О РАЗВИТИИ ИДЕЙ МАЗДАКА СОЦИАЛИСТАМИ-УТОПИСТАМИ

Социальное неравенство в обществе способствовало появлению художественно-философских произведений, в которых воплощались мечты их создателей об идеально устроенном обществе, где потребности всех были удовлетворены сполна, независимо от их происхождения. Еще во II в. до н. э., в период эллинизма, был создан первый фантастический роман путешествий Ямбула, где рассказывалось об Острове Совершенства, находящемся за Африкой, за Мадагаскаром. Совершенство там достигалось путем обобществления земли, жилья, жен и детей.
К аналогичному понятию совершенного общества были близки и такие философы древности, как Гесиод (VIII – VII вв. до н. э.) и Платон (427–347 гг. до н. э.), которые в своих произведениях выдвигали идею равенства, предполагавшую утопический возврат к раннему детству человечества – первобытнообщинному состоянию.

Идеи Платона и его предшественников впоследствии были подхвачены маздакитами, которые попытались осуществить их на практике, добиваясь общности имущества и жен путем открытого грабежа и насилия. В XV – XVI вв., в эпоху Возрождения, эти идеи были подхвачены социалистами-утопистами Т. Мором и Т. Кампанеллой и изменены до неузнаваемости. Они отвергали частную собственность как главный источник человеческих зол и в своих произведениях воплотили мечты об идеальном устройстве общества.

Потомственный юрист, Томас Мор (1478–1535 гг.) открыл эпоху Возрождения в Англии, выпустив свою книгу «Утопия» в 1516 г., где подробно изложил основные идеи о наилучшем с его точки зрения государственном устройстве.
Само по себе слово «Утопия» – греческое, «у» – это «не», «топос» – место, т. е. утопия – место, которого нет, фантазия, вымысел, В утопии выражаются различные общественные идеалы и устремления, уводящие от действительности.

Так, в своей «Утопии» Т. Мор воссоздает картину устройства общества, жителей которого объединяет «общность жизни и питания при полном отсутствии денежного обращения». Он пишет: «Это одно совершенно уничтожает всякую знатность, великолепие, что, по общепринятому мнению, составляет истинную славу и красу государства» (Утопический роман XVI – XVII веков. М.: Худ., лит., 1971, с. 140).

Огромное значение для регулирования жизни в его идеальном обществе имеет религия, а точнее, множество религий, так как одни жители Утопии «почитают бога Солнце, другие – Луну, третьи – одну из планет, некоторые – какую-то особо отличившуюся личность». Но все сограждане признают «единое высшее существо, именуемое Митрою», которому они «обязаны и созданием вселенной и провидением». Живут в Утопии семьями, которые всячески поддерживаются государством. За разрушение семьи, за измену провинившихся могут лишить свободы, т. е. даже превратить в раба. Особо посвященные люди – священники – следят за развитием нравственности и добродетели. Все утописты, несмотря на разнообразие религий, видят свою цель в почитании божественной природы человека.

Все общество в утопии делится на две секты: безбрачную (холостяки) и брачную. Безбрачная секта считается более чистой, а брачная – более благоразумной. Во время богослужений зажигают ладан и восковые свечи, молятся в храме, одеваются для ритуала в белые одежды. В Утопии царит полное довольство, так как все здесь получают то, что им необходимо. Каждая семья занимается своим ремеслом. Продукты своего труда все передают в общий оклад и берут оттуда то, что им нужно. Никто ни в чем никого не ограничивает.

Итальянский монах Дж. Доменико Кампанелла, получивший свое новое имя Томмазо во время пострига в монашество, пошел дальше своего предшественника Т. Мора. Свои религиозные занятия он совмещал с изучением философии, теологии и астрологии. За политические взгляды был осужден и более 27 лет провел в тюрьме, где и написал свою книгу «Город Солнца, или Идеальная Республика», на латыни, в 1602 г., хотя опубликовал ее впервые лишь в 1623 г. Источник всех зол на Земле Кампанелла видит в эгоизме человека, для искоренения которого и предлагает сделать все общим, в том числе и жен. «Общности жен» у него соответствовала и «общность мужей» на основе взаимного равенства.

Повествование ведется от лица Морехода, много путешествующего и однажды повстречавшего на своем пути ослепительный город Солнца, который покорил его, о чем он и рассказывает своему собеседнику.
Город Солнца – это теократическая республика, во главе которой стоит мудрейший первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчиняются три соправителя: Мощь (ведающий военным делом), Мудрость (ведающий познанием наук, ремесел, искусствами, учебными заведениями) и Любовь (ведающий вопросами продовольствия и регулирующий деторождение). Все дела республики обсуждаются четырьмя правителями и решаются во взаимном согласии.

Народ города Солнца – это беженцы из Индии, решившие после поражения монголами вести «философский образ жизни общиной». Кампанелла пишет: «И хотя общность жен и не установлена среди остального населения, живущего в их области, у них самих она принята на том основании, что у них все общее» (Утопический роман XVI –XVII вв., с. 149), а так как «знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить». Отречение от себялюбия, под которым подразумевается наличие собственных жен и детей, заменяется в городе Солнца «любовью к общине»: «Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое – у них общее» (с. 154 ). Разрешение на половые сношения (женщинам – с 19 лет, а мужчинам – с 21 года) дает главный начальник деторождения – «опытный врач, подчиняющийся правителю Любви», определяющий, «какие мужчины и женщины по строению своего тела более подходят друг другу». При этом «женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами, полные же – с худыми, а худые – с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга» (с. 157), а «если какая женщина не понесет от одного мужчины, ее сочетают с другим, если же и тут она окажется неплодною, то переходит в общее пользование» (с. 158).

К деторождению в городе Солнца относятся как к религиозному делу для блага государства, «при котором необходимо подчиняться властям». Самым гнусным пороком жители города считают гордость и надменные поступки. Они уверены, что «нищета делает людей негодяями», а богатство – самонадеянными невеждами. Их же община «делает всех одновременно и богатыми, и вместе с тем бедными – потому что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им» (с. 162).

Жители города очень религиозны, они почитают Иисуса Христа и 12 апостолов. Четыре главных праздника в городе совпадают с вступлением Солнца в 1° Овна, Рака, Весов и Козерога. А когда солярии воздвигали свой город, отмечает Кампанелла, «Юпитер был в созвездии Льва, Меркурий и Венера в Раке, Марс в Стрельце, в V доме, Луна в Тельце, в благоприятном аспекте к Меркурию и Венере, но поражала квадратом Солнце. Колесо Фортуны было в соединении с Алголем, в Х доме», что предвещало «господство, крепость и величие».

Вопрос только в том, чье господство предполагает наличие общих жен и общих мужей?
Кампанелла пишет, что у первых христиан все тоже было общим, за исключением жен, на что указывали Глосса и Тертуллиан. Причем они подчеркивали «общность жен в отношении их общего всем услужения, а не общего ложа». У соляриев же Кампанеллы «жены общи и в деле услужения, и в отношении ложа», по мнению создателя такой идиллии, это необходимо «ради производства потомства в должном порядке».

Жители города Солнца очищают свои души на тайной исповеди. В центре города находится храм, в котором 24 жреца наблюдают за перемещением звезд и поют богу псалмы. Они и определяют часы для оплодотворения, сбора винограда и пр. Солнце и звезды почитаются здесь как живые существа, при этом Солнце воспринимается как отец, а Земля – как мать. Кампанелла пишет: «Мир – это огромное живое существо, а мы живем в его чреве, подобно червям, живущим в нашем чреве. И мы зависим не от промысла звезд, Солнца и Земли, а лишь от промысла божия, ибо в отношении к ним, не имеющим иного устремления, кроме своего умножения, мы родились и живем случайно, в отношении же к богу, которого они являются орудиями, мы в его преддверии и распорядке созданы и предопределены к великой цели» (с. 183).

В этих словах налицо манихейское смешение добра и зла и заблуждение автора – очевидно, что плод его фантазии «червив».
Кампанелла видит в мире два метафизических начала: «сущее, т. е. вышний бог», и «небытие, которое есть недостаток бытийности и необходимое условие всякого физического становления». Он утверждает, что «от наклонности к небытию рождаются зло и грех», которые появляются при недостатке мощи, мудрости или воли. Согласно философу, «все существа метафизически состоят из мощи, мудрости и любви», а «грех есть действие бога, поскольку он обладает существенностью и действенностью».

С этим мы никак не можем согласиться, так как грех не может исходить от Бога ни в коей мере. Все грехи от происков темных сил, провоцирующих нас на дурные поступки, и от несовершенства человеческой природы.
С точки зрения любого здравомыслящего человека, идеальное устройство общества, о котором мечтает Кампанелла, абсолютно абсурдно и безнравственно, однако, подобные «города Солнца» пытались строить и наяву многие вожди революций. «Мы наш, мы новый мир построим, кто был никем, тот станет всем», – любимый лозунг недавнего прошлого. Мир, в котором все общее, в котором можно получить все необходимое и желаемое. Поистине «город Солнца» уверенно и целеустремленно строил пролетариат, не имея никакой собственности, никакой фактической власти – одни иллюзии. А зачем пролетариату собственность? – все общее, народное. Ну, а что небогаты – так ведь не обидно, не завидно, все одинаковые. А что такое зависть? Главный двигатель развития материального мира, являющегося порождением дьявола – важнейший постулат все того же Мани. Так что цепочка преемственности очевидна – Мани, Маздак, Маркс, Ленин, кто следующий?...

Незабвенное коммунистическое воспитание, осуществляемое всеми средствами массовой информации, учебно-воспитательными учреждениями, трудовыми коллективами – полный контроль над личностью, стирание индивидуальности, программирование развития (да и было ли это развитие?) – это ли не утопия, воплощенная в жизнь социалистами-коммунистами?!
Был ли свободный выбор в этом «идеальном» обществе? Конечно, ведь это «высокоорганизованное общество свободных и сознательных труженников», в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Программа КПСС, 1986). В романах писателей-утопистов и в убедительных речах коммунистических лидеров такая свобода выглядит привлекательно. Но вспомним – жить нормальной жизнью, получить достойную работу, жилье, уважение коллектива не член КПСС априори не мог, а изгнание из партии было равносильно полному отчуждению от общества, семьи, Родины.

В подобных «городах Солнца» формируются одинаковые мировоззрение, нравственность, непримиримость к чуждым идеологиям, активность в борьбе с «пережитками» прошлого, в результате которой народ остается, вообще, без прошлого, без истории, без корней, без религии и культуры. Так что мечты Платона, Мора, Кампанеллы, Чернышевского и некоторых других идеологов весьма не безобидны. Воплощенные в реальность, они становятся страшным бедствием для народа.

В заключение хочется напомнить об окончательной цели коммунизма, которой он пытается достигнуть. Формулировка из Советского энциклопедического словаря (М., 1988) говорит сама за себя: «По мере вызревания необходимых социально-экономических и идеологических предпосылок, вовлечения всех граждан в управление ... социалистическое господство, как отмечал В.И.Ленин, будет во все большей степени становиться переходной формой «от государства к негосударству».

«Негосударство» – государство, которого нет, «утопия» – место, которого нет, конец, достойный идеологии всеобщего равенства и обобществления всего материального мира. Недаром так популярна в народе фраза «чем ближе мы к коммунизму, тем дальше он от нас».