Первый солнечный день. Грифон, или птица Симург

Предлагаемая публикация - начало подборки к "Солнечному календарю". Основной ее целью является выявить отражение солнечных ритмов в русской литературе и фольклоре, включая обрядность, быт. Однако ограничиваться только этим не стоит - мир обширен и многообразен, но Земля у нас одна, и ей Господом дана единая изначальная вера и Авеста.

Этот день посвящен Творцу нашего мира Ахура Мазде - "Первый день" - в этом определении числительное становится качественным прилагательным. Все начинается с первого - с первого дня, первого толчка, первого движения, - запускается, разворачивается цикл. Первый день - точка рождения нового мира, то самое "горчичное зерно" Евангелия, та самая спираль ДНК, которые несут в себе Будущее, где в свернутом виде хранится целый мир. Первый день - яйцо мира, клетка, из которой разовьется организм. Он - вара, которая, расширившись, должна объять всю нашу Вселенную.
Первый день связан со всем первым, первичным в нашей Вселенной. "Первой из добрых земель и стран, которую я, Ахура Мазда, создал, — говорится в "Видевдаде", — была Арьяна Ваэджа с доброй рекой Даити. Затем пришел ангроманью, который есть сама смерть, и он произвел противоположное своей колдовской силой - змея в реке; зиму - работу дайвов". Арьяна Вазджа – земля ариев, и все, что с нею связано, безусловно, должно было найти свое отражение в их мышлении, способе жизни и народном творчестве.
В первом дне свернут весь календарь, как царства в русских сказках, которые умещались в яйце, клубке, шкатулке. Медное, серебряное, золотое царства в свернутом виде дают героям сказок тотемические животные, связанные с другими днями календаря: ворон, сокол. Практически каждая русская сказка содержит в себе мистерии нескольких дней календаря. Существуют информационные блоки, посвященные каждому дню, и из них, словно из детских кубиков, складывается та или иная картинка. Возьмем, к примеру, "Сказку об Иване-царевиче и сером волке". Ее основная тема-проверка царских сыновей на наличие у них хварны, иными словами, кто из них родился в первый солнечный день, в который рождаются истинные цари. Перед каждым из царевичей встает вопрос выбора пути (выход из лабиринта, поиск верного направления - мистерия Тиштара, тринадцатый солнечный день). Ивану-царевичу помогает серый волк - тотемическое животное двадцать первого солнечного дня. Предательство братьев -отражение мистерии близнецов, смерть и воскрешение царевича - шестой и седьмой солнечный дни и т.д. В каждой сказке стержнем является мистерия какого-либо дня, а вокруг этого стержня разворачиваются с той или иной степенью подробности мифы других солнечных дней.

Первый солнечный день связан с истинной верой, четким разделением Добра и зла. Света и тьмы, это день противостояния. Для осознания дан светильник разума - высший дар Господа. За носителя истинной веры, за светильник веры на горе, стоящий в центре матушки-Руси не на жизнь, а на смерть бились ее сыны-богатыри: царские сыновья, простой люд и Иван-коровий сын. Змей Горыныч с числом голов, всегда кратным трем, зарился на Русь, и от его набегов, превращающих страну в пустыню, спасали ее богатыри. Никогда и ни у кого из богатырей во всех русских сказках и былинах не было ни колебаний, ни сомнений в том, что надо идти и биться, но при этом никогда они не нападали первыми. Они вызывали на бой, но начинал этот бой Змей Горыныч. Это змей Аж Дахак, головы которого - злая мысль, злое еловой злое дело противостоят Доброй Мысли, Доброму Слову, Доброму Делу. Три головы Змея нацелены разрушителем на то, чтобы осквернить главное в зороастризме – Благую Мысль, Благое Слово, Благое Дело, т.е. сокрушить устои веры, погасить светильник разума, зажженный Маздой.

Принципиальнее этой битвы нет ничего на свете. И ее основная тяжесть испокон века ложилась и ложится на русский народ. Не зря все силы зла брошены на то, чтобы лишить русских разума. В 1917 году был нанесен мощнейший удар по мозгу Земли - России, и разум русских был в большой степени отключен. Сейчас, когда страна стала оправляться от шока, ее стараются оторвать от корней, чтобы лишить будущего, всячески убеждая, что прогресс и цивилизация в американизации общества или же в равнении на Европу (которая, кстати, уже достаточно сильно американизирована). Наши богатыри уже участвуют в дурацких рекламах, выбирая товары, а не путь в жизни; а в матрешках - символе материнства, модели мира, оказывается бутылка пепси-колы, и мы спокойно к этому относимся! А ведь богатыри охраняли Святую веру. Благую землю...

soln den 1.jpg

Русский воин-защитник всегда является рыцарем в лучшем смысле этого слова: он бьется за правое дело, за справедливость и никогда — за свои личные интересы. В нем присутствует первичная жертвенность, твердость и несгибаемость.
Настоящим русским людям присуща патриотичность, которая проявляется очень глубоко и не явно, и очень часто в форме отрицания. Ругая себя, ругая свое государственное устройство, свой» человеческую природу и свои ландшафты, именно русские более других страдают ностальгией. Очень точно выразил это С. Есенин:

... ядро себя сложил бы так:
Любил он Родину и землю,
Как любит пьяница кабак".

В русском эпосе отношения между воинами весьма специфичны: сотрудничество всегда наступает после поединка. Воины съезжаютсяв чистом поле и меряются силами. Бой идет настоящий и честный, и тот, кто оказывается побежденным, предпочитает смерть просьбе о пощаде. Победивший испытывает истинное восхищение своим соперником, в результате воины братаются и уже вместе едут дальше. Этот сюжет боя и последующего совместного подвига прослеживается в эпосе всех ариев: в "Шахнаме", в истории Нибелунгов, что вновь напоминает о едином их корне.
Такие выяснения отношений очень свойственны русским людям: вспомним, как собирались на кулачные бои жители соседних деревень, как брали снежные городки (см. "Взятие снежного городка" В. Сурикова). Дате же мальчишки, живущие в разных дворах- они всегда выясняли отношения в честном кулачном бою.

Извечная дружба-соперничество гимназистов и реалистов, дерущихся строго по правилам, не раз и не два описана в русской литературе ("Кондуит и Швамбрания" Л.Касенля, "Открытая книга" В.Каверина).
Та река, которую создал Ахура Мазда, стала границей Благой земли. Битва на реке красной нитью проходит через весь русский эпос: на реках бьются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Поповнч и все воины сказок. Богатырь Сухман, поехавший за "лебедью белой" для князя Владимира, увидел, что за Непрой-рекой стоит несметная сила неверная.1 Сама река делает все, чтобы не пустить врагов на Русь2: разрушая мосты калиновые, которые мостят враги, "из силы матушка Непра-река повыбилась". Сухман выдергивает из земли дуб с кореньями и этой палицей побивает один всех врагов. Это мы читаем в древней былине, веками хранившейся в устном творчестве Руси. Но вот XX век - самый петербургский поэт А. Блок:

На пути - горючий белый камень,
За ремой - поганая орда.

В этих коротких строчках закодированы очень многозначные и важные вещи: выбор верного пути - "горючий белый камень", то начало, та исходная точка, откуда все начинается, камень, лежащий в основе Будущего, и разделение мира на две части - "здесь" и "за рекой". Опять возникает образ реки, являющейся границей Добра и зла.

Перечитывая сказки, былины, я вдруг ясно осознала, что не только в эпосе, но в реальной истории нашей страны решающие сражения за веру, за Родину происходили на реках: страшное поражение на Качке; победа Александра Ярославича, прозванного за нее Невским; победа его праправнука Дмитрия Ивановича на Дону; переломная битва на Волге в 1942 году, форсирование Днепра...
И вечный бой...
Покой нам только снится..

Евгения Борисова

примечания
1 Отметим, что речь идет о силе "неверной". Здесь прослеживается мистерия первого солнечного дня - решается вопрос выбора веры, истинности веры. Здесь или-или: .либо человек в истинной зороастрийской вере, либо он служит злу.

2 Вздыбившаяся, преграждающая путь врагу, Непра-река вызывает ассоциацию с Брендуидином, противящемся проникновению чернью всадников в Дольн. Просто удивляешься и восхищаешься Толкиеном, которому открылись глубинные архетипы, имеющие истоком Авесту! Трудно назвать еще какое-то произведение, где так полно бы отразился зороастрийский Космогенезис.

Грифон, или птица Симург

Тотем первого солнечного дня - птица Симург. или Грифон (мифическое существо, обладающее мощным телом льва с головой и крыльями орла). В "Бундахишне" (гл. XXIV) говорится, что "первым из птиц был сотворен Грифон трех природ, но не для этого мира..."
Грифон, или Симург — это проявленная в мире сила Хормазда, стихия, наказующая грешников, но дающая возможность понять величие творца. Птица Симург изображалась многотысячекрылой и многотысячеглазой. Каждый взмах ее крыла — это различные проявления стихий, а рассыпанные по небу звезды — тысячи глаз Симурга, "А место отдыха Симурга, — сказано в откровении, — на древе, которое против всякой порчи, древе всех семян; и всегда, когда он взлетает с него, тысяча веточек пускается в рост на этом дереве, а когда он опускается, то ломает тысячу веточек, и (он) роняет, рассыпает оттуда их семена" ("Бундахишн", гл. XXIV).

simurg.jpg

В иранской мифологии Симург — вещая птица, название которой восходит к авестийскому обозначению орлоподобной птицы мэрэгхо соэно (Яшт XIV, 41). Иногда Симург был орудием судьбы ("Шахнаме"). По одним источникам он обладал двумя натурами — хорошей и дурной, а по другим, включая "Шахнаме", — Симургов было два: один - благой, а другой - демонический. Способность Симурга исцелять — отголосок древнейшего евразийского мифа об орле, принесшем на Землю побег дерева жизни с неба или со священной горы. Перья Симурга использовались при гадании и магических действиях (см.: Наставления Ахура Мазды о магической действенности птичьих перьев. Яшг XIV, 35). При династии Севефидов изображение Симурга стало эмблемой Ирана, наряду с государственным гербом.

К авестийскому обозначению Симурга восходит также Сэнмурв, обитающий на мировом древе (древе всех семян). "Царь птиц" — фантастическое существо с головой и лапами пса, с крылями и в рыбьей чешуе, что символизировало его господство на земле, в воздухе и воде.
В восточнославянскоймифологии Грифон — это Семаргл (др. русские названия — Семарьгл, Сим-Рыглъ), божество, входившее в число семи (восьми) божеста древнерусского пантеона около 980г. н.э. По другой версии имя и образ Семаргла имеют иранское заимствование и восходят к мифической птице Сэнмурв.

По различным древне славянским источникам Семарглов было два и они отделяли видимый (дневной) путь Солнца от невидимого (ночного). Один находился в точке восхода, другой — в точке захода, т. е. они стоят на границе света и тьмы.
Парное изображение Семарглов часто встречается в русском прикладном искусстве. Их изображали на предметах быта - прялках, сундуках, оконных наличниках, вышивали на одежде. Они или смотрят друг на друга, а между ними находится какой-либо предмет, который они охраняют, либо - в противоположные стороны, прижавшись друг к другу спинами и охраняя два мира, и тогда они удивительно напоминают Российский герб - двуглавого орла. Есть большая вероятность того, что Ивану Ш, претендующему и на российский и на византийский престолы, изображение Семарглов, охраняющих два мира и распространенное на Руси еще с языческих времен, послужило прототипом двуглавого орла.

grifon.jpg

В греческой мифологии Грифон (гриф) — это также птица с головой орла и телом льва. Грифоны считались собаками Зевса, которые в стране гипербореев стерегут золото. В греческом Причерноморье, где был развит культ Аполлона, Грифон служил проводником в страну гипербореев. Отсюда можно сделать вывод, что Грифон — местное гиперборейское (северное) божество, заимствованное греками.

Грифон и сейчас является символом огромной мощи, власти, способности к метаморфозам и преображению. В нем есть и одухотворенность, и великодушие, и стремление к творческому полету. Птица Симург символизирует также тайную власть, творческом мышление, яркую индивидуальность, но спящую до поры до времени и неожиданно проявляющуюся. Она связана с религией, верой, традициями предков, включает космическую энергию любви и дает радость и счастье заслужившему.