ПЕРСИДСКИЕ РИВАЙАТЫ 21 НАСК АВЕСТЫ

Опубликовано star72 -

СОДЕРЖАНИЕ НАСКОВ АВЕСТЫ ПО РИВАЙАТАМ
БАХМАН ПУНДЖЙАХ; КАМАХ БАХРАМ; НАРЕМАН ХОШАНГ; ДАСТУР БАРЗУ КВИЙАМУ-Д-ДИН:
Кроме того, из пехлевийских письмен ясно то, что в Йатха-аху-ваирйо двадцать одно слово, и каждому слову есть соответствующее значение; также известно благочестивым, что есть двадцать один Наск Авесты.
Священная молитва Ахунвар - Йатха-аху-ваирйо - из двадцати одного слова, и Авеста подобным образом состоит из двадцати одного Наска.
Когда после вторжения арабов большая часть зороастрийских семей, не пожелавшая принять ислам, эмигрировала на западное побережье Индии, связь их с Родиной и оставшимися в Иране зороастрийцами была на время прервана. Со временем, проживая на территории с иными религиозными обычаями и ритуалами, парсы (эмигрировавшие зороастрийцы) стали все меньше понимать смысл исполняемых обрядов и сокровенного учения своих предков. Чтобы избежать полного упадка религии, в XV веке правитель Навсари, центра религиозной жизни индийских зороастрийцев, Чанга-Аса отправил посла, парса по имени Нариман Хошанг, в Иран, к Дастуран-дастуру (первосвященнику) для восполнения сведений о религии. Это было началом контакта парсов с единоверцами метрополии.

Иранские жрецы собрали и переслали парсам сведения о религии в специальных трактатах – ривайатах, где были собраны как малоизвестные мифы, легенды, объяснения ритуалов, так и работы общего плана, посвященные, в частности, описанию Насков (частей) Авесты. Отрывок одного из таких ривайатов мы и предлагаем вниманию читателей. Перевод выполнен с издания ривайатов на английском языке (Бомбей, 1932)

Глава 3. Названия 21-го наска Авесты
БАХМАН ПУНДЖЙАХ
Студкар (Судгар) – религиозный;
Варштах-мантрах (Вахишта-манср, Варшт-манср) – религиозный;
Багх (Баг) – религиозный;
Дамдад – научный;
Надур (Надар) – научный;
Пазун (Пазаг) – научный;
Ратуштайид (Ратуштаити) – научный;
Бариш – научный;
Кашсроб (Кишсруб, Кишкисруб) – научный;
Виштаспад (Гуштаспад, Виштасп-саст) – научный;
Дад (Ваштаг) – религиозный;
Чидрашт (Чихрдад) – юридический;
Спэнтах (Спэнта, Спанд) – религиозный;
Байан-Йашт (Баган Йасн) – юридический;
Нийадам (Нигадум) – юридический;
Дувасароджит (Дусруджид, Дувасруд) – юридический;
Хуспарам (Хуспарум) – юридический;
Сакадам (Сагадум) – юридический;
Джуд-дев-дад (Вендидад) – юридический;
Хадохт Двахдах-Хамаспах (Хадохт) – религиозный;
Йашт (Студ-йасн) – религиозный.

1
vastarem - Йашт /Студ-йасн/ - религиозный.

  • Название первой из этих книг - Стод-йашт /Йашт, Студ-йасн/, и это книга из тридцати трех глав I (zurat), то есть тридцати трех разделов (kardah). Послание свыше этой книги было для описания Господа и его Изэдов; и он сделал это необходимой обязанностью для всего мира, так, чтобы узнали эту книгу сердцем и с этой целью создавали собрание. Из всех этих двадцати одного Наска это - первый Наск Авесты, и таким образом изложено это.
  • Первый Наск из тридцати трех разделов, то есть из тридцати трех глав, и его название Стод-йашт (Йашт, Студ-йасн), то есть "Осуществление восхвалений святым существам"; и слова книги получены свыше для возвеличивания святых существ и ангелов, и их читают таким образом; и в присутствии каждого первосвященника чистого ритуала, который правильно понимает эти Азвсту и Ззнд, когда он читает их правильно э трех случаях, ангелы спускаются; в этом нет сомнения.
  • [Название первого Наска - Стод-йашт (Йашт, Студ-йасн), и это книга из тридцати трех глав, то есть она из тридцати трех разделов, и в ней описание Господа и ангелов.


2
yatha - Студкар /Судгар/ - религиозный;

  • Название второго - Студкар /Студгар, Судгар/, и он из двадцати двух разделов, которые Бог, достойный хвалы и величественный, послал свыше для молитв и добродетели, руководства и I заступничества и устроения объединения близких.
  • Название второго Наска - Студгар (Судгар), и он из двадцати двух разделов; это описание о j молитве, добродетельном руководстве и заступничестве.
  • Название второго - Истудгар (Студгар, Судгар), и он из двадцати двух разделов; это высказывания для наставления людей.

3
ahu - Варштах-мантрах /Вахишта-манср, Варшт-манср/ - религиозный;

  • Название третьего - Вахишт-мантрах /Вахишта-манср, Варшт-манср/, и он из двадцати двух разделов, которые Бог, достойный хвалы и величественный, послал свыше для веры и внимательности в религии. В этой книге напоминается о стремлении и природе Зартошта, а также о благости творения "и благих деяниях до Зартошта; и изложение этой книги простирается таким образом вплоть до воскрешения.
  • Название третьего Наска - Вахишт-мантрах (Вахишта-манср, Варшт-манср), и он из двадцати двух разделов; его содержание - об утверждении религии.
  • Третий Наск - Вахишт-мантрах (Вахишта-манср, Варшт-манср), и он из двадцати двух разделов о вере и внимательности; ив этой книге напоминается о стремлении и природе Зартошта, а также о| благости творения и благих деяниях до Зартошта; и изложение этой книги простирается таким) образом вплоть до воскрешения.


4
vairyo - Багх /Баг/ - религиозный;

  • Название четвертого - Багх /Баг/; это книга из двадцати одной части (parah) или раздела, и это объяснение обо всем, что в религии; также объявление Бога, достойного хвалы и величественного, и всего, чему Господь обязал человечество, как служение и внимательность, как справедливость и добродетель, и как благие деяния, закрывающие себе путь сатаны, и достижение последнего местопребывания, то есть иного мира.
  • Название четвертого - Багх (Баг), и он из двадцати одного раздела; это объяснение относительно внимательности.
  • Четвертый Наск - Багх (Баг), и он из двадцати одного раздела; это объяснение о религии и ее цели, и всем, чему Господь обязал человечество, как религиозность и внимательность; также о закрытии себе пути сатаны и достижении последнего местопребывания.

5
аtha – Дамдад – научный;

  • Название пятого - Дваздах-хамаст /Дамдад/ и комментарий к этой книге для помощи. Это книга из тридцати двух разделов, которые Бог, достойный хвалы и величественный, послал свыше в память о начале творений верхнего мира и нижнего мира. Также описание всех их, и всех Самых Праведных, достойных хвалы и величественных; сделано упоминание о небе и земле, воде, растениях и огне, человечестве и четвероногих животных, травоядных животных и птицах, и обо всем, что создано для их пользы и обустройства. И также, кроме того, [о] воскрешении, то есть восстании умерших, их пути, собрании и распространении, и природе и обстоятельствах воскрешения как тех, кто творит добро, так и злодеев, через важность каждого деяния, которое они исполняют хорошо или плохо.
  • Название пятого - Дваздах-хамаст (Дамдад), и он из тридцати двух разделов; это объяснение в воспоминании о верхнем мире и о нижнем мире.
  • Название пятой книги - Дваздах-хамаст (Дамдад), и он из тридцати двух разделов, в память о начале творений верхнего мира и нижнего мира. Также описание всех их, и всех Самых Праведных, достойных хвалы и величественных; сделано упоминание о небе и земле, воде, растениях и огне, человечестве и четвероногих животных, травоядных животных и птицах, и обо всем, что создано для их пользы и обустройства. И также, кроме того, воскрешении, то есть восстании умерших, их пути, собрании и распространении, и природе и обстоятельствах воскрешения как тех, кто творит добро, так и злодеев, через важность каждого деяния, которое они исполняют хорошо или плохо.

6
ratush - Надур /Надар/ - научный:

  • Название шестого - Надар /Надур/, и он из тридцати пяти глав, посланных свыше о звездах и аспектах и жизни неба. Также описание созвездий, которые благоприятны и неблагоприятны, метод этих наук и действие каждого; все, что говорят величественными словами, и все остальное относительно этого. Это избранное из книги, название которой на арабском Бавафтал, и которая о знании звезд; и на персидском название этой книги Фавамиджасан, и сделано множество упоминаний значения этого и обучения такого рода для современников.
  • Название шестого - Надар (Надур), и он из тридцати пяти глав; это объяснение о толковании мира звезд, планет и созвездий, и понимании расположения неба.
  • Название шестого Наска - Надар (Надур), и он из тридцати пяти глав о звездах и аспектах и жизни неба. Также описание созвездий, которые благоприятны и неблагоприятны, метод этих наук и действие каждого; все, что говорят величественными словами, и все остальное относительно этого. Это избранное из книги, название которой на арабском Бавафтал, и на персидском название этой книги Фавамсахан, и таким образом указания возникают для современников.

7
ashat - Пазун /Пазаг/ - научный;

  • Название седьмого - Паджам /Пазун, Пазаг/, и это книга из двадцати двух разделов, которые Бог, достойный хвалы и величественный, послал свыше о четвероногих животных, и насколько это необходимо - законно приносить их в жертву; которые являются законными и которые незаконными, и как режут их; каковы они и как необходимо резать их для Гахамбара, и все о сезонном празднике; как необходимо праздновать его, и о человеке, который принимает участие; о расходах на сезонный праздник и как велика награда; сколько необходимо давать священникам, раданам и первосвященникам, и любым людям, кто без сомнений, кто в речи, деянии и намерении добродетелен, и любым людям, которые читают литургию сезонного праздника. И все мудрое в этой книге; и обязанность для всех людей - знать это, и это так для всех до дней Фравашей; и каждый, кто обладает знанием, ищет этого и добивается заступничества за человечество для достойных, подобно защите праведных дел, чтобы обрести воздаяние в конце с небес; и [говорится также] о необходимости давать эту защиту праведных дел родным и достойным.
  • Название седьмого Наска - Паджам (Пазун, Пазаг), и он из двадцати двух разделов; это описание о четвероногих животных и насколько они сделаны законными; которые являются законными и которые незаконными, и как режут их; каковы они и как необходимо резать их для сезонного праздника, как необходимо исполнять все, что в сезонном празднике, и о человеке, который принимает участие: о расходах на сезонный праздник и как велика награда; сколько необходимо давать священникам, раданам и первосвященникам, и описание защиты праведных дел, дабы обрести воздаяние в конце с небес.
  • Название седьмого - Паджам (Пазун, Пазаг); это Наск из двадцати двух разделов, и это объяснение в отношении законных и незаконных животных всякий раз, когда их режут для празднования сезонного праздника; и также всем многообразии воздаяний и благих трудов; также относительно причины пяти дней духов-хранителей, которые названы избранными, и почему они назначены.

8
cit - Ратуштайид /Ратуштаити/ - научный;

  • Название восьмого - Ратуштайи /Ратуштайид, Ратуштаити/, и он из пятидесяти глав, но когда после] времени Александра решали вопрос, нашли не более тринадцати разделов. И они о делах царя и церкви, судей и всем, что становится важным при решении вопросов, философах и верующих: о сооружении городов, созданных и сделанных великолепными, птицах и видах животных, рыбах и всех, что от Хормазда, домашних птицах Хормазда, а также созданиях ахримана; подобным же образом о горах, реках, земле и тому подобном.
  • Название восьмого - Ратуштайи (Ратуштайид, Ратуштаити), и он из пятидесяти разделов, из которых, после времени Александра, сохранили и нашли не более тринадцати разделов; это объяснение о сохранении религиозности и повиновения царям, первосвященникам и правителям.
  • Восьмой Наск - Ратуштайи (Ратуштайид, Ратуштаити), и он из пятидесяти разделов; его содержание о делах царя и церкви, городах, созданных и сделанных великолепными, птицах, животных и рыбах и всех, что от Ормазда, а также созданиях ахримана; подобным же образом о горах, реках, земле и тому подобном.

9
haca - Бариш - научный;

  • Название девятого - Бариш, и это книга из шестидесяти разделов, но после времени Александра нашли вновь не более чем двенадцать разделов. И они об описании царей и судей, и рассмотрении их руководства и достаточности; также об отношении крестьянина с крестьянами, короля с королевством, судей с судом, и все остальное относительно этого; любых деяниях для каждого народа, как они разделены, и как выбрать их вид и природу; также о знании всеми людьми преимущества, которое возникает из этого; кроме того, о грехах людей, обмане, произнесении лжи и всем остальном относительно этого.
  • Название девятого - Бариш, и этот Наск был из шестидесяти разделов, но после времени Александра нашли не более двенадцати разделов; это объяснение тех, кто цари и первосвященники, вожди и правители, судьи и гонцы, какова природа власти крестьян и правителей, и каким видом городов они владеют.
  • Название девятой книги - Бариш, и она из шестидесяти разделов, об описании царей и судей и рассмотрении их руководства; также об отношении крестьянина с крестьянами, короля с королевством, судей с судом, и все остальное относительно этого; [о] любых деяниях для каждого народа, как они разделены, и как выбрать их вид и природу; также о знании всеми людьми преимущества, которое возникает из этого; кроме того, о грехах людей, обмане и произнесении лжи.

10
vangheush - Кашсроб /Кишсруб, Кишкисруб/ - научный;

  • Название десятого - Кашкасирах /Кишсруб, Кишкисруб/, и это книга из шестидесяти разделов, но Iпосле бедствия Александра нашли вновь не более пятнадцати. Это объяснение относительно различия (fazi) природной мудрости и знания от приобретенного знания, то есть знания, рожденного от матери и знания и обучения, узнанного в чистоте и правдивом разговоре, и того, что останавливает человечество с добродетелью от зла, и с чистотой от осквернения; и это хранит прославленное и великое учение, и кто бы ни находился около царя - и крестьянин - становится больше в чести и достоинстве; и, подобным образом, о всяких вещах, от которых возникает польза для человечества; и тех, которые произносят ложь, как это происходит в близости от царей и крестьян.
  • Название десятой книги - Кашканиз (Кишсруб, Кишкисруб), и она из шестидесяти разделов, о различии (фазл) природной мудрости и знания, узнанного из приобретенного знания, то есть знания, рожденного от матери и знания, которое узнают обучением; [об] учении о чистоте и истине, и всем, что останавливает человечество с добродетелью от зла, и с чистотой от осквернения; и это хранит прославленное и великое учение, и кто бы ни находился около короля, и крестьянин, становится больше в чести и достоинстве; и, подобным образом, о всяких вещах, от которых возникает польза для человечества; и тех, которые произносят ложь, как это происходит.
  • Название десятого - Кашсроб (Кишсруб, Кишкисруб), и этот Наск был из шестидесяти разделов, но после времени Александра нашли вновь не более пятнадцати разделов: это объяснение об отличии природной мудрости и знания от приобретенного знания; о том, что делает человечество чистым от осквернения, и использование чего утверждает поступки человечества.


11
dazda - Виштаспад /Гуштаспад, Виштасп-саст/ - научный;

  • Одиннадцатый - Виштасп-шах /Гуштаспад, Виштасп-саст/, и он из шестидесяти глав, но после бедствия Александра нашли вновь не более десяти разделов. Это [книга] о принятии Гуштаспом власти, и о религии Зартошта - кто был искусен в изложении религии, и поддержал ее и сделал действующей в мире - он избрал религию Зартошта.
  • Одиннадцатый - Наск Виштасп-шах (Гуштаспад, Виштасп-саст), и он из шестидесяти разделов, но после времени Александра нашли вновь не более десяти разделов, и их утверждения - в отношении царя Гуштаспа, сделавшего действующей религию.
  • Название одиннадцатого Наска - Виштасп (Гуштаспад, Виштасп-саст), и он из шестидесяти глав, но после бедствия Александра, когда пытались найти их вновь, нашли не более восьми разделов, и они о принятии Гуштаспом власти, и о религии Зартошта - кто был искусен в изложении религии, и поддержал ее и сделал действующей в мире - он избрал религию Зартошта.

12
mananghd - Дад /Ваштаг/ - религиозный;

  • Название двенадцатого - Хашт /Дад, Ваштаг/, и он из двадцати двух разделов, которые посланы свыше в шести частях (juzu). Первая - о знании Господа - да будет он почитаем и прославляем - и вере Зартошта. Вторая часть - о послушании царей, истине религии, исполнении повелений и
  • сопротивлении им, и удержании своей руки от дурных деяний. Третья часть - об обещаниях благодетельным и воздаянии им, злодеях и наказании, и избежании ада. Четвертая часть - об обиталищах мира, земледелии, обрезке деревьев, как, например, финикового дерева, и всем остальном относительно этого; [о] бедах и силах человечества и четвероногих животных, и послушании, которое они исполняют; о людях, которым свойственна внимательность, и всем остальном относительно этого, и исполнении первосвященниками их служения закону религии. Пятая часть - о классах человечества, и этих четырех классах: первый должен в основном защищать царя и, затем, судей и умудренных в религии; второй класс должен держать наблюдение над городами и уничтожать врага; из третьего класса - писатели и, во-вторых, земледельцы и городское общество; из четвертого класса - люди торговли, ремесленники, рыночные торговцы и сборщики налогов; в войне они кажутся оживленными, и необходимы, чтобы дать десятину первосвященникам и царю; они придерживаются почтения и добрых трудов, о которых мы говорили, и когда они действуют так, они получают большое воздаяние в конце.
  • Название двенадцатого - Хашт (Дад, Ваштаг), и он из двадцати двух разделов; это объяснение о вопросе мудрости, поддержания религиозности в мире, и наказании за каждый грех, как это) установлено.
  • Название двенадцатой книги - Хашт, и она из двадцати двух фаргардов в шести частях. Первая часть - о знании Господа - да будет он почитаем и прославляем - и вере в миссию Зартошта, и всяких обязанностях, которые определяются в книге религии. Вторая часть - о послушании царей и исполнении повелений. Третья часть - об обещаниях благодетелям и воздаянии им. наказании злодеев и избежании ада. Четвертая часть — об обиталищах мира, земледелии и обрезке деревьев. силе человечества и четвероногих животных, послушании, которое они исполняют, и всех обязанностях, исполняемых первосвященниками религии. Пятая часть - о классах человечества, и этих четырех классах: первый должен в основном защищать царя и, затем, судей и умудренных в религии; второй класс должен держать наблюдение над городами и уничтожать врага; из третьего класса - писатели и, во-вторых, земледельцы и городское общество; из четвертого класса - люди торговли, ремесленники, рыночные торговцы и сборщики налогов, в войне они кажутся оживленными, и необходимы, чтобы дать десятину первосвященникам и царю; они придерживаются почтения и добрых трудов, о которых мы говорили, и когда они действуют так они получают большое воздаяние в конце.

13
angheush - Спэнтах /Спэнта, Спанд/ - религиозный;

  • Название тринадцатого - Сфэнд /Спэнта, Спанд/, и он из шестидесяти разделов, которые посланы; свыше для осведомленности людей, которые хотят этого, и для знания тех людей, которые: становятся жаждущими добродетельных деяний и действуют по поступкам знающих и людей религии; и получают от того пользу; также как напоминание, что есть польза от ежедневного применения этого. И эта книга - напоминание нам об апостоле Зартоште религиозными людьми, и обо всем, что дано Богом, величественным; о произнесении лжи людьми мира, и о благости положения людей мира. Также обо всем, что станет явным в течение десяти лет, о чудесах Зартошта, которые; излагают в семи рассказах.
  • Название тринадцатого - Сфенд (Спента, Спанд), и он из шестидесяти глав; это объяснение того, что показывают как чудеса этого Наска, что когда различная нужда случается, всякий первосвященник; должен читать этот Наск несколько дней с сильным голосом, в соответствии с тем, что было записано, должен просить для мира.
  • Название тринадцатой книги - Сфенд, и она из шестидесяти разделов, для осведомленности людей которые хотят этого и для их знания; также для любых людей, которые становятся жаждущими добродетельных деяний и действуют по поступкам знающих и людей религии, и получают от того пользу; также как напоминание небесной сферы, что есть польза от ежедневного применения этого. Также об описании зла человечества, апостоле Зартоште, о произнесении лжи людьми мира, и о благости положения людей мира. Также обо всем, что станет явным в течение десяти лет, о чудесах; Зартошта, которые излагают в семи рассказах.

14
shyaothananam - Чидрашт /Чихрдад/ - юридический;

  • Название четырнадцатого - Джирашт /Чидрашт, Чихрдад/, и он из двадцати двух разделов, посланных свыше для уразумения человечеством причин, делающих людей явными в материнском чреве, и почему впоследствии из тех, кто выходит из чрева, некоторые - апостолы, некоторые - цари, и некоторые - крестьяне; и все остальное относительно этого.
  • Четырнадцатый Наск - Джирашт, и он из двадцати двух разделов, для уразумения человечеством причин, делающих людей явными в материнском чреве, и почему впоследствии из тех, кто выходит из чрева, некоторые - апостолы, некоторые - цари, и некоторые - крестьяне; и все остальное относительно этого.
  • Название четырнадцатого - Джирашт (Чидрашт, Чихрдад), и он из двадцати двух разделов, это объяснение о создании людей человечества в день Бога, пока не произойдет последний день воскрешения; их соответствие проявляется в материнском чреве, и почему некоторые умирают во чреве и некоторые рождаются, некоторые цари и некоторые крестьяне.

15
mazdai - Байан-Йашт /Баган Йасн/ - юридический;

  • Название пятнадцатого - Багхан-йашт /Байан-йашт, Баган-Йасн/, и он из семнадцати разделов в восхваление творений Бога, достойного хвалы и величественного, и Изэдов, допущенных к нему:; также благодарение для его благосклонности, и то, что он сделал полезным в религии, увеличивает благодарение для его благосклонности, до получения этого обратно в конце; подобным образом о явлении Изэдов, и это прекрасно. Хвала Святому Существу, величественному!
  • Название пятнадцатого - Багхан-йашт (Байан-йашт, Баган-йасн), и он из семнадцати разделов; это объяснение о восхвалении признанных ангелов, и что касается служителей Наиболее Великолепных, в какое время они становятся явными и какую обязанность они исполняют, до воскрешения.
  • Название пятнадцатой книги - Багхан-йашт, и она из семнадцати разделов в восхваление Господа достойного хвалы и величественного, и допущенных ангелов: также благодарение для его благосклонности вследствие того, что он сделал полезным в религии, и благодарение для его благосклонности продолжается до получения этого обратно в конце; подобным образом о явлении ангелов, и это прекрасно для восхваления Святого Существа.

16
xshathremca - Нийадам /Нигадум/ - юридический;

  • Название шестнадцатого - Нийарам /Нийадам, Нигадум/, и он из пятидесяти четырех разделов о законах относительно богатства, представлении обитателей посторонним и всем, что сделано; законно величественным Господом; [о] получении избавления от ада, оказании помощи, рабстве, и природе странников, и каждом, кто оказывает помощь и оставляет память для человечества; обо всем, что в мыслях человечества и всем, что в телах человечества.
  • Название шестнадцатого - Нийарам (Нийадам, Нигадум), и он из пятидесяти четырех разделов; это объяснение о законах торговцам, договорах и решениях, то есть решении относительно созданий, как им действовать.
  • Название шестнадцатой книги - Нийарам, и она из пятидесяти четырех разделов, о законах относительно богатства, остановке вне дома и всем, что сделано законным; [о] получении избавления от ада, оказании помощи, рабстве и природе спутников; [обо] всем, что в мыслях человечества и всем, что в телах человечества.

17
а - Хуспарам /Хуспарум/ - юридический;

  • Семнадцатый - Аспарам /Хуспарам, Хуспарум/, и он из шестидесяти четырех разделов, которые посланы свыше о ритуалах, тех, которые в книге людей религии, и о рассмотрении некоторых известных расходов людей, для сохранности и повреждения распределяемых в мире, пока не будет избавления в конце; и [о] знании всего, что они делают законно и незаконно; также о законах относительно наследства и пределах веры; о том, что сеют, и обо всем, что выращивают, и о регулировании рождения; обо всем, что сделано обязательным в памяти, и всем, что сделано обязательным в сделанных записях; также насколько необходимо вызывать все признаки, которые есть во время родов.
  • Название семнадцатого - Аспарам (Хуспарам, Хуспарум), и он из шестидесяти пяти разделов; здесь объяснение о точно направленных и добрых делах, и всем остальном относительно этого.
  • Название семнадцатой книги - Аспарам, и она из шестидесяти разделов, о ритуалах, тех, которые в книге людей религии, и о рассмотрении некоторых известных расходов людей, для сохранности и повреждения распределяемых в мире, пока не будет избавления в конце; и [о] знании всего, что они делают законно и незаконно; также о законах относительно наследства и пределах веры; о том, что сеют, и обо всем, что выращивают, и о регулировании рождения; обо всем, что сделано обязательным в памяти, и всем, что сделано обязательным в сделанных записях; также насколько необходимо вызывать все признаки, которые есть во время родов.

18
ahurai - Дувасароджит /Дусруджид, Дувасруд/ - юридический;

  • Название восемнадцатого - Дувасарони-джад /Дусруджид, Дувасруд/, и он из шестидесяти пяти разделов: похитители людей и четвероногих животных, все обязанности, которые должны быть им даны, и перечисление обязанностей каждого из них, вследствие кражи и убийства, преграждения дороги, устрашения путников и беспорядка в тюрьмах; и все остальное относительно этого.
  • Восемнадцатый - Дувасароджад (Дусруджид, Дувасруд), и он из шестидесяти пяти разделов; это объяснение о том, что есть изложение темы Хедйодат, то есть создания союза близких друг с другом, которые ближайшие друг другу.
  • Название восемнадцатого Наска - Дувасроб, и он из шестидесяти пяти разделов, о похитителях (duvayan) людей и четвероногих животных, всех обязанностях, которые должны быть им даны, и перечисление обязанностей каждого из них, вследствие кражи и убийства, преграждения дороги, устрашения путников и беспорядка в тюрьмах; и всем остальном относительно этого.

19
yim - Сакадам /Сагадум/ - юридический;

  • Название девятнадцатого - Аскарам /Сакадам, Сагадум/, и он из пятидесяти двух разделов, о судьях и философах, способах испытания законов, знании толкований, и взглядах относительно этого в) других рукописях.
  • Название девятнадцатого - Аскарам (Сакадам, Сагадум), и он из пятидесяти двух разделов; это объяснение о случае произведения обновления Вселенной [или Фрашегирде], вплоть до воскрешения и будущего существования, которое суть превращение мертвых в живых, гибели ахримана и демонов, и подробностях тех явлений.
  • Название девятнадцатого Наска - Аскарам, и он из пятидесяти двух фаргардов, о судьях и философах, способах испытания законов, знании толкований, и взглядах относительно этого в других рукописях.

20
drigubyo - Джуд-дев-дад /Вендидад/ - юридический;

  • Название двадцатого - Вендидад /Джуд-дев-дад/, и он из двадцати двух разделов для побуждения к воздержанию человечества от дурных деяний, от дьявола и бесчестья, чужеземных чародеев и тех, кто действует по их поступкам и будет совершать преступления; и мы рассказываем об их преступлениях среди всего благого и чистого, и всей греховности и осквернении, и объясняем их.
  • Название двадцатого Наска - Виндад, и он из двадцати двух разделов для побуждения к воздержанию человечества от дурных деяний, от дьявола и бесчестья, чужеземных чародеев и тех, кто действует по их поступкам и будет совершать преступления; и мы рассказываем об их преступлениях среди всего благого и чистого, и всей греховности и осквернении, и объясняем их. И что касается этой книги Виндад, которая двадцатая книга Насков из двадцати одного Наска Авесты, мы и вы теперь используем ее в ритуале, и когда после бедствия Александра искали книги вновь, нашли частично каждый Наск, но ни один Наск не найден полностью, кроме Виндада, который найден полностью.
  • Название двадцатого - Джуд-дев-дад (Вендидад), и он из двадцати двух разделов; это объяснение причины для воздержания человечества от загрязнения, то есть от осквернения, и нападения зла больше обычного вследствие большего; [и объяснение того, что] от видения менструации женщины и тому подобного всякий раз ущерб и повреждение случаются с творением.


21
dadat - Хадохт Двахдах-Хамаспах /Хадохт/ - религиозный;

  • Название двадцать первого - Хадохт, и это книга из тридцати разделов, о способах убеждения и множестве чудес, также о совершенстве и объединении их. И проклятый дьявол уходит далеко от каждого, кто читает эту книгу наряду с Йашт, и этот человек близок к классу (paigah) святого существа, и его грехи очищаются; также в этой книге проклятый дьявол проклинается, и Бог знает это.
  • Название двадцать первого - Хадохт, и это книга из тридцати разделов; это объяснение таково, что проклятый дьявол уходит далеко от каждого, кто будет читать эту книгу вместе с Йашт, и этот человек становится ближе к святым существам, достойным восхваления и величественным, и таким способом он приближает святых существ, подобным образом он получает достоинство.
  • Название двадцать первого Наска - Хадохт, и он из тридцати разделов, о способах убеждения и многих чудесах, и их совершенстве и объединении; и в этой книге проклятый дьявол становится проклятым и становится уничтоженным.

И цель этога написанного такова, что известно этим смиренным людям таким образом, что это книги тех стремлений, и были написаны теми благочестивыми, таким способом, что "среди нас никто не может прочитать пехлевийские письмена и толкования этих Насков на пехлеви; ни один первосвященник, который не знает пехлевийские письмена, не способен показать ни чудеса религии, ни то, что было написано в отношении комментария этих Насков".
В настоящее время, поскольку Наски не сохранены полностью среди нас, невозможно совершать их ритуал, ибо Александр Румийский, сделавший грубый отбор в нраве румийца из двадцати одного Наска Авесты тех, которыe были о звездах и медицине, сжег книги Авесты, так что душа Александра горит в аду; и после его бедствия каждый из первосвященников, в совещании друг с другом, сохранил Авесту в своей памяти, и совет открыл книги Йасна (Йашт), Висперад, Вендидад, Фраваш, Хурдах Авеста, Дарун, Афринаган, Чидах ВаДжаркардан и Бундахишн, которые они записаны правильно; что касается остального (tatammah), что они не записали, это было вследствие того, что они не сохранили это правильно в своей памяти. И упование, происходящее среди них на суд Хормазда и Бессмертных Святых таково, что Варджаванд, Пешотан и Хушедар прибудут вскоре для проявления религии, и доброта религии вновь примет величие от нового главы; добрые и те, что доброй религии, станут радостными и счастливыми, а дурные и нечестивые погибнут и исчезнут. Да будет так.

[© Ю.С.Лукашевич, 1999 – перевод]

журнал «МИТРА №1(5)

Разделы