АМЕША-СПЕНТА ХАУРВАТ

Опубликовано star72 -

23 год зороастрийского календаря и его духовный покровитель

Согласно традиции 32-летнего зороастрийского календаря предстоящий год пройдет под покровительством Амеша-Спента Хаурвата (или Хаурватата) - священного покровителя стихии воды, коему также посвящен третий солнечный месяц, соответствующий зодиакальному знаку Близнецов, и шестой солнечный день этого же календаря.

В связи с этим рассмотрим астрологическую концепцию Хаурвата - достойного почитания Бессмертного Святого (именно так переводится с авестийского Амеша-Спента), вошедшего не просто в пантеон индоиранской проторелигии, но и в число его семи высших существ.

Итак, Хаурват, известный также как младоавестийский Аурват или среднеперсидский Хордад, восходит к анимистическому духу воды. Его имя переводится с авестийского языка как «здоровье» или «целостность», что воспринимается как изначальное состояние того или иного творения благого Ахура-Мазды. Нарушение целостности приводит к болезням и утрате здоровья, причем как на клеточном уровне, когда здоровая клетка подвергается атаке вируса, так и на уровне всего организма в целом, когда сбой в работе одной из систем приводит к нарушению функционирования всей сложной структуры, коей является любой биологический организм. Поддержание состояния целостности и ее восстановление в случае утраты является приоритетной задачей каждого человека как высокоразвитого существа, ведь даже на уровне биохимии организма Творец заложил в нас защитные механизмы, получившие общее название «иммунитет».

Всем известно, что целью защитной системы организма является подавление антигенов - вирусов, бактерий и грибков, пытающихся использовать биологический объект в качестве пищи или «поляны» для размножения, а также избавление от переродившихся клеток, рост которых может привести ко всякого рода новообразованиям.

Подобные защитные системы существуют не только на уровне биологии, но и на уровне социального устройства, ведь каждое государство - это тоже отдельный организм со своей системой функционирования и управления. Подобно человеческому организму государство вырабатывает своеобразные «антитела», которые противостоят как внешнему захвату, так и внутреннему разложению. Армия, спецслужбы и пенитенциарная система выполняют в жизнедеятельности государства те же функции, которые в человеческом организме берет на себя иммунная система, которая производит белые кровяные тельца в костном мозге и вилочковой железе, а также удерживает микробы и другие антигены в миндалинах и аппендиксе. Целостность государства обеспечивается теми же принципами, на которых строится функционирование иммунной системы живого организма. В этом мире все построено по единому принципу и подобию - то, что вверху, подобно тому, что внизу.

Если не уходить в детали, то можно просто обозначить роль защитных систем того или иного организма, которая заключается в продлении времени жизни объекта. 

 

Именно этой цели и служит Хаурват - ангел целительных вод, очищающих и восстанавливающих изначальную целостность - состояние гомеостаза, как сказали бы медики или биологи. Но мы - не те и не другие, мы занимаемся астрологией с целью восстановления древней системы знаний о космосе, человеке и его месте в мире. Тем не менее, в какой-то степени наша деятельность тоже связана с ролью Хаурвата в поддержании целостности системы знаний, основанной на синтезе научного и религиозного подходов. Астрология находится где-то на стыке астрономии и астролатрии, не являясь, при этом ни тем, ни другим.

Тем не менее, астрологический символизм позволяет нам взглянуть на мифологические представления более объемно. В частности, то обстоятельство, что Хаурвату посвящен третий месяц года, соотносящийся с зодиакальными Близнецами, наталкивает на предположение о наличии у этого Бессмертного Святого некоего парного божества.

В авестийской традиции Хаурват чаще всего упоминается в паре с Амертатом - Амеша-Спента, покровительствующим растениям и воплощающим идею бессмертия.

Бессмертие и Целостность, действительно прекрасно семантически дополняют друг друга, но в этой паре не читается близнечное начало - Хаурват и Амертат являются самодостаточными мифологическими образами.

Близнечная же пара подразумевает наличие противоположной дуальности - смертный и бессмертный близнецы, злой и добрый, темный и светлый. Но в паре Хаурват и Амертат при наличии бессмертного близнеца отсутствует смертный. Значит, здесь кроется иной смысл.

Можно предположить иной вариант взаимодействия Близнецов в контексте зодиакальной символики - это отношения брата и сестры (разнояйцевых близнецов, именуемых в народе двойняшками). И тут на память приходит слово Харахваити - название реки, упоминаемой в авестийском Видевдате. Ныне эта река, протекающая по Афганистану, называется Аграндаб, но ее историческое и мифологическое название уж очень созвучно Хаурвату.
 

Еще более иранское слово Харахваити созвучно индийскому слову Сарасвати, буквально означающему на санскрите «богатая водами».

Совершенно очевидно, что во времена индоиранской общности понятия Харахваити и Сарасвати были единым целым и означали большую полноводную реку. Таких параллелей между иранскими и индийскими божествами великое множество: Ахуры и Асуры; дивы или дэвы - данавы или дэвы (бесы); Нанхатья и Наса-тья; Хаома и Сома; хвар и свар; Арта и Рта; Вертрагна и Вритра; Йима и Яма; Анахита и Анахата; Хварна и Варна. Имена некоторых божеств вовсе не претерпели изменений на протяжении тысячелетий. Так, общими для иранцев и индусов являются: Митра, Апам-Напат, Агни, Арьяман. Стало быть, для восполнения представлений об иранском Хаурвате мы вполне можем использовать наиболее ранние индийские источники, то есть непосредственно Веды -первичные священные знания, как и иранская Авеста.

Из Ригведы известно о том, что у богатой водами богини Сарасвати был брат-близнец Сарасват, как ни странно, также «богатый водами». Но если вода Сарасвати течет в горизонтальном направлении, то воды Сарасвата льются с неба, то есть в вертикальном направлении, что представляло в мифологическом сознании древних индийцев принципиальное различие. Женское начало соотносится с горизонтом (статичной землей-пространством), а мужское начало -с вертикалью (подвижным вращающимся небом-временем). Воды реки и воды дождя - это не одно и то же, хоть они и сливаются в единое целое подобно двум каплям китайского символа «инь» и «ян». В Ведах подчеркивалась орошающая и оплодотворяющая (то есть мужская!) функция Сарасвата.

 

Соответственно, весь комплекс понятий близнечной пары Сарасват-Сарасвати мы можем перенести на их иранский аналог Хаурват-Хаурвати (Харахваити). Фигура Сарасвата в ведической традиции со временем отошла на второй план, чего не скажешь о Сарасвати, которую со временем стали воспринимать как супругу Брахмы, помогавшую ему при творении Вселенной. Сарасвати осуществляет брак Неба и Земли, именно она созидает небесный Брачный Чертог - Чертог спасения и вечного блаженства.

Сарасвати, которую наряду с братьями Ашвинами считают целительницей, иногда изображают с Павлином, но чаще - восседающей на Белом Лебеде (священной птицей, соотносившейся с образами Сарасвати и Харахваити еще во времена индоиранской общности). Подтверждением тому год Лебедя, посвященный Хаурвату в 32-летнем календаре. В индийской версии Лебедь считается Ваханой (объектом или средством передвижения) богини Сарасвати.

 

Таким образом, из вышесказанного мы можем сделать простой, но вполне обоснованный вывод - у иранского мифического Харувата изначально была сестра-близнец Хаурвати, и вместе они представляли союз Неба и Земли. Очевидно, со временем эти образы были разделены, дабы не наводить простых мирян на мысль об инцесте, и теперь в индийской традиции мы видим отдельную фигуру Сарасвати без Сарасвата, а в иранской традиции - Хаурвата без Хаурвати. Тем не менее, мы вполне можем реконструировать образы утраченных мифологических персонажей и восстановить тем самым изначальную целостность.

Символами Хаурвата и Сарасвати являются следующие: Белый Лебедь, Жемчужные четки, Книга - символ мудрости, и Вина - музыкальный инструмент, напоминающий лютню или гитару. Все эти предметы в контексте выше сказанного имеют мифологическое и сакральное значение -посредством них раскрываются те или иные стороны божественной природы достойного почитания Амеша-Спента.

 

Сарасвати - богиня мудрости, знания, искусства, красоты, красноречия. Вина - старинный индийский щипковый музыкальный инструмент.

Сарасвати - Харахваити

САРАСВАТИ

Константин Бальмонт

На перьях многокрасочных Павлина,

Святого Брамы мудрая жена,

Сидит, - в руке у Сарасвати вина,

На вине светит каждая струна.

Ещё стоит на Лотосе она,

Всей Индии священная картина,

Глаза миндалевидные без дна,

Цветок мечты, в нём пламень сердцевина.

Богиня пляски, музыки и слов,

Что ткут стихи в словесном поцелуе,

Медвяный гимн из мировых основ.

С ней, краснопевной, мир наш вечно нов.

Звени, струна, шепчитесь, вихри, струи,

В многосиянье радужных тонов.



 

Разделы