один из них - Бог Добра, или Спента-Манью, а другой - Бог Зла, или Ангра-Манью, не удосуживаясь даже называть этих «богов» не богами, а духами добра и зла. В то время как сами зороастрийцы, поборники первой мировой религии, коим является зороастризм, издревле считают создателем всего сущего Ахура-Мазду, Единого Бога!

 

Для того чтобы указать на ошибку этих исследователей, для начала расскажем о том, что такое двоебожие, а затем ещё раз напомним этим людям об их ошибке.

Двоебожие - это поклонение двум противоборствующим богам, двум противоположным богам, таким как бог могущества и бог немощности, бог богатства и бог нищеты, бог здоровья и бог болезни, бог света и бог тьмы, или же в целом - Бог Добра и Бог Зла. Под поклонением двум противоположным богам понимают то, что люди, посвящая молитвы Богу доброму, ублажают его, а, принося хвалы Богу злому, просят его, чтобы он уберёг их от своего гнева.
 

А теперь сравните это описание двоебожия с принципами зороастрийской религии. Разве можно сказать, что зоро-стрийцы - двоебожники? Разве они читают когда-нибудь молитвы и восхваления Ангра-Манью? - Нет! Они абсолютно убеждены в том, что весь мир создал Ахура-Мазда, в том числе и человека, и дал этому человеку силу мысли, и только сам человек с помощью своей мысли может выбрать одну из двух дорог: либо путь добра (Спента-Манью), либо путь зла (Ангра-Манью). И никак иначе!

Те же, кто счёл зороастрийцев двоебожниками, не обращая внимания на все подробности «Сотворения Мира», изложенные в зороастрийской религии, противопоставили между собой Ахура-Мазду и Ангра-Манью, назвав Ахура-Мазду богом добра, а Ангра-Манью - богом зла. Однако в религии зороастризма Ангра-Манью никогда не назывался богом, тем более «Богом Зла», а всего лишь - злым духом. Более того, зороастрийцы никогда не читали ни молитв, ни хвалебных гимнов духу зла Ангра-Манью, но всегда во всех своих молитвах и мантрах желали его поражения.

Здесь, возможно, возникнет вопрос: «Почему мысль -творец зла? Разве не может мысль всегда творить добро?»

Может, если человек всегда мыслит положительно, созидательно, если он - творец, а не разрушитель, если в нём проявляется дух Спента, а не дух Ангра. Но ведь человек может замыслить и что-то дурное, недоброе, приносящее, например, умышленную боль, скорбь или разрушение, позволив тем самым проявиться духу Ангра-Манью.

 

Теперь, возможно, вы зададите другой вопрос: «В мире имеется множество существ, которые становятся причиной людских мучений, например, змея или скорпион, - разве они не являются злом? Но разве их не создал Господь Бог?»

На этот вопрос, не уходя в «Основы Творения», дадим такой ответ. Добро и зло следует рассматривать лишь с точки зрения духовной, нравственной - осознанного выбора мыслящего человека, а не как проявление тех или иных действий другими материальными существами, в частности, животными, которые, по сути, живут исключительно инстинктами и лишены права духовного выбора (хотя... в некоторых особых случаях об этом можно поспорить).

Поэтому обращаясь к исследователям, которые упрекают зороастризм в двоебожии, впору сказать - прежде, чем делать такие выводы, обратитесь к первоисточникам, а не к лживо «переписанной истории» по чьему-то злому умыслу. Не будьте служителями Ангра, становитесь на путь Спента-Манью!

 

Ну, а мы вернёмся к рассмотрению обязанностей, возложенных на Спента-Манью, или Благой Нрав.

Дуализм, как противоборствующая сила двух духов-близнецов - Спента-Манью и Ангра-Манью, проявился ещё в пору творения. Как сказано в авестийских текстах, в противоположность уродливым существам злого Ангра-Манью силою Ахура-Мазды (Спента-Манью) были созданы благородные существа, являющиеся творениями Спента-Манью, или Духа Святого (Ясна г.57, п.17; Яшт 11 г. 12; Яшт 13 г.76;

Яшт 15 п.З; Вендидад п.З г.20, п.13 г. 1-16). Равно как и воздух (ветер) в его мягком и умеренном состоянии относится к творениям Спента-Манью, а в его разрушающем ураганном виде - к Ангра-Манью (Ясна г.25, г.5; Яшт 15 г.5, 42, 57).

 

Аллегория противостояния Спента-Манью и Ангра-Манью через битву богатыря с дивом. Фирдоуси «Шахнаме»

Дуализм в древних легендах (яштах) стал со временем основой жизни не только персидских воинов, но и иранской зороастрийской литературы.

Так, молодой нечестивый человек по имени Санавизк, один из врагов знаменитого иранского богатыря Гаршасба, говорит: «Как только я стану взрослым и возмужаю, я сделаю Землю своим колесом, а Небо - своей колесницей, и тогда я сброшу Спента-Манью со светлых Небес, и вытащу из мрачного ада злого духа Ангра-Манью, и пойду с ним войной на богатыря Гаршасба» (Замьяд-яшт, г. 43).

Аллегория противостояния Спента-Манью и Ангра-Манью через битву богатыря с дивом. Фирдоуси «Шахнаме»

Сопротивляясь злу, Ахура-Мазда устами Духа Святого, то есть Спента-Манью, благодарит свои святые Форухары (ангелов-хранителей людей, они же души лучших предков) за их помощь в этом безжалостном противостоянии:

«Если бы все Форухары чистых и праведных не помогали мне, то ложь набрала бы такую силу, что восторжествовала бы, и весь материальный мир стал бы состоять изо лжи» (Фравардин-яшт, г. 12);

«Именно от блеска и сияния Форухаров, о, Зартошт, сохраняются и не умирают дети, уже зародившиеся в чреве своих будущих матерей» (Фравардин-яшт, г.11);

«Между землёй и небом среди тех двух сущностей -Спента-Манью и Ангра-Манью — ложь набрала бы огромную мощь, и тогда Ахриман стал бы победителем, а Спентаман был бы побеждённым» (Фравардин-яшт, г. 13).

Согласно дошедшим до наших дней текстам «Ясны», высшее качество Спента-Манью есть Найсвятейший Дух, произносится он как Spentotemo mainyu и Spenishta mainyu (Ясна 1 г.1, Ясна 37 г.З), он является одним из самых особых качеств Ахура-Мазды (Ясна г.5, 25; Яшт 15 г. 5,42, 57).

Что же касается противника Спента-Манью, коим стал его брат-близнец Ангра-Манью, сделавший свой выбор в сторону зла, то это самый значимый из всех злых духов, восставший против правления и порядка Ахура-Мазды, поднявший смятение против его Спента (Святого Духа),
посеявший в мире вражду, боль и смерть. Ангра-Манью извечен, но не вечен. Вот что говорится о нём в Гатах: «Слово “Ангра ” имеет значение “злой ” и "нечистый ” и обозначает всякое зло и всякий порок» (Ясна 43, г. 15);

«Когда дивы собрались на совет с Ангра-Манью, они признали его предводителем» (Ясна 30, г.6);

«Ангра-Манью подтолкнул шаха-узурпатора Ажи Даха-ка к уничтожению добрых и благодетельных людей, и даже в высшем мире Ангра-Манья захватил и изменил по своему усмотрению часть пространства, сделав её неполноценной (ущербной) и смертоносной» (Ясна 9, п.8);

«Человек, совершающий порочные поступки, не только похож на Ангра-Манью, но и сам является Ангра-Манью и врагом Спента-Манью» (Ясна 44, г. 12).

 

Пророк Аша Зартошт говорит по этому поводу: «Я хочу ещё рассказать о тех двух сущностях, которые были в самом начале. Светлая сущность сказала той другой, которая была порочной, что все наши мысли, учение, разум, мечты, речь, поступки и дух не едины и не имеют одну природу» (Ясна 45, г.2).

В Вендидаде (р. 1, п.43) злого духа Ангра-Манью называют «дивом всех дивов, или самым великим дивом, тайно проникшим в мир добра».

В Вендидаде (р.20, п.З) упоминается также целый ряд городов, в которых «в противовес множеству благ, созданных там Ахура-Маздой, или Спента-Манью, нечестивый дух Ангра-Манью наслал на них множество бедствий и невзгод, а также говорится о том, что любая боль, недомогание или изъян в теле человека - дело рук злого Ахримана».

 


Заххак, шах-узурпатор  (авест. Ажи-Дахака):  в иранской мифологии змеиный царь, трёхглавый змей; дракон из воинства великого дива, злобного Анграманью

 

Заххак - шах-узурпатор, царь-змей (авест. Ажи-Дахака). В поздней традиции Заххак (родом из Аравии) - враг царя Джамшида.

 Узурпатор Заххак, названный по имени змея из свиты Ангра-Манью, свергнув Джамшида, завладел персидским престолом, но Феридун, сын  Джамшида, с помощью кузнеца Каве положил конец жестокому тысячелетнему правлению Заххака, заключив его в пещеру горы Дамавенд.


В Фарвардин-яште (п.77) Ангра-Манью называют именем, которое означает «наполненный смертью и очень злокозненный, обманщик и угнетатель, нечестивый и зловредный, дурномыслящий и злопоступающий» (а также тексты: Ясна 61, п.2; Ордибехешт-яшт 13; Мехр-яшт 97; Рам-яшт 56).

В Замьяд-яште (п.44) сказано: «Обиталище злого Ангра-Манью, называемое Ранаш, находится в тёмном подземелье в аду в северной стороне мира, откуда он нападает на благой мир и принимается его разрушать».

Согласно Авесте «мир и дух добра, называемый Спента-Манъю, находится в постоянном состоянии войны с миром и духом зла, называемым Ангра-Манью» (Ясна 57, п.17; Со-руш-яшт 12, Фарвардин-яшт 76; Рам-яшт 3; Вендидад, р.З, п.20).

Согласно Авесте, счастлив тот, кто сможет обуздать свою похоть и дьявольские желания, порвать тяжёлые и крепкие цепи, в которые закованы руки и ноги человека. Но горе тому, кто в результате своего невежества будет искать убежища у злого духа Ангра-Манью и примет на себя его цепи, путы и оковы. Такой человек - враг добра, и всё, что он получит в конце своего пути, это телесные мучения и духовную смерть. Вот почему основная обязанность человека, согласно зороастрийской религии, - это постоянное следование добру и неустанное сопротивление злу.

Если человек будет стремиться к Спента-Манью, делая добро, от такого человека злой дух Ангра-Манью удалится сам по себе. Но тот, кто подпустит к себе Гоках-Манью («гоках» - грех), то есть Ангра-Манью, будет подвержен страданиям и несчастьям в обоих мирах.

Спента-Манью всячески охраняет человека от злодеяний Ангра-Манью и направляет его в сторону добродетелей. Результатом таких усилий станет благодать и счастье в обоих мирах. В том человеке, который будет стремиться к Спента-Манью, проявится дух Амеша-Спента Воху-Мана, архангела разума и знания, который наградит его великой силой ума, рассудка и мудрости.

 

Маздаяснийская религия - тоже творение и дар Спента-Манью людям. В конце бытия Ангра-Манью навсегда исчезнет из этого мира, и всё сущее будет пронизано сиянием Святого Духа - Спента-Манью (Динкард, разделы 2, 3,4, 5, 8). В последней «перестройке» Мироздания планета Земля полностью обновится, дабы для всех стать райской обителью вечного счастья, добра, правды и справедливости.

В более поздних авестийских письменах взаимосвязь между Ахура-Маздой и Спента-Манью, как Святым Духом, сохранилась без изменений. Однако в этих текстах Спента-Манью является уже исключительно одним из качеств Ахура-Мазды и не существует от него отдельно, как ранее. Более того, он единственный из Царствия Блага, кто не имеет Фраваши (духа-хранителя), в то время как все другие существа этого Царствия, в том числе Ахура-Мазда, имеют. Также в этот период люди не поклоняются Спента-Манью подобно поклонению Господу Богу Ахура-Мазде, шести Амеша-Спента (Святым Бессмертным) и многочисленным Изедам, а считают Спента-Манью только неотъемлемым качеством Ахура-Мазды либо одним из множества его имён, которое употребляется вместо имени «Ахура-Мазда».
 


Аллегория противостояния Спента-Манью и Ангра-Манью: Ахура-Мазда, пронзающий мечом Ахримана


Учёные-исследователи маздаяснийской словесности -Авесты и других зороастрийских текстов, благодаря упоминаниям в них двух духов-близнецов - Спента-Манью и Ангра-Манью - древнейших самосотворённых сущностей, которые оба были сыновьями-близнецами Зервана, всё-таки открыли для себя Великого Бога Безграничного Времени (и оно контролировало сотворение всего мира!) и признали факт существования зерванизма, как древнейшего учения.

Вот мнение одного из них (Джункер/Юнкер/Junker):

«Приведённое упоминание в Гатах о том, что Спента-Манью (Ахура-Мазда) и Ангра-Манью (Ахриман) были близнецами и считались представителями сил добра и зла, даёт повод полагать, что учение о Зерване относится к очень древним временам. А значит, проявление зерванизма в Ашканидский и Сасанидский периоды не было новым, а было возвращением к давно существовавшему, но по каким-то причинам забытому принципу. В Гатах нет прямого указания на отца-создателя этих двойняшек, но этим отцом-создателем должен быть именно он - Зерван. И хотя по причине умалчивания Гат мы не можем быть в этом абсолютно уверены, но, без сомнения, источник появления зерванизма следует искать именно в этом месте».
 

 



 





 

Разделы