Зороастризм и Авеста: часто задаваемые вопросы

Опубликовано Ramyar -

Хошанг Руми Сухия
Зороастризм и Авеста: часто задаваемые вопросы

Dr.Hoshang Rumi Sukhia, Karachi, Pakistan.
Перевод с английского: Юрий Лукашевич.

Вопрос: Что такое зороастризм?

1. Общее представление

Зороастризм – религия, основанная в древние времена пророком Заратуштрой, известным грекам как Зороастр.

Зороастризм был основной религией Персидской империи (559 г. до н.э. – 651 г. н.э.), и был, таким образом, сильнейшей мировой религией во времена Иисуса. Он оказал огромное влияние на другие религии и по-прежнему существует по всему миру, в особенности в Иране и Индии.

Согласно Мэри Бойс,

«Пророк Заратуштра, сын Поурушаспы, из рода Спитама, известен прежде всего по Гатам – семнадцати великим гимнам, которые он сочинил. Эти гимны были добросовестно сохранены его последователями. Гаты являются не собранием поучений, но вдохновенными, страстными изречениями, многие из которых обращены к Богу. Они имеют древнюю поэтическую форму, которая прослеживается (благодаря скандинавским параллелям) до индоевропейской эпохи. Гаты можно связывать с традицией мантиков-гадателей. Ее культивировали жрецы-провидцы, которые пытались выразить в возвышенных словах свое восприятие божества. Она отличается утонченностью намеков, богатством и сложностью стиля. Такая поэзия может быть полностью понята только обученным человеком, а поскольку Зороастр верил, что Бог поручил ему донести откровение до всего человечества, то он должен был проповедовать простыми словами для обычных людей. Изречения его передавались последователями из поколения в поколение и были в конце концов записаны лишь при Сасанидах, правителях третьей Иранской империи. Тогда говорили уже на среднеперсидском языке, так называемом пехлеви. Сочинения на пехлеви содержат бесценные пояснения для понимания удивительных по неясности Гат» («Зороастрийцы: Верования и обычаи». Лондон, 1979, с. 17; русское издание – СПб., 1994, с. 29).

2. Некоторые главные догматы зороастризма

Бог: Ахура Мазда

Высшее существо именуется Ахура Мазда (пехл. Ормазд), что означает «Мудрый Владыка». Ахура Мазда всеблаг и создал мир и все добрые творения, включая людей. Ему противостоит Ангра Майнью (пехл. Ахриман), что означает «Злой Дух», или «Дух Разрушения» – воплощение зла и создатель всех дурных вещей.

Космическая битва между добром и злом в конечном счете приведет к уничтожению всего зла.

Пророк: Заратуштра

Религия была основана Заратуштрой. Дата его рождения неизвестна, но вероятнее всего, это было около 1200 г. до н.э. Он жил и проповедовал в среднеазиатских степях. Заратуштра получил свое откровение непосредственно от Ахура Мазды и его Архангелов (Амеша Спента).

Священное писание: Авеста

Главная книга зороастрийцев – Авеста. Самая священная часть Авесты – Гаты, или Гимны Заратуштры; они же наиболее загадочны. Поздняя богословская литература включает пехлевийские тексты, которые содержат обширные цитаты и изложения утраченных авестийских текстов.

Кредо

Кредо сформулировано в Ясне 12. Оно, вероятно, составлено самим Заратуштрой и использовалось как символ веры первых обращенных (см. М. Бойс «Зороастризм – его древность и вечная сила», с. 102-104).

Ритуалы

Два священных предмета одеяния, судрех (рубашка) и кусти (шнур) – символы религии. Зороастрийцы исполняют короткий ритуал очищения (Падьяб) и заново повязывают кусти несколько раз в день, исполняя другой короткий ритуал (Ниранг-и кусти) как знак своей веры. Другие молитвы читаются ежедневно из «Хорда Авесты». Молитвы в основном произносятся на авестийском языке. Верующий должен также участвовать в сезонных общих праздниках («Гаханбарах»), проводимых в течение года.

Огонь и «Аша»

Огонь как символ «Аши» и «изначального света Бога» занимает особо почетное место в религии. Молитва часто произносится перед огнем, и священные огни сохраняются постоянно горящими в главных храмах.

Вопрос: Какова численность зороастрийцев сегодня?

Я доверяю последнему числу, которое я видел – около 140,000. Самые большие сообщества находятся в Индии и Иране. Буклет Дж. Хиннелльса «Зороастризм и парсы» (с. 8) указывает на 17,000 в Иране и 92,000 в Индии. Численность зороастрийцев в Северной Америке составляет около 5,000.

Вопрос: Какие тексты считаются священными в зороастризме?

Самый древний зороастрийский священный текст – Авеста. Он включает около тысячи страниц. Некоторые части, включая Гаты, написаны на древнем диалекте, который называется «Староавестийский» или «Гатический авестийский». Главные из сохранившихся частей следующие:

1) «Ясна» – Священная Литургия и Гаты / Гимны Заратуштры;

2) «Хорда Авеста» – Книга Общих Молитв. Включает «Яшт» (Гимны Святым Существам), «Ньяеш» (Литании Солнцу, Митре, Воде, Огню и Луне), «Гах» (молитвы для пяти периодов дня), «Афринаган» (церемонии благословения) и другие молитвы;

3) «Висперад» – Дополнение к Литургии;

4) «Вендидад» – прежде всего законы чистоты, мифы и некоторые медицинские тексты;

5) «Фрагменты».

Изначальный канон Авесты включал двадцать две книги (литургические, исторические, медицинские, законодательные). Их существование было документировано в 9-ом веке н.э. С тех пор многие из нелитургических текстов были утрачены.

Кроме Авесты, зороастрийцы обладают многочисленными текстами Сасанидского периода, написанными на среднеперсидском диалекте, называемом «пехлеви». Многие из них представляют собой комментарии-толкования (называемые «Зэнд»), которые переводят, резюмируют и объясняют Авесту. Пехлевийские тексты также во многом сохраняют содержание и переводы утраченных авестийских текстов. Они рассматриваются как обладающие меньшим авторитетом в сравнении с Авестой.

Вопрос: Когда жил Заратуштра?

Согласно Брюсу Линкольну,

«В настоящее время большинство ученых склоняется к мнению, что наиболее правильной датой будет конец второго тысячелетия до н.э. или начало первого, хотя есть все еще те, которые настаивают на седьмом столетии» («Смерть, война и жертва», 1991, с. 150).

Хумбах и Ичапория, по-видимому, придерживаются даты 1080 г. до н.э., но также упоминают 630 г. до н.э. («Наследие», 1994, с. 11).

Обычно приводится седьмое столетие до н.э. Я думаю, что Бойс убедительно показала, что датировка седьмым столетием ошибочна. Хумбах также не принимает в расчет основание этого вычисления в своем переводе Гат 1991 года (с. 30). Бойс не уверена относительно точной даты: «между 1400 и 1000 г. до н.э.» (1975), «между 1700 и 1500 г. до н.э.» (1979), «около 1400 г. до н.э.» (1988), "между 1500 и 1200 г. до н.э. «с наибольшей степенью вероятности» (1992).

Вопрос: Что такое «Аша»?

Аша – ключевая концепция в Гатах и всех текстах. Весьма сложно перевести это понятие одним словом. Я предпочитаю оставлять слово непереведенным и давать пояснения. Общепринятые переводы – истина, праведность, мировой порядок, вечный закон, соответствие.

Вопрос: Что зороастрийское Священное Писание говорит про ...?

Действие

«Тысяча людей не сможет убедить кого-либо словами в той мере, в какой один человек сможет убедить тысячу действием» («Динкард» 6:15).

Милосердие

"И также открыто в религии, которую Ормазд заповедал Зартошту, так: «Тот, что дарует милосердие разумно и избирательно, подобен мне, Ормазду. Тот же, что дарует милосердие ввиду незнания, без понимания и без разбора, подобен Ахриману»... «Милосердие есть достойнейшее деяние, и существует 33 пути от Гаротмана (Рая) к Мосту Чинвад, и каждый, что благословлен за свои достойные деяния, может пойти по одному из путей, а тот, что благословлен вследствие его милосердия, может пойти всеми путями»... «Что бы ни давали милосердные люди, я воздам им вдвойне, и сохраню это» («Пехлевийские Риваяты» 10).

Образование

"Желание Ахура Мазды от людей – «Познайте меня», ибо Он знает: «Ежели они познают меня, каждый последует за мной». Желание же Ангра Майнью таково: «Не познавайте меня», ибо он знает: «Ежели они познают меня, никто не последует за мной» («Динкард» 6:31).

Ад

Ад – временное место страдания для грешников после смерти. Когда зло будет окончательно побеждено (во время Фрашегирда), души грешников будут выпущены от ада и очищены расплавленным металлом. Тогда они присоединятся к сообществу Бога и святых.

Надежду

«Есть средство от всего, кроме смерти, надежда для всего, кроме зла, и все прейдет, кроме праведности» («Шайест Не-Шайест» 20:17).

Радость

С Ангра Майнью лучше всего бороться радостью; уныние – признак его победы.

Внимательность

"Поскольку душа не существует сама по себе, но находится в мире, пока существует тело, необходимо идти с такой осмотрительностью, будто бы без ботинок, в то время как весь этот мир полон змей, скорпионов, вредных гадов и шипов, и с опасением: «Как бы гады не искусали меня и шипы не ранили меня» («Динкард» 6:47). В зороастрийском богословии внимательность персонифицирована как Сраоша («Послушание»).

Пророков

"Создатель Ахура Мазда сказал Заратуштре: «О Заратуштра! Я не сотворил в мире никого лучшего, чем Ты, и также не сотворю Я никого лучшего после Тебя. Ты – мой избранник, и Я сделал этот мир видимым ради Тебя. И все те люди и правители, коих Я сотворил, всегда надеялись, что Я сотворю Тебя в их дни, дабы приняли они религию, и души их достигли высочайших небес» («Сад Дар» 81:3).

Перевоплощение

Концепция перевоплощения чужда зороастризму. Согласно Дастуру Фирозу М. Котвалю, первосвященнику храма огня в Вади, «наша религия не связана ни с каким перевоплощением, поскольку если существует перевоплощение, то очевидно, что не может существовать идея воскрешения. Поэтому эти доктрины противоречат друг другу. Конечно, есть тенденция привнесения понятия перевоплощения и других понятий из индийской философии, поскольку мы живем среди индийцев. Но это недавнее развитие для согласия среди индийцев и тому подобного. Однако вы должны быть преданы своей религии, потому что когда вы хотите ввести что-либо чуждое в нашу религию, есть опасность, что все остальные доктрины могут придти в беспорядок».

Также, согласно Дж. В. Санджане,

«Вера в эту догму (то есть перевоплощение) настолько несовместима с буквой и духом традиционного зороастризма, что можно без преувеличения сказать, имея на то веские причины и право, что человек, верящий в перевоплощение – не истинный зороастриец» (цитата из Бойс, 1984, с. 157).

Ответственность

"Когда Господь Ахура Мазда впервые создал человечество, Он дал следующий наказ: «Будьте усердны, дабы спасти свои души; тогда Я позабочусь о ваших телах. Ибо невозможно спасти ваши души без Вас». Люди же введены в заблуждение следующим образом: они сами заботятся о материальных вещах, а что касается духовного, они полагают свою надежду на Язадов" («Динкард» 6:291).

Страдание

«Когда человек следует религии Язадов, Язады замечают боль, что терпит он в этом мире – даже усталость ног его и рук его, когда должным образом исполняет он свою работу; и они знают и принимают в Счет Духа те трудности, голод, жажду, волнения и болезни, что затрагивают его» («Динкард» 6:106).

Правдивость

"Зартошт спросил Ормазда: «Какая из добродетелей является наилучшей для человечества?» Ормазд отвечал: «Правдивая речь – наилучшая, ибо в правдивой речи заключены добрая слава миру и добрая жизнь и спасение в Раю; что же касается твоих потомков и последователей, сотворением добрых деяний достигнут они лучшего для своего рода, и твоя душа будет поистине благословенна». Для того, кто лишается [материального] богатства за истину, это лучше, нежели лишиться награды души вследствие лжи, ибо можно накопить богатство снова, но когда человек умирает, душу вернуть невозможно. Тогда никакими средствами нельзя исправить этого" («Пехлевийский Риваят» 10).

Слово Бога

«Религия и Священное Слово подобны плоти и коже» («Динкард» 6:324).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Mary Boyce. Zoroastrians. Routledge & Kegan Paul, 1979 (замечательный краткий исторический очерк, написанный ведщим западным ученым. Я полагаю, что зороастрийцы найдут эту книгу весьма воодушевляющей и информативной).

Firoze M. Kotwal, James W. Boyd. A Guide to the Zoroastrian Religion. Scholar's Press, 1982.

A Nineteenth Century Catechism by Erachji S. Meherjirana, with translation and commentary by a modern Dastur (High Priest) (включает описание ежедневных ритуалов).