Константин Старостин
( 3-я Международная Конференция по Авестийской Астрологии, 14.11.2004 г.,Москва )
«Все должны помнить, что не я создавал айкидо.
Айки – это мудрость Бога; айкидо – путь созданных им законов»
Морихей Уэсиба
С позиции авестийской астрологии наступила эра Водолея, главная мистерия которой заключается в разделении живой и мёртвой воды, Добра и зла. Не за горами уже и более масштабная эпоха Разделения, которая должна отделить Добро от зла, свет от тьмы, зёрна от плевел. Поэтому все вопросы, связанные с различением этих понятий, будут становиться всё более актуальными. Это должно привести к возрождению авестийской традиции, зороастризма, где эти вопросы чётко и ясно объясняются. Календарные циклы, возвращающие человека к утраченной гармонии, морально-этический закон в авестийской астрологии находятся на первом месте. Это позволяет человеку чётко сориентироваться в окружающем мире, понять себя и других, сделать правильный выбор, отличить добро от зла. Это первостепенные задачи человека в нашем мире. Данная конференция – третья, а 3 – число Марса, планеты воинов. К тому же сейчас проходит по зороастрийскому календарю год Атара, довольно воинственный, ведь его тотем – Мангуст, побеждающий змей (символ зла). Всё это и направило мои усилия подготовить доклад именно на эту тему.
В зороастризме каждый человек считается воином. Воином на передовой вселенской битвы Добра со злом. Но воинский долг каждого человека с позиции Космоса заключается не в «махании мечом, поражении и уничтожении злых врагов», а, прежде всего в правильном выборе, в защите окружающего мира, благих творений мироздания, приумножении всего прекрасного, что есть на Земле. Это блистательно смог доказать на деле своей жизнью и учением великий и непобедимый Морихей Уэсиба, который говорил: "В Айкидо необходимо сознание, направленное на восстановление мира и гармонии в природе. Ошибаются те, кто думает, что Будо - это средство стать сильным и победить всех врагов, в истинном Будо - нет врагов." Об айкидо и его основателе я и хочу рассказать.
История воинских боевых искусств уходит вглубь веков, тысячелетий. Сейчас здесь законодатели мод – Китай, Япония. Но в эти страны, предположительно, боевые искусства пришли с запада из Персии после разгрома митраизма и Сасанидской державы.
Нам с детства вбили в голову, что китайцы с японцами являются законодателями традиции боевых искусств и по-другому быть не может, — это аксиома, которая не требует доказательств. А что по этому поводу говорят сами китайцы? Оказывается, совсем другое: многие трактаты чань-буддизма утверждают, что воинское искусство занёс в поднебесную великий Бодхидхарма — первый буддистский проповедник, который пришёл в Китай из Индии. Но это относится к шао- линьским стилям. Удановские же стили появились в Китае с севера от так называемых «белых дьяволов», диньлиней и народов хунну. Китайские трактаты по боевой йоге прямо говорят, что в Поднебесной воинская традиция людей белой расы обрела новую родину, только и всего. Если китайцы что и создали, так это звериные стили, базис которых: стойка, блок, удар, точно такой же, как и в во всех других восточных единоборствах. Ничего нового. Впервые о том, что китайцы, тем более японцы, не являются создателями школ подлинного воинского искусства, что они лишь талантливые копировальщики, высказался знаменитый Сунь-Лутанг, президент воинских искусств Китая начала XX столетия. Сунь-ЛуТанг, будучи адептом школы Лао-цзы, изучив три основных удановских стиля Син-и (форма разума), Тайцы (великий принцип) и Ба-гуа (восемь триграмм) пришёл к выводу, что эти три направления являются единым целым, тремя частями единой воинской традиции, которая попала в Китай вместе с белыми голубоглазыми чжоунцами, представителями Великой Северной Империи. Что это за империя, догадаться нетрудно. Конечно, речь идёт о легендарной Биарнии или так называемой Сибирской Руси. Той самой, откуда шло в древности завоевание Китая, а в средние века и Восточной Европы.
Первые упоминания об этом в летописях соответствуют именно этому периоду – первые века нашей эры. Повторяется история как и с восточным календарным циклом – всем ныне известный 12-летний календарь, считающийся китайским, пришёл на восток из Персии. Также персидские митраисты принесли на Восток технику и знание самозащиты, ведения боя. Знаменитый основатель чань-буддизма (дзен) Бодхидхарма также был выходцем из Персии, откуда он принес в Шаолинь не только искусство кулачного боя, но и практику пробуждения сверхсознания. Представители жёлтой расы по авестийской легенде отстранились от Битвы со злом, решив жить по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю». Поэтому они были как бы остановлены в развитии, лишены возможности сами развивать что-либо, им остался путь заимствования. Ярким примером может служить сегодняшняя экономика Японии, которая построена на принципе заимствования. «Японское чудо» состоит в прекрасном воплощении заимствованных чужих идей.
Так почему же, говоря сегодня о боевом искусстве, в первую очередь подразумевают техники самозащиты китайских монастырей, японское бусидо, а арийская традиция куда-то пропала? Как и у монеты, здесь есть две стороны. С одной стороны, всё что касается арийской традиции, белой расы, то некие силы на протяжении многих веков целенаправленно уничтожали, искореняли, предавали забвению. А с другой стороны – Япония и Китай соответствуют (по принципу авестийской астрологии – астрогеографии) знакам Девы и Козерога. Именно эти знаки Зодиака отмечены особым правлением Марса – планеты покровительницы воинов. Китай соответствует Козерогу – месту экзальтации Марса, а Япония – Деве – месту эзотерической обители, где энергия Марса проявляется гармонично и естественно, ведь эзотерическая обитель соответствует состоянию мира до вторжения зла.
(Маленькое отступление, связанное с интересным «совпадением». Знак Зодиака Дева проецируется на теле человека на его живот, а на авестийском языке этот знак носит название «Кушак». Отсюда русское слово «кушак», т.е. пояс. В Деве – эзотерическая обитель Марса, планеты воинов. А символ ранга воина в боевых искусствах – его пояс).
Получается, что принципы самурайского кодекса чести, будо, пусть и заимствованные когда-то давно у арийцев, должны хранить в себе наиболее верное понятие применения силы. Занимаясь много лет айкидо и изучая зороастризм, я утверждаю, что это так, что это родственные традиции. Хоть в истории Японии было разное, в том числе и негативные моменты, но рождённое в этой стране Айкидо стало высшим проявлением знака Девы. Кто же такой Морихей Уэсиба и в чём суть айкидо?
Краткая биография Уэсибы.
Жизнь Великого Мастера была полна приключений, драматических моментов. Уверен, что в своё время обязательно будет написан роман, снят фильм по биографии О Сенсея (Великого Учителя, как называют его последователи). В нём будут остросюжетные моменты, когда он в одиночку расправлялся со множеством вооружённых бандитов, (по сообщениям его биографов он обладал способностью предвидеть полёт пуль), чудеса его просветления, любовь (он женился в 19 лет, его супруга прожила с ним всю жизнь, помогая и поддерживая его все 67 лет совместной жизни и умерла 2 месяца спустя его ухода) и, главное, мудрость его учения АЙКИДО, Пути Гармонии Духа.
Морихей родился в семье зажиточного землевладельца четвёртым младшим сыном. Воспитывался в духе буддизма и конфуцианства. В 1902 году начал занятия боевыми искусствами, быстро осваивая все техники. 1903-1907 годы – служба в армии. За успехи в боевой подготовке, трудолюбие и честность его называли «королём солдат». Участвовал в русско-японской войне. Вернувшись домой стал заниматься семейным хозяйством, вести активную социальную жизнь и активно заниматься у преподавателя дзю-до Киючи Такаги. Весной 1912 года он возглавил переселенцев на новую землю на севере Хоккайдо. Несмотря на тяжёлые условия, поселенцы успешно развивали своё хозяйство, в основном благодаря усилиям своего лидера – Уэсибы. Восемь лет Морихей посвятил освоению Хоккайдо, но из-за болезни отца покинул его. В это время он знакомится с основателем религиозного учения Омотокё - Онисабуро Дегучи, который позволил ему обрести душевное равновесие. Морихей глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путём их совершенствования в боевых искусствах.
13 февраля 1924 Морихей вместе с Онисабуро и группой учеников отправился в Монголию. Онисабуро – необычная и противоречивая личность, думал начать там создавать «царствие небесное на Земле». Их путь был полон испытаний, опасностей и приключений. В многочисленных схватках с бандитами Морихей смог подтвердить свою репутацию непобедимого воина. Интересный эпизод их путешествия: Онисабуро должен был подтвердить свои возможности далай-ламы, а именно - вызвать грозу среди белого дня, а затем усмирить её. При большом стечении народа он успешно всё это продемонстрировал. Но в итоге экспедиция попала в китайский плен и после нескольких месяцев заключения все были приговорены к смертной казни. Была проведена её инсценировка (как и у Достоевского!). Только вмешательство японского консульства освободило пленников и весной 1925 года они вернулись домой.
Морихей после этого всё также проводил много времени в уединении в горах Кумано, совершал многочисленные молитвенные службы и обряды очищения в водопадах и совершенствовался в технике боевых искусств. Именно тогда в 42 года его посетило сатори – духовное прозрение. Сам он говорил впоследствии «Я начал явно ощущать своё единение со Вселенной. Мне были открыты тайны сотворения мира, путь, по которому должен идти настоящий воин – поборник святой любви; я понял, что существует дух, охватывающий и питающий всё и вся. Я ясно осознал, что всё во Вселенной взаимосвязано… Слёзы гордости, умиления и бесконечной благодарности Творцу щедро омывали моё лицо». Гармонично соединив природные таланты с упорным трудом в достижении поставленной цели, Морихей стал считаться великим непобедимым воином только после просветления.
«Настоящая победа – это не нанесение поражения противнику. Настоящая победа несёт Любовь и изменяет сердце противника». Великим сатори О Сенсея было осознание, что истинная сила – это Любовь, применение мудрости Бога, а не ограниченной человеческой силы. Любовь никогда не должна быть слабой. Когда вы больше не ослеплены ненавистью и своим эго, противник становится частью вас самого.
А ведь именно в это время накануне обращения Белой Луны в его гороскопе точка жизни проходила по Урану, точка смерти – по Чёрной Луне, сама Чёрная Луна в символической прогрессии (градус в год) прошла Солнце – и человеку открылся единственно верный способ борьбы со злом – Путь Гармонии и Любви. Морихея посетило озарение и вместе с ним утвердилось убеждение в том, что любое боевое искусство может быть только тогда подлинно ценным и непобедимым, когда оно проникнуто божественным духом оберегающей любви и ответственности перед всеми живыми существами.
Очень интересное совпадение. Именно в 1925 году великий русский философ И.А. Ильин (/node/1850) закончил и опубликовал свой труд «Сопротивление злу силою», содержание которого по своей сути дублирует философию айкидо (/node/332). На двух разных частях света два великих деятеля эпохи смогли обозначить стратегию победы добра над злом.
Гороскоп Нооруза для 1925 года позволяет объяснить это «совпадение». В этот момент в 22 гр. Рыб было соединение (редкое совпадение для Нооруза) планет Урана и Венеры, показателей земной и небесной гармонии. При этом через соединение с Белой Луной (показатель сил Света) эти планеты соединялись с Солнцем, главной точкой Нооруза. Вакшья соединялась с Азой (точка страха) в 13 гр Близнецов, т.е. стирала её. Чёрная Луна (11 гр. Рака) соединялась с Плутоном (12 гр. Рака) и находилась в 100 гр. кармическом аспекте к точке Нооруза. Т.е. это был год объединённой мировой гармонии, неизбежно побеждающей зло.
В 1927 году Морихей переезжает в Токио, где он обучает людей айки-будо и способствует его развитию. В 1933 году его избирают президентом «Общества Содействия Боевым Искусствам Японии», он становится знаменитостью. Во время Второй Мировой войны он эвакуировал штаб-квартиру айкидо в префектуру Ибарагиё для сохранения учения. В это время в Японии царил оголтелый национализм и расизм, превращая японских военных в нелюдей, готовых «рвать глотки» другим. Морихей как проповедник идеи будо, основанных на принципах любви и совершенства, не мог одобрить массовой гибели людей. Он много раз говорил ученикам, что «убийство – это грех», что даже на войне нужно стараться изо всех сил избегать неоправданного кровопролития. Он отчаянно пытался помочь силам, стремящимся заключить мир. Осенью 1942 года после бесплодных попыток остановить мировую бойню, он уезжает в Иваму, чтобы построить там алтарь Великому Духу Айки. Он говорил: «Находясь в уединении в Иваме и позабыв о мировых проблемах, я смог по-настоящему ощутить степень единения человека с природой… я ощутил истинную гармонию совершенства и воссоединения с Божественным». Именно в 1942 году он дал название своему учению – айкидо.
Только в 1948 году после тяжёлых последствий войны было получено разрешение на создание международной организации Айкикай. 1956 год стал годом международного признания айкидо. Морихей демонстрировал технику, читал лекции, обучал молодежь. После 70 лет физическая мощь была уже не та и прекрасная техника О Сенсея поддерживалась исключительно силой духа. В последние годы, если он проводил тренировку, то делал акцент на философские и духовные аспекты айкидо. Он говорил «Секрет айкидо состоит не в том, как ты работаешь ногами, а в том, как ты работаешь головой. Я учу вас не боевому искусству в прямом смысле, а учу вас не проявлять жестокость. Я всего лишь ваш проводник в этом долгом путешествии по миру айкидо».
Ничем не болея, он тихо скончался 26 апреля 1969 года на 86-ом году жизни, достойно выполнив свою задачу и достигнув цели.
Астрологический взгляд на судьбу Уэсибы.
Родился Морихей Уесиба 14 декабря 1883 года в городке Танабе в Японии (33 гр. 44 мин. 26 сек. с. ш., 135 гр. 23 мин. в. д.). По зороастрийскому календарю это год Мантра Спента месяц Атара 28 солнечный день Зэма в 15 лунный день. Своей необычной судьбой он проявил лучшие и высшие качества календарных циклов Солнца и Луны, исследуемые в авестийской астрологии на первом месте. Судите сами.
10-й год Мантра Спента, Божественное Слово. Тотем – сорока, черно-белая птица, быстрая, остроумная, проводник божественных знаний. Чёрно-белый цвет подчёркивает отделение добра от зла. Цвет тотема проигрался в судьбе Уесиба – сегодня любой узнает человека практикующего айкидо по белому кимоно и черным штанам – хакама. Именно такую форму ввёл Уесиба для занятий айкидо. Глядя на тренировку по айкидо, создаётся ощущение, что ты смотришь на стаю сорок. А само учение айкидо позволяет сказать, что оно стало выражением Божественного Слова.
9 месяц Атара. Тотем петух. Высшая задача людей рождённых в этот месяц – донесение другим людям космического закона, быть Учителем, передавать Знание, частицу божественного огня. Защитник веры, справедливости, храбрость, активность, бесстрашие, непредсказуемость, физическая сила. Морихей был известен как очень религиозный человек. В зрелые годы он очень много времени провёл в молитвах и размышлениях.
28 солнечный день. Ворон. Миссия борьбы с тёмными силами.
15 лунный день – в лучшем случае - это борец с нечистью, Персей, побеждающий Медузу Горгону, Георгий Победоносец, одолевающий змея, получение откровения, позволяющего перейти от низшего к высшему, метаморфозы, перевоплощения, восстановление справедливости, человек-воин.
Следующий этап разбора судьбы – гороскоп человека. После выхода книги Павла Глобы «Ректификация гороскопа» восстановить время рождения – дело техники. Невозможно это только из-за лени, безграмотности или в 5% случаев для непрогнозируемых гороскопов (кометы, средние точки между затмений и т.п.). После методики ректификации по многочисленным событиям биографии Уэсибы было установлено время его рождения - 15 часов 20 минут местного времени.
Таблица (приложение1) ректифицированного гороскопа Морихея Уэсибы.
Таблица (приложение2). Прогрессии Зороастра по планетам радикса Морихея Уэсибы
Космограмма сильнее гороскопа (116 против 72 балов). Продолжительность жизни 80 лет (плюс 5 лет – он так и прожил, последние месяцы он был уже очень слаб).
Белая Луна у него находится в соединении с Заходящим Узлом в Тельце в 12 доме гороскопа – в течении всей жизни Морихей любил возделывать землю. Он верил в существование неразрывной связи между будо и сельским трудом, двумя видами деятельности, взращивающих, лелеющих жизнь, защищающих её и обеспечивающих её чистоту. Веру в то, что любое деяние ценно только тогда, когда оно наполнено оберегающей любовью и ответственностью за живое он принял всем сердцем и она стала лейтмотивом всей его жизни и его учения. Именно уединение с природой помогало ему обрести душевное равновесие, постичь Истину. Белая Луна на звезде Шаф, бетта Кассиопеи (мистицизм, рыцарь-идеалист, неформальное лидерство, религиозность. Высший выбор).
Чёрная Луна в Скорпионе в 6 доме гороскопа в соединении с Вакшьей. Позволю здесь большую цитату его ученика Мицуги Саотомэ. «О Сенсей прожил простую жизнь спокойной силы, прилагая усилия только к тому, чтобы приблизиться к реальности Бога. Он никогда не стремился к власти, он никогда не требовал преданности, и тем не менее всё это само к нему пришло. Он не зависел от политики, людей или денег, потому что в нём не было жадности. Его не беспокоили мнения о нём других людей, его не волновало, сколько у него учеников, не заботился о размере своей территории или богатстве. Единственной его стратегией была честность, потому что у него не было слабостей, которые было нужно скрывать. Он обладал совершенно свободным духом и умением свободно смеяться над жизнью и над собой. Шла речь о технике или о личности, его интуиция решительно прорывалась сквозь покров лживой и хитрой стратегии, потому что он был зеркалом. (Зеркало – символ Вакшьи). Если вы стоите перед зеркалом и пытаетесь обмануть изображение, какой бы хитростью, каким бы умом вы не обладали, зеркало всегда уловит и отразит ваш истинный образ».
Коридор зеркал Овен – Весы. Его айкидо стало синтезом лучших черт этих знаков Зодиака. Последователь айкидо – воин, защитник небесной гармонии. Сама энергия пустоты делала его неуязвимым. Он говорил: : «Если ты не установишь связь с истинной пустотой, то никогда не постигнешь Искусство Мира». Самое важное качество лидера – пустота, качество отсутствия эго.
Планетарная лестница – Марс четвёртая, стержневая планета – воинский долг, честь воина стали смыслом его жизни. В памяти всех он остался непобедимым воином.
Взаимосвязь традиций.
В своих высказываниях он особо подчёркивал, что главным источником айкидо является Любовь. Первый иероглиф названия «ай» - гармония читается также, как и «любовь». Морихей концентрировал внимание учеников на сходстве не только звучания, но и смысла этих слов.
Последние слова О Сенсея были: «Айкидо принадлежит всему миру!». За прошедшие десятилетия айкидо стало активно распространяться в мире. В Россию айкидо пришло в начале 1990-х годов и стало интенсивно развиваться. Всего за десять лет айкидо нашло у нас много приверженцев. Мудрые и добрые принципы Пути Гармонии Духа находят отклик у многих. Это объясняется тождественностью мировоззрения айкидо и арийских традиций, которые хранятся в крови, в подсознании народа. В Петербурге сейчас занимается айкидо более 7 тысяч человек, в России более 150 тысяч, а в мире – это миллионы людей. Эти цифры очень много значат, особенно если учесть, что занимаются айкидо наиболее пассионарные личности.
В учебнике по айкидо в качестве эпиграфа приведена восточная мудрость, имеющая явно зороастрийские корни.
" Кто борется со злом, ненавидя врага, сам - слуга зла, потому что в душе исповедует насилие";
-" кто отвечает на зло любовью, тот святой, потому что уменьшает насилие";
- "кто избегает встречи со злом, тот трус, потому что склоняется перед насилием";
- "кто смиренно терпит зло, тот глупец, потому что приносит себя в жертву насилию".
Но "кто зло сталкивает со злом, тот мудрец, потому что уничтожает зло". Именно таков зороастрийский подход к борьбе со злом, позволяющий схлопывать и замыкать зло на само себя, как описано в авестийских текстах. Первым в нашем мире такой подход применил Ахура Мазда в борьбе с ангроманью в начале нашего мироздания, как сказано в первой главе Бундахишна (уместно вспомнить слова Уэсибы: «История айкидо начинается с момента возникновения Вселенной»). Когда ангроманью напал и попытался завладеть миром света, то есть причинить наибольшее зло и вред Творцу, Ахура Мазда дал ему шанс одуматься, а когда тот не захотел этого, то в результате попал в ловушку, в мир где зло ограничено и не может вырваться из него, где оно обречено на самопожирание. В нашем мире с замкнутым временем зло и служащие ему люди наказывают сами себя. При всём при этом из зороастрийских текстов известно, что до начала Страшного Суда у ангроманью существует возможность исправиться, перестать быть злым, хотя вероятность этого ничтожно мала. А все сущности, выбравшие зло и попавшие в ад после Фрашегирда, будут там не вечно, как сейчас считается в христианстве, а будут в итоге все же освобождены оттуда.
Второе. Очень многие летописи описывая славянские народы в древности, отмечали следующее. Напавших на их земли захватчиков славяне легко побеждали, брали в плен на отработку своей провинности. Но после некоторого срока они их освобождали, предоставляя возможность вернуться или же на равных с ними правами в ступить в общину.
Теперь рассмотрим принцип айкидо. Напавший воплощает собой принцип агрессии. При нарушении гармоничной дистанции (ма-ай), он оказывается в сфере влияния айкидоки, который используя энергию напавшего, нейтрализует его. Чем сильнее напавший хочет причинить вред, тем сильнее ему же и достанется, т.е. он наказывает как бы сам себя, срабатывает эффект «зеркала». А защищающийся практикует к напавшему принцип любви и стремиться причинить ему минимум вреда.
Люди на Земле – частицы единого мироздания и конфликт между ними можно сравнить с тем, как если бы наши руки были наделены собственным самосознанием и левая рука решила побить (отрезать) правую. Представьте себе варианты – правая позволила бы это сделать, сама ответила тем же, попыталась бы устраниться. Итог в любом случае плачевный. Единственное здравое решение – не допустить это и образумить «озлобленную руку». Хоть это сравнение и кажется абсурдным, на грани сумасшествия, но если вдуматься, то в именно таком «сумасшедшем» мире мы и живём, где один убивает другого, одна страна бомбит и уничтожает другую.
Обобщая уровни Вселенной, нации и человека, можно сказать отметить некоторые общие черты зороастрийской, арийской традиции и айкидо. Защищающая сторона воплощает собой принцип Гармонии и Любви. Она обладает силой, силой мощной и непобедимой, способной в случае нападения врага оказать эффективное сопротивление. При атаке защищающая сторона легко перенаправляет силу напавшего против него. Завет Заратуштры отвечать на зло справедливостью полностью выполняется. Хотя атакующий стремится причинить тебе максимальный вред (вплоть до лишения тебя жизни), обороняющийся после победы над ним по сути прощает его. Это имеет колоссальный воспитательный эффект.
Ещё один общий момент. Зороастрийский текст «Бундахишн» сообщает, что Ахура Мазда сотворил Небо первым, как защиту от Духа Разрушения. «Подобно доблестному воину, надевающему доспехи, чтобы вернуться с битвы не устрашенным, Дух Неба облачен в небо. И в помощь небу Хормазд дал ему радость, ибо он сотворил радость ради него; чтобы даже теперь, в смешанном состоянии, мир пребывал в радости». В айкидо выполнять любой приём (а в целом и жить) необходимо с внутренней улыбкой, чувством радости. Только тогда обороняющийся сможет сохранить состояние гармонии и остаться неуязвимым. Тело же при этом будет более раскрепощённым и поэтому более послушное воли человека. Негативная эмоция делает человека более зажатым, мышцы скованными и в конечном итоге приводит к поражению.
В айкидо, в отличии от других единоборств, применяется наиболее совершенная система защиты, в которой человек и защищает себя и не причиняет вреда нападающему. Это возможно только при преобладании этических мотивов над другими, что роднит айкидо с зороастризмом и арийской традицией. Это более всего отличает айкидо от других боевых искусств, в которых важна победа любой ценой. В айкидо отсутствуют атакующие удары, чтобы убить или нанести повреждение, а только атеми – отвлекающие удары, призванные запутать, отвлечь, сбить с толка противника. По айкидо не проводится соревнований, только показательные выступления ввиду особой философии ненападения. Любое соревнование, стремление к победе в итоге приводит к агрессии, что не допустимо. Айкидо отказавшись от победы, становится непобедимым. Занимаются айкидо дети и старики, мужчины и женщины, каждый находит нужное для себя. Айкидо – гармоничное развитие и ума и тела, стремление к их совершенству. Это очень сложное, но и очень интересное искусство – можно всю жизнь постигать его и всё равно предела развитию не будет. Движения в айкидо очень плавные, чем-то похожие на танец и по своей сути они заимствованы из Природы – волны, спирали, сферы. Как невозможно победить Природу, так невозможно победить практикующего айкидо, как частицу Природы. Занятия айкидо, кроме гимнастики тела, умения самообороны воздействуют и на все сферы бытия человека, изменяя его психологию, мировоззрение, проецируя принципы Гармонии и Любви на весь мир. О Сенсей говорил: «Айкидо – это лекарство для больного мира. В мире есть зло и беспорядок, потому что люди забыли о том, что все вещи происходят из одного источника».
Данным докладом я хотел продемонстрировать на примере взаимосвязи традиций зороастрийской, арийской культур и айкидо значение понятий добра и зла, неизбежной победы первого и справедливого наказания последнего. Хотелось также отметить достоинства авестийской традиции, астрологии, которая даёт нам четкие ориентиры в нашем запутанном мире и позволяет нам разобраться, что есть добро, а что зло. И конечно, отдать должное Великому Воину – Морихеи Уэсибе, подарившему всем нам Айкидо, Путь Гармонии (Любви) Духа. Завершаю доклад пожеланием всем нам следовать Путём Арты (Истины) и Путём Гармонии Духа, чтобы Истина, Гармония, Любовь всегда были с нами! Только тогда зло будет побеждено, ему просто не будет места в нашем мире.
Пять принципов айкидо, сформулированные Основателем
1. Айкидо — это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный Разум, который содержит все и все объединяет.
2. Айкидо — это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
3. Айкидо — это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
4. Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной.
5. Айкидо — это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.
Список литературы
1. Джон Стивенс «Морихеи Уесиба. Непобедимый воин», Москва, «Гранд», 2001
2. «Морихеи Уешиба. Будо. Учение основателя айкидо». Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999
3. «Айкидо: искусство мира», Киев, София, 1998
4. Мицуги Саотомэ «Айкидо и гармония в природе», «София», 2002.
5. Вестбрук А., Ратти О. «Айкидо и динамическая сфера», «София», 2001
6. Павел Глоба «Основы ректификации гороскопа» и др.
*****************************************************************************************
дополнительно по теме - Сила Айкидо. Сила Раммана